"Идеал совершенного человека в народном творчестве"
консультация на тему

Башмакова Татьяна Викторовна

Среди многочисленных сокровищ народной педагогической мудрости одно из основных мест занимает идея совершенства человеческой личности, ее идеала, являющегося образцом для подражания. Эта идея первоначально – в самом примитивном виде – возникла в глубокой древности. Народный идеал совершенного человека следует рассматривать как суммарное, синтетическое представление о целях народного воспитания.  Формирование совершенного человека – лейтмотив народного воспитания.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Консультация для педагогов21.88 КБ

Предварительный просмотр:

«Идеал совершенного человека в народном творчестве»

Веками, из рода в род человек передает жизненный опыт и высококачественные идеалы молодому поколению. Он отбирает самое лучшее, что могло бы стать  основой жизненного поведения,  оформляясь в языковой практике афоризмом, устойчивым словосочетанием, превращаясь в отдельный вид фольклора, несущего в себе  определенную нравственную нагрузку. Таким образом, люди в течение столетий развивали и проектировали нравственный идеал совершенного человека и общечеловеческие ценности.

  Формирование совершенного человека – лейтмотив народного воспитания. В устном творчестве всех народов герои характеризуются многими чертами, которые свидетельствуют о богатстве человеческой натуры. Даже если о том или ином положительном персонаже говорится одним или двумя словами, то эти слова оказываются столь емкими, что в них отражается весь спектр характеристик личности. Традиционные русские характеристики человека    (например, « умница и красавица», « красна - девица», «добрый молодец»,  «маленький да удаленький» ), подчеркивая главные его черты, не сводят сложную природу человека исключительно к названным только качествам. Так, ведущим качеством русской красавицы является ум, а ум, в свою очередь, предполагает наличие также многих умений и сноровки в труде. Высоко поэтическая характеристика « умница и красавица» - это и высокая оценка личных качеств девушки, и идеальный образ женщины как конкретная цель воспитания, доведенная народной педагогикой до уровня программы формирования личности. Черты характера «доброго молодца» даны еще более развернуто. Так, например, один из самых любимых народом «добрых молодцев» Илья Муромец – «удаленький», «славный богатырь святорусский», прекрасный всадник, меткий стрелок, благовоспитан («вел поклоны по- ученому»), смел и храбр, народный заступник.   В том же направлении конкретизируются добродетели русского «доброго молодца» в сказках и песнях: он и умен, и красив, и трудолюбив, и честен, и скромен.

Вместе с тем народы оценивали многое  с точки зрения собственных эталонов.

Перечень совершенств под названием «девять доблестей мужчины» - достижения педагогической культуры бурят. «Девять доблестей» включают в себя следующие заповеди:

  • Превыше всего – согласие;
  • На море – пловец;
  • На войне – богатырь;
  • В учении – глубина мысли;
  • Во власти – отсутствие лукавства;
  • В работе – мастерство;
  • В речах – мудрость;
  • На чужбине – непоколебимость;
  • В стрельбе – меткость.

К девяти доблестям буряты присовокупляют и другие положительные качества мужчины как программу формирования совершенного человека. В народном понимании здоровье человека – самое драгоценное богатство и источник всех благ. Народный идеал здорового и физически развитого человека воплощен в различных сказках, преданиях, пословицах. Древние обычаи и традиции бурят требовали от семьи воспитывать детей физически и духовно развитыми.

В основных же человеческих качествах идеалы совершенной личности все-таки очень близки друг к другу. Всеми народами ценится ум, здоровье, трудолюбие, любовь к Родине,   честность, храбрость, великодушие, доброта, скромность и т. п. В личном идеале всех народов главное – не национальная принадлежность,  а общечеловеческие начала.

