ПРИОБЩЕНИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА К ПОЗНАНИЮ КУЛЬТУРЫ НАРОДОВ ДВ
методическая разработка (средняя, старшая, подготовительная группа)

Ознакомление с народно-прикладным искусством народов Приамурья – один из факторов патриотического воспитания детей дошкольного возраста.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

г. Хабаровска “Центр развития ребенка – Детский сад № 106”

ПРИОБЩЕНИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА К ПОЗНАНИЮ КУЛЬТУРЫ НАРОДОВ ДВ

Таракановская Ю.А.

Хабаровск

Ознакомление с народно-прикладным искусством народов Приамурья – один из факторов патриотического воспитания детей дошкольного возраста.

 

Народное творчество занимает значительное место в воспитательной работе с детьми. Через него в доступной форме и на близком по содержанию материале дети усваивают свой язык, его особенности, нравы своего народа.

С раннего возраста ребенок воспитывается  в той среде, в которой он находиться. Кругозор ребенка рано обогащается представлениями о жизни, творчестве многих народов. В детских садах воспитываются дети разных национальностей, дети учатся дружить, понимать, что все люди равны.

Особое место в календарно-тематическом планировании уделяю знакомству детей с народно-прикладным искусством народов Приамурья, т.к. дети должны знакомиться историей родного края, природой. В доступной форме я знакомлю детей с историей родного края.  Но невозможно представить знакомство с историей родного края без знакомства с декоративно-прикладным искусством народов Приамурья.

Декоративно-прикладное  искусство – это традиции древних художников, это целая история малых народов. Именно в своём искусстве народ показывал свою жизнь. Знакомство с искусством идет вместе с ознакомлением детей с природой родного края. Ведь народно-прикладное искусство аборигенов строилось на знаниях природы и переносилось в узоры. В их завитках угадываются стилизованные изображения птиц и зверей, рыб, змей, драконов.

Много было выпущено книг для детей, иллюстрированных  Геннадием Павлишиным. Он отобразил в своих рисунках жизни народов Приамурья. Сказки, оформленные Г. Павлишиным, дают большую возможность знакомить детей с искусством малых народов. Это «Амурские сказки», «Мерген и его друзья», «Ворон, карась, медведь и лиса», «Два солнца» и др. Большую помощь в работе окажет книга «Краски земли Дерсу» (фото рассказ об искусстве малых нардов Приамурья).

Дети должны знать историю, а история нашего края тесно связана с жизнью коренных жителей:  нанайцев, ульчей, эвенков, нивхов и т.д. Древние истоки декоративно-прикладного искусства малых народов Приамурья прослеживаются в орнаментах. Орнаменты – это история. Они могут рассказать о занятиях людей, о том, чем занимались люди в прошлом, поведать о духовном мире людей.

 С давних времен в Хабаровском крае жили охотники, рыбаки, оленеводы. Они не имели письменности, но из поколения в поколение передавали устные сюжеты сказок, легенд.

Веками создавался традиционный орнамент, удачно найденные узоры бережно хранились, совершенствовались и дополнялись поколениями.   В орнаментах запечатлены картинки живой природы: волны, облака, растения.

Знакомство детей с народами Приамурья и его искусством можно начать с рассказа о жизни народов: в доступной форме рассказать, как все зависело от природы. Съездить на экскурсию в музей им. Гродекова, показать. как жили люди раньше. После экскурсии детям можно рассказать, как живут малые народности сейчас.

В работе с детьми большое значение имеет последовательная работа. Поэтому необходимо составить:

  • план работы с детьми по ознакомлению с народно-прикладным искусством малых народов Приамурья;
  • план работы по приобщению детей дошкольного возраста к познанию культуры народов Дальнего  Востока.

В группе можно создать мини-уголок предметов народно-прикладного искусства народов Приамурья. Можно обратиться за помощью к родителям.

Важно знакомить детей со сказками. По ним можно ставить небольшие театральные представления.

