Социальный проект: Изучение детьми старшей группы коми культуры
проект (старшая группа) на тему

Тимушева Екатерина Алексеевна

Продолжительность проекта: 2018 – 2019 учебный год.

Тип проекта: познавательно-творческий, социально-коммуникативный, практико-ориентированный.

Участники проекта: воспитатели группы, дети старшей группы №7, родители.

Возраст детей: 5-6 лет.

Актуальность:

В настоящее время одной из актуальных проблем воспитания является приобщение детей к национальной культуре родного края. Общие задачи воспитания не могут решаться вне содержания той национальной культуры народных традиций, которые веками создавались народами.

Изучая историю и культуру своего народа, можно узнать о жизни, традициях, обычаях своего народа, что поможет в дальнейшем с уважением и интересом относиться к культурным традициям других народов.

Патриотическое чувство не возникает у людей само по себе. Это результат длительного целенаправленного воспитания, начиная с самого раннего возраста. Очень важно формировать у детей первые представления об окружающем мире, отношение к действительности и дать почувствовать себя гражданином.

На наш взгляд, на сегодняшний день не менее важно и интегрированное понятие сотрудничества педагога, ребенка и семьи, особенно при изучении культуры коми края.

Современное образование ориентируется на развитие личности ребенка, его познавательных способностей, на формирование у дошкольника глубокого личностного мотива и стимула при изучении коми края. Все это становиться возможным только при сотрудничестве педагога, ребенка и семьи. Детский сад и родители должны вместе способствовать созданию этих благоприятных условий.

Семья для дошкольника оказывает сильное, первостепенное влияние на его личность и на его деятельность. Тем более что большая часть современных родителей проявляет искренний интерес к тому чему и как учат его ребенка. Педагогам, работающим с дошкольником, остается только этим воспользоваться и взять родителей в союзники. Объединив усилия, родители и педагог помогут ребенку раскрыть и развить нужные качества, которые помогут ему преодолеть все трудности, возникающие при изучении коми языка.

Цель проекта: приобщение детей и родителей к культуре народа коми и привитие любви к родному краю.

Задачи проекта: Для детей

  1. Расширять знания воспитанников о культуре Коми края.
  2. Развивать интерес к истории Коми края, чувство уважения, сопричастности к национальной культуре.
  3. Развивать творчество, активность, интерес к поисковой деятельности.
  4. Воспитывать нравственно – патриотические чувства дошкольников.

                     Для родителей

  1. Создавать условия для повышения активности родителей воспитанников в участии в различных формах партнёрства с ДОУ.
  2. Расширять знания родителей о культуре Коми края.
  3. Способствовать становлению и сплочению детского коллектива, семьи.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_2018-2019.docx34.92 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное образовательное учреждение

«Детский сад №13 общеразвивающего вида»

Социальный проект:

Изучение детьми старшей группы коми культуры

Старшая группа №7

Воспитатели: Гмызина Н.В.

Тимушева Е.А.

Сыктывкар, 2018

Продолжительность проекта: 2018 – 2019 учебный год.

Тип проекта: познавательно-творческий, социально-коммуникативный, практико-ориентированный.

Участники проекта: воспитатели группы, дети старшей группы №7, родители.

Возраст детей: 5-6 лет.

Актуальность:

В настоящее время одной из актуальных проблем воспитания является приобщение детей к национальной культуре родного края. Общие задачи воспитания не могут решаться вне содержания той национальной культуры народных традиций, которые веками создавались народами.

Изучая историю и культуру своего народа, можно узнать о жизни, традициях, обычаях своего народа, что поможет в дальнейшем с уважением и интересом относиться к культурным традициям других народов.

Патриотическое чувство не возникает у людей само по себе. Это результат длительного целенаправленного воспитания, начиная с самого раннего возраста. Очень важно формировать у детей первые представления об окружающем мире, отношение к действительности и дать почувствовать себя гражданином.

На наш взгляд, на сегодняшний день не менее важно и интегрированное понятие сотрудничества педагога, ребенка и семьи, особенно при изучении культуры коми края.

