Образовательный проект для детей 4 - 5 лет "Кавалерово - моя малая Родина"
проект (средняя группа) на тему

Голдырева Ирина Сергеевна

Актуальность темы определяется проблемой становления у дошкольников ценностного отношения к родной стране, воспитания основ гражданственности. В последние годы идея воспитания патриотизма становится задачей государственной важности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл munitsipalnoe_byudzhetnoe_doshkolnoe_obrazovatelnoe_1.docx45.83 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное

учреждение «Детский сад № 22» пгт Кавалерово

Кавалеровского муниципального района

Образовательный проект

познавательно – творческого характера

для детей 4 -5 лет  

«Кавалерово – моя малая Родина»

 

i

Автор проекта:

 Голдырева И.С. воспитатель

Кавалерово

2017

СОДЕРЖАНИЕ

1. Паспорт проекта……..…………………………………………………………………..3

2. Структура проекта………………………………………………………………………4

3. Этапы проекта…………………………………………………………………………...6

4. Перспективно-тематический план реализации проекта………………………………8

Литература ………………………………………………………………………………....9

 Приложения:………………………………………………………………………10-28

1        – педагогическая диагностика (мониторинг). Приложение 1.

2        – конспекты непрерывной образовательной деятельности. Приложение 2

3 – фотоматериалы проекта.   Приложение 3

 

1. ПАСПОРТ ПРОЕКТА

Название проекта

«Кавалерово- моя малая Родина»

Девиз проекта

«Знай – чтобы любить»

Вид проекта:

  • по срокам  

 

среднесрочный  

 ( с 11 сентября  – 11 декабря 2017 года)

  • по составу участников   

групповой

  • по типажу  

познавательно-творческий  

Авторы

Голдырева И.С. воспитатель,    

I  квалификационной категории

Участники проекта

воспитанники средней группы, педагоги,  старший воспитатель, родители (законные представители)

Целевая аудитория

4 – 5 лет

Масштаб

в условиях дошкольного учреждения

Правовая основа

Проект реализуется в рамках реализации плана работы  МБДОУ № 22                             пгт Кавалерово на 2017 – 2018 годы

2. СТРУКТУРА ПРОЕКТА

2.1. Актуальность: Актуальность темы определяется проблемой становления у дошкольников ценностного отношения к родной стране, воспитания основ гражданственности. В последние годы идея воспитания патриотизма становится задачей государственной важности.   Дошкольное детство – важнейший период, когда закладываются патриотические основы гражданских качеств.

    Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой ребёнок, что вызывает отклик в его душе. И хотя многие впечатления ещё не осознанны им глубоко, но пропущены через детское восприятие, и играют огромную роль в становлении личности ребенка.     Воспитание любви и уважения к родному посёлку является важнейшей составляющей патриотического воспитания подрастающего поколения.

2.2. Проблема: У воспитанников полностью не сформированы представление о родном поселке Кавалерово.

2.3. Цель  - формирование элементарных патриотических чувств на основе ознакомления с родным поселком и его достопримечательностями, и природным окружением.  

2.4. Задачи проекта:

Образовательные:  

- познакомить детей с историей родного поселка Кавалерово; с названием улиц близлежащего окружения.

Развивающие:

- формировать умение отражать свои впечатления в разнообразных видах деятельности (рисовании, аппликации, конструировании). 

- развивать связную речь детей, обогащать словарный запас. Способствовать развитию памяти, мышления, мелкой моторики.

 Воспитательные:

 Воспитывать у ребят элементарные патриотические чувства, бережное отношение к   достопримечательностям родного поселка.

 

        2.5. Ожидаемые результаты:

        1. В группе будет создан уголок по патриотическому воспитанию  детей среднего дошкольного возраста.  

2. Ребята ознакомятся с историческим прошлым и культурным обликом родного посёлка в настоящем времени.

        3. Предполагается, что у детей расширится кругозор обогатятся знания в области природно-экологического своеобразия родного края.

         4. Связная речь ребят значительно обогатится и активизируется активный словарь

        2.6. Ресурсы проекта:

  • кадровые (педагоги средней группы, старший воспитатель, родители воспитанников);
  • материально–технические: групповое помещение, музыкальный зал детского сада, мультипроектор (телевизор), ноутбук;
  • финансовые: малозатратный проект.

