Конспект непосредственно образовательной деятельности .Тема "Народная игрушка"
план-конспект занятия (подготовительная группа) на тему

Конспект непосредственно образовательнойдеятельности предназначен для воспитателей подготовительной к школе груупы. Это интересное путешествие по городам России с Феей игрушек, где в мастерских дети по группами сами делают народные игрушки: куклы-самокрутки, детскую посуду, матрешек. Ребята делают игрушки для девочки, которая нуждается в теплоте и заботе. В начале занятия сказочница читает детям историю , которая их не оставила равнодушной. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Организация совместной непосредственно образовательной деятельности с детьми.

Составила и провела: Заборонюк Алла Игоревна.

                  Тема «Народные игрушки»

Возрастная группа: подготовительная к школе группа

Форма НОД: чтение, обсуждение художественной литературы, мастерская по изготовлению продуктов детского творчества.

Форма организации: групповая, подгрупповая, индивидуальная.

Цель: Обобщить знания детей о русских народных игрушках: глиняных, деревянных, куклах из ткани, местах. Где живут и трудятся мастера народной игрушки.

Задачи:

  • Учить создавать образ, используя полученные навыки и приемы.
  •  Закреплять навыки рисования элементов филимоновской и гжельской росписи кистью (игрушки и посуда из соленого теста)
  • Закреплять представления о процессе создания игрушек из ткани. 
  • Пополнить, уточнить и активизировать словарь детей по теме «Народные игрушки»
  • Развивать образное мышление, зрительное внимание, память, воображение, творческие способности;
  • Воспитывать у детей бережное отношение к традициям своего народа, интерес к народным игрушкам, чувство патриотизма, любви к своей Родине.

Техническое обеспечение: музыкальный центр, интерактивная доска.

Музыкальный ряд: русская народная мелодия, мелодия «В гостях у сказки», колыбельная.

Зрительный ряд: изделия народных мастеров, русские народные игрушки.

Литературный ряд: художественное слово об игрушках, сказка.

Материал к занятию: народные игрушки, заготовки из соленого теста, образцы кукол-самокруток, краски, салфетки, ткань, ленточки, ножницы, глобус.

Предварительная работа: знакомство с творчеством народных мастеров, беседы о народных изделиях, рассматривание альбомов «Гжель», «Филимоновская роспись», «Народные игрушки», лепка на занятии, рисование элементов народной росписи, изготовление заготовок игрушек и посуды из соленого теста.

Ход занятия.

Здравствуйте, ребята! Посмотрите какая красивая, яркая и необычная у меня шаль. А нарядилась я так сегодня не с проста. Я хранительница сказок.

-Кто такая хранительница? (ответы детей)

-Я приглашаю вас сегодня на посиделки.

Дети проходят в спальню, оформленную под русскую избу и садятся на лавочки. Хранительница сказок садится возле «печки».

- В старину, когда все работы в поле были закончены жители деревни устраивали посиделки.

-Что такое посиделки? (ответы детей)

-Что делали дети на посиделках? (ответы детей)

Вы любите читать сказки? (ответы детей)

-У меня в руках волшебный сундучок. В нем хранятся сказки.

-Хотите узнать какие сказки в сундучке?

Дети по очереди подходят, достают из шкатулки игрушки (черепашку, мышонка, лягушку, кота и отвечают на вопрос с какой сказки эти игрушки.

Черепашка – «Золотой ключик», лягушка – «Царевна Лягушка»,

кот – «Кот в сапогах».

Самую последнюю игрушку – матрешку вынимает из сундука сам воспитатель.

-Из какой сказки матрешка? (дети затрудняются ответить).

Хранительница сказок предлагает детям послушать сказку, в которой одной из героинь является матрешка.

Эта история произошла в городе, где поселилась Фея Игрушек.

Все игрушки Фея делает сама, а еще она может их оживлять с помощью волшебной палочки. Но не все игрушки оживают, а только те, в которые попала капелька тепла из детского сердца.                        

