Проект по ознакомлению младших дошкольников с башкирским фольклором «Колыбель моя…»
проект (средняя группа) на тему

Познакомить детей с башкирским народным фольклором, помочь им понять его содержание, вызвать желание повторять и использовать средства фольклора самостоятельно в повседневной жизни.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_kolybel_moya.docx38.76 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад

 с. Старые Туймазы  муниципального района Туймазинский район

Республики Башкортостан

Проект

по ознакомлению младших дошкольников с башкирским фольклором

«Колыбель моя…»

                                                 

                                                            Составители:

                                                                       Воспитатель : Куламбетова Э.Г.

                                                                      Участники:

                                                                       родители,  воспитанники средней группы

с.Старые Туймазы

2018 г.

                                                                                                             

                                                                                                             Чем дальше в будущее входим,

                                                                                                             Тем больше прошлым дорожим,

                                                                                                              И в старом красоту находим,

                                                                                                              Хоть новому принадлежим

Вид проекта:  познавательно-творческий

Тип проекта: краткосрочный (1 – 31 октября 2018 г.)

Актуальность проекта:. Родная культура, как отец и мать, должна стать неотъемлемой частью души ребенка. Сейчас к нам постепенно возвращается национальная память, и мы по-новому начинаем относиться к старинным башкирским праздникам, традициям, фольклору, декоративно-прикладному искусству, в которых народ оставил нам самое ценное из своих культурных достижений, просеянных сквозь сито веков. В устном народном творчестве как нигде сохранились особенные черты башкирского характера, присущие ему нравственные ценности, представления о доброте, красоте, правде, храбрости, трудолюбии, верности. Знакомя детей с поговорками, загадками, пословицами, сказками, тем приобщаем их к общечеловеческим нравственно-этическим ценностям. Благодаря этому, башкирский фольклор является богатейшим источником познавательного и нравственного развития детей. 

Проблема: низкий уровень знаний детей об истории, традициях и обычаях башкирского народа.

Цель проекта: сформировать понятие о о башкирском детском фольклоре, создание условий для всестороннего развития ребенка-дошкольника, его нравственное воспитание через народное творчество.

Гипотеза: развитие интереса о башкирском детском фольклоре будет эффективным при соблюдении следующих условий:

-создание развивающей среды;

-проведение систематического знакомства (обучение) с использованием наглядного материала;

-привлечение к данной теме родителей.

Задачи:

- Формировать представление младших дошкольников о культурных ценностях, и народных традициях средствами народного фольклора и народных игр.

- Познакомить детей с башкирским народным фольклором, помочь им понять его содержание, вызвать желание повторять и использовать средства фольклора самостоятельно в повседневной жизни. Расширить и активизировать словарь детей.

- Воспитывать любовь к родному краю, к людям, к традициям и фольклору.

Ожидаемые результаты: Развитие у детей интереса к башкирскому фольклору и бащкирским играм. Привлечение родителей в воспитательно-образовательный процесс через проведение совместных с детьми мероприятий.

Этапы реализации проекта:

Первый этап: Определение темы, целей, задач, содержание проекта, прогнозирование результата; обсуждение с родителями проекта, выяснение возможностей, средств, необходимых для реализации проекта, определение содержания деятельности всех участников проекта. поиск различных средств достижения цели. 

Второй этап:  Разучивание башкирских колыбельных песен ,потешек, загадок, пословиц, поговорок,танцев. Знакомство  с башкирскими подвижными играми. Чтение и драматизация  башкирских  народных сказок. Рассматривание иллюстраций по башкирским  народным сказкам. Для родителей : домашняя мастерская по выставке-конкурсу «Культура Башкортостана», изготовление альбомов.

Третий этап:  Проведение праздника башкирского фольклора «В гостях у бабушки Загиры».. Анализ и классификация собранного материала. 


Основные направления в работе по реализации проекта:

Образовательная область «Социально-коммуникативное  развитие»

Формировать в детях традиционные народные этикетные формы: традиции гостеприимства, благожелания, уважения к старшим и любви к детям.

Развивать у ребенка интерес к себе и другим людям.

Развивать культуру общения в играх на родном языке: умение развивать сюжет, распределять роли, уметь без обиды уступить ведущую роль в игре.

Развивать культурно-гигиенические навыки и умения пользоваться предметами личной гигиены, формировать культуру еды и этикета за столом с использованием народного фольклора.

