Зеленодольск – наша малая Родина
план-конспект занятия (старшая группа) на тему

Конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста с участием родителей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zelenodolsk-nasha_malaya_rodina.doc54 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия

для детей старшего дошкольного возраста с участием родителей.

Тема: «Зеленодольск – наша малая Родина!»

Г.Х. Трегулова, воспитатель МБДОУ

«Детский сад общеразвивающего вида  №33 «Аленький цветочек»

города Зеленодольска Республики Татарстан

Программное содержание. Уточнить знания детей о родном городе, о культуре и традициях людей разных национальностей, живущих в Зеленодольске. Закрепить понятие о том, что такое герб, объяснить символику герба Зеленодольска. Воспитывать уважительное отношение к символике и патриотические чувства к своей малой Родине.

Обогащение и активизация словаря: символ, знак, герб, гостеприимство.

Предварительная работа: экскурсии по городу и в этнографический музей, посещение фотовыставки: «Зеленодольск -  вчера и сегодня», беседа о городе; продуктивные виды деятельности: коллективная аппликация «Мой город», рисование «Праздничный Зеленодольск»; задания родителям: подобрать фотографии с видами родного города, рассказать детям о том, где они работают и какую продукцию производят, принять участие в празднике «День города».

Материал. Карточки с изображением предметов, в названии которых первые звуки составляют слово «Родина». Бумажные буквы: Р, О, Д, И, Н,А. Фотографии города, изображение герба Зеленодольска; мини – фланелеграфы и детали герба на каждого ребёнка; декорации с изображением домов, посуда с хохломской росписью, овощи, татарская национальная выпечка, татарская национальная одежда, аудиокассеты с русской и татарской народной музыкой.

Ход занятия

Вводная часть.

   Воспитатель обращает внимание детей на карточки с предметными  картинками:  роза, облако, диван, игла, ножницы, арбуз.

- Перед вами картинки, в которых зашифровано слово, обозначающее тему нашего занятия. Мы сможем прочитать это слово, если соединим первые звуки, с которых начинаются названия предметов, изображённых на картинках.

    Дети называют предметы и первые звуки в словах. Воспитатель выставляет бумажные буквы под соответствующими карточками.

- Какое слово получилось? (Родина.).

- Что вы понимаете под словом «Родина»? (Россия, республика Татарстан)

- Республика Татарстан, которая находится на территории России – это наша общая большая Родина. Но у каждого человека есть малая родина – место, где он родился и вырос: город, улица, двор, отчий дом – самые дорогие сердцу уголки.

Воспитатель читает стихотворение:

«Малая Родина-

Островок Земли.

Под окном смородина,

Вишни расцвели,

Яблоня кудрявая,

А под ней скамья.

Ласковая, малая

Родина моя!»

Основная часть.

- Малая родина есть у каждого человека. Наша малая родина – город, в котором мы живём. Как называется наш родной город? (Зеленодольск)

- Почему он носит, такое красивое название? (ответы детей)

- Вы правильно заметили, что в нашем городе   много зелени и цветов, украшением города является городское озеро и фонтаны, площади и скверы. Жители города слагают стихи и песни о красоте родного города.

«Родился город на зелёном доле

Среди лесов на волжском берегу.

Его зовут  сейчас Зеленодольском

За первозданность лон и красоту!»

- Сколько лет исполнилось Зеленодольску в этом году? (205 лет.)

- На фотографиях, которые я вам сейчас покажу, вы увидите  «подарки», которые получил  город и горожане ко дню рождения города.

   Дети рассматривают фотографии с видами обновлённого  города, узнают знакомые места:  понтонный мост на городском озере,  часы на площади Победы с изображением герба города, новый фонтан и др.  

- К своему дню рождения наш город стал ещё чище и красивей! Но он  славится не только своей красотой и зелёным нарядом, но и трудовыми успехами людей, которые здесь живут.

   Воспитатель показывает герб города Зеленодольска.

- Это герб нашего города, его символ.  Он может рассказать  о славных делах жителей Зеленодольска.

- Что вы видите на гербе? (ладью, парус, молот.)

- Послушайте, какое  красивое описание герба придумали его авторы. (Во время рассказа воспитатель обводит указкой соответствующие детали герба)

   «В лазоревом поле на лазоревой оконечности, обремененной серебряным поясом и тонко завершенной тем же металлом, золотая ладья с серебряным парусом, обремененным положенным в перевязь золотым кадуцеем, имеющим вместо жезла, молот; все части кадуцея тонко окаймлены червленью».

- Какие слова показались вам интересными или непонятными?

   Воспитатель объясняет значение слов, помогает детям разобраться с обозначением символики.