                                      История девочки и матрешки.

В одном городе открылся магазин игрушек. Все дети заходили в магазин и любовались игрушками. Каких игрушек здесь только не было: из глины, из бумаги, из дерева, из меха и ткани. Стояло ребенку поиграть игрушкой и подружиться с ней, как игрушка могла оживать с помощью волшебной палочки Феи.

 Одна маленькая девочка очень худая и бледная, тоже изредка заходила в магазин. Она любила играть с глиняным петушком, колокольчиком и матрешкой. Приходя в магазин, она брала матрешку с полки и садилась отдыхать. Крепко прижимая к себе выбранную игрушку.

 Однажды девочки не было целую неделю. Фея знала, что девочка не забыла о своих игрушках. Когда дети забывали о своих игрушках, те не могли больше оживать. А игрушки оживали каждую ночь, рассказывали разные истории и говорили о том, как они скучают по девочке.

Прошла еще неделя, а девочка не появлялась в магазине. Тогда Фея решила

сама навестить девочку.  Она взяла матрешку и полетела к девочке.

Фея заглянула в окно комнаты, где жила девочка. Девочка лежала в постели. Она была больна.

- Как вы думаете Фея игрушек поможет девочке?

(рассуждения детей).

- Сейчас мы с вами об этом узнаем.

В спальню (избу) входит второй воспитатель в костюме Феи.

-Я Фея игрушек. Я обязательно помогу девочке стать здоровой, веселой и радостной, но мне нужна будет ваша помощь. Поможете мне?

(ответы детей)

- Приглашаю вас совершить путешествие по городам России. С каждого города вы привезете девочке сувенир – игрушку, сделанную своими руками.

Дети выходят в группу под музыку и садятся на ковер.

-Совершить путешествие нам поможет волшебный глобус. Закрыли глаза.

Фея вращает глобус. Дети открывают глаза. Фея показывает точку желтого цвета на глобусе.

Мы попали в город Филимоново. На экране появляется фотография города.

-Чем знаменит этот город?

(ответы детей)

На экране кадр с изображением игрушек.

-Как называется роспись, на этих игрушках?

(филимоновская роспись)

В мастерской этого города дети будут расписывать игрушки, из соленого теста элементами филимоновской росписи.

Следующий город – Сергиев Посад. (на глобусе отмечен красной точкой)

Дети рассматривают изображение города на экране.

-Чем знаменит этот город?

(ответы детей)

Посмотрите какие красивые и разные матрешки. Все их сделали и расписали мастера. Которые живут в городе. Они приглашают вас к себе в мастерскую. Здесь вы сможете расписать матрешку.

Следующее место, отмеченное на глобусе синей точкой – это село Гжель.

Гжель старинное русское село на берегу реки Гжелки. В этом селе великие русские мастера делают посуду и расписывают ее.

-Как называется эта роспись?

(ответы детей)

Вашим заданием в мастерской села Гжель будет роспись игрушечной посуды для кукол гжельской росписью.

Следующий город, куда попали дети и Фея — это город Лангепас. (зеленая точка на глобусе)

- В нашем городе тоже есть мастерская, где мастера делают куклы, сувениры.

Как вы думаете, где находится эта мастерская?

(В городском музее, куда детей приглашают на мастер-классы по изготовлению поделок).

-Сегодня в мастерской вы сможете сделать куклу-самокрутку.

Сейчас вы займете места в мастерских по выбору, который сам сделаете.

Я могу дать право выбора мальчику в голубой рубашке, девочке с красной лентой, и девочке в желтом платье. Займите свои места первые. Где бы вы хотели работать. Дети занимают места в мастерских города Филимоново, села Гжель, Сергиев Посада, Лангепас.

Хранительница сказок: Ребята, когда вы будете выполнять свои работы, не забудьте, что по одной игрушке вы можете передать больной девочке. Когда вы будете делать игрушки вложите в них свою любовь, тепло своих сердец, тогда девочка обязательно поправится.

