Конспект НОД по познавательному развитию в подготовительной к школе группе на тему: «В гостях у сказки. Сказки, добытые из-под земли»
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Збродова Ольга Васильевна

Цель: обобщить знания о полезных ископаемых, о свойствах камней.

Задачи:

Образовательные: продолжать знакомство детей с неживой природой, дать начальное представление о происхождении камней, их свойствах, пользе и использовании людьми.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект НОД по познавательному развитию в подготовительной к школе

группе на тему: «В гостях у сказки. Сказки, добытые из-под земли»

Цель: обобщить знания о полезных ископаемых, о свойствах камней.

Задачи:

Образовательные: продолжать знакомство детей с неживой природой, дать начальное представление о происхождении камней, их свойствах, пользе и использовании людьми.

Развивающие: Развивать познавательный интерес, умение анализировать,

сравнивать, обобщать, делать простейшие выводы. Развивать

познавательную активность детей в процессе опытно-экспериментальной

деятельности.

Воспитательные : Воспитывать у детей умение работать в коллективе.

Предварительная работа: чтение сказок П. Бажов «Хозяйка медной горы»,

Рассказов по теме : Ф. Кривин «Сказки, добытые из-под земли», рассматривание энциклопедии, создание «Музея камня», рисование на морской гальке, проведение опытно-исследовательской деятельности.

Оборудование: посылка, карта, письма от богатыря, водяного, хозяйки медной горы,  разные виды камней, иллюстрации с отпечатками на камнях, кубики, ящик с песком, карточки с загадками, зеркало, талисманы,  бусы, тазы с водой, салфетки, корзина, зубочистки, ложки .

Ход занятия:

Ребята, а хотите, я расскажу вам сказку?(ответы детей).Тогда устраивайтесь

поудобнее...(дети рассаживаются на ковре).

«Чего только нет у нас на земле!

А когда-то, давным - давно, на Земле очень многого не было.

Не было чайников ,карандашей, велосипедов, телевизоров, а также многих

Других предметов, которые мы теперь называем предметами первой

необходимости.

Ну, раз на земле ничего этого не было, пришлось добывать из-под земли. Со

временем люди этому научились. Сначала добывали чайники, сковородки, ключи, а потом паровозы и пароходы…Самолёты и звездолёты…

Космические корабли летают в космос, но добыли-то их из-под земли!

Правда, не в готовом виде. В готовом виде под землёй даже простого гвоздя не найдёшь–разве что его сначала туда зароешь.

Под землёй всё в не готовом виде. Велосипеды, сковородки, телевизоры,

 киноаппараты под землёй в неготовом виде–в виде полезных ископаемых.

Почему полезных?

Почему ископаемых?

Потому что приходится много земли ископать, чтобы добыть то, что для нас

на земле полезно…»

Вот такая сказка.…(стук в дверь)

Ребята, нам принесли посылку, интересно от кого она?(открываем, находим

письмо и карту).

Письмо :«Дорогие девчонки и мальчишки, я– Добрыня Рязанович  богатырь.

Бывал я в разных местах, повидал много интересного, собрал красивые камни для своей невесты Василисы. Очень хотел бусы ей в подарок сделать. Да

налетел вихрь- ураган, посланный Кощеем. Кощей спрятал все камни в разных частях Сказочного королевства. Помогите, пожалуйста, а то мне одному не справится. Вот вам карта в помощь… и шкатулка для камешков.  Ваш Добрыня Рязанович.»

Ну что? Поможем нашему Рязанскому богатырю?(ответы детей). Прежде чем

пойти далеко-далеко, возьмёмся за руки и скажем: «Закрываем глазки–

попадаем в сказку!»(дети строятся цепочкой и под музыку идут по залу за

воспитателем). Отправляемся в трудный путь по Сказочному королевству на

поиск камней. Где же находится наш первый камень?( дети смотрят по карте)

В горном царстве .Берёмся за руки и в дорогу…(дети выстраиваются в

цепочку ,идут змейкой, звучит музыка).

Вот мы и оказались в Горном царстве. Ребята, а откуда берутся камни? Где их можно найти?(ответы детей).

Давным  –давно на нашей планете было очень много вулканов. Из них

Постоянно вытекала лава – жидкие камни, очень разные. Хотите увидеть, как

это было?(демонстрация извержения вулкана)

Вот так на земле появились разные камни. Посмотрите, у нас тоже есть дары

Вулкана (показ пемзы).Во время извержения вулкана, очень часто бывают землетрясения и множество камней оказывается на поверхности земли. Давайте посмотрим ,какими свойствами обладают камни…

1опыт:тонут или плавают камни?

