Конспект ООД по познавательному развитию в подготовительной к школе группе на тему "У кого какой дом?"
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) на тему

В  конспекте представлены методы и приемы по систематизации представлений детей об основных природных сообществах (лес, луг, водоем), обобщении знаний о лесе как природном сообществе и месте (доме) обитания растений и животных; закреплении знаний о зависимости состояния растений и животных от условий внешней среды.                                          

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_ood_u_kogo_kakoy_dom.docx18.96 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект организованной образовательной деятельности  

по познавательному развитию в подготовительной к школе группе

на тему "У кого какой дом?"

Разработала:  Цветкова Анна Павловна,  воспитатель  МАДОУ

 № 102"Созвездие"  г Набережные Челны Республика Татарстан                

                                                         

Программные задачи:                                                                                                               1. Обучающие: систематизировать представления детей об основных природных сообществах (лес, луг, водоем); обобщить знания о лесе как природном сообществе и месте (доме) обитания растений и животных; закрепить знания о зависимости состояния растений и животных от условий внешней среды;  упражнять в умении на основе собственных суждений прослеживать экологические связи в природе.                                                                             2.Развивающие: развивать умение логически рассуждать, понятно другим излагать свои мысли, доказательно отвечать на вопросы.                                                   3. Воспитательные: воспитывать гуманное отношение к объектам живой и неживой природы.

Предварительная работа: наблюдение в природе, экспериментальная деятельность, чтение познавательной литературы.

Словарная работа: наследство, водоем, среда обитания, хищники.

Развивающая среда: макеты луга, леса, водоема; плоскостные изображения растений и животных; картинки дуба и сосны; магнитная доска.

Ход  ООД.

В.: Ребята, вы уже познакомились с обитателями   леса, луга, водоема, сделали много открытий для себя. Давайте вспомним, что и где растет.

Игра "Что где растет?"                                                                                                              (на полу расположены 3 карты-макета, обозначающие лес, луг и водоем. Дети соревнуются, кто скорее отберет карточки с растениями и заполнит все клетки).

В.: Сейчас вспомним, кто где живет.   Нужно выбрать карточку с изображением насекомого, рыбы, зверя, птицы и поместить эту карточку в клеточку, которая соответствует привычному месту обитания этого животного, а также рассказать, как приспособились они к своему месту обитания.                                                                                                                             Игра "Кто где живет?"

В.: Молодцы, ребята, справились с заданиями.  А теперь поговорим о том, как взаимосвязаны живые организмы между собой.                                                       Вспомните, что такое лес (Ответы детей). 

 В.:  Да, в лесу с каждым деревом связано огромное количество организмов. Одни используют его в качестве дома, другие – в качестве столовой. Любое дерево или куст создают особые условия.                                                    

(Ответы детей: под деревом меньше света, там ветер дует слабее, зимой теплее, а летом, наоборот, прохладнее).                                                              

 В.: А из опадающей листвы и хвои образуется почва. Как вы думаете, одинаковые ли растения под разными деревьями и какие животные там живут?                                                                                                                                 Посмотрите, перед вами два дерева. Какие? (Дуб и сосна).                                            Чем они отличаются? (Листьями, плодами, цветами).                                                    Разложите карточки с изображением грибов и животных, разделив их на группы по связям  с дубом или сосной. (Каждый ребенок выбирает любую карточку и располагает возле  того или другого дерева, обосновывая свой выбор).                                                                                                                         Сколько групп у вас получилось? (Две).                                                                       Итак, у нас получились две группы живых организмов: жизнь одних связана с дубом, жизнь других – с сосной. Одни используют дерево как дом, другие -  как столовую, третьи - и живут, и питаются на этих деревьях. Причем одни животные  едят листья, другие – молодые побеги, третьи - желуди и шишки, четвертые – кору, то есть используются самые разные части деревьев.        

Хотите "прогуляться" по лесу и посмотреть, что там происходит?

                             Физкультминутка "В лесу"                                                             Добрый лес, старый лес,                                                                                                     Полон сказочных чудес!                                                                                                     Мы идём гулять сейчас                                                                                                             И зовём с собою вас!                                                                                                                                           (Широко разводим руки в стороны.                                                                                    Повороты вправо-влево с вытянутыми руками. Ходьба)

Ждут вас на лесной опушке                                                                                          Птички, бабочки, зверюшки,                                                                                                Паучок на паутинке,                                                                                                                   И кузнечик на травинке! (Присесть).