Современное образование ориентируется на развитие личности ребенка, его познавательных способностей, на формирование у дошкольника глубокого личностного мотива и стимула при изучении коми края. Все это становиться возможным только при сотрудничестве педагога, ребенка и семьи. Детский сад и родители должны вместе способствовать созданию этих благоприятных условий.

Семья для дошкольника оказывает сильное, первостепенное влияние на его личность и на его деятельность. Тем более что большая часть современных родителей проявляет искренний интерес к тому чему и как учат его ребенка. Педагогам, работающим с дошкольником, остается только этим воспользоваться и взять родителей в союзники. Объединив усилия, родители и педагог помогут ребенку раскрыть и развить нужные качества, которые помогут ему преодолеть все трудности, возникающие при изучении коми языка.

Цель проекта: приобщение детей и родителей к культуре народа коми и привитие любви к родному краю.

Задачи проекта: Для детей

  1. Расширять знания воспитанников о культуре Коми края.
  2. Развивать интерес к истории Коми края, чувство уважения, сопричастности к национальной культуре.
  3. Развивать творчество, активность, интерес к поисковой деятельности.
  4. Воспитывать нравственно – патриотические чувства дошкольников.

                     Для родителей

  1. Создавать условия для повышения активности родителей воспитанников в участии в различных формах партнёрства с ДОУ.
  2. Расширять знания родителей о культуре Коми края.
  3. Способствовать становлению и сплочению детского коллектива, семьи.

Этапы работы над проектом:

  1. Подготовительный – сентябрь

Определение цели и задач проекта, определение направлений, объектов и методов, сбор информационного материала с детьми и родителями: диагностика, выбор материалов для работы над проектом.

  1.  Основной – октябрь-апрель

         Проведение запланированных мероприятий для реализации проекта: наблюдение, беседа, рассматривание иллюстраций, чтение литературы, творческая деятельность, утренники, развлечения, дидактические и сюжетно-ролевые игры.

  1. Заключительный – май

Обобщение результатов работы, анализ, диагностика знаний детей, закрепление полученных знаний, выводы.

Этапы реализации проекта

  1. Подготовительный этап. Сентябрь.

Информирование родителей на собрании о цели и задачах проекта, привлечение их к сотрудничеству.

 Анкетирование семей.

Подбор литературы познавательной, публицистической, художественной по данному проекту.

Оценка развивающего пространства ДОУ и группы.

Подбор материала для реализации проекта.  

Список литературы:

1. Подборка художественной литературы по теме «Коми культура».

2. Вавилова Л.Д. Использование элементов национальной культуры в воспитании и подготовке детей дошкольного возраста к школе. – Сыктывкар, 1994.

3. Дидактические игры как средство приобщения детей дошкольного возраста к коми культуре. – Сыктывкар, 1991.

4. Дошкольное воспитание. - № 7, 1991. – с. 10.

5. Жеребцов Н.Л., Конаков Н.Д. Из жизни древних коми.

6. Конаков Н.Д. Коми – зыряне. – Сыктывкар, 1992.

7. Логинова В.И. Дошкольная педагогика. – М.: Просвещение, 1983.

8. Нравственно-эстетическое воспитание и образование детей и подростков в условиях Севера. Материал межрегиональной конференции. – Сыктывкар, 2002.

9. Осипова А.И., Потолицына Н.Б. Путём оптимизации обучения лексике второго языка, как основному компоненту речи в детском саду. – Сыктывкар, 2002.

10. Остапова З.В. Программа детского сада по обучению коми разговорной речи детей, не владеющих коми языком. – Сыктывкар, 1995.

11. Остапова З.В. Обучение коми языку в детском саду. – Сыктывкар, 1996.

12. Остапова З.В., Потолицына Н.Б. Коми язык в дошкольных образовательных учреждениях. – Сыктывкар, 2002.

13. Остапова З.В., Москвина Т.А. Программно-методические материалы. Часть 1, 2. – Сыктывкар, 2008.

