Конспект НОД по познавательному развитию в подготовительной к школе группе на тему: «В гостях у сказки. Сказки, добытые из-под земли»
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)
Цель: обобщить знания о полезных ископаемых, о свойствах камней.
Задачи:
Образовательные: продолжать знакомство детей с неживой природой, дать начальное представление о происхождении камней, их свойствах, пользе и использовании людьми.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Конспект НОД по познавательному развитию в подготовительной к школе
группе на тему: «В гостях у сказки. Сказки, добытые из-под земли»
Цель: обобщить знания о полезных ископаемых, о свойствах камней.
Задачи:
Образовательные: продолжать знакомство детей с неживой природой, дать начальное представление о происхождении камней, их свойствах, пользе и использовании людьми.
Развивающие: Развивать познавательный интерес, умение анализировать,
сравнивать, обобщать, делать простейшие выводы. Развивать
познавательную активность детей в процессе опытно-экспериментальной
деятельности.
Воспитательные : Воспитывать у детей умение работать в коллективе.
Предварительная работа: чтение сказок П. Бажов «Хозяйка медной горы»,
Рассказов по теме : Ф. Кривин «Сказки, добытые из-под земли», рассматривание энциклопедии, создание «Музея камня», рисование на морской гальке, проведение опытно-исследовательской деятельности.
Оборудование: посылка, карта, письма от богатыря, водяного, хозяйки медной горы, разные виды камней, иллюстрации с отпечатками на камнях, кубики, ящик с песком, карточки с загадками, зеркало, талисманы, бусы, тазы с водой, салфетки, корзина, зубочистки, ложки .
Ход занятия:
Ребята, а хотите, я расскажу вам сказку?(ответы детей).Тогда устраивайтесь
поудобнее...(дети рассаживаются на ковре).
«Чего только нет у нас на земле!
А когда-то, давным - давно, на Земле очень многого не было.
Не было чайников ,карандашей, велосипедов, телевизоров, а также многих
Других предметов, которые мы теперь называем предметами первой
необходимости.
Ну, раз на земле ничего этого не было, пришлось добывать из-под земли. Со
временем люди этому научились. Сначала добывали чайники, сковородки, ключи, а потом паровозы и пароходы…Самолёты и звездолёты…
Космические корабли летают в космос, но добыли-то их из-под земли!
Правда, не в готовом виде. В готовом виде под землёй даже простого гвоздя не найдёшь–разве что его сначала туда зароешь.
Под землёй всё в не готовом виде. Велосипеды, сковородки, телевизоры,
киноаппараты под землёй в неготовом виде–в виде полезных ископаемых.
Почему полезных?
Почему ископаемых?
Потому что приходится много земли ископать, чтобы добыть то, что для нас
на земле полезно…»
Вот такая сказка.…(стук в дверь)
Ребята, нам принесли посылку, интересно от кого она?(открываем, находим
письмо и карту).
Письмо :«Дорогие девчонки и мальчишки, я– Добрыня Рязанович богатырь.
Бывал я в разных местах, повидал много интересного, собрал красивые камни для своей невесты Василисы. Очень хотел бусы ей в подарок сделать. Да
налетел вихрь- ураган, посланный Кощеем. Кощей спрятал все камни в разных частях Сказочного королевства. Помогите, пожалуйста, а то мне одному не справится. Вот вам карта в помощь… и шкатулка для камешков. Ваш Добрыня Рязанович.»
Ну что? Поможем нашему Рязанскому богатырю?(ответы детей). Прежде чем
пойти далеко-далеко, возьмёмся за руки и скажем: «Закрываем глазки–
попадаем в сказку!»(дети строятся цепочкой и под музыку идут по залу за
воспитателем). Отправляемся в трудный путь по Сказочному королевству на
поиск камней. Где же находится наш первый камень?( дети смотрят по карте)
В горном царстве .Берёмся за руки и в дорогу…(дети выстраиваются в
цепочку ,идут змейкой, звучит музыка).
Вот мы и оказались в Горном царстве. Ребята, а откуда берутся камни? Где их можно найти?(ответы детей).
Давным –давно на нашей планете было очень много вулканов. Из них
Постоянно вытекала лава – жидкие камни, очень разные. Хотите увидеть, как
это было?(демонстрация извержения вулкана)
Вот так на земле появились разные камни. Посмотрите, у нас тоже есть дары
Вулкана (показ пемзы).Во время извержения вулкана, очень часто бывают землетрясения и множество камней оказывается на поверхности земли. Давайте посмотрим ,какими свойствами обладают камни…
1опыт:тонут или плавают камни?
