Конспект непосредственной образовательной деятельности Тема «День народного единства»
план-конспект занятия (старшая, подготовительная группа)

Пигулевская Ирина Агафоновна

Участники: дети подготовительной группы, их родители, воспитатель, музыкальный руководитель.

Цель занятия: расширить представление детей о государственном празднике «День народного единства» и истории его возникновения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл den_norodnogo_edinstva_2021_1.docx33 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Бакчарский детский сад № 2 общеразвивающего вида»

Конспект

непосредственной образовательной деятельности

Тема «День народного единства»

Составила и провела воспитатель

Пигулевская Ирина Агафоновна

с. Бакчар

2021 год

Участники: дети подготовительной группы, их родители, воспитатель, музыкальный руководитель.

Интеграция областей: «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие», «Художественно – эстетическое развитие»,  «Физическое развитие».

Тип НОД: интегрированная, НОД творческого применения знаний и умений

Форма организации обучения: обще групповая

Вид детской деятельности:игровая, двигательная, музыкальная

Цель занятия: расширить представление детей о государственном празднике «День народного единства» и истории его возникновения.

Задачи:

Развивающие

развивать связную речь детей; активизировать словарный запас детей по теме Россия; формировать умение самостоятельно объединятся в группы, для выполнения поставленной задачи, договариваться о ходе выполнения задания; развивать зрительное внимание и память, творческое воображение.

Обучающие

Обобщить и систематизировать знания и о России и о государственных символах;  

 Воспитывающие

Воспитывать любовь к Родине, гражданско-патриотические чувства; воспитывать у детей активность и внимательность на занятиях и желание говорить правильно и красиво.   

Планируемые результаты:

  • Совершенствование уровня знаний детей о своей стране.
  • Повышение уровня знаний родителей.
  • Формирование у детей первых чувств патриотизма: гордости за свою Родину, уважение традиций.
  • Проявление интереса детей к событиям, происходящим в стране.
  • Выполнение коллективной аппликации ко «Дню народного единства».

Методы обучения: проблемный,практический, наглядный, словесный,  игровой.

Для осуществления образовательной деятельности по теме рекомендовала родителям:

1.   Рассмотреть с детьми символику нашей Родины: гимн, герб, флаг. Пусть ребёнок расскажет о них, дополняйте рассказ, расширяйте знания.

2. Побеседуйте с ребенком о нашей Родине и предложите ответить на следующие вопросы.

• Как называется наша Родина? (Наша Родина называется Россия, или Российская Федерация.)

• Какие народы живут в России? (В России живут разные народы, но основное население – русские.)

• Как называется главный город нашей страны? (Главный город нашей страны – Москва.Это столица нашей Родины.)

• На какой реке стоит столица? (Москва стоит на Москва-реке.)

• Какие еще города есть в России? (Санкт-Петербург, Новгород, Нижний Новгород, Рязань, Орел, Томск.)

 • Какие реки есть в России? (Волга, Дон, Лена, Енисей, Обь.)

3. Помогите ребенку объяснить смысл поговорки «Человек без Родины, что соловей без песни». (У каждого человека есть Родина, которую он любит и скучает по ней, когда находится далеко от нее.)

4. Объясните, что береза – символ России.

Оборудование:

Ватман, на котором изображено солнце с лучами; флаг России; бумажные силуэты людей для каждого ребенка; магнитная доска; аудиозапись гимна России; презентация «История праздника Дня народного единства»; картинка герба и флага России, дидактические игры: «Герб России», «Собери флаг России»

Предварительная работа: чтение художественной литературы; разучивание с детьми стихотворений о Родине, о символах России; беседы о России, о населяющих её народах, о «Дне народного единства»; вырезания силуэта человека.

Ход занятия

Дети с флажками входят в зал и выполняют под музыку упражнения.

 Встают полукругом, исполняют песню «Моя Россия».

Воспитатель:

Колокольчик, мой дружок,

Собери детей в кружок. (звонит)

Начинаем мы играть.

Про Россию вспоминать.

Дружно за руки возьмемся

И друг другу улыбнемся!

Воспитатель: Ребята, как вы думаете, почему я сказала, что именно про Россию мы будем вспоминать?

Дети:Скоро праздник День народного единства

Воспитатель: Правильно. И сегодня я  хочу предложить вам отправиться в путешествие по России. Хотите узнать, как выглядела наша страна  много-много лет назад? Тогда занимайте места на волшебном ковре и повторяйте волшебные слова:

Дети:

Чур, чур, чур, на ковре самолете лечу.

Чур, чур, чур, путешествовать я хочу.

