Главные вкладки

    Перспективный план работы по национальному региональному компоненту.
    календарно-тематическое планирование (старшая, подготовительная группа)

    Нургаянова Гульназ Фазимьяновна

    Национальный региональный компонент

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Перспективный план работы по реализации парциальной программы Р.Х. Гасановой «Земля отцов»

     в старшем дошкольном возрасте

    Срок проведения

    Форма проведения

    Цель

    Сентябрь

    1 неделя

    2 неделя

    3 неделя

    4 неделя

    Рассматривание национальной и современной одежды. Чтение рассказа «Гюльгизар» Ф. Губайдуллина. Игра «Давай познакомимся». Художественно-продуктивная деятельность «Моя любимая кукла» (рисование). Чтение стихотворения А. Ахметкужина «Колыбельная для куклы».

    Беседа «К нам гости пришли». Рассматривание иллюстраций одежды, какие узоры украшают одежду. Игра с национальной куклой «Семья» (варианты «В гости», «Кафе-бар», «Театр»).

    Рассматривание иллюстраций национальной одежды. Художественно-продуктивная деятельность «Украшение женской головной повязки - харауса». Пересказ башкирской сказки «Петух-батыр».

    Закрепить название элементов одежды. Закрепить знание названий элементов башкирского орнамента. Развивать творчество и самостоятельность. Стимулировать желание детей к обыгрыванию сказки.

    Находить отличия в элементах одежды. Различать жанры произведений рассказ, сказка; осмысливать содержание, характеры персонажей. Дать понятие, что у каждого человека есть свое имя, которое отличает его от других людей.

    Закрепить название элементов национальной одежды. Показать отличие особенности национальной мужской и женской одежды.

    Закрепить название элементов одежды. башкирского орнамента. Развивать творчество и самостоятельность. Стимулировать желание детей к обыгрыванию сказки.

    Уточнить, расширить знания о труде хлебороба. Воспитывать уважение к труду хлебороба. Продолжить знакомить с традиционными башкирскими блюдами – баурсак, вак-беляш и др., о традициях, связанных с их приготовлением.

    Октябрь

    1 неделя

    2 неделя

    3 неделя

    4 неделя

    Дидактическая игра «В гостях у подруги». Художественно-продуктивная деятельность «Фартук» (роспись). Рассматривание картины Б. Домашникова «Осень». Рассказывание легенды «В царстве Шульгена». Игра-развлечение «Башкирская ярмарка».

    Беседа с модельером о том, как шьют одежду. Развивающие игры с использованием рабочей тетради. Беседа о труде садоводов и овощеводов. Изготовление салата «Башкортостан». Беседа «Какие традиционные блюда готовят у вас дома?» Подвижная игра «Эстафета сбора картофеля».

    Художественно-продуктивная деятельность «Фартук» (аппликация). Сюжетно-ролевая игра «Мастерская женской одежды», «Дом мод». Неделя «Детской моды» (совместно с родителями). Знакомство с работой башкирского художника А. Ф. Лутфуллина «Женский портрет», «Три женщины».

    Дидактическая игра «В гости бабушка пришла». Беседа о целебных напитках. Кумыс. Рассказывание башкирской сказки «Клубок». Подготовка к театрализованной деятельности. Сказка. «Клубок»

    Знакомить детей с правилами башкирского гостеприимства. Развивать самостоятельность. Познакомить с жанром башкирского фольклора – легендой. Вызвать уважение к труду тружеников Башкортостана.

    Закрепить представление о труде людей, которые шьют одежду (модельеры, закройщики, портные). Развивать интерес к труду работников швейной промышленности. Научить детей разным способам различения даров полей и садов. Воспитывать интерес и уважение к сельскохозяйственному труду.

    Закрепить знания о труде людей, которые шьют одежду (модельеры, закройщики, портные). Знакомить с картинами башкирских художников.

    Продолжать знакомить детей с правилами башкирского гостеприимства: чем старше гость, тем он почетнее; с традиционной пищей, которую готовят из молока; с башкирским фольклором. Развивать творчество.  