14. Потолицына Н.Б. национальное образование в дошкольных учреждениях. Методические рекомендации. – Сыктывкар, 1995.

15. Программа развития и воспитания детей в дошкольном образовательном учреждении Республики Коми «Парма». – Сыктывкар, 2003.

Анкета для родителей

Цель: изучение состояния семейной педагогической работы по ознакомлению детей с коми культурой.

Уважаемые родители!

Предлагаем вам ответить на вопросы анкеты. Выберите один ответ из предложенных и отметьте, пожалуйста, соответствующую букву кружочком или галочкой.

1.В вашей семье кто-нибудь владеет коми языком?

А) Да. Б) Нет. В) затрудняюсь ответить.

Г) свой вариант_____________________________________________________

2. Какие учреждения коми культуры в Сыктывкаре вы знаете.        

Написать______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

3.Способствуете ли Вы знакомству ваших детей с коми национальной культурой, традициями? ( Совместное посещение выставок, музеев, театров, участие в народных гуляниях, праздниках, проведение домашних праздников с коми национальной кухней, играми, традициями и т.д.).

А) Да. Б) Нет. В) Затрудняюсь ответить.

 Г) Свой вариант____________________________________________________

4)Имеются ли у вас дома литература коми писателей и поэтов, коми песни?

А) Да. Б) Нет. В) Затрудняюсь ответить.

5)Знаете ли Вы коми народные игры, песни, стихи, сказки?

а) Да. Б) Нет. В) Затрудняюсь ответить.

Если ответ «да» - то напишите их название:

6) Как Вы считаете, надо  ли, давать детям информацию о столице, городах РК, национальном флаге, гербе, гимне?

а) Да. Б) Нет. В) Затрудняюсь ответить.

7)Необходима ли Вам помощь со стороны педагогов, специалистов детского сада в ознакомлении детей с родным краем?

А) Да. Б) Нет. В) Затрудняюсь ответить

8) Что бы Вы могли пожелать нашей группе работающей с детьми по теме «Изучение детьми старшей группы коми культуры»?

Написать________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Спасибо за искренние ответы!

  1. Основной этап. Октябрь-апрель.

1)Октябрь

Тема: «Республика Коми»

Задачи:

  • формировать у детей познавательный интерес к родному краю;
  • дать детям знания о республике, коми народе;
  • познакомить с основными промыслами коми народа, национальным костюмом, традициями и бытом коми крестьян;

Работа с детьми:

  1. Рассматривание иллюстраций, книг, фотографий о Республике Коми;
  2. Беседы: «Коми край наш северный», «Значение животных в жизни Коми народа», «Коми народная игрушка», «Почему леса нашей республики называют лёгкими планеты?», «Достопримечательности нашей республики»
  3. Дидактическая игра: «Наша Родина» (пазлы); «Лото – коми орнамент»; «Собери картинку» (символика Республики Коми);
  4. Лепка из пластилина коми узоров: «Чум», «Солнце», «Дерево», «Рыба», «Ребѐнок». «Пила»;
  5. Подвижные игры: «Ловля оленей», «Стой, олень!»

Работа с родителями:

  1. Консультация для родителей «Как знакомить детей с родным Коми краем»
  2.  Брошюра для родителей «Знакомство с Коми орнаментом».
  3. Наглядная информация: «Приобщение детей к народным традициям»
  4. Викторина «Люби и знай свой Коми край»
  5. Создание альбома «Достопримечательности Республики Коми»

2)Ноябрь

Тема: «Город, в котором я живу»

Задачи:

