Главные вкладки

    Проект "Мои истоки: история моей семьи"
    проект (старшая группа)

    Крымских Евгения Александровна

    Цель проекта: создание условий для развития речевых и творческих способностей детей в процессе реализации творческого проекта «Моя семья».

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon proekt_moya_semya.doc98.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 8 «Колокольчик»

    Проект

    «Мои истоки: история моей семьи»

    Проект разработала: воспитатель высшей квалификационной категории

    Е.А. Крымских

    г. Камень – на – Оби

    2018 г.

    Проект « Мои истоки: история моей семьи»

    Тип проекта: информационно – творческий

    Участники проекта: группа общеразвивающей направленности - дети  в возрасте  5-6 лет, воспитатели, родители воспитанников.

    Длительность тематического проекта – 3 недели.

    Цель проекта: создание условий для развития речевых и творческих способностей детей в процессе реализации творческого проекта «Моя семья».

    Задачи проекта:

    • формировать  навыки творческого рассказывания;
    • формировать у детей представления о семье, ее истоках;
    • воспитывать любовь и уважение к членам семьи, учить проявлять заботу о родных людях;
    • развивать коммуникативные навыки;
    • обогащать детско-родительские отношения опытом совместной творческой деятельности.

    Предполагаемый результат:

    • владеть понятием «семья»;
    • знать информацию о своей семье, своих истоках;
    • составлять творческий рассказ о семье;
    • уметь совместно с родителями составлять родословную семьи.

    1 этап – выбор темы.

    В группе шла тема «Моя семья», в процессе которой дети говорили о членах своей семьи, какие подарки приготовили к празднику День матери для мам и бабушек. Дети приносили в детский сад фотоальбомы, фотографии на которых изображены они со своими мамами; фотографии бабушек, рассказывали о бабушке. Даша рассказала, что одна её бабушка живет далеко, и они всей семьей поедут ее поздравлять. А Женя рассказал, что у него бабушка тоже живет далеко, в деревне Аллак и его семья тоже поедет к ней в гости, и что раньше его мама и папа тоже жили в Аллаке, но потом переехали в Камень-на-Оби. Возникло обсуждение между детьми по вопросу: «А что мы знаем о своей семье?» Отсюда и возникла тема «Истоки моей семьи».

    Были заданы вопросы:

    Что знаем?

    Что хотим узнать?

    Как можем найти ответы?

    1. В семье есть мама, папа, дочка, бабушка, дедушка, сынок.
    2. Семья живет в квартире.
    3. Дети в семье играют, веселятся.
    4. Взрослые дети учатся, смотрят фильмы, читают.
    5. Мама всегда занята: кормит, убирает, стирает, моет посуду.
    6. Папа все чинит, делает зарядку, чинит игрушки, машину проверяет в гараже.
    7. Папа и мама ходят на работу.
    8. Вместе все готовят еду.
    9. Мама и папа тоже раньше были детьми.
    10. У мамы есть сестра, есть брат.
    11. У мам и пап были деревянные игрушки.
    1. Где жили мама и папа, когда были маленькие?
    2. Во что играли мамы и папы, когда были маленькими?
    3. Какие у них были игрушки.
    4. Почему одинаковая фамилия? Кто выбирал фамилию в семье? Какие фамилии в семье?
    5. Какие праздники отмечают дома? (Традиции семьи)

    1. Спросить у пап, мам, бабушек.
    2. Посмотреть фотографии.
    3. Прочитать в книгах, энциклопедиях.
    4. Можно сходить в музей.
    5. Спросить у интернета и компьютера.

    Изучив интересы детей, мы наполнили среду фотографиями города Камень-на-Оби, фотографиями, принесенными из дома детьми, на которых изображены члены их семей, фотоальбомами, где дети могли показывать друг другу фотографии своих родителей, когда они были маленькими  для поддержания детского интереса.

    Совместно с детьми обсудили и записали на мольберте примерные названия возможных проектов по нашей теме. Также совместно с детьми обсудили вопрос о том, зачем нам нужно узнать, откуда приехала или всегда жила семья, где жили прадедушки и прабабушки раньше. Совместно пришли к выводу, что если мы будем знать, откуда родом наши прадедушки и прабабушки, то есть наша семья, то и будем знать, откуда родом мы сами и рассказывать  об этом своим будущим детям, чтобы не забывать, откуда мы родом.  