Знакомство с искусством народов Дальнего Востока поможет детям лучше узнать свой край, научит наблюдательности в природе.

.

ПРИМЕРНОЕ ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ТЕМЕ: ПРИОБЩЕНИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА К ПОЗНАНИЮ КУЛЬТУРЫ НАРОДОВ ДВ

I РАЗДЕЛ: Подготовка к работе. Подбор материала.

Литература писателей Дальнего востока в помощь воспитателю:

  1. «По Дальневосточным морям» В. Басевич
  2. «Города Хабаровского края» Н. Кирюхин
  3. «Улицы Хабаровска рассказывают» Н.П. Рябов
  4.  «Твой родной край» А.Е. Тихонова.
  5. «Путешествие по музею» Сост. В.П. Сысоев
  6. «Подвиг на Амуре» П.И. Дороднев
  7. «Край свершений и мужества» А.К. Черный
  8.  «Лесные узоры» В.И. Клиппель
  9. «Приамурские узоры» К.П.  Белобородова
  10.  «Краски земли Дерсу»
  11.  «Художники Приамурья»

Детская художественная литература

  1. «Амурские сказки» Илл. Г. Павлишина. Авт. Д. Нагишкин
  2. «Мерген и его друзья»  Авт. Сем Ю.А. и Сем. Ю.И. Илл. Г. Павлишин
  3. «Приключения пингвинёнка Сю – Си» Г. Ходжер
  4. «Сказки бабушки Лайги» Автор А. Вальдю
  5. «Как нани счастье нашли»
  6. «Серебряная нить», «Как шаман солнце украл» И.А. Баранов
  7. «Хозяин ветров». Обр. М. Булатова
  8.  «Два солнца».  Рисунки А. Павлишина
  9. Книги про Камчатку: «Северное сияние», «Моя Камчатка»,  «Повелитель ветров».
  10. «Солнышко, здравствуй». Ракша И. Е.
  11. «Сказки северного сияния» Булатов М.
  12. «Веселое новоселье». П. Комаров
  13. «Ворон, карась, медведь и лиса». Рис. Г. Павлишина. Авт. Л.И. Сем, Ю.А. Сем.
  14. «Скрипучая старушка». Рис. Г. Павлишина.
  15. «Эскимосские этюды». Ю. Анко.
  16. «Два солнца».  Рис. Г. Павлишина.

II РАЗДЕЛ: Работа с детьми.