Дети садятся за столы в четыре центра- мастерские. Каждая мастерская оформлена, в ней находятся образцы изделий, заготовки для работы.

В Мастерской города Филимоново дети расписывают элементами филимоновской росписи игрушки.

В мастерской села Гжель расписывают элементами гжельской росписи детскую посуду из соленого теста.

В мастерской города Сергиев Посад дети раскрашивают заготовки матрешек красками.

В мастерской родного города Лангепас дети делают куклы-самокрутки.

Воспитатели помогают детям в каждой мастерской.

                   Мастерская города, где мы с вами живем - Лангепас.

 Как вы думаете, почему куклу назвали самокруткой?

Делали такую куклу без ножниц и иголки из любого кусочка ткани с большим старанием. По такой кукле судили о мастерстве и вкусе ее хозяйки.

Такие куклы считались оберегом. Их дарили сыновьям и дочкам. Когда они уезжали из дома, для того, чтобы куклы оберегали их в пути. Куклы дарили на свадьбы, мамы делали кукол детям и надеялись, что куклы оберегут их от бед.

Сначала берем кусочек ткани, на его середину кладем комок ваты, затем соединяем одну сторону с другой, получается треугольник. На линии шеи слегка закрутим и перевяжем нашу заготовку нитками.

Теперь мы увидели, где находится голова с туловищем.

Что надо еще нашей кукле?

С одной стороны, подогнем срез и заберем лишнюю ткань внутрь рукава, а кисти рук перетянем нитью.

Завяжем платок. Вот кукла-самокрутка готова.

Почему куклам не делали лицо?

(ответы детей)

Лицо оставалось белым, считалось, что в куклу без лица не могут вселиться недобрые силы, и кукла оберегает того, у кого находится.

По окончанию работы воспитатель предлагает детям дать имя кукле, спеть ей тихо колыбельную песенку.

Выставка работ. Дети размещают свои работы на выставке (в магазине игрушек).

Хранительница сказок:

Посмотрите вам нравится выставка? (дети рассматривают игрушки)

Какая игрушка вам нравится больше всего?

Красивые все игрушки и куклы и матрешки, и посуда.

Вы все старались, поделки все разные, каждая интересная, необычная, красивая по-своему.

Какие игрушки вы сделали для девочки?

Фея Игрушек:

Я передам ваши игрушки девочке.

А какие пожелания девочке в хотите передать? (ответы детей)

Девочка обязательно поправится ведь вы так старались. Вместе с игрушками вы передаете девочке свою доброту, тепло своих сердец и волшебные пожелания.

Составила воспитатель детского сада №6

г.Лангепас

Заборонюк Алла Игоревна



Предварительный просмотр:

 Конспект итогового мероприятия  - праздника  для детей старшей   группы и  родителей.        

                ТРАДИЦИИ РУССКОГО НАРОДА. ХЛЕБОСОЛЬСТВО.

ЦЕЛЬ:

Знакомство с русским обычаем – гостеприимства и его особенностями.

ЗАДАЧИ:         

Формировать у детей представление  об особенностях гостеприимства  русского народа.

Формировать  представление о значении хлеба в жизни народов России и других стран, отношения людей к хлебу, его особенностях выпечки в разных странах мира.

Закрепить знания детей о процессе выращивания хлеба.

Воспитывать эмоционально положительное отношение к народам Армении, Грузии, Турции, Италии, Франции, интерес к истории родной страны.

ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ РАБОТА:

- игровая деятельность: дидактические игры:  «Кто в какой стране живет», «Иностранец»,  «Путешествие».

- чтение художественной литературы: М.Глинская «Прости меня, хлеб»,

Ю. Ждановская «Нива моя, нива, нива золотая», Я. Дяугите «Руки человека»,  

Н. Самкова «О хлебе», заучивание пословиц о хлебе.

- занятие по развитию речи: Составление рассказа по картине М. Шишкина «Рожь».

- занятие по познавательному развитию: «Хлеб – богатство России»,

Беседа на тему «Как выращивают хлеб», рассматривание колосьев ржи и пшеницы.