 Птички в гнёздышках проснулись,                                                                                  Улыбнулись, встрепенулись:                                                                                            «Чик-чирик, всем привет!                                                                                                      Мы летаем выше всех!»                                                                                                    (Лёгкий бег врассыпную; птички чистят крылышки; машут хвостиком (руки сзади, ладошками друг к другу, легко прыгают. Ходьба).

По тропинкам мы гуляли,                                                                                                                    На полянке поскакали,                                                                                        Подружились мы с тобой,                                                                                                    Нам теперь пора домой.                                                                                                     (Прыжки. Широко разводим руки в стороны. Ходьба).

В.: Ребята, а представьте, что люди срубили сосну. Что будет с каждым из животных, связанным с этим деревом? Что, например, будет с дятлом?                        (Ответы детей: исчезнет его столовая, он должен будет искать новое дерево, на котором живут насекомые и их личинки).    

В.: А если срубили не одну сосну, а все?                                                                                                                                         (Ответы детей: дятел не сможет найти другую столовую, зимой не будет сосновых шишек. Нечем будет питаться и белкам).                                                    

 В.: А кроме того, в результате рубки исчезнут гусеницы, которые живут на сосне, а вместе с ними исчезнут птицы, которые ими питаются. Каких вы еще знаете птиц, обитающих в сосновом лесу?                                                            (Ответы детей: глухари).                                                                                                    Да, глухари питаются сосновой хвоей, и если им ее не хватит зимой, то они погибнут, а вместе с тем уменьшится и количество хищников, питающихся глухарями, например, рысей.

В.: А теперь представим, что вырубили дубраву (дубовый лес).                           Дети: Не будет желудей, меньше станет животных, которые ими питаются, - кабанов, барсуков, белок, соек. А сова потеряет не только свой дом – дупло, но и пищу – лесных мышей, которые тоже питаются желудями. Сова останется голодной и бездомной. (Дети приводят примеры, рассуждают, доказывают).  

В.: А что будет с растениями, которые растут в тени под дубом (копытень, ландыш)?                                                                                                                                                                                                                                            Дети: ландышей станет меньше, меньше станет и насекомых, которые их опыляют, уменьшится количество птиц, которые питаются этими насекомыми.

В.: А что случится, если человек посадит дерево? (Ответы детей, умозаключения, рассуждения).

В.: Я вам предлагаю еще игру, чтобы вы запомнили, о чем мы сегодня говорили.                                                                                                                               Игра "Путаница"                                                                                                            (воспитатель заранее программирует ошибки по месту обитания животных и растений, взаимосвязях в природе и прочее).

 Играя, дети вспоминают, что узнали нового, что наиболее запомнилось, рассуждают, еще раз доказывают правильность своих суждений.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по познавательному развитию для подготовительной к школе группы по теме: "Знакомство с деревянным зодчеством г.Торопца"

Цель данного занятия - знакомство детей с особенностями деревянного зодчества Тверского края (г.Торопца), воспитание устойчивого интереса к местной архитектуре, умения замечать прекрасное в обыденной ...

Конспект занятия по познавательному развитию в подготовительной к школе группе "Откуда хлеб на стол пришёл"

Конспект занятия по познавательному развитию в подготовительной к школе группе "Откуда хлеб на стол пришёл" Программное содержание: Познакомить детей с трудом хлеборобов. Закрепить знания ...

Конспект занятия по познавательному развитию в подготовительной к школе группе

Конспект занятия по развитию представлений дошкольников о профессии строитель....

Конспект занятия по познавательному развитию в подготовительной к школе группе «Леса – наша гордость и краса».

Занятие по познавательному развитию способствует уточнению и обобщению у детей конкретных представлений о роли леса в жизни детей. Уточняет понятия: русский лес - богатство каждого человека нашей стра...

Конспект НООД по познавательному развитию в подготовительной к школе группе «Путешествие в страну цифр»

Цель:  Познакомить с образованием  и составом числа 6, цифрой 6.Задачи: ·        Учить детей определять место числа в числовом ряду;·...

Конспект занятия по познавательному развитию в подготовительной к школе группе "Загадочная страна Япония"

Познавательное занятие знакомит детей с Японией, ее культурных традициях страны....

Конспект ООД по познавательному развитию в подготовительной к школе группе с использованием ИКТ на тему "Путешествие в космос" воспитатель Ялакова И.М.

Интегрированная форма ООД: игра-путешествие. Разновидности деятельности детей: познавательно-игровая деятельность, коммуникативно-познавательная деятельность, литературно-познавательная....