«Наши предки донские казаки».
методическая разработка (подготовительная группа) на тему

                   «Наши предки донские казаки».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatie_nashi_predki_donskie_kazaki.docx19.05 КБ

Предварительный просмотр:

         Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение центр развития ребёнка детский сад первой категории «Колокольчик».

Занятие в разновозрастной группе №2.

Раздел «Ознакомление с предметным и социальным окружением»           (региональный компонент).

Тема: «Наши предки донские казаки».

                                                                 Воспитатель: Громадина А.А.

             

                                        Ст. Тацинская

                   «Наши предки донские казаки».

Цель: Формирование у детей интереса к истории донского казачества.

Задачи:

Образовательные:

1. Воспитывать бережное отношение к народным традициям и любовь к родному краю - малой Родине.

2. Познакомить детей с историей, культурой, жизнью и бытом донского казачества.

3. Расширять словарный запас детей; дать понятие новых слов, употребляемых в речи казаков.

Развивающие:

1. Развивать познавательный интерес к истории родного края.

2. Побуждать к выражению собственного отношения к красоте Донской земли.

Воспитательные:

1. Воспитывать чувства любви и уважения к своим предкам, к своей малой родине.

2. Воспитывать бережное отношение к природе.

Материалы и оборудование: аудио запись «Эх донские казаки», казачьи  костюмы для воспитателя и детей, элементы казачьего быта.

Методы: наглядный, практический, словесный.

Приемы: беседа, рассказ, показ.

Ход занятия:

(Дети входят в имитируемую казачью комнату, их встречает казачка)

Казачка: Здорово дневали, казачата!

Дети: Слава богу!

(Звучит песня  «Эх донские казаки», дети рассаживаются на стульчики)

Казачка: Смотрите, ребята! Вот мы и попали в старинную казачью хату.  Мы с вами очень хотели побывать в настоящем казачьем  жилье, рассмотреть его убранство, узнать, как жили, чем занимались казаки в старину, как они работали и отдыхали. Ребята, а кто мне скажет, как называлось казачье жильё?

Дети: Курень.

Казачка: Дом казака в основном состоял всего из двух комнат: залы, то есть зал, и стряпухи. Подумайте, для чего предназначалась комната в доме казака, которая называлась «стряпуха». Как вы думаете, от какого слова происходит это название?

Дети: От слова «стряпать» - «готовить». Там готовили. То есть это кухня

Казачка: Да, ребята, в деревне бабушки говорят, как правило, стряпать, а не готовить. Для приготовления еды для всей большой семьи у меня есть вот такой чугун. Он очень тяжелый, а каша в нем получается вкусная, аж пальчики оближешь. Ну, а чаем угощаю, конечно, из самовара (показывает посуду и еще раз повторяет её название).   Я занимаюсь дома по хозяйству. С утра надо сходить к колодцу, принести воды на коромысле, чтобы можно было постирать грязную одежду (показывает коромысло), приготовить  еду, напоить скотину.  А, ну-ка, девчата, кто поможет мне и сходит за водой к Дону? (девочки несут на коромысле воду)

                     

Казачка: Ох и молодцы же девчата, хорошие помощницы выросли. А ещё  очень мы, казачки, любим украшать свою одежду вышивкой и кружевом. Посмотрите вокруг и скажите, какие предметы в хате украшены вышивкой?

Дети: Полотенца, занавески на окне, подушечка.

Казачка: Правильно. А какие предметы украшены кружевом?

Дети: Салфетки, скатерти.

Казачка:  А, знаете ли, что это такое? (показывает на прялку)

Правильно, это прялка. Уже в 7-9 лет девочки приучались к вязанию, прядению. До совершеннолетия они успевали приготовить для себя приданое из нескольких десятков метров полотна: рушники, рубахи. Неумение вязать, вышивать считалось большим недостатком у женщин. Неотъемлемыми предметами донского жилища были прялки, гребни для изготовления нитей.

 Долгими зимними вечерами собирались казачки на посиделки, здесь они вязали, вышивали, пели песни, плясали и играли в игры. Сейчас и мы с вами устроим настоящие казачьи посиделки.