Беседы с родителями воспитанников.

ДИДАКТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ К ЗАНЯТИЮ: слайдовая презентация, посылка, телеграмма.  Оборудование для состязаний: корзины для мячей, мячи, коромысло, ведра,  заполненные пластмассовыми мячами, музыкальное сопровождение, записи песен Н.Емельяненко «Русь», «Сибирь».

УЧАСТНИКИ: воспитанники старшей группы, родители – ведущие совместно с воспитателем праздник, родители - зрители,

Воспитатель:

Здравствуйте, ребята!

В  нашу страну любят приезжать всегда много туристов, гостей. У нас очень большая и  красивая страна. А как называется наша Родина?

(Россия)

Какие традиции русского народа вам  известны?

( проводы в армию, именины, встреча нового года, рождество)

Гостей всегда в любой семье встречают  хорошо.

Сегодня мы узнаем еще об одной самой главной традиции нашего народа. Эта традиция называется – хлебосольство.

Как вы думаете, что обозначает это слово?

Ответы детей

Воспитатель:

Хлебосольство это гостеприимство, когда человек всегда готов поделиться всем, что у него есть в доме. Наш народ всегда славился гостеприимством. Если в дом приходили гости, то их всегда встречали с радостью, приглашали за стол.

Народная мудрость говорит:

Для дорогого гостя и ворота настежь.

Много гостей – много новостей.

Гостю щей не жалей – погуще налей.

Чтобы встретить гостей мы накрыли стол.

 Посмотрите, в центре стола стоит сам самовар. Стол накрыт праздничной скатертью.

Какие бы угощения не стояли бы на столе, без хлеба обед всегда считался неполноценным.

«Без хлеба нет обеда»- говорили русские люди. Хлеб всегда считался главным богатством Руси.

Дети слышат стук в дверь. В зал заходят  под музыку два человека одетых в национальные русские костюмы.

Воспитатель:

 А вот и первые гости к нам пришли. Встретим   их по  русской народной традиции гостеприимства  - хлебом,  на котором должна стоять солонка с солью.

Гости по очереди отламывают по кусочку хлеба, макают его в солонку с солью и съедают.

Воспитатель:

Здравствуйте. Расскажите нам кто вы и откуда к нам приехали.

Иван:

Я Иван, а жену мою зовут Марья. Мы к вам приехали  из города Тулы. У вас очень красивый город. Люди в нем хорошие и гостеприимные. Да и вы гостей  хорошо встречаете хлебом и солью. А ведь и мы к вам не с пустыми руками приехали. Этот каравай хлеба испекла Марья для вас.

Марья:

 Привезли мы  вам самые известные из русских пряников - тульские пряники.

Тульский пряник имеет вид прямоугольной плитки или плоской фигуры. В тульском прянике есть начинка из повидла или сгущенного молока. Тульскому прянику посвящен музей «Тульский пряник», открытый в Туле в 1996г.

   Иван:

Хлеб, каравай, пряники, булочки, бублики, баранки - как назвать все одним словом?

Дети: Хлебобулочные изделия.

Иван: А из чего делают хлеб?

Дети: Из муки.

Марья: А что такое мука, какая она бывает и из чего ее получают?

Дети:

 Из зерен пшеницы получают пшеничную муку, а из зерен ржи – ржаную муку.

Иван:

Чтобы получить из зерен муку нужно людям разных профессий затратить  много труда и сил. Выращивать и убирать людям хлеб помогают сильные машины.

Воспитатель:

Мы с ребятами и их родителями готовили презентацию о труде хлеборобов.

Марья: Давайте вместе и посмотрим.

Марья:

 Как вы много знаете. Нам было очень интересно послушать и посмотреть.

Иван:

 Хотелось бы немного отдохнуть в гостях, музыку послушать.

Воспитатель:

 У русского народа есть поговорка. Гость доволен – хозяин рад.

Порадуем дорогих гостей песней.