3. ЭТАПЫ ПРОЕКТА

Направление деятельности

Содержание

I этап – подготовительный

 (информационно-аналитический)

Задача: Сбор и анализ информации. Исследование по теме проекта

        

  1. Подбор и изучение литературы по вопросам проектной деятельности.
  2. Консультирование со старшим воспитателям по вопросам проектной деятельности.
  3. Подбор методов педагогического мониторинга воспитанников, родителей (наблюдение за детьми, индивидуальные беседы с целью выяснения знаний по разделам программы, опрос, анкетирование).
  4. Анализ результатов педагогического мониторинга (диагностики).

(методическое обеспечение проекта)

Задача: Оптимизация проектирования воспитательно-образовательного процесса

  1. Составить  план мероприятий по  теме проекта.
  2. Частичное внедрение в проектную деятельность программы регионального компонента «Удивительный край у Японского моря»  в рамках проектной деятельности.
  3. Подборка художественной литературы, демонстрационного материала (фото поселка Кавалерово) по  теме проекта.

II этап – основной

Работа с детьми

Образовательные области по ФГОС ДО:

1. Речевое развитие: пополнять и активизировать словарь на основе углубления знаний детей о ближайшем окружении. Расширять представления о предметах, явлениях, событиях, не имевших места в собственном опыте дошкольников.

2. Познавательное развитие: создавать условия для расширения представлений детей об окружающем мире; развивать познавательную деятельность ребенка, оказывать помощь в оформлении ее результатов. Привлекать родителей к участию в проектной деятельности ребенка.

3. Художественно-эстетическое развитие: Развивать желание использовать в рисовании, аппликации разнообразные цвета, обращать внимание на многоцветие окружающего мира, при передаче сюжета располагать изображения на всем листе в соответствии с содержанием действия и объектами; формировать желание взаимодействовать при создании коллективных композиций.

4. Социально-коммуникативное развитие: продолжать воспитывать любовь к родному краю; рассказывать детям о самых красивых местах родного города (поселка), его достопримечательностях. помогать детям выражать свою точку зрения, обсуждать со сверстниками различные ситуации;        развивать свободного общения со взрослыми и детьми. Закреплять знания детей о правилах дорожного движения.

5. Физическое развитие: упражнять детей в  ходьбе парами, развивать выносливость, совершенствовать двигательные умения и навыки детей, умение творчески использовать их в самостоятельной двигательной деятельности.

Работа с родителями (законными представителями)

Задача: Вовлечение родителей в проектную деятельность.

  1. Подготовка консультативного материала для родителей:

- Памятка для родителей «Моя малая Родина» (буклет).

- Консультация для родителей «Достопримечательности моей малой родины».

  1. Привлечение родителей к совместной с детьми деятельности «Родословной древо семьи».

  2. Изготовление костюма для куклы - солдата.

III этап –  заключительный

Итоговое мероприятие с детьми

Продукт проекта

  Игра викторина «Я живу  в поселке Кавалерово»

Оформление в группе уголка по патриотическому воспитанию

 Оформление фотовыставки «Прогулки по родному поселку»


4. Перспективно-тематический план реализации проекта «Кавалерово – моя малая Родина»

Общая тема

Срок реализации

Вид деятельности

Продукт детской деятельности

с детьми

с родителями

Изготовление пособий (наглядного материала…)

«История  поселка»

октябрь 2017

Чтение художественной литературы:   1.«Мой край» И. Векшегонова;

2.«Моя Родина» Я. Аким;

3.«Тихая моя родина» Н. Рубцов;  

Провести анкетирование родителей по выявлению знаний об историческом прошлом  поселка Кавалерово.

Просмотр презентации для детей «Родной посёлок Кавалерово».

Рисование различными техниками : «Мой отчий дом»  

Дидактические игры:

  1. «Расскажи что изображено на фотографии»
  2. «Правила движения на улице Арсеньева»

Подготовить:

 Папку – передвижку на тему: Историческая справка «Моё Кавалерово».

Подобрать иллюстративный материал по теме проекта фотографии: «Кавалерово, прошлое и настоящее»

Конструирование в свободной деятельности: «Улица на которой я живу»

Непрерывная образовательная деятельность по темам:

1«История возникновения  п. Кавалерово» 

2 Занятие - экскурсия по улицам посёлка:

«Маленькие путешествиники» 

  Изготовления костюма куклы солдата.