2опыт:можнолирисоватькамнями?

Что же мы можем сказать о камнях? Какие они?(ответы детей)

(У вулкана находим красивый камень, забираем его). Пора отправляться

дальше…(смотрим по карте) в Морское царство!

Что-то нас никто не встречает…(находим письмо от Водяного)

«Здравствуйте, юные путешественники! Я уплыл по не отложным морским

делам. В дальнем уголке Морского царства разыгралась буря. После неё мне

надо навести порядок. Есть у меня заветный камушек для вас. Но сначала

отгадайте мои загадки…Я – известный коллекционер в своём кругу. Собираю камни с загадочными рисунками – отпечатками. Догадайтесь, что это? Ваш мокрый друг–Водяной».

Задание: рассмотреть рисунки и ответить кто или что это?(в конце забирают

камень).Вот и второй камушек нашли! В путь дорогу за следующим…Где же

его спрятал Кощей?(дети смотрят по карте).

Идём дальше, что нам карта подсказывает? Вперёд что-то жарко становится…и под ногами уже не земля, а скрипучий песок…

Пришли мы в Царство пустынь! Кто же здесь может жить?(ответы детей) Сам День рождения празднует, конечно! И где же мы камень найдём? Ой,

посмотрите, ящик…Что в нём?(песок, в ящике дети находят карточки с

загадками) , может отгадаем загадки и песок отдаст нам красивый камень?

Попробуем?

Загадки про полезные ископаемые:

В серых скалах её вырубали,

Из морей и озёр добывали,

Чтоб потом положить по щепотке

В миски, плошки, горшки, сковородки.

Рис и рыба, фасоль и салат

Сразу стали вкусней во сто крат!

(Соль)

Покрывают им дороги,

Улицы в селениях.

А ещё он есть в цементе,

Сам он- удобрение…(известняк)

***

Во дворе малыш играл:

Груз в машину насыпал,

Стряпал вкусный пирожок,

Любят дети все …

(Песок)

***

Он очень нужен детворе,

Он на дорожках во дворе,

Они на стройке, и на пляже,

И он в стекле расплавлен даже…(песок)

***

Очень прочен и упруг,

Строителям надёжный друг.

Дома, ступени, постаменты

Красивы станут и заметны…(гранит)

***

Он несёт в дома тепло,

От него кругом светло,

Помогает плавить стали,

Делать краски и эмали.

Он чёрный, блестящий,

Помощник настоящий…(уголь)

***

Оно варилось долго в доменной

Печи чтобы потом нам сделать ножницы, ключи.

(Железо)

***

Становлюсь собой в плену огня.

Не было бы в мире без меня

Ни велосипедов, ни коньков,

Ни автомобилей, ни станков.

(Железо)

Этот мастер белый-белый

В школе не лежит без дела.

Пробегает по доске —

Оставляет белый след.

(Мел)

***

Потолок наш тоже белый,

Ведь и он побелен …

(Мелом

Вот и кончились загадки! Песок, верни нам камень!(дети в песке находят

маленький камушек).Отлично, уже 3 камня нашли! Пойдёмте отсюда скорее,

жарко очень, пить хочется!...Что нам карта дальше показывает? Куда идти?

(дети разворачивают карту)…

Что это? Горы? Нет, дорога под гору ведёт, в Подземное царство! Не

страшно?...Тогда навстречу новым приключениям! Вот мы и спустились в подземную пещеру. А здесь совсем не страшно, очень даже красиво и светло!

Посмотрите сколько тут драгоценностей…

Письмо «Здравствуйте, дети! Далеко вы забрались  ,

я ждала вас, но мне срочно нужно было отлучиться, так как мои помощники нашли новый драгоценный камень.

Да, спрятал Кощей свой камень у меня, возьмите его. У меня

Своих камешков много. Посмотрите вокруг - всё сияет, сверкает. А знаете, что это? Это – поделочные камни. В природе их великое множество: алмазы и агаты, нефрит и аметист, малахит и изумруд, янтарь и яшма. Как выдумаете, почему они называются поделочными?(ответы детей) Да, люди давно заметили красоту поделочных камней. Они на земле встречаются не так часто и стоят дорого, поэтому их называют ещё «драгоценные камни». Из них люди научились делать украшения. Посмотрите, какие украшения есть у меня…

(дети рассматривают, девочки могут примерить и посмотреться в зеркало).

