Конспект «Сказки, добытые из-под земли»
план-конспект занятия (старшая группа) на тему

Елена Юрьевна Постникова

Формирование у детей интереса к знаниям о родном крае.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл puteshestvie.docx30.44 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект интегрированного  занятия

с детьми старшей группы  «Сказки, добытые из-под земли»

                                               воспитатель: Постникова Елена Юрьевна

Цель:  формировать у детей интерес к знаниям о родном крае, воспитывать любовь к Южному Уралу, знакомить детей с полезными ископаемыми и показать их применение в жизни человека.

        Образовательные задачи: 

- формировать у детей познавательную активность через знакомство с богатством родной земли, достопримечательностями г. Куса;

- активизировать и систематизировать имеющиеся знания детей о понятии малая Родина, о полезных ископаемых и самоцветах;

- расширять и активизировать словарь детей по теме;

- развивать наблюдательность, зрительное и слуховое внимание, память.

        Развивающие задачи:

- развитие речевой активности, речевого слуха, зрительного восприятия и внимания, творческого воображения;

 - развивать умение поддерживать беседу, совершенствовать диалогическую форму речи;

- закрепить умения детей описывать предметы по характерным признакам;

- развивать коммуникативные умения при помощи физкультминуток.

         Воспитательные задачи:

- формирование навыков сотрудничества, доброжелательности;

- воспитывать у детей: интерес к живой и неживой природе, трудолюбие, верность, красоту, добро, чувство гордости за свой край, за свою Родину.

Интеграция образовательных областей:

- «Познавательное развитие».

- «Речевое развитие».

- «Художественно-эстетическое развитие».

- «Социально-коммуникативное развитие».

- «Физическое развитие».

Словарная работа: Родина, страна Россия, Южный Урал, г. Куса, полезные ископаемые, подземные богатства.

Методы:

- наглядные (слайд - шоу; сказочный персонаж  Незнайка, мини-музей полезных ископаемых и самоцветов);

- словесные (объяснение, вопросы, ответы, загадки, рассказывание);

- практические (участие в театрализации, динамические паузы).

Материал и оборудование. 

Демонстрационный:

- мультимедиа оборудование (проектор, экран);  

- слайд-шоу;

- Выставка художественной и краеведческой литературы;

- Выставка коллекций минералов, поделочных камней;

- Шкатулка с “драгоценными” камнями.

Предметы: костюмы для детей, участвующие в сказках, глиняная кружка.

Предварительная работа:

- посещение и создание своего музея «Полезные ископаемые».

- беседа с детьми на тему:  «Природа, города, недры Южного Урала».

- презентация «Знакомство с Южным Уралом».

-рассматривание иллюстраций «Природа Южного Урала».

- чтение стихотворений, загадок, сказок Ф. Кривина, П.П. Бажова.

Ход непосредственной образовательной деятельности

  1. Организационный момент.

Воспитатель. Здравствуйте, мои друзья! Я очень рада вас видеть. Давайте поприветствуем друг друга.

Приветствие выполняется в кругу:

Утром солнышко встаёт (руки поднять вверх).

Всех на улицу зовёт (согнуть руки в локтях к груди).

Выхожу из дома я (показать на себя руками).

«Здравствуй, улица моя!» (руки развести в стороны).

Отвечаю солнцу я (поднять руки вверх над головой).

Отвечаю травам я (присесть и опустить руки на пол).

Отвечаю ветру я (поднять руки над головой и покачать ими).

«Здравствуй, Родина моя!» (взять друг друга за руки)

Воспитатель. Ребята, что называется Родиной?

Дети. Ответы.

Воспитатель. Мы с Вами живем в самой большой стране на Земле.

Как называется наша страна?

Дети: Россия. 

Воспитатель. Правильно. Наша страна Россия. Ребята, как называется то место в России, где мы живем?

Дети: Южный Урал. 

2. Основная часть.

Воспитатель. В центре нашей страны расположен удивительный край – Урал. Наш край получил свое название по Уральским горам.

Воспитатель.

На этой большой планете,

В огромной такой стране

Есть город один на свете,

Который, так дорог мне.

Воспитатель. О каком городе  я сейчас говорила, как он называется?

Дети. Куса

Воспитатель. Правильно, город Куса. А все мы — кусинцы.

Воспитатель.  Наш город находится на Южном Урале.

 Воспитатель. Ребята, вы любите путешествовать?

Воспитатель. Сегодня мы с вами отправимся путешествовать по Южному Уралу, а начнём с нашего города.

Воспитатель. А на чём лучше можно путешествовать по городу? (варианты ответов детей).

Воспитатель. Я предлагаю поехать на автобусе, ведь на нём можно проехать везде и взять с собой всех гостей. Автобус отправляется с остановки  через две  минуты. Занимайте места в автобусе.

Воспитатель. С помощью «Волшебного экрана» мы окажемся в разных местах Южного Урала.

Показ слайдов «Достопримечательности города Куса».

Воспитатель. Назовите место, где мы сейчас проезжаем.