  • Обобщить и систематизировать знания детей о родном городе; формировать уважительное отношение к символам города;
  • Закрепить названия крупных городов и рек, названия народных промыслов, имена знаменитых сыктывкарцев;
  • Воспитывать любовь к малой Родине.
    Работа с детьми:
  1. Рассматривание иллюстраций с видами Усть-Сысольска, Сыктывкара,, альбомов, открыток, книг, энциклопедий (улицы, учебные заведения, памятники, достопримечательности и т. д., музыка, карта России, энциклопедии, разрезные картинки.)
  2. Беседы «Достопримечательности нашего города», «Сыктывкар в прошлом и настоящем», «Знаменитые люди нашего города»
  3. Чтение стихотворений о Сыктывкаре;
  4. Рисование «Герои коми сказок», «Берёзовая роща», «Наш город осенью»
  5. Сюжетно-ролевая игра «Экскурсия по городу», «Путешествие по городу»
  6. Дидактическая игра «Собери герб», «Узнай наш герб», Лото «Наш город», пазлы «Достопримечательности»
  7. Конструирование «Дома на нашей улице»; «Улица моего города»;

Работа с родителями:

  1. Создание папок – передвижек для родителей: «Знаменитые люди

Сыктывкара», «История родного города», «Памятники Сыктывкара», «Их

именами названы улицы»

  1. Создание коллажа «Мой город»;
  2. Выставка творческих работ воспитанников

3)Декабрь

Тема«Коми писатели»

          Задачи:

  • Закрепить знания детей о писателях Республики Коми
  • Познакомить с произведениями этих писателей
  • Прививать любовь к национальным художественным произведениям.

Работа с детьми:

  1. Рассматривание иллюстраций в книгах, портретов коми писателей
  2. Экскурсия в библиотеку. Знакомство с творчеством Коми писателя А.К.Журавлёва.
  3. «Конкурс чтецов», посвященный поэтам Республики Коми А. Ванеева, В. Лыткина (Илля Вась, С. Попова, В. Кушманова, Е. Евсенина)
  4. Знакомство с творчеством писателя Е.В. Габовой. Выставка книг, чтение художественной литературы «Гришуня на планете Лохматиков»; «Невидимки в лагере»; «Тайкина тайна»; «Вареная сосулька»; «Зануда Дема»; «Жизнь и фантазии Сени Елкина»; «Дети древней земли»; «Воспитанная муха»
  5.  Знакомство с творчеством писателя Елены Козловой «Гöгыля-вугыля» («Волшебные очки»)
  6. Рисование «По страницам книг»
  7. Дидактические игры «Подбери пару», «Собери сказку»

 Работа с родителями:

  1. Привлечь родителей к пополнению библиотеки в соответствии с разработанным планом
  2. Привлечь родителей к организации конкурса чтецов

4)Январь

Тема«Коми народные сказки»

Задачи:

  • Формировать у детей способность понимать эмоциональное состояние героев сказок и своё собственное.
  • Пробуждать интерес к коми народным сказкам.
  • Приобщать детей к процессу познания добра и зла, честности и справедливости.

Работа с детьми:

  1. Чтение Коми сказок: «Фома»; «Три брата и сестра»,   «Ёма и две сестры»,   «Медвежьи няньки», «Пера-богатырь», «Лиса и заяц».
  2. Показ кукольных спектаклей по коми сказкам: «Медвежьи няньки», «Фома», «Как Иван нужду закопал»
  3. Просмотр коми сказки «Дедушка Нёрым»
  4. Рисование Коми орнамента «Украсим рубаху Пере - богатырю», «Сарафан для Настук», «Кӧрт - Айка- герой Коми легенд».
  5. Раскраски «Герои Коми сказок» (Пера БогатырЬ, Корт- Айка, Баба Ема)

Работа с родителями:

  1. Наглядная информация: «Особенности Коми сказок»
  2. Изготовление родителями вместе с детьми творческих работ:  «Герои коми сказок»
  3. Викторина по сказкам коми народа
  4. «Спортивный час» — игры – поединки Перы- богатыря .

5)Февраль

Тема«Коми фольклор»

Задачи:

  • формировать интерес к произведениям коми фольклора с использованием загадок, пестушек, дразнилок, прибауток и т.д.;
  • формировать двигательные навыки, развивать мелкую моторику пальцев;
  • воспитывать любовь к коми фольклору

Работа с детьми:

1. Чтение коми потешек: причесывание, во время приема пищи, перед сном.