(Девочки садятся, вяжут, вышивают, мальчики с ложками, шумелками подыгрывают и поют песню «Ах, пчёлочка златая»)

«Посидим рядком, да трошки погутарим».

Казачка: Давайте-ка, сядем, казачата, в тесный курагод. Посидим, погутарим с вами. Хочу испытать вас, как вы знаете казачий говор.

Апосля - после, в конце;

Баз – скотный двор; огороженное место во дворе или в поле, возможно с сараями;

Вечерять – ужинать;

Гамузом – все вместе;

Здорово дневали – здравствуйте;

Жалковать – сожалеть;

Завеска – фартук; штора на окне;

Завидно – засветло;

Лазоревый цветок – тюльпан;

Курень – круглый дом, на высоком фундаменте;

Надысь – вчера;

Точить лясы – без дела болтать.

Казачка:  В казачьих семьях глава семьи – казак. Он работает в поле, добывает пищу для семьи, а главное - охраняет границу от врагов.    

 О казаке складывали поговорки:

-конь казаку лучший друг;

- казак без коня, что солдат без ружья;

-сам погибай, а коня выручай;

-казаку конь – отец родной и товарищ дорогой;

-казак сам не ест, а коня накормит.

Казачка: У казаков есть свои традиции. Гостей встречают хлебом с солью, стариков на «вы» называют, на службу молодого казака провожают на коне, в добротной одежде и с оружием, на казачьих праздниках проводят скачки.  Вот и мы с вами проверим, как наши казачата умеют  на конях скакать.

Игра «Кто быстрей проскачет?»  

           

Казачка:  казаки были очень гостеприимны и набожны, в каждом курене всегда в углу висела икона. Казаки по праздникам и воскресеньям ходили в церковь. На праздник казачка готовила особое угощение. Вы знаете любимое блюдо казаков. Давайте вспомним.

Дети: Лапша, борщ, уха, студень, узвар - компот из сухофруктов, пекли хлеб, пироги.

 Казачка:  правильно, поскольку казаки были очень хлебосольные, то они накрывали столы и звали к себе гостей, которых потчевали  самыми вкусными и любимыми блюдами.                                                              

Казачка: Вот и у нас пироги поспели, самовар закипел.

А теперь можно и гостей приглашать к чаю. Милости просим гости дорогие.

         

Казачка: Ребята я очень рада, тому, что, сейчас возрождаются станицы, хутора с казачьими традициями, обычаями и бытом. И вижу вы знаете историю своих предков – казаков, чтите их традиции. Так будьте их достойны.

Напутствие.

И хорошо, чтоб в наши дни

Традиции с тобой мы берегли,

В чудном крае, где живем мы у Дон - реки,

Где жили здесь когда- то наши предки казаки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОНСПЕКТ занятия по развитию речи в старшей группе. ТЕМА: «Национальная одежда донского казака и казачки»

Целью занятия является: формирование знаний детей об одежде донских казаков, её назначении, названии, разных её частях; развитие интереса у детей к национальным костюмам, орнаменту на одежде. ...

Конспект занятия "Донские казаки"

Формирование представлений детей об истории возникновения донского казачества, знакомство с творчеством, символикой, традициями, обычаями и бытом; закрепление знания о других народностях....

План : "По развитию духовно - нравственных качеств личности на основе культурных традиций донских казаков"

Открывать детям путь к нарвственной стороне познания окружающего мира,воспитывать чувство любви к своему городу, своей стране, уважение и бережное отношение к природе...

Проект «ФОРМИРОВАНИЕ ПАТРИОТИЧЕСКИХ ЧУВСТВ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ ОЗНАКОМЛЕНИЕ С ТРАДИЦИЯМИ, ОБЫЧАЯМИ ДОНСКИХ КАЗАКОВ»("Покров на Дону")

Главное назначение проекта "Покров на Дону"  - ознакомление дошкольников с историей донского казачьего края, воспитание патриотизма, любви и уважения к своей малой родине, ее...

Сценарий драматизации сказки «Поречни и жемчуг» - сказки о донских казаках и о том времени, когда в Дону жили поречни и находили жемчуг.

   Цель: создание условий для пробуждения у дошкольников патриотических чувств и интереса к познанию родного края в дошкольном возрасте.     Задачи:1. Формирование у ре...