"Формирование культуры здоровья дошкольников посредством использования этнокультурных особенностей Донского края"
план-конспект занятия (средняя группа) на тему

Карпова Мария Петровна

Конспект занятия с детьми среднего возраста "Казачьи забавы".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kazachi_zabavy._pererab_otkrytoe_zanyaie.docx29.69 КБ

Предварительный просмотр:

«Формирование культуры здоровья дошкольников посредством использования этнокультурных особенностей Донского края»

Тема занятия: «Казачьи забавы!»

Цель: создание условий для формирования культуры здоровья дошкольников посредствам использования регионального компонента.

Задачи:

Образовательные:

- стимулировать познавательную активность детей, используя разнообразные наглядные средства, словесные методы;

- обогащать образную речь детей посредством художественного слова, устного народного творчества.

Развивающие: 

- развивать память, наглядно-действенное мышление, воображение;

- двигательные навыки ( ходьба по узкой ленте, с палочкой на плечах, бег « прямой галоп»по кругу).

Воспитательные: 

- создать условия для развития навыков культуры поведения, соблюдения общепринятых норм и правил взаимоотношений со сверстниками, положительных эмоций от результатов деятельности.

Коррекционные:

- осуществлять дифференцированный подход к работе с дошкольниками в процессе всех видов деятельности;

- формировать у детей правильную осанку в процессе деятельности.

Словарная работа:

 Колыбель: люлька,зыбка, подвесная кроватка для младенца.

Стремена: седельная пренадлежность,помогающая всаднику сесть на коня и сохранить равновесие во время верховой езды.

Коновязь: место,гдепивязывают коней в виде столба с кольцами и бревна.

Стать: (Статная) –фигура (фигуристая)

Брод: неглубокое место в реке или ручье,по которому можно пересечь его пешком или верхом на конях. 

Предполагаемый результат:

-реализация потенциальных возможностей детей дошкольного возраста в разнообразных видах деятельности посредством игры.

Предварительная работа:

-Изготовление с детьми атрибутов к игре «Наездники»

-рассматривание иллюстраций, картин, открыток (природа донского края, конь в степи, казак на коне, казак с казачкой и т.д.);

-беседа о родном крае городе Константиновске; его символах;

 -беседа о казаках;

-проведение казачьих игр, состязаний;

-чтение казачьих сказок, пословиц, поговорок;

- беседа с родителями об отсутствии у детей аллергии на запахи растений, согласование с медсестрой.

Реквизит: Макет дома, плетень, предметы казачей  утвари, бутафорские лошадки, коромысла с вёдрами, казачья фуражка, шашки, костюм казака,стойка с перекладиной,платочки.

Ход занятия:

М.П Дети, у нас сегодня гости.

Давайте поздороваемся с ними .

Дети.Зравствуйте!

Даша. (вбегает и говорит)

Мария Петровна,пойдемте в компьютер поиграем.

М.П .Дашенька ,компьютер-это хорошо но надо больше на свежем воздухе бывать,здесь можно узнать,много интересного.

Смотрите двор т.Ирины .Давайте мы ее позовем.

(зовёт)Тётушка Ирина!!!(Из -за плетня выглядывает казачок Федя.

 Федя, :маманька, тебя тут кличут!)

Выходит т.Ирина

Т.Ирина. Кто там зовет меня?

М.П .Да это я с ребятишками.

Т.Ирина. А, Машенька! Милости прошу вас в гости!

Дети. Здорово ночевали !

Т.Ирина. Слава Богу !Проходите во двор.

Федюшка рассаживай гостей.Рассказывайте, с чем пожаловали.

М.П.Т.Ирина ,расскажите нам о казачьих забавах!!!.

Федя.Казачья наука- не простая штука!

Т.Ирина:Да ладно тебе, Федя .

Давайте ребятки,посидим рядком, да поговорим ладком о  донском казачестве,  его обычаях, традициях

Т.Ирина: Что за народ  живет у нас на Дону?

Дети: Казаки.

Т.Ирина: А скажите, кто такие казаки!

Дети: Вольные люди.

Т.Ирина: Совершенно верно.

В давние времена в наши края бежали со всей России люди от тяжёлой жизни. Они селились по берегам рек.

 А почему именно по берегам рек расселялись, строили свои жилища люди?

Дети: (ответы) 

Да потому что, где вода – там и жизнь.

Вода нужна для питья.

 Для приготовления пищи.

В реке ловили рыбу.

Водой поили коров,коней,овец,коз, домашнюю птицу.

Водой поливали огороды и сады.

Т.Ирина: Люди обустраивали жилища, обзаводились семьями и жили.

А какое главное занятие было у казаков?
Дети:Главное занятие казаков – воинское дело:

 Охранять границы России, свою семью.

Защищать Родину от врагов.

Т.Ирина: Казаки, прежде всего, были воинами. Поэтому в сыновьях они воспитывали смелость, ловкость, находчивость, смекалку.

С детства казак приучался чувствовать себя военным. О сражениях пела ему мать в колыбели(прослушивание колыбельной), рассказывали  о службе отец и дед .Уже в возрасте 1 года казачка сажали на лошадь. В возрасте 3-х лет казачок ездил на лошади по двору, в 7-8 бесстрашно скакал без седла по улице, по степи, смело переплывал Дон - батюшку.

