Центры активности в рамках программы "Югорский трамплин"
презентация

Лысова Ирина Владимировна

Развивающая среда в группе помогает реализовать главный принцип программы "Югорский трамплин". Ребенок учится лучше и научится большему в процессе самостоятельного взаимодействия с окружающим миром – через игру и открытия.

Скачать:


Предварительный просмотр:

  1. «Центры активности, в рамках программы «Югорский трамплин»
  2. Развивающая среда в группе помогает реализовать главный принцип программы: ребенок учится лучше и научится большему в процессе самостоятельного взаимодействия с окружающим миром – через игру и открытия.
  3. Существуют принципы создания среды развития в группе, ориентированной на ребенка, которых следует придерживаться педагогам, реализующим программу на практике.
  • Принцип комфортности.
  • Принцип целесообразной достаточности.
  •  Принцип доступности.
  • Принцип превентивности.
  • Принцип личной ориентированности.
  • Принцип баланса инициатив детей и взрослых
  1. Центры активности – это игровая развивающая среда, где материалы, оборудование и игрушки подобраны по определенной тематике и способствуют разностороннему развитию ребенка. Обучение происходит в игровой форме, а работа в малых группах дает детям возможность естественного общения, опыта самостоятельного принятия решений и выражения своих мыслей и чувств. Под наблюдением педагогов дети сами решают, в каком центре они будут играть, что конкретно делать, и какие им для этого нужны материалы.
  2. Каждый центр активности - это маленькая творческая лаборатория, в которой подготовленные материалы стимулируют самостоятельное познание сложных явлений, закономерностей и просто весёлых и полезных действий. Это место работы детей, поэтому в них всегда много материалов изготовленных или находящихся в стадии изготовления, демонстрирующих их успехи и достижения.

Значительная часть материалов в центрах регулярно сменяется, так как они всегда отражают содержание темы, которой живёт группа.

  1. Материалы в каждом центре активность должны отражать реальный мир; побуждать детей к дальнейшим исследованиям, соответствовать  интересам и уровню развития ребенка; в каждом центре должно быть достаточное количество материалов для свободного выбора; материалы должны быть доступны и привлекательны, а также  систематизированны и снабжены надписями и символами; обеспечивать дальнейшее развитие ребёнка.
  2. Таким образом Центры активности стимулируют
  3. Какова же их классификация:
  4. Литературный центр ( центр грамотности и письма)

Литературный центр – пожалуй, самый главный из всех центров активности в группе. Работа в литературном центре в большой степени построена на совместной деятельности. Материалы, которые группируются здесь, призваны побуждать совместные разговоры диалоги, обсуждения, что и почему представляет интерес, делиться друг с другом первым опытом на пути к освоению грамотности, рассказывать друг другу свои истории. Материалы центра, а также применяемые педагогами технологии призваны способствовать:

• чтению и рассматриванию книг, открыток, фотографий

• развитию диалогической и связной речи

• обогащению словаря и пониманию смысла слов, словообразования

• развитию звуковой культуры речи

• развитию опыта слухового восприятия речи, слушания литератур- ных текстов в устном виде и в звукозаписи

• развитию интереса к грамотности и письму, ненасильственной подготовке к школьному обучению

  1. Центр «сюжетно-ролевой» игры   Этот центр внешне не очень отличается от привычных игровых зон в детских садах. Разница, прежде всего, в конкретной и обособленной площади, на которой сосредотачивается все нужное оборудование и развиваются самые разные игры, где дети отражают ту жизнь, которую наблюдают вокруг себя. Они берут на себя и проигрывают разные роли и самые разные сюжеты. Создавая свой собственный мир, дети овладевают миром реальным, пытаются решать реальные жизненные проблемы, проигрывают и оживляют свои переживания. В этом центре дети развивают активную и пассивную речь; помогают детям разобраться во взаимоотношениях людей и освоить образцы поведения; увязывают представления между собой;  стимулируют творческую мысль и решение проблем; увеличивают самоуважение; развивают способы выражения эмоций и чувств; знаменуют радость и свободу детства.
  2. Центр искусства и сенсорного развития.  Этот центр выполняет разные функции, однако, прежде всего, питает креативность, любознательность, воображение и инициативу детей. Если детям предоставлены время и возможности свободно экспериментировать с материалами, открывать для себя новое, опробовать идеи, у них формируется основа для успешности и повышения самооценки. В центре искусства дети могут пробовать разные средства, рисуют на мольбертах, занимаются пальцевой живописью, пользуются разнообразными материалами: глиной, мелками, пластилином, ножницами и множеством других средств и материалов.
  3. Центр кулинарии (практической жизни) 

Придумывая разные игры и занятия в центре кулинарии, можно обеспечивать развитие разных детских способностей и интересов.