Воспитание национального достоинства составляло фундамент нравственного совершенствования личности. Высокое чувство национального достоинства предполагало и осуждение поведения, порочащего нацию, что способствовало воспитанию ответственности перед родным народом за свое доброе имя, а перед другими народами – за доброе имя своего народа. «Будь таким, чтоб по тебе судили о твоем народе, будь достойным сыном (дочерью) своего народа», - такое благопожелание присутствует в педагогике почти всех народов. Своим поведением не давать повода дурно думать о своем народе, не осквернять священную память о лучших людях народа, своими патриотическими действиями множить славу народа – такими хочет видеть любой народ своих воспитанников и, исходя из этого, строит свою педагогическую систему. Слава нации создается ее славными сынами.  Не зря высокого имени сына народа удостаиваются лишь лучшие его представители: народов плохих нет, но бывают плохими его сыновья.

Народ постоянно помнил о целях воспитания, которые представлял как заботу о совершенствовании личности. Как только ребенок появлялся на свет,  новорожденному мальчику высказывались пожелания: « Будь, как отец, крепок, силен, трудолюбив, гож пахать, топор в руках держать и лошадью управлять», а девочке -  «Будь, как мать, приветливой, скромной, ретивой на работу, мастерицей прясть, ткать и узоры вышивать». Мудрым старцем высказывались ребенку пожелания: « Будь большим! Перед тем как до обряда наречения придти к тебе, поел масла – пусть язык твой будет мягким и нежным, как масло. Перед тем, как придти к тебе, поел меда – пусть речи твои будут сладкими, как мед». В первом же молении в честь новорожденного его благословляли быть смелым, храбрым, счастливым, почитать родителей, старших и старых, односельчан, жить во здравии и чистоте до старости, иметь много детей.

   Имя, которое давали ребенку, у многих народов было сокращенным до одного слова благопожеланием, сведенным до возможного минимума магическим заклинанием. Смысл многочисленных русских имен – Любомир, Владимир, Святослав, Любомудр, Ярославна и т.п. – общеизвестен. Имя Надежда заключает в себе не только утверждение – « Ты наша надежда»,  но и благословление – « Будь нашей надеждой и опорой». В имени Вера – не только вера, но и уверенность и доверие. В именах нашли отражение многие характеристики совершенной личности. Имя наречение занимает очень важное место в структуре самосознания личности, в ее самоидентификации. Наречение новорожденных именами наиболее уважаемых членов семьи и рода выражает заботу о сохранении и развитии потомками добрых черт предшественников, о передаче из поколения в поколение всего самого лучшего, чего достигли люди и в духовной  и в нравственной сферах.

Народные педагоги цели воспитания пытались привести в систему.

Тысячелетний опыт народной педагогики выкристаллизовал наиболее эффективные средства воздействия на личность. Поражает воображение дифференциация воспитательных средств, связанных с формированием вполне определенных черт личности. Обратимся, например, к загадкам, пословицам, песням, сказкам, играм, праздникам как средствам воздействия на личность ребенка. Основная цель загадок – умственное воспитание, пословиц и песен – нравственное и эстетическое воспитание. Сказки же призваны содействовать совокупному решению задач умственного, нравственного и эстетического воспитания. Сказка – синтетическое средство. Празднично - игровая культура – своего рода педагогика в действии, где все средства использовались в гармоничном единстве, в слаженной системе, где все элементы взаимосвязаны. В играх применялись и песни, и загадки, и сказки. Игра – это самое эффективное средство практической педагогики, материализованная  сказка.

  Загадки призваны развивать мышление детей, приучать их анализировать предметы и явления из самых различных областей окружающей действительности, сопоставлять их свойства и качества; причем наличие большого количества загадок об одном и том же предмете (явлении) позволяло давать этому предмету всестороннюю характеристику. Использование загадок в умственном воспитании ценно тем, что совокупность сведений о природе и человеческом обществе приобретаются ребенком в процессе активной мыслительной деятельности. В то же время загадки о доброй славе, лжи, сплетне, горе, о жизни и смерти, молодости и старости непременно содержат материал, так или иначе призывающий молодежь к совершенствованию своих нравственных качеств. Высоко поэтическая форма загадок содействует эстетическому воспитанию. Таким образом, загадки представляют собой комбинированные средства воздействия на сознание, имеющие своей целью осуществление умственного воспитания в единстве с другими сторонами формирования совершенной личности.