Любимым занятием казаков были скачки. Ловко поднимались казаки на стременах, на всем скаку поднимали с земли платки и бусы. Казачьи военные игры развивали ловкость и отвагу, готовили к будущей тяжелой военной службе.

Ребёнок: Мы – малые казачата,
Мудрых прадедов внучата
С острой шашкой и конем
Мы в бою не подведем! 

Т.Ирина: Ух какие шустрые . Вот, у коновязи стоят кони.Седлайте коней ,да покажите свою удаль. 

Федя.Ребята, можно ,я буду сегодня атаманом.

Т.Ирина. Вы не против, дети.

М.П.А мы с девочками посмотрим,сможете ли вы  на всем скаку снять плоточек да превезти их нам.

Игра «Наездники»

 

  Т.Ирина. Казаки , а как погоняют лошадей? (Но-о-о!)

А как надо остановить лошадь? (Тпру-у)

Произносить нужно громко протяжно.

( Дети передвигаются «прямым галопом» по кругу,снимают плоточки везут их девочкам. по сигналу останавливаются и выполняют дыхательное упражнение. «Остановка коня» - на выдохе произносят «Тпру-у-у-у».)

Федя .Девчата  садитесь мы вас сейчас покатаем.

(мальчики едут по кругу с девочками)

Т.Ирина:Ай да молодцы, казачата. Ставьте своих резвых коней. Не подвели они вас.

Недаром в народе говорят: «Каков казак – таков и конь».

А какие пословицы вы знаете о казаке и его коне?

Дети:Казак с конём ночью и днём.

Казаку конь себя дороже.

Казак без коня –сирота!

Казак сам не съест, а коня накормит.

Казак без коня, что солдат без ружья.

Федя. И я пословицу знаю . «Казак как шашкой ,так и ложкой»

Федя .А у меня  и шашка казачья есть ,сейчас принесу(дети рассматривают шашку)Смотрите какая блестящая,острая(машет).

Т.Ирина. Ну,не балуй,шашка -не игрушка.!

Т.Ирина.Вы знаете дети,что шашка была верной спутницей казака.Он берег ее пуще глазу и когда надо было реку перейти в брод,он нес ее на плечах.

Т.Ирина.Молодцы казачатки пословиц много знаете,а я еще загадки знаю.

Т.Ирина: Дети отгадайте мою загадку!

Кто вечернею порою за водой бежит к реке, 
С распущенной косою, с коромыслом на руке? (дети отвечают)

Ответ(Казачка)

Т.Ирина. Посмотрите какая донская казачка стройная,статная.

Что у нее на плече?(Коромысло)

А что было труднее: принести воду, али шашку уберечь? Предлагаю вам следующее состязание «Пройди по узкой дорожке».

(Мальчики – казачата будут идти по дорожке и пронесут шашку, а девочки – казачки – держа коромысла с вёдрами на плечах,сохранив равновесие.)

Посмотрим, как вы пройдете по узкой тропинке к Дону и обратно.                                

Подвижное упражнение «По узкой дорожке»

Т.Ирина.Молодцы.

После военных походов и после тяжелой работы  в поле, казаки любили собираться на казачьи гуляния, праздники, ярмарки. Веселились, играли, состязались.

Ребёнок:Во станице погулять
Вышли казачата.
Веселятся от души
Парни и девчата. 

Т.Ирина:  А теперь пришла пора поиграть нам детвора. А в какие казачьи игры вы играете?

Ответы детей(Плетень,Наездники,Заря -зарница)

Поиграем в игру «Заря – зарница».

(Становитесь в хоровод.)

Описание игры: выбирается заря с помощью считалки:
- Катилась торба с высокого горба,
А в той торбе – хлеб, водица, 
Кому достанется – тому водиться.

(Дети встают в круг, руки за спиной, а один из играющих –
Заря. Она ходит сзади с лентой.Дети  говорят)


Заря-зарница, красная девица,
По полю ходила, ключи обронила,
Ключи золотые, ленты голубые,
Кольца обвитые – за водой пошла!

На последние слова «Заря» кладет ленту на плечо одному из играющих.
Тот, заметив это, быстро берет ленту, и они бегут в разные стороны по
кругу. Кто останется без места, станет Зарей.

Т.Ирина: Набегались ,наигрались, ,а теперь надо отдохнуть да подышать ароматом донских трав.

У меня как раз припасён и чабрец, и душица, и мята, и ромашка.  Сделайте глубокий вдох, и почувствуйте запах донской степи.(проводится дыхательное упражнение) 

М.П.Что ж,ребятки,погостили,пора и честь знать ,домой возвращаться.

Т .Ирина .Я нонче узвар сварила да хворост пожарила.

Федя  неси поднос с хворостом, да угощай детишек.

М.П .Спасибо т. Ирина за угощение.

За веселые задорные иры.

Т.Ирина. Спасибо ,что навестили нас ,до свидания ,казачата ,приходите  еще в гости.

М.П. До свидания!