    Ноябрь

    1 неделя

    2 неделя

    3 неделя

    4 неделя

    Придумывание сказки по литературному образцу (башкирская сказка «Клубок»). Творческий вечер, посвященный творчеству детской писательницы Фарзаны Губайдуллиной. Беседа о труде скотоводов: «Какую пользу приносит труд скотовода?» Рассказывание башкирской сказки «Тан-батыр». Подготовка к игре – драматизации.

    Игровые ситуации. Знакомство детей с музыкальными инструментами: кубызом, домбырой, кураем.

    Беседа о традиционной пище башкир из молока (творог). Включить в меню детского сада творог. Подготовка к театрализованной деятельности. Сказка «Лесная девочка».

    Чтение (заучивание наизусть) стихотворения М. Гали «Курай», А. Игебаева «Курай». Рассказ легенды «Легенда о курае». Подвижная игра «Курай» (сл. И мелодия Ф. Гершовой).

    Придумывать сказки, используя литературный образец, используя речевые выразительные средства. Воспитывать интерес и уважение к труду скотоводов, результатам их труда. Обогатить знания детей произведениями башкирского фольклора.  

    Закрепить правила и обычаи башкирского гостеприимства. Познакомить с внешним видом и звучанием башкирских музыкальных инструментов: кубыз, курай, домбыра.

    Продолжать знакомить с традиционной пищей башкир, приготовленной из молока (творог).

    Закрепить представления детей о башкирском народном музыкальном инструменте – курай.

    Декабрь

    1 неделя

    2 неделя

    3 неделя

    4 неделя

    Рассказывание сказок «Камыр батыр», «Грачиная каша», «Клубок». Развлечение «Поющий родник» (о курае).

    Беседа о пословицах. Составление сказок, рассказов или рисование по сюжету пословицы. Придумывание продолжения сказки «Кто сильнее?» Народные игры «Бой с мешками», «Бег в мешках».

    Литературная викторина «Путешествие в страну сказок». Беседа по пословицам. Придумывание сказки или рассказа по одной из пословиц. Чтение легенды «Сказка про Асылыкуль».

    Подготовка к Новому году. Изготовление с воспитателем украшений для елки.

    Формировать у детей этикетные нормы обращения. Закрепить знания детей о башкирском народном музыкальном инструменте – курай.

    Дать детям представление о жанровых особенностях, назначении пословиц и поговорок. Развивать литературное творчество детей. Обогатить знания о развлечениях башкирского народа.

    Закрепить этикетные нормы, правила общения. Продолжить знакомить детей с башкирскими пословицами, легендами.

    Использовать знания об искусстве башкирского народа

    Январь

    1 неделя

    2 неделя

    3 неделя

    4 неделя

    Чтение сказки «Старая мать». Рассматривание иллюстраций предметов домашнего быта: нары, сундук, печь, урза. Изготовление предметов быта для кукольного уголка.

    Игровая ситуация. Рассматривание предметов домашней утвари, изготовленных из кожи – сосуды, сумки, ведра. Изготовление по трафарету атрибутов из кожи для игры в кукольном уголке. Театрализованная деятельность. Спектакль «Петух-батыр».

    Педагогические ситуации. Рассматривание предметов утвари из бересты: посуда, кузовки, короба, латки.

    Разыгрывание педагогических ситуаций. Рассказ-беседа «Что такое металл (стекло, фарфор)?» Выставка «Что можно сделать из металла (стекла, фарфора)?» Сюжетно-ролевая игра «Магазин «Посуда»

    Формировать нормы уважительного отношения к старшим. Знать функции предметов быта: нары, сундук, печь, урза.

    Закрепление этикетных правил. Знакомство детей с домашней утварью, сделанной из кожи, со свойствами кожи.

    Знакомство с этикетными правилами. Познакомить с предметами утвари из бересты: посуда, кузовки, короба, латки, их назначением.