    На основе детских высказываний спланировали содержательные направления темы и возможные проекты.

                                 

                                   Содержательные направления

    Моя семья:

    1. Члены семьи.
    2. Мой дом (дом моей семьи).
    3. Любимые игрушки.
    4. Традиции или что мы любим делать в месте.

    Совместные проекты:

    Моя семья

    1. Изготовление книги «Родословное дерево» с рассказами детей.
    2. Коллаж «Мой дом».
    3. Газеты о семье.
    4. Выставка в группе « Моя любимая игрушка».
    5. Выставка творческих работ и фото «Любимые игрушки моей семьи».
    6. Книги « Что мы любим делать вместе?».

    2 этап – сбор информации.

    Совместно с детьми определили возможные источники информации:

    • рассказы родителей;
    • рассказы бабушек и дедушек;
    • фотоальбом;
    • компьютер;
    • «Почемучка», А. Дитрих, Г. Кошурникова;
    • Пословицы и поговорки о семье;
    • загадки;
    • стихи А. Барто, Л, Квитко, А. Плещеева, З. Александровой и другие о семье.


    3 этап – выбор проектов и 4 этап реализация проектов

    Мини-проект «Родословная» ( длительность 3 дня)

    Этапы

    Конечный продукт

    Действия внутри детского сада

    Действия вне детского сада

    Роли

    Необходимые материалы

    Технологии

    Привлечение других взрослых

    Сбор материала о своей семье

    Листы с иллюстрациями родословной и презентация листа ребенком

    Рассматривании энциклопедий, иллюстраций , журналов о том, как можно представить свою родословную. Рисование своей родословной «Я и родители»

    Опрос родителей , бабушек, дедушек о своей семье

    Ученые, авторы текстов, историки, исследователи, художники

    Материалы для рисования, ножницы, клей, картон, цветная бумага, фотографии

    Рисунок, аппликация, составление рассказов

    Помощь в составлении древа, написание текста со слов детей.

    Коллективное оформление обложки

    Обложка для книги

    Оформление обложки

    Художники

    Материалы для рисования, вырезки из журналов, фотографии.

    Аппликация , рисунок в любой технике

    Сортировка и подшивка

    Книга  «Моя родословная»

    Размещение материала и оформление страниц книги

    Издатели книги

    Мультифоры, папки, карандаши, канцелярский клей

    Презентация

    Экспонирование

    Размещение книги в библиотеке группы

    Мини проект коллаж «Мой дом» (длительность 2 дня)

    Этапы

    Конечный продукт

    Действия внутри детского сада

    Действия вне детского сада

    Роли

    Необходимые материалы

    Технологии

    Привлечение других взрослых

    Сбор материала о домах, квартирах, планировке квартиры

    План трехкомнатной квартиры.

    Просмотр фотографий, игра «Найди письмо»(по плану группы), экскурсия по детскому саду (по плану детского сада)

    Подбор  вырезок из журналов, каталогов  предметов мебели, быта.

    Архитекторы, кладоискатели.

    Ватман, карандаши, фломастеры, линейка

    Чертеж

    Помощь в подборе вырезок из журналов, составление плана квартиры

    Коллективное изготовление коллажа «Новая мебель в нашу квартиру»

    Коллаж «Новая мебель в нашу квартиру» (план квартиры)

    Ориентирование в пространстве и на листе бумаги. Приклеивание вырезок мебели из журналов

    Дизайнеры, члены семьи

    Вырезки из журналов, клей, материалы для рисование, ножницы

    Рисунок, раскрашивание, аппликация

    Помощь в подборе картинок

    Презентация

    Экспонирование коллажа

    Размещение коллажа в приемной группы

    Материалы для крепежа

    Мини-проект выставка рисунка и фотографии «Любимые игрушки нашей семьи» (1 день)

    Этапы

    Конечный продукт

    Действия внутри детского сада

    Действия вне детского сада

    Роли

    Необходимые материалы

    Технологии

    Привлечение других взрослых

    Подготовительный этап: выбор любимой игрушки ребенка и родителей

    Выставка игрушек в группе

    Распределение материала, обсуждение, оформление выставки

    Обсуждение любимых игрушек родителей, рисунки или фотографии родителей (в детстве) с любимой игрушкой