2. Чтение коми народных стихотворений: «Кöч йöктö, йöктö», «Кекöнач», «Катша-катша, китш-котш».

3. Рассматривание иллюстраций, картин к сказкам.

4. Отгадывание загадок.

5. Лепка «Пышкай» («Воробей»)

6.Обыгрывание пальчиковых игр: «Этот пальчик…» («Тайö чуньыс…»), «Замок» («Томан»).

7. Разучивание коми народных танцев и игр.

Работа с родителями:

  1. Индивидуальные беседы: «Знаете ли Вы коми фольклор».
  2. Наглядная информация: Папка-передвижка «Детский фольклор коми»

6)Март

Тема«Коми фольклор»

Задачи:

  • Сформировать представление детей о разнообразии игр народов
  • Коми; поощрять их стремление больше узнать о родном крае;
  • Обогатить игровой опыт детей; учить согласовывать движения с речевым и песенным сопровождением игры;
  • Способствовать в процессе игры развитию творческих способностей детей, поощрять инициативу и самостоятельность

Работа с детьми:

1. Беседа: «В какие игры играли наши бабушки и дедушки»

2. Дидактические игры: - «Подбери узор», «Собери орнамент», «Домино», «Укрась шапочку».

3. Подвижные игры:  «Волк и олени», Перетягивание каната, «В салки» (Тымöн), «Невод», «След Ёмы», «Охотники и утки»

4. Сюжетно-ролевые игры: «Мы - Оленеводы»; «Рыбаки»; «Коми мастерская»

5. Разучивание пословиц и поговорок

  • Без крыльев не полетишь - Бордтöг этша лэбалан.
  • Без работы ничего не добыть - Уджтöгыд нинöм оз шед
  • Без работы ничто не по вкусу, любая пища не лезет в рот - Уджавтöгыд нинöм оз чöсты, быдтор вомсьыд усьö
  • Без работы скоро протянешь ноги - Он кö уджав, регыд на-й кыстö нюжöдан

Работа с родителями:

  1. Спортивное развлечение « Коми вермасьÖм»
  2. Помощь в изготовлении картотеки коми игр

7) Апрель

Тема«Музеи Республики Коми»

Задачи:

• Приобщение к культурным ценностям и традициям родного края

Работа с детьми:

  1. Посещение национального музея Республики Коми
  2. Посещение музея истории просвещения Коми края
  3. Рисование

Работа с родителями:

1. Совместное посещение музеев Республики Коми

8) Май

Тема: «Итоги работы»

Задачи:

• Обобщить и закрепить знания о Коми крае.

Работа с детьми:

1. Изготовление книжек-малышек совместно с родителями.

Работа с родителями:

1. Итоговое анкетирование.

2. Родительское собрание на тему: «Итоги работы за 2018-2019 год, отчёт о проделанной работы по проекту: «Изучение детьми старшей группы Коми культуры».

3.Заключительный этап  – май

Обобщение результатов работы, анализ, диагностика знаний детей, закрепление полученных знаний, выводы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

проект «Приобщение детей старшей группы к культуре татарского народа»

В последние годы возросло  внимание со стороны деятелей культуры, в общественном сознании, в системе образования к духовному богатству культурного наследия народа. Нет ни одного народа, который б...

Проект «Ознакомление детей старшей группы с культурой и традициями татарского народа».

laquo;Ознакомление детей старшей группы с культурой и традициями татарского народа»....

90 лет Югра Проект с детьми старшей группы «Приобщение дошкольников к народной культуре через знакомство с праздниками и традициями родного края» 90 лет Югре

МАДОУ МО г. Нягань «Детский сад №10 «Дубравушка»Воспитатели: Савина Е.И               Проект с детьми старшей гр...

Технологическая карта социальной ситуации с детьми старшей группы с ТНР.

Тема: "Мы - мальчики и девочки".Цель: формирование первичных гендерных представлений у детей старшего дошкольного возраста.Задачи:1....