    Самостоятельно выводить этическое правило. Закрепить представления детей о различных материалах, их свойствах. Формировать умение описывать. Воспитывать уважение к человеку – творцу прекрасного, вызвать желание детей делать такие же вещи.

    Февраль

    1 неделя

    2 неделя

    3 неделя

    4 неделя

    Беседа «Моя семья». Оформление альбома с фотографиями членов семьи «Моя семья». Чтение стихотворения Ф. Рахимгуловой «Откуда родом ты?», Х. Габитова «Наша семья».

    Игра-загадка «Сколько нас?» Чтение стихотворения Ф. Губайдуллиной «Мама принесла малышку». Рассказ воспитателя о древнем башкирском празднике «Вечерние игры». Развлечение «Вечерние игры» (по мотиву народного праздника).

    Рассматривание альбома и рисование на тему «Моя семья». Сюжетно-ролевая игра «В аул к дедушке и бабушке». Рассказ воспитателя о древнем башкирском празднике «Показ гостя».

    Чтение стихотворения Я. Кулмыя «Я люблю свою маму», А. Игебаева «Маме моей», Г. Гумера «Буду, как мама», «День 8 Марта». Рисование на тему «Как я помогаю маме». Развлечение «В гостях у сказки».

    Расширять представления о семье, ориентироваться в родственных отношениях, пополнить знания о родных им людях.

    Закрепить имя, отчество родителей; знания о родственных отношениях. Расширять представления детей о древних башкирских праздника.  

    Дать понятие о том, что у каждого есть семья. Расширять знания детей о древних башкирских праздника. 

    Закрепить понятие детей о том, что мама – это самый дорогой на свете человек. Воспитывать уважение, любовь и желание заботиться о маме, бабушке. Закреплять знания детьми башкирских народных сказок

    Март

    1 неделя

    2 неделя

    3 неделя

    4 неделя

    Беседа «Наша дружная семья». Чтение рассказа М. Буракаевой «бабушка – солнышко». Чтение стихотворения Ф. Мажитова «бабушка моя», Г. Юнусова «Праздник мам». Составление родословной (шежере) совместно с родителями. Роспись башкирской матрешки в подарок маме, бабушке ко Дню 8 марта. Рассматривание картины башкирского художника Л. Тюлькина «Моя мама».

    Рассматривание родословной и его комментирование. Чтение сказки «Ленивый сын». Праздник «День матери».

    Беседа «Моя республика Башкортостан». Рассказ легенды «Происхождение башкир». Чтение стихотворения Г. Молодцова «Башкирия». Беседа о труде пчеловода. Рассматривание картин башкирских художников: А. Ситдикова «Башкирский мед», А. Тюлькина «Аромат меда». Чтение стихотворения Р. Тимершиной «Пчела». Рисование на тему «На пасеке». Подвижная игра «Медведь и пчелы».

    Беседа о родном городе Стерлитамаке. Чтение стихотворения К. Вуколова «Мой город». Слушание песни В. Беляева «Город над Стерлей». Рассматривание иллюстраций (просматривание видеоматериала) «Достопримечательности города». Рассматривание иллюстраций разных типов жилищ: аласык, тирмэ, бревенчатые жилища. Сюжетно-ролевая игра «На пасеке».

    Закрепить понятие «Семья» - это самый родной и близкий круг людей. Показать детям, что бабушка и дедушка – это члены большой семьи, в такой семье вместе живут три поколения.

    Закрепить знание детьми своей родословной (шежере). Вспомнить знакомую сказку.

    Уточнить у детей представления о родной стране, республике, в которой они живут, о природе, богатстве Башкортостана. Познакомит с традиционной в Башкортостане профессией – пчеловода. Вызвать у детей интерес к труду пчеловода. Воспитывать уважение к труду пчеловода.

    Расширить и закрепить представления детей о родном городе. Закрепить представления о достопримечательностях города, познакомит с некоторыми новыми для них архитектурными памятниками. Воспитывать чувство восхищения красотой родного города, любовь к нему, желание сделать его еще красивее. Находить отличительные особенности в строениях. Закрепить знания о труде пчеловода.