Образовательная область «Познавательное развитие»

Обогащать представления детей о мире природы, о социальном мире, о предметах и объектах рукотворного мира  своего села, о правилах отношений между взрослыми и детьми через народные башкирские игры, сказки и сюжетно-ролевые игры и т.д.

Развивать первичные элементарные представления о родном селе,республике,; способствовать возникновению интереса к малой Родине.

Образовательная область «Речевое развитие»

Развивать интерес к родному языку, посредством создания игровых ситуаций.

Продолжать пополнять и активизировать словарь детей на родном языке на основе углубления знаний о ближайшем окружении.

Формировать интерес к слушанию произведений разных жанров - народную сказку, малые формы фольклора, рассматриванию иллюстрированных изданий детских книг, эмоционально реагировать на их содержание, выразительному их воспроизведению.

Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»

Знакомить детей с геометрическими элементами башкирского орнамента. Узнавать эти элементы в предметах быта - коврах, паласах, скатертях.

Продолжать учить составлять узоры, обращать внимание на подбор цвета (красный, зеленый, желтый, черный), соответствующего изображаемому предмету башкирского быта.

Привлекать внимание детей рассматривать иллюстрации, книги, вызвать интерес к разным животным в изображении из башкирских сказок.

Развивать умение слушать различая характер башкирской музыки народных, детских, колыбельных песен.

Развивать певческие навыки и освоить элементы башкирского танца. Разучивать подвижные  музыкальные игры.

Различать звучание башкирских народных музыкальных  инструментов: курай, кубыз. Знакомить с кукольным театром, формировать умение действовать с куклами, показ знакомых сказок самостоятельно.

Образовательная область «Физическое развитие»

Формировать представление о здоровом образе жизни; о значении пищи, о частях тела и органов чувств с использованием произведений, песен, сказок народов Башкортостана.

Развивать физические качества: выносливость, гибкость, ловкость, быстроту, силу, пространственную ориентировку.

Формировать самостоятельность, инициативность, организованность в подвижных народных играх.

.Перспективный план по реализации проекта.

Образовательная область «Познавательное развитие»

Беседа «Башкортостан – моя малая Родина» . Цель: Уточнять знания детей о родном крае, расположении Башкирии на карте России, названии республики, особенностях климата, природы, животного мира. Развивать умение отвечать на вопросы развёрнутыми предложениями. Воспитывать национальную гордость.

Рассматривание иллюстраций и беседа по теме «Символика Республики Башкортостан». Цель: Познакомить с символикой нашей республики. Объяснить значение цвета и оформление герба, флага. Активизировать словарь. Учить внимательно слушать гимн.

Рассматривание иллюстраций: Жилище башкирского народа. Цель: Закрепить знания о жилище башкирского народа в прошлом (юрта). Рассказать о внешнем виде, внутреннем убранстве башкирского дома. Учить внимательно рассматривать иллюстрации, активизировать словарь, упражнять в описании предметов быта.

Рассматривание кукол в башкирских национальных костюмах (мальчик, девочка). Цель: Закрепить название одежды названий одежды: рубашка, халат, камзул и названий отдельных деталей одежды: рукав, воротник, подол.

Беседа: «Башкирские народные музыкальные инструменты». Цель: Познакомить с башкирскими народными музыкальными инструментами. Учить различать их, называя характерные особенности, ввести в речь слова, их обозначающие. Развивать слуховое внимание, фразовую речь. Воспитывать интерес и уважение к музыкальному наследию башкирского народа.

Беседа «Собираемся на праздник – Сабантуй». Цель: Познакомить детей с башкирскими народными праздниками. Дать знания о празднике Сабантуй. Развивать интерес к культурному наследию башкирского народа.

Беседа «День рождение республики». Цель: Побеседовать о празднике, истории его возникновения. Воспитывать любовь к Родине.

Образовательная область «Речевое развитие»

Знакомство с устным народным творчеством: башкирскими загадками, пословицами,поговорками. Цель:  Познакомить с устным народным творчеством, учить понимать образный язык, видеть красоту природы. Продолжать развивать речевое внимание.

Чтение башкирских народных сказок: «Лиса – сирота», «Лиса-плотник», «Медведь и пчелы», «Ленивый сын», «Сказка о курае». Цель: Продолжать знакомство с устным народным творчеством башкирского народа. Учить оценивать поступки героев, выделяя положительные и отрицательные стороны характера, понимать идею произведения.

Знакомство с башкирскими  колыбельными песнями. Цель: учить эмоционально воспринимать текст песен.

Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»

Рисование «Узоры на ковре». Цель: Продолжать учить рисовать элементы башкирского орнамента. Закреплять умение отличать башкирские узоры от узоров других.

Лепка «Музыкальные инструменты». Цель: Закреплять знания о башкирских музыкальных инструментах, умение использовать разнообразные приемы лепки, передавая характерные особенности инструментов.

Музыкальная д/и «На каком инструменте играю». Цель: Закрепить умение различать звучание башкирских музыкальных инструментов на слух.

Разучивание башкирских колыбельных песен и танца.

Конструирование «Улицы села». Цель: Учить передавать в постройке своеобразие улиц родного села. Развивать самостоятельность, творчество.

Рассматривание «Декоративно – прикладное искусство – башкирская аппликация». Цель: Познакомить с особенностями декоративно – прикладного искусства башкирского народа. Дать знания об узорах, которыми пользовались башкиры, выполняя аппликацию: на одежде, юрте, обуви, головном уборе, седле.

 Музыкальный праздник башкирского фольклора «В гостях у бабушки Загиры» . Цель: продолжать знакомить детей с башкирскими произведениями.

Образовательная область «Социально-коммуникативное  развитие»

Дидактическая игра  «Кто где живет?». Цель: закреплять знание детей о месте жительства: город, улица, дом.

Настольно-печатная игра «Башкирская посуда». Цель: продолжать знакомить детей с посудой башкирского народа.

Дидактическая игра  «Башкирский узор». Цель: уточнить представление детей о башкирском орнаменте

С/р игра «В гостях у подружек». Цель: Формировать нравственность, потребность изучать историю и культуру башкирского народа. Познакомить с особенностями гостеприимства этого народа. 

Дидактическая игра «Зоологическое лото». Цель: закрепить знания детей о домашних животных Башкортостана.

Дидактическая игра «Оденем куклу на праздник». Цель. Закрепить представление о национальной  одежде башкирского народа, дать понятие, что существует и современная одежда.

Сюжетно- ролевая игра «Семья», сюжет «Ждем гостей». Цель: Совершенствовать умение объединяться в игре, распределять роли, действовать в соответствии с выбранным сюжетом, активно включаться в диалог

Образовательная область «Физическое развитие»

Подвижная игра  «Юрта». Цель: развивать интерес к башкирским народным играм.

Подвижная игра  «Хитрая лиса». Цель: Развивать у детей ловкость и умение выполнять движение по сигналу, упражнять в беге с увертыванием, в ловле, в лазании, прыжках в глубину.

Башкирская игра «Липкие пеньки». Цель: познакомить с правилами игры, воспитывать дружеские отношения.

Игра м/п «Камешки». Цель: развивать внимание, умение действовать по сигналу.

Подвижная игра  «Стрелок». Цель: познакомить с правилами игры и умение их соблюдать.

Игры – эстафеты: «Кто быстрее», «Бег с ложками», «Донеси ведра с водой» .Цель: формировать умение соблюдать правила в игре.

Работа с родителями:

Консультация : «Роль фольклора в воспитании детей»

 Изготовление поделок, совместно с детьми, на выставку «Культура Башкортостана»

Изготовление альбома «Мое любимое село»

Изготовление альбома «Семейные традиции»

Помощь в подготовке праздника башкирского фольклора : изготовление костюмов, атрибутов к народным играм и т.д.

Результаты проекта:

- дети используют фольклор в активной речи в самостоятельной деятельности;

- умеют играть в башкирские  народные подвижные игры, используют считалки;

- создана система работы по приобщению детей к истокам башкирской  народной культуры средствами народного фольклора Башкортостана;

- установлены партнерские отношения между педагогами и родителями по вопросам нравственно - патриотического воспитания детей.

Приложение 1

Список используемой литературы:

Азнабаева Ф.Г., Фаизова М.И., Агзамова З.А. Академия детства. Уфа – 2017.

Региональная программа для ДОО РБ.

Фазлыева Ф.Н. Мой край - Башкортостан. Уфа - 2003

Агишева Р.Л. Я — Башкортостанец. Уфа - 2003

Агишева Р.Л., Губайдуллина Ф.Х. Я познаю Башкортостан. Уфа - 2006

Гасанова Р.Х. Я родину свою хочу познать!. Уфа - 2007

Галяутдинов И.Г. Башкирские народные игры. Уфа - 2002.