- Главная фигура герба - ладья. Что может обозначать эта фигура? (ответы детей)

- В нашем городе расположен известный по всей России завод имени А.М. Горького. К нам на занятие пришёл папа Андрея, который работает на этом заводе, он и раскроет секрет главной фигуры герба.

   Родитель,  рассказывает детям о заводе имени Горького.

- Завод имени Горького – судостроительный. На заводе выпускают военные корабли. Один из последних кораблей, который мы сделали,  назван «Татарстан, в честь нашей республики. «Татарстан» несёт свою службу далеко от Зеленодольска – на Каспийском море. Это современный и надёжный военный корабль. Рабочие завода и все жители Зеленодольска гордятся тем, что наши корабли нужны  большой Родине – России.

Ладья на гербе города Зеленодольска – символ судостроения.

   После рассказа родитель дарит детям фотографии кораблей, произведённых на заводе.

- Изображение молота на парусе символизирует одно из ведущих промышленных предприятий города – Производственное объединение «Завод имени Серго» (ПОЗИС). Папа Айрата работает на этом заводе, он расскажет о своём предприятии.

   Родитель рассказывает детям о заводе имени Серго.

- Завод имени Серго – крупное современное производство. На нашем заводе делают товары народного потребления: холодильники, морозильники, микроволновые печи, камины и сифоны для приготовления газированной воды. Продукция завода, наверняка,  есть в доме каждого из вас и у тех, кто живёт далеко за пределами Зеленодольска.

    Рабочие завода славятся своими золотыми  руками. Когда вы станете взрослыми, то сможете тоже прийти работать на наш завод, чтобы своим трудом продолжать его лучшие традиции.

   После рассказа родитель дарит детям книгу, посвящённую вековой истории завода «Сто лет в строю».

- Обратите внимание, что молот на гербе обвит змеями. Это символ  успешной торговли. Продукция Зеленодольских заводов  продаётся во все концы нашей необъятной Родины.

- В какие цвета раскрашен герб? (зелёный и синий)

- Что они обозначают? (ответы детей)

- Зелёный цвет герба указывает на название города – Зеленодольск и является символом природы, здоровья, экологии, жизненного роста. Синий цвет символизирует Волгу, играющую важную роль в жизни города.

- Где можно увидеть герб нашего города? (на городских зданиях, на печатях, на документах)

- Во время праздника «День города» герб был символом праздника. Он был выложен из цветов на городской площади. Сейчас я предлагаю вам тоже выложить герб Зеленодольска из готовых деталей на своих мини – фланелеграфах.

   Дети выполняют индивидуальную работу,  результат сравнивается с образцом.

- В нашем городе живут люди разных национальностей: русские, татары, чуваши, марийцы и другие. Все они стараются жить дружно, а по праздникам приглашают друг друга в гости. Сегодня у нас на занятие присутствуют родители Тани и Марата. Они поиграют с нами в игру «Приходите в гости к нам».

    Семья Тани – русская, семья Марата – татарская. В каждой доме бережно хранят свои семейные и национальные традиции, с которыми они нас сегодня  познакомят.

    Дети подходят к «дому» русской семьи. Вся семья  приветливо встречает гостей, у хозяйки в руках полотенце, расшитое узорами, каравай хлеба с солонкой. (Звучит русская народная мелодия)

Родитель: К нам гости пришли,

                  Дорогие пришли!

                  Будем мы гостей встречать,

                  Радовать и привечать!

Воспитатель: Чем вы нас будете радовать и как привечать?

Родитель: По русскому обычаю мы сначала приглашаем гостей к столу, чтобы гости были сыты. Сегодня на обед мы приготовили традиционное русское блюдо. Если отгадаете наши загадки, то узнаете из чего оно приготовлено.

- Сто одёжек, и все без застёжек (капуста).

- Красная девица сидит в темнице, а коса на улице (морковь).

- Сидит дед - во сто шуб одет, кто его раздевает, тот слёзы проливает (лук).

- Птица в земле гнездо свила, яиц нанесла (картошка).

   По мере отгадывания загадок, на стол выкладываются овощи..

Родитель: Какое русское блюдо, можно приготовить из этих овощей? (Щи)

Родитель: У нас в доме часто звучит поговорка: где щи - там и нас ищи. Как вы понимаете эту поговорку? (ответы детей)

Родитель: Когда хозяйка приготовит вкусные щи, вся семья собирается за столом, потому что это вкусное, полезное и всеми любимое блюдо. Сегодня во время обеда вы в этом сможете убедиться сами – мы приготовили для вас щи по своему домашнему рецепту.

   Хозяева подводят детей к полке с  посудой, расписанной хохломскими узорами, предлагает рассмотреть её.