 Изготовление макета улицы поселка (дома из картонных ко, дорога из линолеума с разметкой)

Изготовить настольную игру (пазлы):  «Собери герб Кавалеровского района»;  «Третий лишний» (на основе фотоматериалов  о поселке)

Рисование с элементами аппликации: «Мой поселок у скалы»

«Моё Кавалерово»

мир»

ноябрь 2017

Чтение художественной литературы:  

1.«Уголок Кавалерово» В. Машурова

2.«Кавалерово - край зеленый…»  Г.Николайчук

Памятка для родителей «Моя малая родина  Кавалерово»  (буклет)

 Просмотр презентации для детей

Конструирование: «Улица поселка»  ( из готовых макетов домов и строительного материала)

Дидактические игры:

 1 «Собери герб Кавалеровского района»

 2 «Третий лишний»

Работа с родителями по изготовлению родословного семейного дерева.

Оформить фото выставку по результатам проекта «Прогулки по родному поселку»

Лепка кедровой шишки из пластилина и кофейных зёрен

Непрерывная образовательная деятельность по темам:

1.«Кедр кормилец зверей и зверюшек»

2. «Любимый поселок Кавалерово»

Заключительное анкетирование об истории  поселка Кавалерово

Просмотр презентации для детей: «Кедр- дерево жизни»

Рисование восковыми мелками: «Ветка кедра»


ЛИТЕРАТУРА

  1. Основная образовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» / Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. – 3-е изд., испр. и доп. – М.: МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 2015. – 368 с
  2. 2.Алёшина Н.В. Патриотическое воспитание дошкольников. – М.: ЦГЛ,2004. – 156 с.
  3. Антонов Ю.Е. Левина Л.В. «Как научить детей любить Родину» – М.: Мозаика-Синтез, 2000.- 165 с.
  4. Буре Р.С. Социально-нравственное воспитание дошкольников. – М.: Мозаика-Синтез, 2014.- 150 с.
  5. Зеленова Н.Г.  Мы живём в России. Гражданско – патриотическое воспитание дошкольников. -М.; «Издательство Скрипторий», 2011.- 112 с.
  6. Попович Е.К. Земля Кавалеровская (краеведческий альманах). Кавалерово.:2014.- 148 с.
  7. Рыбалкова А.И. Ознакомление с родным городом как средство патриотического воспитания. // Дошкольное воспитание 2003, № 6. С. 45 – 55.
  8. Медведева А.Е. Кавалерово – 100. – Кавалерово.:  2010. – 96 с.
  9. Медведева А.Е. Исторические очерки посёлка Кавалерово. – Кавалерово.: 2010. – 226 с.
  10. Хохлов В.П. Кавалерово – 97 (доклады и сообщения). – Кавалерово.:  1997. – 100 с.
  11. Якушева Т.А. Воспитание гражданско-патриотических чувств у детей дошкольного возраста. // Дошкольная педагогика 2006, № 6.


Приложение 1

Мониторинг (диагностика) детей средней группы общеразвивающей направленности

по теме проекта «Кавалерово-моя малая Родина»

№ п/п

Код ребенка

Почему наш поселок носит такое название

Какие названия улиц поселка знают дети, как называется главная улица поселка и почему

 Какие достопримечательности поселка знают дети

Итоговый показатель по каждому ребенку (среднее значение)

Н\ проекта

К\проекта

Н\ проекта

К\проекта

Н\ проекта

К\проекта

Н\ проекта

К\проекта

1

А. Ар

1

3

1

3

1

 3

1

3

2

Б. Ан

1

3

1

3

1

3

1

3

3

Б. Ар

1

3

1

3

1

3

1

3

4

Б. Ул

1

2

1

2

1

2

1

2

5

 В. А.

1

3

1

3

1

2

1

2.6

6

Д. Ад

1

2

1

3

1

3

1

3

7

И. М

1

3

1

2

1

2

1

2

8

К.В.

1

2

1

3

1

3

1

3

9

Л. Ил

1

3

1

3

1

3

1

3

10

Л. М.

1

2

1

2

1

2

1

2

11

П.Дар

1

2

1

3

1

2

1

2.3

12

С. Т.

1

2

1

2

1

2

1

2

13

С. А.

1

2

1

2

1

2

1

2.6

14

С. Э.

1

2

1

3

1

3

1

2.6

15

С.Ив

1

3

1

3

1

3

1

3

16

К. Ил

1

2

1

3

1

3

1

3

17

Ч. Ив

1

2

1

3

1

3

1

3

18

Г.С.

1

2

1

2

1

2

1

2

19

Ш.И.

1

1

1

3

1

3

1

3

20

Я. К.

1

2

1

2

1

2

1

2

21

Я. Н.