Воспитатель. Ребята, мы выезжаем из нашего города, продолжаем путешествие по нашему  краю Уральскому.

Воспитатель. Физкультминутка «Уральский край».

Раз, два, три, четыре, пять

Я хочу вам рассказать. ( дети маршируют на месте)

Как богат Уральский край,  (руки в стороны)

Ты о том не забывай. (руки к сердцу)

Наши реки широки, ( руки в стороны)

А озёра – глубоки, ( наклон, руки вниз до полу)

Горы наши высоки, (руки вверх, встать на носочки)

Есть пещеры у реки, (присесть, встать)

И леса, и поля – (руки в стороны)

Это Родина моя! (руки к сердцу).

Воспитатель. В каких Уральских городах вы бы хотели побывать?

Дети. Златоуст, Челябинск, Миасс, Сатка....

Воспитатель. Внимание, останавливаем автобус, вижу кто-то машет нам рукой.

Незнайка. Здравствуйте взрослые и дети. У меня большая беда.

Воспитатель. Здравствуй, Незнайка. Что случилось?

Незнайка. Мои друзья из Солнечного города, опять собираются в поход. Искать какие-то ис-ка-е-мые или ис-по-ка-е-мые, не помню. А меня брать не хотят. 

Воспитатель. Во-первых, ищут ископаемые. А почему они тебя с собой не берут? Что ты, Незнайка, опять натворил?

Незнайка. Да, они говорят: «Ты, Незнайка, ничего не знаешь. И опять что-нибудь перепутаешь!».  И устроили мне настоящий экзамен, задавали разные вопросы и загадки. А я на них не смог ответить. Они мне дали неделю сроку, чтобы я нашел на них ответы и еще ума-разума набрался.

Воспитатель. А какие тебе загадки загадывали? Может тебе наши дети помогут их разгадать?

Незнайка. Правда, поможете? Я их записал в свою записную книжку.

Воспитатель. Постараемся. Сейчас прочитаем твои записи.

читает загадки:

  1. Если встретишь на дороге,

То увязнут сильно ноги,

А сделать миску или вазу –

Она понадобится сразу.

Дети. Глина.

Незнайка.  А я сказал – грязь.

  1. Он очень нужен детворе,

Он на дорожках во дворе,

Он на стройке и на пляже,

он в стекле расплавлен даже.

Дети. Песок.

Незнайка. А я сказал – камень.

3. Этот мастер белый-белый

В школе не лежит без дела:

Пробегает по доске,

Оставляет белый след.

Отгадайте, что же это?

Дети. Известняк.

Незнайка. А я сказал – человек.

4. Этот белый минерал,
 Он на кухне генерал.
Без него супы и каша,
Не понравятся нам даже...

Дети. Соль.

Незнайка. А я сказал – щи.

  1. Он черный и блестящий,

Помощник настоящий:

Он несет в дома тепло,

От него в домах светло.

Помогает плавить сталь.

     Делать краски и эмаль.

Дети. Каменный уголь.

Незнайка. А откуда, дети, вы все знаете?

Дети. Из прочитанных книг и из рассказов взрослых.

Незнайка. А причем глина, уголь, песок и ископаемые? Ведь ископаемые – это сундуки с золотом и серебром, которые спрятали пираты.

Воспитатель. Нет, Незнайка, ты ошибаешься. Присаживайся к нам и послушай.

Воспитатель рассказывает:

- Когда говорят: «Подземные богатства», «Сокровища недр» - речь идет о полезных ископаемых. Если бы нам удалось собрать все закопанные клады с золотом, серебром, драгоценными камнями, то в сравнении с богатствами, которые запасла сама природа, наши находки оказались бы сущим пустяком. Без сундуков, шкатулок, ларцов с сокровищами можно обойтись. А вот без полезных ископаемых людям пришлось бы плохо.

Воспитатель. Уральская земля сказочно богата. На весь мир славится своими камнями: самоцветами, рубинами, топазами; известными декоративными камнями: малахитом, яшмой, горным хрусталём, мрамором, гранитом; полезными ископаемыми: углем, рудой, медью, золотом.

А когда-то, давным-давно, на земле очень многого не было.
Не было чайников, карандашей, велосипедов, телевизоров, а также и многих других предметов, которые мы теперь называем предметами первой необходимости.

Ну, раз на земле ничего этого не было, пришлось добывать из-под земли. Со временем люди этому научились.
Сначала добывали чайники, сковородки, ключи, а потом паровозы и пароходы…
Самолёты и звездолёты…

Космические корабли летают в космос, но добыли-то их из-под земли!
Правда, не в готовом виде.
В готовом виде под землёй даже простого гвоздя не найдёшь — разве что его сначала туда зароешь.
Под землёй всё в неготовом виде. Велосипеды, сковородки, телевизоры, киноаппараты под землёй в неготовом виде — в виде полезных ископаемых.

Почему полезных?
Почему ископаемых?
Потому что приходится много земли ископать, чтобы добыть то, что для нас на земле полезно.

Воспитатель. Я слышу чей-то разговор,  но для этого спускаемся в подземное царство. Попробуем выяснить, кто участвует в споре, и кто из участников спора важнее.