2опыт:можнолирисоватькамнями?
Что же мы можем сказать о камнях? Какие они?(ответы детей)
(У вулкана находим красивый камень, забираем его). Пора отправляться
дальше…(смотрим по карте) в Морское царство!
Что-то нас никто не встречает…(находим письмо от Водяного)
«Здравствуйте, юные путешественники! Я уплыл по не отложным морским
делам. В дальнем уголке Морского царства разыгралась буря. После неё мне
надо навести порядок. Есть у меня заветный камушек для вас. Но сначала
отгадайте мои загадки…Я – известный коллекционер в своём кругу. Собираю камни с загадочными рисунками – отпечатками. Догадайтесь, что это? Ваш мокрый друг–Водяной».
Задание: рассмотреть рисунки и ответить кто или что это?(в конце забирают
камень).Вот и второй камушек нашли! В путь дорогу за следующим…Где же
его спрятал Кощей?(дети смотрят по карте).
Идём дальше, что нам карта подсказывает? Вперёд что-то жарко становится…и под ногами уже не земля, а скрипучий песок…
Пришли мы в Царство пустынь! Кто же здесь может жить?(ответы детей) Сам День рождения празднует, конечно! И где же мы камень найдём? Ой,
посмотрите, ящик…Что в нём?(песок, в ящике дети находят карточки с
загадками) , может отгадаем загадки и песок отдаст нам красивый камень?
Попробуем?
Загадки про полезные ископаемые:
В серых скалах её вырубали,
Из морей и озёр добывали,
Чтоб потом положить по щепотке
В миски, плошки, горшки, сковородки.
Рис и рыба, фасоль и салат
Сразу стали вкусней во сто крат!
(Соль)
Покрывают им дороги,
Улицы в селениях.
А ещё он есть в цементе,
Сам он- удобрение…(известняк)
***
Во дворе малыш играл:
Груз в машину насыпал,
Стряпал вкусный пирожок,
Любят дети все …
(Песок)
***
Он очень нужен детворе,
Он на дорожках во дворе,
Они на стройке, и на пляже,
И он в стекле расплавлен даже…(песок)
***
Очень прочен и упруг,
Строителям надёжный друг.
Дома, ступени, постаменты
Красивы станут и заметны…(гранит)
***
Он несёт в дома тепло,
От него кругом светло,
Помогает плавить стали,
Делать краски и эмали.
Он чёрный, блестящий,
Помощник настоящий…(уголь)
***
Оно варилось долго в доменной
Печи чтобы потом нам сделать ножницы, ключи.
(Железо)
***
Становлюсь собой в плену огня.
Не было бы в мире без меня
Ни велосипедов, ни коньков,
Ни автомобилей, ни станков.
(Железо)
Этот мастер белый-белый
В школе не лежит без дела.
Пробегает по доске —
Оставляет белый след.
(Мел)
***
Потолок наш тоже белый,
Ведь и он побелен …
(Мелом
Вот и кончились загадки! Песок, верни нам камень!(дети в песке находят
маленький камушек).Отлично, уже 3 камня нашли! Пойдёмте отсюда скорее,
жарко очень, пить хочется!...Что нам карта дальше показывает? Куда идти?
(дети разворачивают карту)…
Что это? Горы? Нет, дорога под гору ведёт, в Подземное царство! Не
страшно?...Тогда навстречу новым приключениям! Вот мы и спустились в подземную пещеру. А здесь совсем не страшно, очень даже красиво и светло!
Посмотрите сколько тут драгоценностей…
Письмо «Здравствуйте, дети! Далеко вы забрались ,
я ждала вас, но мне срочно нужно было отлучиться, так как мои помощники нашли новый драгоценный камень.
Да, спрятал Кощей свой камень у меня, возьмите его. У меня
Своих камешков много. Посмотрите вокруг - всё сияет, сверкает. А знаете, что это? Это – поделочные камни. В природе их великое множество: алмазы и агаты, нефрит и аметист, малахит и изумруд, янтарь и яшма. Как выдумаете, почему они называются поделочными?(ответы детей) Да, люди давно заметили красоту поделочных камней. Они на земле встречаются не так часто и стоят дорого, поэтому их называют ещё «драгоценные камни». Из них люди научились делать украшения. Посмотрите, какие украшения есть у меня…
(дети рассматривают, девочки могут примерить и посмотреться в зеркало).