     Это деятельность, которая способствует обучению и развитию во всех аспектах: работая с рецептами, дети учатся переводить символические обозначения в конкретные действия;  осваивают последовательность процессов и действий;  расширяют свой словарный запас, учатся описывать деятельность; практикуются в измерении, отсчитывании, постигают значение количества, одолевают понятие дроби, приобретают чувство времени; учатся выдвигать гипотезы относительно того, что происходит и почему, учатся сравнивать и различать, узнают о происхождении пищи; формируют двигательную координацию и улучшают контроль тонких движений; учатся действовать поочередно, получать удовольствие от общего дела;  развивают самостоятельность, навыки пользования кухонными принадлежностями. Также в центре практической жизни дети приобретают навыки самообслуживания в быту: уборка и мытье посуды, подметание и влажная уборка полов, мытье стекол и зеркал, стирка и глажение одежды, уход за обувью и одеждой.  

  1. Центр песка и воды Центр песка и воды – настоящий подарок для детей в группе. Здесь важен принцип превентивности соблюдать который нужно всегда. Чтобы дети не обливались водой, нужно в этом центре повесить непромокаемые халатики или фартуки. Дети любят их надевать; они увереннее себя чувствуют в них при играх с водой. Дети получают большое удовольствие при работе в этом центре, педагоги – множество возможностей для того, чтобы через занимательную и очень активную детскую деятельность решать самые различные образовательные задачи.  Это и : отработка понятия количества, сохранение количества, мерка, независимость количества от формы, порядковый счет и др.  Экспериментирование и наблюдение, изменение состояния веществ, использование координации глаз - рука, освоение тонкой моторики, умение договариваться, делиться, совместно планировать и играть
  2. Центр науки и естествознания Дети – прирожденные исследователи, активно собирающие информацию о своем окружении. Центр науки принципиально важен для программы, ориентированной на ребенка, хотя бы потому, что один из важнейших её принципов – обучение через собственный опыт, пробы и открытия.

В этом центре воспитатели могут решать следующие важные образовательные задачи:

• развитие представлений о физических качествах предметов и явлений;

• развитие тактильной чувствительности пальцев рук;

• формирование элементарных математических представлений и фор- ме, размерах, объеме, величинах, времени, о причине и следствии;

• развитие восприятия различных цветов, вкусов, запахов;

• развитие речи и других коммуникативных навыков;

• умение размышлять, сопоставлять, формулировать вопросы, делать собственные выводы;

• обогащение эмоциональных переживаний ребенка;

 • обеспечение социального развития детей в процессе учебного взаимодействия.

  1. Центр строительства 

Этот центр всегда притягивает детей, в нем жизнь кипит, полна творчества и веселья. В то же время оказывает влияние на речевое развитие ,так как  в процессе строительства создается много возможностей для расширения словаря ребенка. Это происходит в процессе постройки и называния сооружений, при обсуждении того, что построено, описании форм и размеров блоков, обсуждении плана будущей постройки со сверстниками. Социальные навыки при работе с конструктором приобретаются, когда ребенок строит что-то бок о бок со сверстником, наблюдает и воспроизводит работу другого, когда строит с несколькими партнёрами вместе, споря и соглашаясь, совместно планируя и реализуя замысел, вместе используя конструкцию и позволяя использовать её другим, участвуя в сюжетно-ролевой игре, которая развертывается вокруг постройки. Действуя с элементами конструктора, дети осваивают понятия: размер, форма, вес, высота, толщина, соотношение, направление, пространство, образец; Играя с конструктором, дети расширяют свои знания путем схематического его отображения. Изучение самих элементов конструктора – хороший способ узнать совместно с другими детьми о свойствах дерева, о том, как элементы делаются и почему важно стандартное измерение. Дети получают представление о важности взаимозависимости людей, о самих людях и их работе.