А зачем камни? У меня в подземном царстве такие мастера есть, которые уже сделали бусы для Добрыни , точнее для его Василисы –просто загляденье, посмотрите в шкатулке.

А эти камни Я хочу отдать вам в подарок. Подарить камни-талисманы. Вы знаете, что это такое? (ответы детей) Талисман–это камень, наделённый магической силой. .Талисман наделяет своих хозяев

особой силой или защищает от зла и отрицательной энергии.»

-Какие красивые бусы сделали мастера в Подземном царстве. Я думаю,

Василисе, невесте Добрыне Рязановича , они понравятся. Пойдёмте, отправим их в посылке нашему богатырю. Для этого нам надо вернуться в детский сад  «Глазки закрываем и обратно в детский сад мы попадаем!»

Рефлексия.

-Где мы сегодня побывали?

-В каких царствах?

-Что нового узнали?

-Откуда берутся камни?

-Какие бывают камни?

-Что такое полезные ископаемые?

-А что такое поделочные камни?

-Кто запомнил, что такое талисманы?

Вот сколько нового мы узнали. Понравилось вам наше путешествие?(ответы)



Предварительный просмотр:

Конспект НОД по познавательному развитию в подготовительной к школе

группе на тему: «В гостях у сказки. Сказки, добытые из-под земли»

Цель: обобщить знания о полезных ископаемых, о свойствах камней.

Задачи:

Образовательные: продолжать знакомство детей с неживой природой, дать начальное представление о происхождении камней, их свойствах, пользе и использовании людьми.

Развивающие: Развивать познавательный интерес, умение анализировать,

сравнивать, обобщать, делать простейшие выводы. Развивать

познавательную активность детей в процессе опытно-экспериментальной

деятельности.

Воспитательные : Воспитывать у детей умение работать в коллективе.

Предварительная работа: чтение сказок П. Бажов «Хозяйка медной горы»,

Рассказов по теме : Ф. Кривин «Сказки, добытые из-под земли», рассматривание энциклопедии, создание «Музея камня», рисование на морской гальке, проведение опытно-исследовательской деятельности.

Оборудование: посылка, карта, письма от богатыря, водяного, хозяйки медной горы,  разные виды камней, иллюстрации с отпечатками на камнях, кубики, ящик с песком, карточки с загадками, зеркало, талисманы,  бусы, тазы с водой, салфетки, корзина, зубочистки, ложки .

Ход занятия:

Ребята, а хотите, я расскажу вам сказку?(ответы детей).Тогда устраивайтесь

поудобнее...(дети рассаживаются на ковре).

«Чего только нет у нас на земле!

А когда-то, давным - давно, на Земле очень многого не было.

Не было чайников ,карандашей, велосипедов, телевизоров, а также многих

Других предметов, которые мы теперь называем предметами первой

необходимости.

Ну, раз на земле ничего этого не было, пришлось добывать из-под земли. Со

временем люди этому научились. Сначала добывали чайники, сковородки, ключи, а потом паровозы и пароходы…Самолёты и звездолёты…

Космические корабли летают в космос, но добыли-то их из-под земли!

Правда, не в готовом виде. В готовом виде под землёй даже простого гвоздя не найдёшь–разве что его сначала туда зароешь.

Под землёй всё в не готовом виде. Велосипеды, сковородки, телевизоры,

 киноаппараты под землёй в неготовом виде–в виде полезных ископаемых.

Почему полезных?

Почему ископаемых?

Потому что приходится много земли ископать, чтобы добыть то, что для нас

на земле полезно…»

Вот такая сказка.…(стук в дверь)

Ребята, нам принесли посылку, интересно от кого она?(открываем, находим

письмо и карту).

Письмо :«Дорогие девчонки и мальчишки, я– Добрыня Рязанович  богатырь.

Бывал я в разных местах, повидал много интересного, собрал красивые камни для своей невесты Василисы. Очень хотел бусы ей в подарок сделать. Да

налетел вихрь- ураган, посланный Кощеем. Кощей спрятал все камни в разных частях Сказочного королевства. Помогите, пожалуйста, а то мне одному не справится. Вот вам карта в помощь… и шкатулка для камешков.  Ваш Добрыня Рязанович.»