Воспитатель: Мы мчимся с вами через дни и недели, месяцы и годы, столетия и века, назад в прошлое!

Воспитатель: Вот и станция «Историческая»

Ребята посмотрите на экран, и послушайте рассказ, из которого вы узнаете, как и когда возник этот праздник.(на экране показываю презентацию ко Дню народного единства, одновременно включаю аудиозапись рассказа о праздник)

Наша страна велика. В ней проживают люди разных национальностей

(слайд №2)

Хотите узнать, почему народы России крепки и едины?

- Давным-давно в Русском государстве было тревожное время неурожаев, голода, беспорядков и восстаний – смутное время (слайд №3) .

- Захватили царский престол самозванцы чужеземные и захотели Русь подчинить (слайд №4)

- И не было на Руси армии, чтобы защитить народ от захватчиков. И люди поняли, что никто не защитит их, кроме них самих. И полетела весть по земле русской – собираться в отряды и освобождать землю родную от захватчиков (слайд №5)

- Жил в то время в Нижнем Новгороде человек по ремеслу мясник. Звали его Кузьма Минин. И взялся он подымать людей на бой с врагами, создавать ополчение (слайд №6)

- Собрал Кузьма Минин на городской площади жителей и держит речь (слайд №7)

Минин. Друзья и братья! Русь святая гибнет! Поможем родине святой! Что ж, разве в нас сердца окаменели? Не все ль мы дети матери одной?

Голоса. Мы все, Кузьма, хотим помочь Москве и вере православной!

Минин. Что мешкать даром? Время не ждет! Но нет у нас воеводы: изыщем, братья, честного человека, который поведёт нас к Москве. Кто воеводой будет?

Голоса.Князь Дмитрий Михайлович Пожарский! Князь Пожарский! Другого нам не надо!

- А Князь Дмитрий Михайлович Пожарский лечился в то время от ран в Нижнем Новгороде (слайд №8)

- Прибыли Нижегородские послы и просят стать их воеводой. Принял князь Пожарский их просьбы и стал во главе народного ополчения.

- Собрали жители Нижнего Новгорода большое войско. Двинулось ополчение к Москве и в пути росло не по дням, а по часам. Люди стекались отовсюду. Люди разных национальностей шли освобождать Родину.(слайд №9) А кто не мог воевать помогали деньгами (слайд№10)

- А во главе ополчения стояли князь Пожарский и его верный помощник Минин (слайд №11)

- Вся Русская земля встала против захватчиков. Начались бои за освобождение (слайд №12)

- Два месяца шли бои.

- Тот день остался в памяти у народа. Когда сообща, вместе одержали великую победу. В честь той битвы в сердце нашей Родины, в Москве, на Красной площади стоит памятник героям гражданину Минину и князю Пожарскому от благодарной России (слайд №13)

Воспитатель:Ну  вот ребята вы и узнали историю этого праздника.

Зрительная гимнастика: 

Мы гимнастику для глаз

Выполняем каждый раз.

Вправо, влево, кругом, вниз,

Повторить ты не ленись.

Укрепляем мышцы глаза.

Видеть лучше будем сразу.

Воспитатель: За прохождение станции вы получаете силуэт человека.

Воспитатель: Полетим дальше.

Дети:

Чур, чур, чур, на ковре самолете лечу.

Чур, чур, чур, путешествовать я хочу.

Воспитатель:Вижу станцию «Символическую»

Назовите главные символы России? (слайд №14)

- Ребята, давайте вспомним сказку, про то, как  появились цвета на  флаге России.

Инсценировка.

Воспитатель: Встретились однажды снег, вода и солнце.(выходят Слава, Настя и Кирилл в масках)

Кирилл:«Я дам российскому флагу свой чистый белый цвет», - сказал Снег.

Воспитатель: И на флаге появилась  полоска белого цвета. Вода собрала своих друзей - моря, океаны, большие и малые реки, озера. Все вместе они решили дать флагу свой  синий цвет. Так на флаге появилась полоска синего цвета. Утром встало солнце.

Настя: «Я хочу подарить российскому флагу свой самый яркий красный цвет», - сказало Солнышко.

Воспитатель: И третья полоска стала красной. Так российский флаг стал трехцветным.

-Ребята предлагаю вам сыграть в игру. «Собери флаг»

Воспитатель: За прохождение станции вы получаете силуэт человека.

Танец «Росиночка»

Полетим дальше.

Дети: Чур, чур, чур, на ковре самолете лечу.

Чур, чур, чур, путешествовать я хочу.