  То же самое следует сказать о пословицах и песнях. Цель пословиц – нравственное воспитание, песен – эстетическое. Одновременно пословицы призывают к труду, развитию ума и укреплению здоровья, но это делается опять под видом призыва выполнения нравственного долга. Песни являются средством воздействия на чувства и сознание, но в них встречаются загадки и пословицы; кроме этого есть и самостоятельные загадки и песни.

  В охарактеризованных жанрах устного народного творчества усматривается единство содержания и форм, целей и средства: в загадках умное – цель, прекрасное – средство, в пословицах нравственность – цель, прекрасное и умное – средство, в песнях прекрасное – цель, умное – средство. Сказки же, как было сказано выше, призваны привести в систему педагогические роли загадок, пословиц и песен, которых в сказках немало.

       Народная педагогика не мыслит воспитание совершенного человека вне активной деятельности. Комбинированные меры воздействия на сознание и чувства подрастающего поколения всегда находились в соответствии с комплексными формами организации и его жизни и деятельности. К комплексным формам организации жизни молодежи следует отнести многочисленные обычаи и традиции, обряды и праздники.

  Этническая педагогика, интернациональная в своей основе и общечеловеческая по своему значению, исследует и обобщает воспитательный опыт всех народов, вбирает в себя положительные педагогические достижения всех народов и племен.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Устное народное творчество. Влияние устного народного творчества на нравственное воспитание дошкольников

Описание проекта Вид проекта: познавательно-игровой Тип проекта: информационно-творческий Продолжительность: краткосрочный (срок реализации проекта 14 дней) Участники проекта: группа детей среднего до...

ПРОЕКТ «Развитие творчества детей посредством приобщения к народному творчеству» (Взаимодействие детей, педагогов и родителей по знакомству с народным творчеством.) младшая группа «Солнышко»

Цель проекта: Формирование у детей познавательного интереса к народной культуре через ознакомление с народными промыслами, организация художественно-продуктивной и творческой деятельности.Задачи проек...

Воспитать человека 2022 - Мастерская педагога " Сказки - шумелки, как средство приобщения детей к народному творчеству"

Воспитать человека 2022  - Мастерская педагога " Сказки - шумелки, как средство приобщения детей к народному творчеству"...

Воспитать человека 2022г. Самоанализ мастер - класса "Сказки - шумелки, как средство приобщения детей к народному творчеству"

Воспитать человека 2022г. Самоанализ мастер - класса "Сказки -  шумелки, как средство приобщения детей к народному творчеству"...

План самообразования воспитателя второй младшей группы на тему «Влияние устного народного творчества на развитие речи детей 3-4 лет» Тема: «Влияние устного народного творчества на развитие речи детей 3-4

Цель: объединить усилия педагогов и родителей по воспитанию детей с помощью произведений русского фольклора, развить творческие, познавательные, коммуникативные способности детей на основе устного нар...

Цель: ознакомление детей с русским народным творчеством. Задачи: • Воспитывать интерес к русским народным играм. •Приобщать детей к народному творчеству, русской культуре. •Спортивное развлечение для средней группы на тему «Русские народные игры»

Воспитывать у детей любовь к народному творчеству. Учить запоминать слова к народным играм. Правильно применять спортивный инвентарь для игры .Развивать скоростные качества,быть честными Уметь радоват...

Устное народное творчество как средство развития связной речи у детей с ОВЗ. Деловая игра: «Использование устного народного творчества в работе с детьми».

Устное народное творчество как средство развития связной речи у детей с ОВЗ. Деловая игра: «Использование устного народного творчества в работе с детьми»....