Инсценировка сказки Феликса Кривина «Сказки, добытые из-под земли» .

        Под землёй, в темноте, где ничего не видно, попробуй отличить полезного от бесполезного. А ведь каждому хочется быть полезным.
— Я — соль земли, — говорит Соль. — Без меня на земле каши не сваришь.
— А без меня сваришь? — спрашивает Алюминий. — Кастрюли-то делают из алюминия.
Без кастрюли, конечно, каши не сваришь.
— А на чём варить будете? — спрашивает Уголь.
        Простую кашу сварить — и вон сколько их набралось! Кого ни возьми — без него каши не сваришь…
— Между прочим, обо мне тоже не следует забывать, — говорит Железо, из которого делают лопаты. — Прежде чем кашу варить, всех вас нужно ещё из земли выкопать.

Воспитатель.  Вы уже ребята, догадались, что спорили между собой полезные ископаемые. Что бы вы им сказали, если бы участвовали в споре? 

Дети. Высказывания.

Воспитатель. Подземные кладовые Уральских гор богаты разными полезными человеку камнями  —    полезными ископаемыми. А какие полезные ископаемые вы знаете?  Как они помогают человеку? Как  их добывают?  

Дети. Машины - помощники.

Незнайка. Ага, понял, но вот только причем тут глина и полезное.

Воспитатель. А ты, Незнайка не торопись, послушай глиняную сказку.

«Глиняная сказка» Ф. Кривина.

Жила на свете Твёрдая Глина, и никому от неё не было радости. Сухая она была, чёрствая, скорее треснет, чем сделает кому-то добро.

Пришла к Твёрдой Глине Вода.

- Надо, - говорит, - тебе быть помягче. Только тогда ты сможешь делать добро.

Прикоснулась к Глине Вода - и та сразу стала мягче. Так размягчилась от Воды, что из неё даже кружку вылепили.

- Будем с тобой вместе людей поить, - говорит Вода. - А пока я испаряюсь.

- Будем вместе, а сама испаряешься?

- Пока, - говорит Вода. - Чтобы поить людей, кружка должна быть твёрдой, непромокаемой. А со мной ты не станешь твёрдой. Поэтому - прощай!

- Ты же говорила, надо быть мягкой, чтобы делать добро. А теперь говоришь: надо быть твёрдой…

- Всё правильно, - сказала Вода. - Пока ты просто Глина, тебе необходимо быть мягкой, чтоб из тебя можно было что-нибудь вылепить. А когда стала кружкой, тут уже твёрдость нужна.

Вода испарилась, а Глина задумалась.

Оказывается, не так это просто - делать добро. Чтобы делать на земле добро, нужно хорошо знать, когда мягким быть, а когда - твёрдым.

Незнайка. Как здорово! Мне так понравилось! А сколько интересного я узнал. Научили вы меня уму-разуму и я хочу вас порадовать. По труду и награда. Одарю я вас каменьями самоцветными. Но это не простые камни, а волшебные.

3. Рефлексия.

        Воспитатель. Ребята, а нам пора  возвращаться в наш детский сад. Наше путешествие подошло к концу. Ребята, вам понравилось путешествовать? С кем мы повстречались на своем пути.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект интегрированной деятельности ко дню земли: «Земля наш общий дом»

Цель: Формирование у детей чувства бережного, ответственного отношения к природе, как не возобновляемому, жизненно важному ресурсу...

Конспект экологической викторины ко Дню земли в старшей группе на тему: «Всё о природе Земли»

Цель: развивать самостоятельность и сообразительность, память, логическое мышление, познавательный интерес детей;  прививать бережное отношение и любовь к родной природе; создать атмосферу  ...

Конспект интегрированного итогового занятия по ознакомлению с окружающим миром и речевому развитию с использованием экологической сказки в средней группе «Земля-наш общий дом»

Интегрированное итоговое занятие  по ознакомлению с окружающим миром и речевому развитию с использованием экологической сказки...

Конспект НОД по познавательному развитию в подготовительной к школе группе на тему: «В гостях у сказки. Сказки, добытые из-под земли»

Цель: обобщить знания о полезных ископаемых, о свойствах камней.Задачи:Образовательные: продолжать знакомство детей с неживой природой, дать начальное представление о происхождении камней, их свойства...

Конспект экологической викторины ко Дню земли в старшей группе на тему: «Всё о природе Земли».

Развивать сообразительность, память, логическое мышление, познавательный интерес детей; прививать бережное отношение и любовь к родной природе; создать атмосферу доброжелательности и веселья....

24.04 2020 г Конспект НОД по аппликации «Цвети, Земля» ко Дню Земли для детей старшей группы

Цель: развитие творческих способностей детей на основе изготовления объемной аппликации из бумажных салфеток....

Конспект экологической викторины ко Дню земли в старшей группе на тему: «Всё о природе Земли».

Цель: развивать сообразительность, память, логическое мышление, познавательный интерес детей; прививать бережное отношение и любовь к родной природе; создать атмосферу доброжелательности и веселья; пр...