Родитель: Русские щи будут ещё вкуснее, если подавать их в красивой посуде. В нашем доме есть посуда, расписанная руками русских мастеров. Что на ней нарисовано? (ягоды, листья, завитки)

Родитель: В какие цвета она раскрашена? (ответы детей)

Родитель: Такую посуду можно сейчас купить в сувенирных отделах наших магазинов. Она является украшением домашнего быта. У кого в доме есть такая посуда? (рассказы детей)

Родитель: Что-то наши гости заскучали, видно давно в игры не играли! Какие русские народные игры вы знаете? (ответы детей)

   Родители предлагает поиграть в русскую народную игру «Горелки». После игры воспитатель с детьми благодарят хозяев за гостеприимство.

- Загостились мы у вас, пора и честь знать. Спасибо за гостеприимство, нас ждут в следующем доме.

   Дети с воспитателем подходят к «дому» семьи Гайнуллиных. Детей встречают все члены семьи. (Звучит аудиозапись татарской народной музыки)

- Мы пришли в гости к татарской семье. В знак уважения давайте поздороваемся по-татарски. (Дети здороваются)

Родитель: Мы всегда рады гостям. По этому поводу у нашего народа есть много пословиц и поговорок:

- Если гость на пороге - будь приветлив.

- Угощение для гостя открытое  лицо, приветливое слово, а потом – хлеб, соль.

- За пустой стол гостя не сажают.

   Детей приглашают к  столу, на котором стоит татарская национальная выпечка.

Родитель: Знаете ли вы названия этих татарских национальных блюд? (чэк-чек, пехлеве)

Родитель: Татарская кухня богата  своими национальными традициями. Она всегда славилась оригинальностью приготовления блюд, их вкусовыми качествами и оформлением. В нашем доме очень любят изделия из сдобного и сладкого теста. Сегодня мы приготовили для вас угощение к чаю, которое вы попробуете во время обеда.

   Родитель подводит детей к уголку с национальной одеждой.  

Родитель: В праздник мы стараемся быть нарядно одетыми и часто надеваем татарскую национальную одежду, которую бережно храним в своём доме.

   Родитель показывает предметы национальной одежды: кульмэк – платье, калфак – женский головной убор, тюбетейка – мужской головной убор, читек – татарская национальная обувь. Дети знакомятся с названиями, рассматривают украшения на одежде.

Родитель: Национальная одежда иногда является  атрибутом весёлых национальных игр. Мы в своей семье часто играем в игру «Тюбетейка». Предлагаем и вам поиграть с нами.

   Проводится игра «Тюбетейка». После игры дети прощаются с гостеприимными хозяевами на татарском языке.

- Понравилось вам в гостях? Что вам особенно запомнилось? (ответы детей)

- Что нового вы узнали о семьях своих друзей? (трудолюбивые, весёлые, гостеприимные, у них есть свои семейные и национальные традиции)

- Таких людей много в нашем городе – это Зеленодольцы. Они любят свою малую родину и славят её своими делами.

Заключительная часть.

   Воспитатель читает слова припева песни «Мой Зеленодольск», которую написали жители города (слова А.Автономова, музыка К. Гурина).

Зеленодольск! Мелькают знакомые лица.

Зеленодольск! Для меня ты - мой дом и столица.

Зеленодольск! Слышу сердца я города стук.

Зеленодольск! Ты - отец мой и брат мой, и друг.

- О чём мы говорили сегодня на занятии? (О городе Зеленодольске – нашей малой Родине)

- Недавно мы отпраздновали день рождения Зеленодольска. Что бы вы хотели пожелать родному городу и людям, которые в нём живут? (заслушиваются пожелания детей)

- В ваших словах прозвучали добрые слова к родному городу. Я тоже хочу, чтобы он становился еще краше, чтобы на  улицах города звучали музыка и смех,  чтобы люди в нашем городе жили в дружбе и взаимопонимании.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Наша малая родина -Кубань"

                       На современном этапе развития нашего общества остро встал вопрос о нравственно- патриотическом воспитани...

«Мой город – наша малая Родина»

Цель программы – формирование потребности изучать обычаи и историю своего народа, развивать интерес к предмету....

конспект занятия "Лебедянь- наша малая Родина"

Пробудить в детях чувстао любви к своему городу и уважения к его традидициям и обычаям....

Лебедянь - наша малая Родина

 Выяснить влияние знаний о родном городе на становление и развитие самопознания, самооценки у дошкольников. Разработать наглядные материалы, оказывающие развивающее воздействие и познавательну...

Проект "Воскресенск-наша малая Родина"

практико - ориентированный проект по курсу ознакомление детей с родным городом...

НОД по познавательному развитию на тему "По тропам нашей малой родины - республики Башкортостан"

Интеграция областей: социализация, коммуникация, познание, здоровье, чтение художественной литературы.Интегративные цели: дать понятие, что такое малая родина; познакомить с её богатствами, особенност...