Унерсе патенче ханара (В гостях у художника)
план-конспект занятия (старшая группа)

Тихонова Алина Львовна

Конспект по обучению русскоязычных детей чувашскому языку. Знакомство с цветовой гаммой и профессией художника

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл unerse_patenche_hanara_novoe.docx20.08 КБ

Предварительный просмотр:

«Унерςě патěнче хăнара»

Воспитатель: Тихонова А.Л.

Образовательные  задачи: вести новые лексические единицы: ÿнерςě, сăрă;  закрепить знание основных цветов (жёлтый-сарă, красный-хěрлě, синий-кăвак, зелёный-симěс);  закрепить знания и умения в определении жанра изобразительного искусства (пейзаж, натюрморт, портрет).

Развивающие задачи: развивать умение слушать, понимать чувашскую устную речь; развивать творческое воображение,  умения выражать  чувства, впечатления  в детском творчестве на чувашском языке.

Воспитательные задачи: воспитывать интерес к изучению родного языка, культуру взаимодействия детей друг с другом и взрослым в ходе занятия.

   

Материалы и оборудование:

  • Репродукция картины с изображением чувашской деревни.
  • Шапочки для детей изображающие цвета красок основных.
  • Графическое изображение радуги, окрашенными цветами (презентация)
  • Игра «Цветные примеры». (карточка)                                                                                              Карточки с изображением основных цветов (красный, жёлтый, синий) в виде математического примера: синий круг +красный круг =….. и  т.д.
  • Игра «Тепло – холодно».                                                                           Набор цветных карточек главных и составных цветов и оттенков; графическое изображение лета и зимы.
  • Цветное и чёрно-белое изображение летнего и зимнего пейзажа.
  • Оборудование для самостоятельного творчества детей: белые альбомные листы, краски, карандаши, фломастеры, восковые мелки, кисточки, баночки с водой, тряпочки.

Ход занятия:

 Сывлăх сунатăп, алăсем! (хлопают три раза);

Сывлăх сунатăп, урасем! (топают три раза);

Эй, чĕлхе вăран (цокают три раза);

Куςсем васкаса уςăлăр (моргают глазами);

Сывлăх сунатăп, тусăм, Сывлăх сунатăп, тусăм (поворачиваются друг другу и улыбаются).

Атьăр ςаврашка тăватпăр (встают в круг).

Аллуна пар, эпĕ те паратăп (подают друг другу руки)

Пĕрле савăнар!

Сюрпризный момент. Художник подарил картину и оставил письмо с подписью «ÿнерςě». Воспитатель обращает внимание детей на картину, где изображена чувашская деревня (рассматривание: называние слов на чувашском языке: ςурт, урам, хитре и т.д.)

- А как вы думаете, кто написал эту картину? (художник) Как звучит это слово на чувашском языке?

- Это самое красивое и нежное слово (ÿнерςĕ)? (повторение слова)

- Послушаем стихотворение «Çамрăк ÿнерςě»:

Ларса сěтел хушшине

Лена хěрсех ÿкерет.

Кăранташне, сăррине

Тăрăшсах вăл шěвěртет.

Уςланкăра чечексем,

Саррисем те хěрлисем,

Йывăςсемпе курăксем,

Чěрчунсемпе кайăксем.

Питě тимлесе сăрлать,

Темěн тěрлě йěр йěрлет,

Асламăшне ÿкерет,

Анчах пулса пěтеймест.(Р. Воробьева)

 (обсуждение стихотворения)

- Кам ÿкерет? (Лена укерет)

- Мěн ÿкерет? (чечексем, …)

-Мěн тěслě чечексем укерет? (повторение цветов)

- Кама ÿкерет?(асламăшне ÿкерет)

- Ребята, если художник рисует бабушку, то какой это вид живописи?

- Вот первое задание (звучит мелодия музыки «Асамат кепере»)

угадайте мелодию о природном явлении, которое появляется только после дождя. Оно состоит из нескольких цветов, причём каждый цвет стоит на своём месте. Что это? (радуга - асамат кĕперĕ).

-Вот следующее задание: Унерςěн тěп тěсěсене калăр (какие бывают главные цвета)? (красный, жёлтый, синий – хĕрле, сарă, кăвак). Почему их называют главными. В чём их секрет? (с их помощью путём смешивания можно получить другие цвета). Я буду показывать вам карточку с заданием, где изображены два  цвета, а вы должны подобрать тот цвет, который получается при смешивании.                                                                                                       Игра проводится с опорой на приобретённые ранее знания детей

Воспитатель:                                                                                                                            Три цвета, три цвета, три цвета,

Ребята, не мало ли это?