Воспитатель:Следующая станция «Гербовую»

- Посмотрите и вспомните герб нашей страны.(слайд №15)

Дидактическая игра «Найди герб». Дети подходят к столам, на котором перевёрнуты карточки с картинками гербов разных стран. По команде переворачивают карточки и ищут наш герб. Проверьте свой выбор

Воспитатель:  Молодцы, ребята! Справились с заданием.За прохождение станции вы получаете силуэт человека.

Полетим дальше.

Дети: Чур, чур, чур, на ковре самолете лечу.

Чур, чур, чур, путешествовать я хочу.

Воспитатель:Следующая станция «Музыкальная»

- Дети, а что ещё является символом России? (ответы детей)

Музыкальная игра «Угадай мелодию». Дети прослушивают 3 отрывка мелодий и поднимают карточку с номером гимна России.

Воспитатель: За прохождение станции вы получаете силуэт человека.

Полетим дальше.

Дети: Чур, чур, чур, на ковре самолете лечу.

Чур, чур, чур, путешествовать я хочу.

Воспитатель:Следующая «Станция единения»

- Ребята, как вы понимаете, что такое – единение? (Единение – это когда все люди вместе)

Экспериментирование: предлагается одному ребенку разорвать стопку бумаги напополам (у ребенка не получается разорвать бумагу), затем предлагается каждому ребенку по одному листу бумаги порвать на две части. Воспитатель проводит аналогию: когда мы все вместе, дружны и едины, нас нельзя победить, если же мы будем одни, как один листок бумаги, то победить нас будет легко.

Воспитатель: За прохождение станции вы получаете силуэт человека.

Полетим дальше.

Дети: Чур, чур, чур, на ковре самолете лечу.

Чур, чур, чур, путешествовать я хочу.

Воспитатель:Следующая станция «Поэтическая»

(Дети читают стихи)

1.С историей не спорят,
С историей живут.
Она объединяет
На подвиг и на труд.

2. Едино государства,
Когда един народ.
Когда великой силой
Он движется вперед.

3. Врага он побеждает,
Объединившись в бой.
И Русь освобождает
И жертвует собой.

4. Во славу тех героев
Живем одной судьбой.
Сегодня «День Единства»
Мы празднуем с тобой.

Наш край 

5. То берёзка, то рябина, 
Куст ракиты над рекой. 
Край родной, навек любимый, 
Где найдёшь ещё такой!

6. От морей до гор высоких, 
Посреди родных широт — 
Всё бегут, бегут дороги, 
И зовут они вперёд.
Родина.
7. Родина слово большое, большое!
Пусть не бывает на свете чудес,
Если сказать это слово с душою,
Глубже морей оно, выше небес! 

8. В нем умещается ровно полмира:
Мама и папа, соседи, друзья.
Город родимый, родная квартира,
Бабушка, школа, котенок … и я.
(Татьяна Бокова)

Воспитатель: За прохождение станции вы получаете силуэт человека.

Полетим дальше.

Дети: Чур, чур, чур, на ковре самолете лечу.

Чур, чур, чур, путешествовать я хочу.

Воспитатель:Следующая станция «Моя малая Родина»

Воспитатель:

Игра «Назови, что покажу»

Дети называют символы Томской области и села Бакчар, местные достопримечательности, показываемые на слайдах. (слайды 17-22)

Воспитатель: За прохождение станции вы получаете силуэт человека.

Полетим дальше.

Дети: Чур, чур, чур, на ковре самолете лечу.

Чур, чур, чур, путешествовать я хочу.

Воспитатель:Следующая станция «Творческая»

 Физкультурная минутка. 

Поезжай за моря-океаны, («едут»)

Надо всею землей пролети: («летят»)

Есть на свете различные страны, (разводят руки в стороны)

Но такой, как у нас, не найти. (отрицательно качают головой)

Глубоки наши светлые воды, (приседают)

Широка и привольна земля, (встают, руки в стороны)

И гремят, не смолкая, заводы, (стучат руками перед собой)

И шумят, расцветая поля. (плавные взмахи руками)

Воспитатель: Наше путешествие подходит к концу, и мы стали еще дружнее, как люди нашей страны. Давайте наклеим полученные силуэты на нашу доску.

(Дети наклеивают полученные силуэты на ватман с солнцем)

Воспитатель: Полетим домой.

Дети: Чур, чур, чур, на ковре самолете лечу.

Чур, чур, чур, я дамой лететь хочу.

Рефлексия:
Воспитатель:Молодцы ребята, вы много знаете о нашей родине России.

Что нового вы узнали сегодня?

Что понравилось в путешествии?(ответ детей)

В завершении нашего путешествия предлагаю вам исполнить танец дружбы.