    Рассказчики, экскурсанты, художники, репортеры

    Материалы для рисования

    рисования

    Помощь в подборе фотографий, в исполнении рисунков

    Оформление выставки рисунков и фотографий «Любимые игрушки нашей семьи»

    Выставка рисунков и фотографий в приемной группы

    Обсуждение, оформление

    Оформители , художники

    Материалы  для крепления

    Мини-проект «Газета о семье» (длительность 4 дня)

    Этапы

    Конечный продукт

    Действия внутри детского сада

    Действия вне детского сада

    Роли

    Необходимые материалы

    Технологии

    Привлечение других взрослых

    Сбор информации о членах семьи

    Рассказ о семье, фотографии всей семьи

    Подбор фотографий, запись рассказов со слов детей, подбор стихов, загадок о членах семьи

    Исследователи, репортеры

    Сбор информации

    Совместно с родителями

    Изготовление газет

    Газета

    Оформление газет

    Оформители, репортеры, художники

    Материалы для рисования, клей, фотографии, листы со стихами и загадками, рассказами детей

    Рисование , аппликация

    Презентация

    Экспонирование газет

    Размещение газет в приемной группы

    Материалы для крепежа

    Мини-проект книги «Что мы любим делать вместе» (1 неделя)

    Этапы

    Конечный продукт

    Действия внутри детского сада

    Действия вне детского сада

    Роли

    Необходимые материалы

    Технологии

    Привлечение других взрослых

    Сбор информации о семейных традициях

    Семейные книги о традициях

    Подбор фотографий, составление рассказов о семейных традициях

    Художники, оформители, репортеры, издатели

    Мультифоры, папки, фотографии, листы с рассказами, материалы для рисования

    Интервью, совместные обсуждения, составление рассказа, аппликация, рисование в любой технике

    Составление рассказов о семейных традициях, создание книги «Наша семья»

    Презентация

    Экспонирования книги, выставка книги

    Оформление выставки книг в группе, представление своей книги каждым ребенком

    Экскурсоводы, авторы, оформители

    Рассказы ваши вместе с мамой, папой, сестрой, братом


    Примерный перспективный план мероприятий проекта

    Познавательное развитие

    1. Моделирование ситуации, позволяющей выявить проблему «Что мы знаем о своей семье?»;
    2. Беседа «Знакомство с родословным древом»;
    3. Информация от воспитателя «Мой дом – моя крепость»;
    4. Рассматривание и составление рассказов по листкам «Родословное древо семьи»;
    5. Решение проблемных ситуаций на занятии по математике с измерением протяженности с помощью мерки (Закладка в книгу для семьи), с ориентировкой в пространстве (Новая мебель в нашу квартиру), с ориентировкой во времени (Домашние дела в течении недели);
    6. Почему тебя назвали так?;
    7. Рассматривание энциклопедий по теме «Дома разных народов и стран».
    8. Д/и «Я знаю 5 имен»;
    9. Д/и «Подбери пару», «Бабушкино хозяйство»;

    Социально-коммуникативное развитие

    1. С/р игра «Поездка в зоопарк семьей»;
    2. Беседа «Мои самые любимые»;
    3. Этюд «Дружная семья»;
    4. Беседа «На меня в обиде мама»;
    5. Этюд «Любящие родители»;
    6. Разговор «Чем можно порадовать маму?»
    7. Ситуативная беседа с мальчиками «Кто такие настоящие мужчины?»;
    8. Рассматривание семейных альбомов с родителями и закрепление родственных связей в семье.
    9. с/р игры «Поездка к бабушке в деревню», «Я принимаю гостей», «Поездка семьей в зоопарк», «Семья», «Магазин», «Поликлиника», «Детский сад»;
    10. Этюды «Дружная семья», «Любящие родители»;
    11. Хозяйственно-бытовой труд: а) вымоем посуду дома; б) уборка и мытье своих шкафчиков;
    12. Ситуативный разговор «Чем и как я помогал маме»