Ну что? Поможем нашему Рязанскому богатырю?(ответы детей). Прежде чем

пойти далеко-далеко, возьмёмся за руки и скажем: «Закрываем глазки–

попадаем в сказку!»(дети строятся цепочкой и под музыку идут по залу за

воспитателем). Отправляемся в трудный путь по Сказочному королевству на

поиск камней. Где же находится наш первый камень?( дети смотрят по карте)

В горном царстве .Берёмся за руки и в дорогу…(дети выстраиваются в

цепочку ,идут змейкой, звучит музыка).

Вот мы и оказались в Горном царстве. Ребята, а откуда берутся камни? Где их можно найти?(ответы детей).

Давным  –давно на нашей планете было очень много вулканов. Из них

Постоянно вытекала лава – жидкие камни, очень разные. Хотите увидеть, как

это было?(демонстрация извержения вулкана)

Вот так на земле появились разные камни. Посмотрите, у нас тоже есть дары

Вулкана (показ пемзы).Во время извержения вулкана, очень часто бывают землетрясения и множество камней оказывается на поверхности земли. Давайте посмотрим ,какими свойствами обладают камни…

1опыт:тонут или плавают камни?

2опыт:можнолирисоватькамнями?

Что же мы можем сказать о камнях? Какие они?(ответы детей)

(У вулкана находим красивый камень, забираем его). Пора отправляться

дальше…(смотрим по карте) в Морское царство!

Что-то нас никто не встречает…(находим письмо от Водяного)

«Здравствуйте, юные путешественники! Я уплыл по не отложным морским

делам. В дальнем уголке Морского царства разыгралась буря. После неё мне

надо навести порядок. Есть у меня заветный камушек для вас. Но сначала

отгадайте мои загадки…Я – известный коллекционер в своём кругу. Собираю камни с загадочными рисунками – отпечатками. Догадайтесь, что это? Ваш мокрый друг–Водяной».

Задание: рассмотреть рисунки и ответить кто или что это?(в конце забирают

камень).Вот и второй камушек нашли! В путь дорогу за следующим…Где же

его спрятал Кощей?(дети смотрят по карте).

Идём дальше, что нам карта подсказывает? Вперёд что-то жарко становится…и под ногами уже не земля, а скрипучий песок…

Пришли мы в Царство пустынь! Кто же здесь может жить?(ответы детей) Сам День рождения празднует, конечно! И где же мы камень найдём? Ой,

посмотрите, ящик…Что в нём?(песок, в ящике дети находят карточки с

загадками) , может отгадаем загадки и песок отдаст нам красивый камень?

Попробуем?

Загадки про полезные ископаемые:

В серых скалах её вырубали,

Из морей и озёр добывали,

Чтоб потом положить по щепотке

В миски, плошки, горшки, сковородки.

Рис и рыба, фасоль и салат

Сразу стали вкусней во сто крат!

(Соль)

Покрывают им дороги,

Улицы в селениях.

А ещё он есть в цементе,

Сам он- удобрение…(известняк)

***

Во дворе малыш играл:

Груз в машину насыпал,

Стряпал вкусный пирожок,

Любят дети все …

(Песок)

***

Он очень нужен детворе,

Он на дорожках во дворе,

Они на стройке, и на пляже,

И он в стекле расплавлен даже…(песок)

***

Очень прочен и упруг,

Строителям надёжный друг.

Дома, ступени, постаменты

Красивы станут и заметны…(гранит)

***

Он несёт в дома тепло,

От него кругом светло,

Помогает плавить стали,

Делать краски и эмали.

Он чёрный, блестящий,

Помощник настоящий…(уголь)

***

Оно варилось долго в доменной

Печи чтобы потом нам сделать ножницы, ключи.

(Железо)

***

Становлюсь собой в плену огня.

Не было бы в мире без меня

Ни велосипедов, ни коньков,

Ни автомобилей, ни станков.

(Железо)

Этот мастер белый-белый

В школе не лежит без дела.

Пробегает по доске —

Оставляет белый след.

(Мел)

***

Потолок наш тоже белый,

Ведь и он побелен …

(Мелом

Вот и кончились загадки! Песок, верни нам камень!(дети в песке находят

маленький камушек).Отлично, уже 3 камня нашли! Пойдёмте отсюда скорее,

жарко очень, пить хочется!...Что нам карта дальше показывает? Куда идти?