Дети исполняют песенку о хлебе на мотив «Песенки про лето»  ( из мультфильма «Дед Мороз и лето» )

Вот она какая, хлеба корка,

С хрустом аппетитным, с вкусом тонким…

И поджариста и ароматна,

Нету ничего приятней.

Ля – ля – ля – ля - ля.

В магазине вкусно пахнет хлебом,

Хлеба пекарь нам печет к обеду,

Каждый понедельник, вторник, среду

И во все другие дни.

Ля – ля – ля – ля - ля.

К супу, гуляшу и манной каше

За столом дается корка наша,

К чаю бублики, ватрушки

И еще, конечно сушки.

Ля – ля – ля – ля - ля,

Бублики, ватрушки, сушки.

Дети исполняют песню. Когда песня заканчивается в зал входят гости в грузинском  и армянском народном костюме.

Гости из Армении и Грузии:

Здравствуйте, ребята!  Мы услышали,  как вы поете и  решили зайти к вам на праздник. Дети встречают  по обычаю хлебом и солью  гостей.

Воспитатель:

Заходите к нам, милости просим. Мы всегда рады гостям.        

Кто вы и откуда к нам приехали?

Гости представляются детям.

Тина и Ливан рассказывают ребятам, что они родом из Кавказа и привезли детям угощение армянский хлеб – лаваш, грузинский хлеб -  дэдас пури.

Тина:  

Что может быть вкуснее, чем настоящий  с пылу с жару грузинский хлеб. Дэдас пури – в переводе с грузинского  языка значит мамин хлеб. Это лепешка овальной  формы с ямкой в середине.

Ливан:

Армянский лаваш это не просто хлеб, а целая история. Вот послушайте ее.

В давние времена в Армении был царь по имени Арам. Однажды он оказался в плену

у царя Носору. Носору предложил состязание в стрельбе из лука и если Арам победит его отпустят целым и невредимым. Но до состязания  десять дней он не должен есть хлеба.

Царь Носору думал, что пленник без хлеба потеряет дух  и силу, а главное меткость глаза и не сможет победить. Но воины Арама придумали хитрость. Они передали своему цару панцирь воина, где был спрятаны тоненькие пластины лаваша. В то время не все знали, что есть такой хлеб. Так  Арам выиграл состязание и был отпущен  со своим войском.

А как вы думаете, если бы царь Арам не ел хлеба 10 дней, мог бы он победить?

Ответы детей.

Воспитатель:

Хлеб дает человеку силу. Не зря говорят люди, что без хлеба нет обеда.

А какие вы знаете пословицы о хлебе?

Дети :

  Хлеб всему голова. -

- Каков у хлеба – таков у дела.

- Плох обед, коли хлеба нет.

- Без хлеба куска везде тоска.

- Ешь пироги – хлеб береги.

Ливан:

Я хочу посмотреть какие вы меткие, кушаете ли вы хлеб. Выходите мальчики.

Игра «Меткий стрелок».

Папы держат корзины. Мальчики по очереди бросают в корзину маленькие мячики.

Звучит задорная песня Емелина Николая. Сибирь.

1.Мы поднимем первую − дай Бог, не последнюю, -

Чашу мёда   дикого за Сибирь великую!

И по кругу пустится братина-искусница,

Со стола кедрового − чем ты хошь, закусится!

Припев.

 Моя родина, Сибирь, необъятна, велика.

Как жених − так богатырь, как невеста − так ягодка!

2.Малахит да платину, и леса дремучие.

Лишь бы брали правильно и Сибирь не мучали!

И по кругу пустится братина-искусница,

Со стола кедрового − чем ты хошь, закусится!

Припев.

3.Мать моя, медведица, дом-Сибирь бескрайняя!

Только бы в метелицу шатуна не ранили!

И по кругу пустится братина-искусница,

Со стола кедрового − чем ты хошь, закусится!

Припев.