А где нам зелёный, оранжевый взять?

А если нам краски по парам смешать?

Из синей и красной (вот этой)

Получим мы цвет …(фиолетовый -хĕрлĕ-кăвак).

А синий мы с жёлтым смешаем.

Какой мы цвет получаем? (зелёный - симĕс)

А красный плюс жёлтый, для всех не секрет

Дадут нам конечно…(оранжевый цвет -хĕрлĕ сарă)

Клякса: Молодцы, а теперь давайте поиграем в  игру «Найди свой цвет». (детям одеваются шапочки красок)

3 задание.

Воспитатель: Ребята, а вы знаете какие картины любит рисовать ÿнерςě? Вы узнаете, отгадав  загадки:

Если видишь на картине нарисована река,

Или ель и белый иней, или сад и облака,

Или снежная равнина, или поле и шалаш,

Обязательно картина называется….(пейзаж)


Если видишь на картине чашку кофе на столе,

Или морс в большом графине, или розу в хрустале,

Или бронзовую вазу, или грушу, или торт,

Или все предметы сразу,

Знай, что это…(натюрморт)


Если видишь, что с картины смотрит кто-нибудь из нас, 

Или принц в плаще старинном, или вроде верхолаз,

Лётчик или балерина, или Колька, твой сосед.

Обязательно картина называется …(портрет)

Воспитатель: Молодцы, осталось ещё одно задание.  Художник нарисовал лето и зиму. Что рисовал художник натюрморт, портрет, или пейзаж?                                                                                                                              Вниманию детей предлагаются две картины с графическим изображением лета и зимы. (Пейзаж)

Воспитатель: Ребята давайте вспомним, какие краски используют унерсе для изображения лета и зимы, каких тонов теплых или холодных. Лето какое? Скажите одно слово. (Каждый ребёнок придумывает определение: жаркое, тёплое, светлое, прекрасное, красное, весёлое). А зима?...аналогично

Художник: Спасибо, дорогие ребята. Вы помогли мне вернуть мои краски. Ребята а, я ведь не простой художник я художник из волшебной страны изобразительного искусства. Краски у меня и я готов закончить свои картины.

Только кисточкой взмахну

Краски  я  в пейзаж верну…

графическое изображение меняется на цветное.

Художник: Ребята, а вы хотите стать маленькими художниками? (Да)   Я приглашаю вас в свою мастерскую, где вы сможете нарисовать свои пейзажи летние или зимние, используя теплые или холодные цвета и их оттенки.

Дети проходят за столы и приступают к рисованию .Звучит мелодия песни Г.Гладкова, А.Кушнера «О картинах».  По окончании работы все вместе оформляют выставку рисунков,  обсуждают с Художником на чьих рисунках правильно подобраны теплые и холодные цвета при изображении времени года, чьи рисунки самые выразительные, яркие, весёлые, грустные и т.д..      Художник:      …Цветы, машины, пляски, сказки-

Всё нарисуем! Были б  краски,  Да лист бумаги на столе,

                            Да мир в семье и на Земле

Дети дарят рисунки Художнику на память прощаются и уходят…


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "В гостях у художника Тюбика"

Пособие может быть использовано при ознакомление детей старшего дошкольного возраста с жанрами живописи....

В гостях у бабушки. (Асанне патенче ханара). НОД (Средняя группа).

В гостях у бабушки.   (Асанне патенче ханара)....

Развлечение к недели юных художников На тему: «В гости к художнику»

Образовательная область: Познавательное развитие.Цель: Вызвать   интерес, эмоциональный отклик к изобразительному искусству.Обучающие задачи:Учить детей различать и называть цвета. Учить отг...

Конспект занятия по обучению чувашскому языку "Асанне патенче ханара"

конспект занятия по обучению чувашскому языку...

Пукане патенче ханара

Развлечение на  чувашском  языке  с  детьми 3-4  лет...

Тема ««В ГОСТЯХ У ХУДОЖНИКА» (знакомство с профессией художника)

Тема ««В ГОСТЯХ У ХУДОЖНИКА»(знакомство с профессией художника)                                  ...