    Апрель

    1 неделя

    2 неделя

    3 неделя

    4 неделя

    Рассматривание иллюстрации «Жилище». Изготовить макет бревенчатого домаюрты, аласыка. Устройство в группе «Мини-музея». Праздник «Первый шаг малыша». Рассказывание сказки «Шумбай».

    Экскурсии по улицам города Стерлитамака. Чтение стихотворений о Стерлитамаке. Рассматривание картин А. Х. Ситдикова «В башкирской избе», А. Э. Тюлькина «Изба Салавата». Игры со строительным материалом, строительство театра. Сюжетно-ролевая игра «Театр».

    Рассматривание иллюстраций «Улицы Стерлитамака». Чтение стихотворения К. Вуколова «На проспекте Ленина». Рисование (аппликация) на тему «Улицы города». Рассказ воспитателя «Что такое сабантуй». Чтение стихотворения З. Ахметзяновой «Сабантуй».

    Итоговая беседа об искусстве башкирского народа. Художественно-продуктивная деятельность «Укрась башкирским орнаментом одежду (утварь, жилище)». Чтение стихотворения М. Гали «Сабантуй». Праздник «Сабантуй».

    Обратить внимание на внутренне украшение жилищ, различие в строении, материале и т.п. Показать, какие традиции могут быть в каждой семье. Подготавливать детей к театрализованной деятельности.

     Рассказать, чьи имена носят улицы города. Сравнивать картины, найти отличие, сходство в оформлении башкирской избы в работах башкирских художников. Закрепление знаний о отличительных особенностях в строениях.   

    Вспомнить названия улиц, почему улицы названы именем Худайбердина, Блюхера и др. Закрепление знаний об отличительных особенностях в строениях на улицах города. Познакомить детей с древним праздником – Сабантуй.

    Закрепить знания детей об искусстве башкирского народа. Развивать творчество детей, самостоятельность. Закрепить представления о празднике «Сабантуй».

    Май

    1 неделя

    2 неделя

    3 неделя

    Знакомство с произведениями башкирского художника Б. Ф. Домашникова «Березняк», «Осень», «Снег выпал». Рассказ воспитателя о древнем башкирском празднике «Игры в свободном доме». Развлечение «Игры в свободном доме». Рассказ воспитателя о празднике «День Победы». Чтение стихотворения А. Игебаева «День Победы».

    Экскурсия в музей. Чтение легенды «Как возникли Луна и Уральские горы». Праздник «Играй, гармонь».

    Индивидуальная работа с использованием тетради «Знакомство детей с культурой башкирского народа». Диагностика развития.

    Рассматривание картин, различных по сезону, их сравнение. Обогащать знания детей о древних башкирских праздниках, заинтересовать детей праздником, организовать его в группе. Воспитывать уважение, благодарность ветеранам ВОВ.  

    Закрепить представления детей о жизни башкирского народа, его искусстве. Прививать уважение и любовь к башкирскому народу и его труду. Обогащать знания детей о башкирском фольклоре.

    Закрепление пройденного за год материала. Анализ результата проведенной с детьми работы.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Из опыта работы по национально-региональному компоненту и изучению татарского языка.

    Содержит описание собственного изучения татарского языка, опыта  по организации работы по ознакомлению детей с культурой татарского народа, ....

    Перспективный план работы по национально-региональному компоненту в 2012-2013 уч году старший дошкольный возраст

    отражает работу с детьми и родителями по региональному компоненту в старшей группе...

    Из опыта работы. «Реализация национально-регионального компонента в воспитательно-образовательной деятельности подготовительной группы»

    Из опыта работы.«Реализация национально-регионального компонента в воспитательно-образовательной деятельности подготовительной группы»Идея воспитания патриотизма и гражданственности, приобретая все бо...

    Презентация опыта работы по национально-региональному компоненту

    НРК – значимая часть комплексного подхода в реализации ООП ДО...