Тина:  

Предлагаю девочкам тоже показать свое умение и сноровку. Вам надо принести воды. Тина показывает, как нужно 2 ведра  наполненные  водой взять коромыслом и нести, не разлив  воду. Ведра заполнены мячиками. Нужно нести так, чтобы мячики не выпали из ведра.

Девочки выполняют под музыку задание.

В зал входит почтальон и приносит посылку с Италии. Вместе с посылкой телеграмма.

Почтальон:

Ребята, как называется вас детский сад?

Дети: Росинка.

        ТЕЛЕГРАММА.

Извини. Не смогли приехать к вам в гости.

Примите от нас эти дары.

Марио и Джайлан.

Воспитатель достает из посылки итальянский хлеб фокачча и турецкий бублик  симит.

Воспитатель:

Италия всегда славилась своими хлебобулочными изделиями.

На экране появляется изображение итальянского хлеба и турецкого бублика.

Выходит заранее подготовленный ребенок и рассказывает об особенностях хлеба, полученного от Марио и Джайлан.

Фокачча  - лепешка любимая всеми. Она круглой формы.  И ее считают бабушкой знаменитой  пиццы. В ней главное это ароматные травы, которые щедро добавляют в лепешку и оливковое масло.

Турецкий бублик симит, в отличие от своего российского собрата, хрустящий и более тонкий. Вместо мака он щедро обсыпан кунжутными зернами. Купить симит можно, чаще всего на улице у продавца, который возит свой товар по городу на тележке. Продавца обычно сопровождает стая воробьев, которые клюют рассыпанные кунжутные зерна.

Турецкий бублик симит прекрасно утоляет чувство голода и полезней любого сникерса.

Воспитатель:

Нам очень жалко, что гости не приехали, давайте и мы им отправим посылку. Чтобы вы хотели положить в нее?

( дети могут предложить каравай, бублики, баранки)

Воспитатель:

Вот и подошел к концу наш праздник. Прежде чем пригласить всех гостей и ребят за стол, давайте вспомним, о какой народной традиции мы сегодня узнали?

Как встречали гостя русские люди, когда хотели оказать ему особую честь?

(Встречали хлебом и солью)

Воспитатель:

Сейчас вы можете наблюдать по телевидению такие встречи. Этот древнерусский обычай сохранился до сих пор.  Вы знаете, что когда к вам приходят гости,  ваши мамы  стараются угостить их самым вкусным, потому что наш народ и сейчас такой же гостеприимный и хлебосольный.

- Что еще нового и интересного вы узнали сегодня?

- Какого народа хлеб вам понравился больше всего?

Сейчас мы еще и попробуем всю выпечку, приготовленную вами, вашими родителями и нашими гостями. Приглашаем всей за праздничный стол.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект непосредственно образовательной деятельности «Дымковская игрушка» Старшая группа

Программное содержание образовательной деятельности:«Художественное творчество»- Продолжать знакомить детей с народными дымковскими игрушками, воспитывая эстетическое отношение к предметам.- Помочь де...

Конспект непосредственно образовательной деятельности для детей 1 младшей группы на тему "Любимые игрушки" в рамках тематической недели "Игры и игрушки"

Конспект итогового развлечения в первой младшей группе на тему: «Игрушки». Задачи: Образовательная область «Коммуникация»: - Способствовать расширению активного словаря детей по теме: «Игрушки». -...

Конспект непосредственно образовательной деятельности в старшей группе по образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» на тему «Рисование пластилином по мотивам дымковской росписи - «Игрушки»

Закрепить знания о дымковских игрушках; способствовать развитию эстетического вкуса, формированию восприятия прекрасного.Показать различные способы работы с пластилином.Закрепить знания элементов дымк...

Конспект непосредственно образовательной деятельности «Дымковская игрушка» 2 младшая группа

Конспект непосредственно образовательной деятельности «Дымковская игрушка» 2 младшая группа...

Конспект непосредственно – образовательной деятельности «Народная игрушка Дона»

Формирование познавательного интереса к истории и традициям народной игрушки...