А зачем камни? У меня в подземном царстве такие мастера есть, которые уже сделали бусы для Добрыни , точнее для его Василисы –просто загляденье, посмотрите в шкатулке.
А эти камни Я хочу отдать вам в подарок. Подарить камни-талисманы. Вы знаете, что это такое? (ответы детей) Талисман–это камень, наделённый магической силой. .Талисман наделяет своих хозяев
особой силой или защищает от зла и отрицательной энергии.»
-Какие красивые бусы сделали мастера в Подземном царстве. Я думаю,
Василисе, невесте Добрыне Рязановича , они понравятся. Пойдёмте, отправим их в посылке нашему богатырю. Для этого нам надо вернуться в детский сад «Глазки закрываем и обратно в детский сад мы попадаем!»
Рефлексия.
-Где мы сегодня побывали?
-В каких царствах?
-Что нового узнали?
-Откуда берутся камни?
-Какие бывают камни?
-Что такое полезные ископаемые?
-А что такое поделочные камни?
-Кто запомнил, что такое талисманы?
Вот сколько нового мы узнали. Понравилось вам наше путешествие?(ответы)
Предварительный просмотр:
Конспект НОД по познавательному развитию в подготовительной к школе
группе на тему: «В гостях у сказки. Сказки, добытые из-под земли»
Цель: обобщить знания о полезных ископаемых, о свойствах камней.
Задачи:
Образовательные: продолжать знакомство детей с неживой природой, дать начальное представление о происхождении камней, их свойствах, пользе и использовании людьми.
Развивающие: Развивать познавательный интерес, умение анализировать,
сравнивать, обобщать, делать простейшие выводы. Развивать
познавательную активность детей в процессе опытно-экспериментальной
деятельности.
Воспитательные : Воспитывать у детей умение работать в коллективе.
Предварительная работа: чтение сказок П. Бажов «Хозяйка медной горы»,
Рассказов по теме : Ф. Кривин «Сказки, добытые из-под земли», рассматривание энциклопедии, создание «Музея камня», рисование на морской гальке, проведение опытно-исследовательской деятельности.
Оборудование: посылка, карта, письма от богатыря, водяного, хозяйки медной горы, разные виды камней, иллюстрации с отпечатками на камнях, кубики, ящик с песком, карточки с загадками, зеркало, талисманы, бусы, тазы с водой, салфетки, корзина, зубочистки, ложки .
Ход занятия:
Ребята, а хотите, я расскажу вам сказку?(ответы детей).Тогда устраивайтесь
поудобнее...(дети рассаживаются на ковре).
«Чего только нет у нас на земле!
А когда-то, давным - давно, на Земле очень многого не было.
Не было чайников ,карандашей, велосипедов, телевизоров, а также многих
Других предметов, которые мы теперь называем предметами первой
необходимости.
Ну, раз на земле ничего этого не было, пришлось добывать из-под земли. Со
временем люди этому научились. Сначала добывали чайники, сковородки, ключи, а потом паровозы и пароходы…Самолёты и звездолёты…
Космические корабли летают в космос, но добыли-то их из-под земли!
Правда, не в готовом виде. В готовом виде под землёй даже простого гвоздя не найдёшь–разве что его сначала туда зароешь.
Под землёй всё в не готовом виде. Велосипеды, сковородки, телевизоры,
киноаппараты под землёй в неготовом виде–в виде полезных ископаемых.
Почему полезных?
Почему ископаемых?
Потому что приходится много земли ископать, чтобы добыть то, что для нас
на земле полезно…»
Вот такая сказка.…(стук в дверь)
Ребята, нам принесли посылку, интересно от кого она?(открываем, находим
письмо и карту).
Письмо :«Дорогие девчонки и мальчишки, я– Добрыня Рязанович богатырь.
Бывал я в разных местах, повидал много интересного, собрал красивые камни для своей невесты Василисы. Очень хотел бусы ей в подарок сделать. Да
налетел вихрь- ураган, посланный Кощеем. Кощей спрятал все камни в разных частях Сказочного королевства. Помогите, пожалуйста, а то мне одному не справится. Вот вам карта в помощь… и шкатулка для камешков. Ваш Добрыня Рязанович.»