Гасанова Г.Х. Синтез искусств. Уфа – 2005

Гасанова Г.Х. Фольклорная педагогика в воспитании дошкольников. Уфа - 2004.

Сулейманов А.М. Башкирский детский фольклор. Уфа - 2003.

Агишева Р.Л. Дидактические игры « Я познаю Башкортостан». Уфа-2005.

Марченко Л.И. Комплексное развитие детей в процессе их общения с природой. Уфа- 2008.

Марченко Л.И. Осень. Москва- 1995.

Марченко Л.И. Весна. Уфа - 2004.

Гершова Ф. Башкирские музыкальные пьесы — сказки. Уфа — 2002.

Мухаметзянова Р.К., Янкина Д.Р. Музыка в детском саду.

Народное декоративно - прикладное искусство Башкортостана -
дошкольникам. А.В Молчева. Уфа- 1995.

Хоровое пение в детских коллективах. Р.В. Сальманов.

Веселые пляски. М. Бикбова. Уфа- 1985.

Башкирские танцы. Ф.А. Гаскаров. Уфа- 1958.

Приложение 2

Сценарий  праздника  башкирского фольклора

«В гостях у бабушки Загиры»

Цели:

Образовательные:

- Формировать представление младших дошкольников о культурных ценностях, и народных традициях средствами башкирского народного фольклора и народных игр.

Развивающие:

- Познакомить детей с башкирским народным фольклором,  помочь им понять его содержание, вызвать желание повторять и использовать средства фольклора самостоятельно в повседневной жизни. Расширить и активизировать словарь детей.

Воспитательные:

- Прививать любовь к красоте и мудрости народа Башкортостана средствами башкирского народного фольклора.

Вед. Дети, сегодня на наш праздник мы пригласили много гостей. Давайте со всеми поздороваемся -

- Здравствуй, солнце золотое,

- Здравствуй, небо голубое,

- Здравствуй, вольный ветерок,

- Здравствуй, маленький дубок.

- Мы живём в одном краю, всех я вас приветствую!

Вед.. А сейчас мы поздороваемся ещё и с нашими пальчиками по башкирски:

Был бармак- олатай           этот пальчик -дедушка

Был бармак- өлөсәй           этот пальчик - бабушка

Был бармак - атай              этот пальчик -папочка

Был бармак - әсәй              этот пальчик- мамочка

Был бармак – бәләкәй       этот пальчик – наш малыш

Уның исеме- бәпәс.            А зовут его крепыш

Вед.Как у нас в Башкортостане  уж давно повелось,

Чтобы весело всем и счастливо жилось,

Чтоб не плакал никто, и никто не скучал,

Сам народ для себя песни – шутки слагал.

Наши дедушки, бабушки нам говорили,

Как плясали они, хороводы водили.

Как смеялись, шутили, песни звонкие пели,

Своих деток учили петь еще с колыбели.

Раздается стук в дверь, вносят сундучок.

Вед. Дети нам сундучок принесли. Кто мог его передать? Давайте откроем его и узнаем, от кого он. (воспитатель открывает сундучок и находит платок, достает его). 

Дети,как вы думаете,чей это платок? (Бабушки).Правильно.Бабушка Загира  живет в деревне и приглашает нас в гости.Хотите? Тогда отправляемся в путь!(Открывается занавес.Зал оформлен в виде башкирской избы. Навстречу выходит бабушка.)

Вед.Да будет день добрый!

Бабушка Загира: К добру будет приезд! Добро пожаловать ! Здравствуйте,дети!

Дети: Здравствуйте почтенная бабушка!

Бабушка: Дорогие мои! Как я рада что вы приехали ко мне в гости! А это мои внучата- Айгуль и Арслан.Они тоже приехали ко мне в гости на выходные.Проходите гости,дорогие! Порадуйте меня своими песнями,прибаутками,стихами.Я буду очень рада.

Вед: а вот Искандер у нас знает знает потешку на башкирском языке .Выходи Искандер, смелее

Бесэй,бесэй,бесэй шул,

Бесэй але кескэй шул,

Узе мырлай за мырлай,

Алля ул шулай йырлай?

Вед.- Знаете , дети, Виолетта сегодня хочет вас познакомить с новой потешкой на башкирском языке. Эта потешка про младшего братишку, который любит хлопать в ладоши. Давайте её послушаем.

Сэп, сэп ,сэпэкэй,

Минен кустым бэлэкэй,

Кулын кутэргэн була,

Сэпэкэй иткэн була.