    Речевое развитие

    1. Составление рассказа на представленную тему «Моя семья»;
    2. Составление  рассказа по теме «Моя счастливая семья» о взаимоотношениях в семье.
    3. Освоение разных форм приветствий, прощения, выражения признательности, обращений с просьбой;
    4. Рассказ по ролям. Сказки «Репка», «Теремок»;
    5. Презентация своих книг, газет

    Чтение об отношениях в семье

    сказки Г. Остера   «Бабушка удава. Как лечить удава»;  

    В. Сухомлинский «У бабушки дрожат руки»;  

    Л. Толстой «Косточка»

    Р.Н.С. «Сестрица Аленушка и братец Иванушка»;

    Заучивание стихов о родных (папа, мама, баба, дед, сестра);

    «Вовка добрая душа» Барто

    Подбор стихов и загадок о членах семьи;

    Подбор литературы о семье (рассказы и сказки)

    Художественно-эстетическое развитие

    1. Аппликация - «Декоративный поднос для бабушки»;
    2. Лепка – «Котенок Мурзик – мой питомец»;
    3. Рисование – «Любимая игрушка», «Узор на разделочной доске», «Наши питомцы»;
    4. Конструктор – из бумаги «Кошелек», из стр. материала «Мебель для семьи»;
    5. Кукольные спектакли силами детей – «Теремок», «Репка»;
    6. Изготовление газеты – «»Семья», «Бабушки и дедушки», «Братья и сестры»;
    7. Музыкальные гостиные – «Веселые нотки» (песни «Папа может» , «Мама», «Песня о бабушке»);
    8. Хоровод – «Как на мамин день рожденья»;
    9. Концерт для гостей.

    Физическое развитие

    1. Беседы « Кто заботится в семье о нашем здоровье?»
    2. Совместные прогулки.
    3. «Спорт в нашей семье» - презентация книги семьи

    Участие родителей в совместных проектах:

    • подбор информации по теме (составление рассказов, фото - видео материал, семейные книги, газеты);
    • помощь в подборе текстов, вырезок, записывание рассказов со слов детей;
    • участие в презентации книг семейных традиций;
    • помощь в организации выставок любимых игрушек, рисунков.

    5 этап – презентация

    Итоговые работы по каждому мини – проекту, а именно:

    • книга «Моя родословная»;
    • коллаж «Мой дом»;
    • выставка творческих работ и фото «Любимые игрушки нашей семьи»;
    • выставка «Моя любимая игрушка»;
    • выставка семейных газет;
    • семейные книги «Что мы любим делать в месте»

    были собраны и представлены в виде экспозиции в музыкальном зале детского сада, которую могли посетить дети других групп и родители. Дети и их родители (авторы работ) выступили в роли экскурсоводов.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Консультация для родителей на тему "Что такое семья"."Роль семьи в формировании здорового образа жизни"«История моей семьи», статья, раздел «Работа с родителями»

    Что такое семья?Семья - основанная на браке или кровном родстве малая группа, члены которой связаны общностью быта, взаимной помощью, моральной и правовой ответственностью.В теории семейного права сем...

    Проект к дню Победы. "История моей семьи в истории страны".

    Укрепление нравственно-патриотических чувств дошкольников через совместные мероприятия с участием детей, педагогов, родителей. Формирование знаний о Великой Отечественной войне через различные виды де...

    Проект "История моей семьи в истории моей страны"

    Совместная исследовательская деятельность дошкольников, родителей и педагогов по изучению истории семьи и рода....

    «История моей семьи в истории ВОВ» (анкета для родителей)

    Уважаемые родители. Приближается великий праздник, День Победы. Мы хотим создать  совместный проект «История моей семьи в истории ВОВ», в котором каждый сможет рассказать о герои...

    Детский проект "История моей семьи в истории моей страны"

    Деятельностный подход, лежащий в основе проекта «История моей семьи в истории моей страны», предполагает полноправное и активное сотрудничество взрослых и ребенка. Содержательная сторона разнообразной...

    Материалы долгосрочного проекта "История моей семьи в истории ВОВ"

    В рамках проекта "История моей семьи в истории ВОВ" была проведена большая работа. А началась она с анкетирования родителей.   Предлагаю вашему вниманию свой вариант анкеты. Нам она пом...

    Тема проекта «История моей семьи – в моих куклах».

    Из опыта духовно-нравственного развития и воспитания в семье...