Ну что? Поможем нашему Рязанскому богатырю?(ответы детей). Прежде чем
пойти далеко-далеко, возьмёмся за руки и скажем: «Закрываем глазки–
попадаем в сказку!»(дети строятся цепочкой и под музыку идут по залу за
воспитателем). Отправляемся в трудный путь по Сказочному королевству на
поиск камней. Где же находится наш первый камень?( дети смотрят по карте)
В горном царстве .Берёмся за руки и в дорогу…(дети выстраиваются в
цепочку ,идут змейкой, звучит музыка).
Вот мы и оказались в Горном царстве. Ребята, а откуда берутся камни? Где их можно найти?(ответы детей).
Давным –давно на нашей планете было очень много вулканов. Из них
Постоянно вытекала лава – жидкие камни, очень разные. Хотите увидеть, как
это было?(демонстрация извержения вулкана)
Вот так на земле появились разные камни. Посмотрите, у нас тоже есть дары
Вулкана (показ пемзы).Во время извержения вулкана, очень часто бывают землетрясения и множество камней оказывается на поверхности земли. Давайте посмотрим ,какими свойствами обладают камни…
1опыт:тонут или плавают камни?
2опыт:можнолирисоватькамнями?
Что же мы можем сказать о камнях? Какие они?(ответы детей)
(У вулкана находим красивый камень, забираем его). Пора отправляться
дальше…(смотрим по карте) в Морское царство!
Что-то нас никто не встречает…(находим письмо от Водяного)
«Здравствуйте, юные путешественники! Я уплыл по не отложным морским
делам. В дальнем уголке Морского царства разыгралась буря. После неё мне
надо навести порядок. Есть у меня заветный камушек для вас. Но сначала
отгадайте мои загадки…Я – известный коллекционер в своём кругу. Собираю камни с загадочными рисунками – отпечатками. Догадайтесь, что это? Ваш мокрый друг–Водяной».
Задание: рассмотреть рисунки и ответить кто или что это?(в конце забирают
камень).Вот и второй камушек нашли! В путь дорогу за следующим…Где же
его спрятал Кощей?(дети смотрят по карте).
Идём дальше, что нам карта подсказывает? Вперёд что-то жарко становится…и под ногами уже не земля, а скрипучий песок…
Пришли мы в Царство пустынь! Кто же здесь может жить?(ответы детей) Сам День рождения празднует, конечно! И где же мы камень найдём? Ой,
посмотрите, ящик…Что в нём?(песок, в ящике дети находят карточки с
загадками) , может отгадаем загадки и песок отдаст нам красивый камень?
Попробуем?
Загадки про полезные ископаемые:
В серых скалах её вырубали,
Из морей и озёр добывали,
Чтоб потом положить по щепотке
В миски, плошки, горшки, сковородки.
Рис и рыба, фасоль и салат
Сразу стали вкусней во сто крат!
(Соль)
Покрывают им дороги,
Улицы в селениях.
А ещё он есть в цементе,
Сам он- удобрение…(известняк)
***
Во дворе малыш играл:
Груз в машину насыпал,
Стряпал вкусный пирожок,
Любят дети все …
(Песок)
***
Он очень нужен детворе,
Он на дорожках во дворе,
Они на стройке, и на пляже,
И он в стекле расплавлен даже…(песок)
***
Очень прочен и упруг,
Строителям надёжный друг.
Дома, ступени, постаменты
Красивы станут и заметны…(гранит)
***
Он несёт в дома тепло,
От него кругом светло,
Помогает плавить стали,
Делать краски и эмали.
Он чёрный, блестящий,
Помощник настоящий…(уголь)
***
Оно варилось долго в доменной
Печи чтобы потом нам сделать ножницы, ключи.
(Железо)
***
Становлюсь собой в плену огня.
Не было бы в мире без меня
Ни велосипедов, ни коньков,
Ни автомобилей, ни станков.
(Железо)
Этот мастер белый-белый
В школе не лежит без дела.
Пробегает по доске —
Оставляет белый след.
(Мел)
***
Потолок наш тоже белый,
Ведь и он побелен …
(Мелом
Вот и кончились загадки! Песок, верни нам камень!(дети в песке находят
маленький камушек).Отлично, уже 3 камня нашли! Пойдёмте отсюда скорее,
жарко очень, пить хочется!...Что нам карта дальше показывает? Куда идти?