1

2

1

3

1

3

1

3

 


 Условные обозначения:

3 балла - Ребёнок проявляет интерес к познанию окружающего мира. Узнаёт 2-3 фотографии пгт Кавалерово поясняет изображение. Знает почему поселок носит такое название , названия улиц поселка свой домашний адрес, как называется главная улица поселка и почему. Активно проявляет желание участвовать в игровой дидактической деятельности по проекту

2 балла - Ребёнок неустойчив в проявлении интереса к просмотру фотографий узнаёт с помощью взрослого изображение поселка. По наводящим вопросам может ответить почему поселок носит название Кавалерово. Испытывает затруднения в названий улиц не знает домашний адрес.  

1 балл -  Ребёнок не может назвать  места изображенные на фото.  Затрудняется рассказать как называется поселок в котором но живёт не знает свой домашний адрес. Не проявляет интерес к элементарному изучению познавательного материала по проектной деятельности.

Качественные и количественные

результаты педагогической диагностики (мониторинга)

В результате проведенного мониторинга на констатирующем этапе проекта были получены следующие результаты:

  • 21 человек (1 балл) - 100% детей показали, низкий уровень знаний не могли назвать изображенные на фото месте поселка. Не поясняли почему наш поселок  носит название Кавалерово. Не знали свой домашний адрес, и другие названия улиц.  

Итоговая диагностика показала:

  • 11 человек (3 балла) – 55% детей проявляют интерес к познавательной деятельности в познании окружающего мира. Узнают 2-3 фотографии пгт Кавалерово поясняют изображение. Знают почему поселок носит такое название, названия улиц поселка свой домашний адрес, как называется главная улица поселка и почему.
  • 8 человек (2 балла) – 40% детей показали неустойчивое  проявление интереса к  Испытывали затруднения в определении названий улиц, а так же затруднялись назвать свой домашний адрес и почему наш поселок так называется  
  • 1 человек (1 балл) – 5% показал низкий уровень знаний.

Вывод:

         По результатам итогового мониторинга можно сделать вывод,  что цели проекта достигнуты. Дети в своём большинстве, научились узнавать родной поселок по фотографиям. Могут ответить почему поселок носит такое название, называют свой домашний адрес и другие улицы поселка. Дошкольники стали более любознательными и наблюдательными, у них появилось желание подмечать красоту родного поселка Кавалерово и рассказывать о его достопримечательностях.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект «Моя семья-часть моей малой Родины» для детей средней группы

Проект "Моя семья - часть моей малой Родины" для детей средней группы...

Выступление в межрегиональном семинаре "Поликультурное воспитание в дошкольных образовательных организациях". Тема: "Мордовский национальный костюм как средство воспитания у детей любви к Малой Родине"

В данной статье говорится о мордовском народном костюме, как о  бесценном неотъемлемом достоянии культуры народа, накопленное веками. Народный костюм не только яркий самобытный элемент культуры, ...

Проект «Рабочий поселок «Приволжский» — моя малая Родина!» для детей разновозрастной группы компенсирующей направленности.

Проект «Рабочий поселок «Приволжский» —  моя малая Родина!» для детей разновозрастной группы  компенсирующей направленности.Материал подготовила : Ройзман ...

Педагогический проект Воспитание у детей любви к малой Родине

Педагогический проектВоспитание у детей любви к малой Родине...

Конспект образовательной деятельности с детьми подготовительной к школе детям. "Кронштадт- мая малая Родина" (с использованием ИКТ,здоровьесберегающих технологий).

Слава города не зависит от его размеров. Площадь острова Котлин, на котором стоит Кронштадт, составляет всего 15 квадратных километров. Но этот город называют городом русской морской славы, огненным щ...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА непосредственно образовательной деятельности по формированию представлений о малой родине и Отечестве у детей 6-7 лет по теме «Любимых детских книг творец и верный друг ребят… (Рассказ о писателе А.П. Гайдаре)»

Занятие является итогом знакомства с земляком - А. П. Гайдаром. Воспитание патриотических чувств, формирование уважетельного отношения к родной культуре - это главный смысл мероприятия....

Открытое занятие с использованием регионального компонента «Любовь к малой Родине, как необходимое условие фундамента патриотического воспитания детей» Тема: «Моя малая Родина»

Открытое занятие с использованием регионального компонента «Любовь к малой Родине, как необходимое условие фундамента патриотическоговоспитания детей» Тема: «Моя малая...