(дети разворачивают карту)…

Что это? Горы? Нет, дорога под гору ведёт, в Подземное царство! Не

страшно?...Тогда навстречу новым приключениям! Вот мы и спустились в подземную пещеру. А здесь совсем не страшно, очень даже красиво и светло!

Посмотрите сколько тут драгоценностей…

Письмо «Здравствуйте, дети! Далеко вы забрались  ,

я ждала вас, но мне срочно нужно было отлучиться, так как мои помощники нашли новый драгоценный камень.

Да, спрятал Кощей свой камень у меня, возьмите его. У меня

Своих камешков много. Посмотрите вокруг - всё сияет, сверкает. А знаете, что это? Это – поделочные камни. В природе их великое множество: алмазы и агаты, нефрит и аметист, малахит и изумруд, янтарь и яшма. Как выдумаете, почему они называются поделочными?(ответы детей) Да, люди давно заметили красоту поделочных камней. Они на земле встречаются не так часто и стоят дорого, поэтому их называют ещё «драгоценные камни». Из них люди научились делать украшения. Посмотрите, какие украшения есть у меня…

(дети рассматривают, девочки могут примерить и посмотреться в зеркало).

А зачем камни? У меня в подземном царстве такие мастера есть, которые уже сделали бусы для Добрыни , точнее для его Василисы –просто загляденье, посмотрите в шкатулке.

А эти камни Я хочу отдать вам в подарок. Подарить камни-талисманы. Вы знаете, что это такое? (ответы детей) Талисман–это камень, наделённый магической силой. .Талисман наделяет своих хозяев

особой силой или защищает от зла и отрицательной энергии.»

-Какие красивые бусы сделали мастера в Подземном царстве. Я думаю,

Василисе, невесте Добрыне Рязановича , они понравятся. Пойдёмте, отправим их в посылке нашему богатырю. Для этого нам надо вернуться в детский сад  «Глазки закрываем и обратно в детский сад мы попадаем!»

Рефлексия.

-Где мы сегодня побывали?

-В каких царствах?

-Что нового узнали?

-Откуда берутся камни?

-Какие бывают камни?

-Что такое полезные ископаемые?

-А что такое поделочные камни?

-Кто запомнил, что такое талисманы?

Вот сколько нового мы узнали. Понравилось вам наше путешествие?(ответы)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по познавательному развитию для подготовительной к школе группы по теме: "Знакомство с деревянным зодчеством г.Торопца"

Цель данного занятия - знакомство детей с особенностями деревянного зодчества Тверского края (г.Торопца), воспитание устойчивого интереса к местной архитектуре, умения замечать прекрасное в обыденной ...

Конспект ООД по познавательному развитию в подготовительной к школе группе на тему "У кого какой дом?"

В  конспекте представлены методы и приемы по систематизации представлений детей об основных природных сообществах (лес, луг, водоем), обобщении знаний о лесе как природном сообществе и месте...

Конспект поведения совместной деятельности с детьми подготовительной к школе группы по теме «В гости к сказке Ручеек» (автор: Белова Лариса Владимировна) с использованием ИКТ

Сказка для детей дошкольного возраста, в доступной форме, объясняет детям такие понятия, как семья, природа, дружба, взаимовыручка, уважение. Сказка может быть разыграна, как спектакль с участием дете...

План-конспект НОД по познавательному развитию в подготовительной к школе группе на тему: «Путешествие в природный мир Урала»

Расширить знания детей об Урале, уточнить представления о писателе П. Бажове.Активизировать словарный запас детей по теме «Природный мир Урала».Развивать чувство прекрасного через украшени...

Конспект НОД по познавательному развитию в подготовительной к школе группе на тему:"Секреты воздуха"

Через познавательно – исследовательскую деятельность   дети расширяют  и обобщают  представления о воздухе и его свойствах;  о значимости воздуха в жизни человека, живот...

Конспект НОД по познавательному развитию в подготовительной к школе группе на тему:"В гости к Деду - Краеведу"

Данный конспект занятия направлен на приобщение дошкольников к национальной культуре чувашского народа, традициям и обычаям родного края, к нравственно - эстетическим ценностям своего народа....

Конспект НОД по познавательному развитию в подготовительной к школе группе на тему:"Путешествие на необитаемый остров"

Данный конспект НОД направлен на развитие элементарных математических представлений у детей подготовительной группы с использованием ИКТ, игровых методов и приемов. В ходе деятельности дети упражняютс...