  1. Центр математики манипулятивных игр: Манипулятивными материалами называются мелкие предметы, используемые в настольной деятельности. Эти материалы предполагают, чтобы из них было что-то сделано, собрано, и требуют от детей использования координации рук и глазомера. Примерами могут служить разрезные картинки-головоломки, бусы, которые нужно нанизать, лото, конструктор Лего. Манипулятивные материалы обычно используются детьми индивидуально, а не в парах или группах.

    Знакомые предметы, такие как  пуговицы, пробки от бутылок, ракушки, камешки, — идеальные средства для подсчета и классификации. Упаковки из-под консервов или коробки из-под яиц — прекрасные емкости для этой деятельности. Доски и резиновые ленты предоставляют возможности для счета и занятий геометрией. Наборы для конструирования, состоящие из отдельных частей и целостных узлов, дают бесценный опыт использования всех математических понятий, которые мы ранее определили, за исключением понятия времени. Такие наборы более полезны для развития у детей математических понятий, чем материалы, которые вводят числа вне контекста, например игры и загадки, предполагающие идентификацию чисел. 
  2. Такая среда также способствует навыкам партнерского общения, работы в команде, дает практику взаимопомощи и развивает навыки социального взаимодействия. Все это позволяет педагогу формировать у детей поисковый, активный, самостоятельный стиль мышления и деятельности, предоставляя реальные шансы для личностного роста каждого ребенка.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Центры активности В рамках программы «Югорский трамплин» Подготовила: Николаева И.В.

Слайд 2

Развивающая среда в группе помогает реализовать главный принцип программы: ребенок учится лучше и научится большему в процессе самостоятельного взаимодействия с окружающим миром – через игру и открытия .

Слайд 3

Центр математики и манипулятивных игр + Центр грамотности и письма

Слайд 4

Центр грамотности и письма

Слайд 5

Критерии подбора материалов для каждого центра отражение реального мира; побуждение к дальнейшим исследованиям; соответствие интересам и уровню развития ребенка; достаточное количество; доступность и привлекательность; систематизированность и снабжены надписями и символами ; направленность на дальнейшее развитие ребёнка.

Слайд 6

Принципы Принцип комфортности. Принцип целесообразной достаточности. Принцип доступности. Принцип превентивности. Принцип личной ориентированности. Принцип баланса инициатив детей и взрослых.

Слайд 7

Центры активности стимулируют активную познавательную деятельность ; выбор; сотрудничество; ответственность; творчество; самооценку; решение проблем .

Слайд 9

Литературный центр ( центр грамотности и письма)

Слайд 10

Центр «сюжетно-ролевой» игры

Слайд 11

Центр искусства

Слайд 12

Центр кулинарии

Слайд 13

Центр песка и воды

Слайд 14

Центр науки и естествознания

Слайд 15

Центр строительства

Слайд 16

Центр манипулятивных игр :

Слайд 18

Спасибо за внимание


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Домашние животные и птицы»(познавательный проект по окружающему для детей средней группы в соответствии с образовательной программой «Югорский трамплин» и ФГОС ДО)

Педагог заполняет ребенка не знаниями в прямом смысле этого слова, а стремлением учиться, познавать мир и никогда не останавливаться  при этом. Большое значение имеет интерес ребенка к выпо...

Организационно-методическое сопровождение инновационной деятельности по апробации образовательной программы «Югорский трамплин»

Организационно-методическое сопровождение инновационной деятельности по апробации образовательной программы «Югорский трамплин»...

Формы взаимодействие педагога с детьми в условиях реализации образовательной программы «Югорский трамплин»

Наши педагоги создают условия для развития ответственности детей, помогая им брать на себя определённые роли в группе. Они вовлекают детей в создание обязанностей в группе вместо того, чтобы просто ра...

Проектно-тематическое планирование во второй младшей группе на сентябрь в рамках реализации программы "Югорский трамплин"

Проектно-тематическое планирование включает проекты: "Игрушки" (Тема: "Наши любимые игрушки) и "Осень, осень, в гости просим!" (Темы: 1. "Подарки Осени. Овощи". 2. ...

Проектно-тематическое планирование в старшей группе на сентябрь в рамках реализации программы "Югорский трамплин"

На сентябрь в рамках проекта запланированы 4 темы: Тема 1. "Мир вокруг нас. Осень на участке детского сада"Тема 2. "Во саду ли, в огороде - овощи и фрукты"Тема 3. "Сибирс...