  1. Рассказ воспитателя о родном крае – Дальнем Востоке. Программные задачи:  рассказать детям; о том, что на Дальнем  Востоке живут люди разных национальностей: нанайцы, ульчи, орочи, эвенки. Кратко дать сведения о малых народностях. Материал: иллюстрации о жизни малых народов в прошлом и сейчас. Иллюстрации о  ремёслах.
  2. Оформить уголок «Искусство малых народностей».
  3. Просмотр мультфильма  «Айога». После просмотра провести небольшую беседу по содержанию. В книжный уголок внести книги дальневосточных авторов. Рассмотреть иллюстрации, какие узоры использовали художники в оформлении книг.
  4. Зачитать отрывок из книги «Приамурские узоры». Поговорить о том, как жили народности раньше, рассмотреть иллюстрации к книге «Краски земли Дерсу».
  5. Формировать мини-уголок «Малые народности».  Рассматривание узоров на изделиях, сравнить их.
  6. Организовать экскурсию в музей им. Гродекова (работа с родителями). Программные задачи: продолжать знакомить детей с жизнью малых народностей. Вызвать интерес к жизни малых народов в пошлом. Познакомить с ремеслами малых народностей
  7. Рисование по мотивам сказок народов Приамурья.
  8. Внести в уголок книгу «Амурские сказки». Рассматривание  иллюстраций.
  9. Рассказ воспитателя о художнике-иллюстраторе Г. Павлишине. Программные задачи: продолжать знакомить детей с жизнью малых народностей через творчество художника. Развивать у детей художественный вкус. Материал: Портрет Г. Павлишина, книга «Амурские сказки».
  10. В свободное время рассматривать иллюстрации с изображениями изделий малых народностей: ковры, обувь, одежда и др.  Обратить внимание детей на то, что у всех народностей свой узор. Люди старались изобразить в работе свои занятия: ловлю рыбы, охоту.
  11. Через сказки показать любовь народов к природе, бережное отношение к ней.
  12. Чтение сказок «Скрипучая старушка», «Маленькая Эльга». Беседа по содержанию.
  13. Лепка по сказке «Маленькая Эльга».
  14. Внести книги о Камчатке, Чукотке «Повелитель ветров»,  «Приключение пингвинёнка Сю-Си». Познакомить детей с коренными жителями Чукотки – оленеводами, охотниками.
  15. Познакомить детей с искусством малых народностей через рассматривание иллюстраций, видео презентаций, фильмов. Рассказать. Сто среди малых народов много поэтов, художников и др.  
  16. Рисование декоративное «Украсим халат для куклы».
  17. Аппликация на тему «Украсим тапочки для девочки, живущей на Севере» - учить детей использовать в оформлении корякские мотивы.
  18. Чтение и рассматривание иллюстраций в книге «Солнышко,  здравствуй».
  19. Оборудовать дидактическую  игру  «Оденем куклу». Материал: Набор нанайской, ульчской одежды, одежды народов Севера. Цель: закреплять знания детей об одежде малых народностей, знать различия в орнаментах.
  20. Чтение ненецкой сказки «Хозяин ветров». После чтения побеседовать по содержанию.  
  21. Рассматривание картины «На севере» или «Дети Севера».  Программные задачи: Продолжать знакомить детей с жизнью народов Севера, о способах передвижения на Севере.
  22. Итоговая беседа «Как жили народы Дальнего Востока раньше».

III РАЗДЕЛ: Работа с родителями.

  1. Подготовка информации, консультаций по теме «Устное народное творчество Народов Дальнего Востока – средство воспитания любви к родному краю»
  2. Оформить папку-передвижку по темам:
  • Статья Устное народное творчество народов Амура – зеркало его жизни».
  • Рекомендация «Как знакомить детей с народами Дальнего Востока, что прочитать, какие провести экскурсии и куда.
  1. Выставка детских рисунков на тему «Мы тоже живем на Амуре».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРИОБЩЕНИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА К ИСТОРИИ КУЛЬТУРЫ НАРОДОВ ПОВОЛЖЬЯ ЧЕРЕЗ ДОСУГОВУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

В процессе игры, участия в праздниках, дети учатся уважать и сохранять народные традиции. Развитие творчески активной личности, формирование ее нравственных качеств невозможно без воспитания с раннего...

Доклад на тему: "Приобщение детей дошкольного возраста к культурным ценностям народов России через народные подвижные игры"

В докладе раскрывается значение подвижных игр в жизни ребёнка, а через народные игры ребёнок приобщается к культурным ценностям народов России....

Доклад на тему «Приобщение детей дошкольного возраста к языковой культуре мордовского народа»

Доклад на тему «Приобщение детей дошкольного возраста к языковой культуре мордовского народа» из опыта работы...

Мастер-класс для педагогов «Фольклорные игры Алтайского края как средство приобщения детей дошкольного возраста к национальной культуре и традициям русского народа»

Мастер-класс для педагогов«Фольклорные игры Алтайского края как средство приобщения детей дошкольного возраста  к национальной культуре и традициям русского народа»...

Приобщение детей дошкольного возраста к национальной культуре и языку коми народа

тематический план работы по этнокультурному напрвлению в группах дошколного возраста в детском саду...

Консультация для воспитателей "Приобщение детей дошкольного возраста к музыкальной культуре народов Крыма" .

Приобщение детей дошкольного возраста к музыкальной культуре народов Крыма .       ...