(дети разворачивают карту)…
Что это? Горы? Нет, дорога под гору ведёт, в Подземное царство! Не
страшно?...Тогда навстречу новым приключениям! Вот мы и спустились в подземную пещеру. А здесь совсем не страшно, очень даже красиво и светло!
Посмотрите сколько тут драгоценностей…
Письмо «Здравствуйте, дети! Далеко вы забрались ,
я ждала вас, но мне срочно нужно было отлучиться, так как мои помощники нашли новый драгоценный камень.
Да, спрятал Кощей свой камень у меня, возьмите его. У меня
Своих камешков много. Посмотрите вокруг - всё сияет, сверкает. А знаете, что это? Это – поделочные камни. В природе их великое множество: алмазы и агаты, нефрит и аметист, малахит и изумруд, янтарь и яшма. Как выдумаете, почему они называются поделочными?(ответы детей) Да, люди давно заметили красоту поделочных камней. Они на земле встречаются не так часто и стоят дорого, поэтому их называют ещё «драгоценные камни». Из них люди научились делать украшения. Посмотрите, какие украшения есть у меня…
(дети рассматривают, девочки могут примерить и посмотреться в зеркало).
А зачем камни? У меня в подземном царстве такие мастера есть, которые уже сделали бусы для Добрыни , точнее для его Василисы –просто загляденье, посмотрите в шкатулке.
А эти камни Я хочу отдать вам в подарок. Подарить камни-талисманы. Вы знаете, что это такое? (ответы детей) Талисман–это камень, наделённый магической силой. .Талисман наделяет своих хозяев
особой силой или защищает от зла и отрицательной энергии.»
-Какие красивые бусы сделали мастера в Подземном царстве. Я думаю,
Василисе, невесте Добрыне Рязановича , они понравятся. Пойдёмте, отправим их в посылке нашему богатырю. Для этого нам надо вернуться в детский сад «Глазки закрываем и обратно в детский сад мы попадаем!»
Рефлексия.
-Где мы сегодня побывали?
-В каких царствах?
-Что нового узнали?
-Откуда берутся камни?
-Какие бывают камни?
-Что такое полезные ископаемые?
-А что такое поделочные камни?
-Кто запомнил, что такое талисманы?
Вот сколько нового мы узнали. Понравилось вам наше путешествие?(ответы)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по познавательному развитию для подготовительной к школе группы по теме: "Знакомство с деревянным зодчеством г.Торопца"
Цель данного занятия - знакомство детей с особенностями деревянного зодчества Тверского края (г.Торопца), воспитание устойчивого интереса к местной архитектуре, умения замечать прекрасное в обыденной ...
Конспект ООД по познавательному развитию в подготовительной к школе группе на тему "У кого какой дом?"
В конспекте представлены методы и приемы по систематизации представлений детей об основных природных сообществах (лес, луг, водоем), обобщении знаний о лесе как природном сообществе и месте...
Конспект поведения совместной деятельности с детьми подготовительной к школе группы по теме «В гости к сказке Ручеек» (автор: Белова Лариса Владимировна) с использованием ИКТ
Сказка для детей дошкольного возраста, в доступной форме, объясняет детям такие понятия, как семья, природа, дружба, взаимовыручка, уважение. Сказка может быть разыграна, как спектакль с участием дете...
План-конспект НОД по познавательному развитию в подготовительной к школе группе на тему: «Путешествие в природный мир Урала»
Расширить знания детей об Урале, уточнить представления о писателе П. Бажове.Активизировать словарный запас детей по теме «Природный мир Урала».Развивать чувство прекрасного через украшени...
Конспект НОД по познавательному развитию в подготовительной к школе группе на тему:"Секреты воздуха"
Через познавательно – исследовательскую деятельность дети расширяют и обобщают представления о воздухе и его свойствах; о значимости воздуха в жизни человека, живот...
Конспект НОД по познавательному развитию в подготовительной к школе группе на тему:"В гости к Деду - Краеведу"
Данный конспект занятия направлен на приобщение дошкольников к национальной культуре чувашского народа, традициям и обычаям родного края, к нравственно - эстетическим ценностям своего народа....
Конспект НОД по познавательному развитию в подготовительной к школе группе на тему:"Путешествие на необитаемый остров"
Данный конспект НОД направлен на развитие элементарных математических представлений у детей подготовительной группы с использованием ИКТ, игровых методов и приемов. В ходе деятельности дети упражняютс...
- Мне нравится (1)