Вед. Какая интересная потешка! Вставайе со стульчиков, помогайте мне! (повтор 2 раза).

Вед. Бабушка,а мы вам приготовили башкирский танец,и приглашаем вас всех его посмотреть.

Башкирский танец

Бабушка: Дети,а вы умеете разгадывать загадки? Вот послушайте:

1. Посмотри Алык идёт,

Уши навострил, ревёт (медведь)

2. Куцый хвост, большие уши

Летом серый, зимой белый (заяц)

3. Хвост пушистый, мех золотистый

В лесу живёт, в деревне кур крадёт (лиса)

4. Дышать может - да безголос.

Шкурка есть – да без волос,

Из колючек его дом,

Он живёт всю зиму в нём. (ёж)

Вед. посмотрите бабушка, какие у нас ребята молодцы, все загадки отгадали.

Вед.. я вам буду читать отрывки из сказок, а вы постарайтесь отгадать, что эта за сказка.

Вед. ребята, а вы не устали? Я предлагаю поиграть в башкирскую народную игру «Юрта»

Бабушка: Дети,посмотрите,что это?

Дети: Это люлька.

Бабушка: Правильно,в ней я укладываю спать своих внуков, и пою им колыбельные песни

Баю,баюшки,баю

Хочешь песенку спою?

Стану сказки говорить

Колыбель качать твою.

Спи,усни,бесценный мой,

Лучше всех,ты мой родной!

У меня на всей земле

Нету радости иной!

Вед. А наши девочки тоже знают колыбельную песню.Вот послушайте.

Колыбельная

Вед:Ой, ребята, тучи солнышко закрыли. Давайте произнесем закличку.

Хором:

Солнышко, солнышко,

Выгляни в окошко.

Дай мне чашку, дай мне ложку,

Я покушаю немножко.

Вот и солнышко засияло.

Еще, какие заклички знаете?

(Читает один ребенок.)

Дождик, дождик, лей давай!

Ты, пшеница, поспевай.

Будет радости побольше

И богаче урожай.

Вед: Ах, чуть не забыла. У меня же для вас сюрприз. А какой, узнаете, отгадав загадку.

Есть у меня дружок певучий,

Дугой согнут. внутри язык.

Ласкает слух и лечит душу

О спутник мой, мой друг. Кубыз.

Игра на кубызе башкирская мелодия

Вед: Дети,как хорошо у бабущки в деревне,но нам пора возвращаться в детский сад.

Бабушка: Жаль мне с вами расставаться, но сначала я угощу вас башкирским медом.Мед очень полезный продукт,он прибавит вам силы.(Дети благодарят и прощаются с бабушкой)

Вед:Вам понравилось путешествие к бабушке в деревню?

Как богат башкирский детский фольклор.

И мы оказалось, много знаем.

Наш долг - не терять это богатство и передать своим детям и внукам.

Любить свою Родину, свой народ и язык.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Принципы ознакомления младших дошкольников с фольклором

Отмечается, что фольклор - действенный метод гуманизации воспитания с первых лет жизни ребенка, так как содержит множество ступеней педагогического воздействия на детей с учетом их возрастных возможно...

Ознакомление младших дошкольников с произведениями мордовского фольклора

Учить детей эмоционально воспроизводить содержание мордовской народной сказки «Бойкие саночки», свободно общаться и двигаться. Формировать интерес к устному народному творчеству мордовского нар...

Педагогический проект в 1 младшей группе "Потешки. Значение фольклора в воспитании дошкольника"

Руководитель проекта: воспитатель  Дмитриева К.В.Участники проекта: дети 1 младшей группы, воспитатель, муз.руководитель, родители.Вид проекта:  долгосрочный (август- декабрь),  коллект...

презентация проекта по ознакомлению младших дошкольников с башкирским фольклором

Познакомить детей с башкирским народным фольклором, помочь им понять его содержание, вызвать желание повторять и использовать средства фольклора самостоятельно в повседневной жизни....

Перспективное планирование по ознакомлению младших дошкольников с малыми жанрами фольклора

Перспективное планирование по месяцам "Знакомство с малыми жанрами фольклора младших дошкольников"...

Презентация проекта «Ознакомление младших дошкольников с трудом взрослых в детском саду»

Актуальной стала проблема развития нравственно — патриотических качеств детей дошкольного возраста посредством трудового воспитания, где одной из главных задач является формирование у детей поня...