Мастер-класс "Волшебные косточки"
методическая разработка (старшая группа)

Анатольевна Аржаана Баян-Сагаан

Мастер-класс для воспитателей для детей старшей группы. Авторская разработка

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master_klass_kazhyk.docx20.65 КБ

Предварительный просмотр:

Мастер-класс на тему: «Волшебные косточки»

Задачи:

  1. Образовательная: продолжать  знакомить с игрой кажык (косточка), использовать  ее в формировании элементарных математических представлениях (счету, форме, величине)
  2. Развивающая: развивать речь, воображение, память, мелкую моторику рук
  3. Воспитывающая: воспитывать  любовь к народным играм, дружелюбия.

Оборудования: кажык (косточка), геометрические фигуры, таблицы с рисунками, коврики.

Ход мастер класса.

I. организационная часть: - Здравствуйте, коллеги! Меня зовут Аржаана Анатольевна.

- Представлю на ваше внимание загадки, которые  сочинила, моя коллега Тереза Монгеевна Донгак  на тувинском языке попробуем угадать.

1.    Соок - даа бол, состуг, чугаалыг.

       Чалангаш-даа бол, чараш оюннуг. (кажык)

2.  Адыштааш октаарга,

    Ангы- ангы хевирлерден,

    Азырал мал дурзулери

    Аажок тода коступ кээр. (кажык)

3. Дорбелчин боттуг

    Дорт чузун малдыг (кажык)

- Правильно, это кажык (косточка)

        Игра в кости у тувинцев является самой распространенной. Существует много вариантов игры с косточками  в разных районах Тувы. Эта игра известна и у соседей тувинцев — алтайцев, хакасов, бурят, монголов. Большинство вариантов этой игры, безусловно, отображало жизнь кочевников-скотоводов. «Бараньи астрагалы приносят счастье»,— так считают тувинцы и другие тюркоязычные народы. Тувинцы, особенно дети, специально собирают кости. Когда их накапливается до тысячи, их закапывают в зимнем загоне для овец и начинают собирать снова. Тувинцы считает, что кости приносят счастье и способствуют размножению поголовья скота, его сохранности.

- А теперь, приглашаю всех желающих, поиграть вместе со мной в игру  кажык,   садитесь на коврики по - удобнее.

II. Разминка для пальцев рук.

  1. «Поглаживание» - распределение кажык двумя руками перед собой.
  2. «Хватывание» - хватание кажык на обе ладони несколько раз.
  3. «Между пальцев» - вставление между пальцами правой (левой ) руки по одному кажыку.

- Молодцы, существует много легенд, рассказов о кажыке, но я хотела бы остановиться в пословицах о кажыке, которые сочинила сама:

           1.    Суук дээш шайын токпе,

                  Соок дээш  кажык октава.

           2.    Кара акты ылгап чор,

                  Кажык биле ойнап чор.

- Так что начинаем играть.                  

III-основная часть:  

«Кто больше наберет?»

Правило игры: Играющий берет кажык в горсти в обеих руках, слегка не высоко подбрасывает вверх и ловит тыльной стороной правой руки (сколько сможет) 3 раза. После игры пересчитывает, кто больше набирал кажык.

«Скоты в кошаре»

Правило игры: Отложить из множество кажык, такое число, которое соответствует названому числу.

Например: загонять в круглую кошару 10 баранов, в квадратную кошару 8 коз, в  треугольную кошару  одну лошадку, в четырехугольную – 5 коров.

«Высокая куча из кажык»

Правило игры: строить из множества кажык высокую кучу.

                 Мнемотехника  «Хуулгаазын кажыктарым»  

- При помощи карточек – символов повторяем стихотворения О. О. Сувакпита «Хуулгаазын кажыктарым» (волшебные косточки) повторяем вместе со мной.

IV. Заключительная часть: В заключении своего вступления, хотела бы закончить с песней «Тыва чонум оюннары» слова и музыка Орлана Донгака нашего музыкального руководителя детского сада «Хунчугеш»  

«Тыва чонум оюннары»

Кажык ойнап сайзанактап

Кандыг оюн бисте чок дээр.

Тевек тевер, тывызыктаар

Дендии солун оюннар ол.

            Чарыш адын база салыр

            Ча-даа адар, хурежир-даа

            Ак ыяштап, кожаннажыр

             Аныяктар ойнап хоглээр.

Узун тыныш, дурген-чугаа

Уруг-дарыг чаштып ойнаар.

                                      Тыппазы чок чечен-мерген

                                      Тыва чонум оюннары.

V. Итог:  Сохраняем традиции, обучаем подрастающее поколение, развиваем национальные игры. Спасибо всем, за участия.

Литература:

  1. Будуп Б.К – Пословицы и поговорки тувинского народа. Кызыл-2010г.
  2. Кенин-Лопсан М. Тыва чанчыл. Москва-1999г.
  3. Самбуу И.Ч. Тыва оюннар. Кызыл-1992г.
  4. Сувакпит О.О. Тыва уруглар чогаалы. Кызыл-1996г.
  5. Матпаадыр. Кызыл-2006г.
  6. Юзбекова Е.А Ступеньки творчества. Москва-2006г

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект логопедического занятия с детьми с ОНР III уровня подготовительной к школе группы на тему:"Творческое рассказывание по произведению Л.Н. Толстого "Косточка"

Для пробуждения и развития творческой активности ребёнка с общим недоразвитием речи (ОНР) необходимо не только поощрять его «новый» взгляд на что-то привычное, но и создавать условия, способствующие п...

проект одного дня по произведению Л.Н.Толстого "Косточка"

ознакомление детей с терминами родства...

Образовательная область Коммуникация Тема: Пересказ рассказа Л.Н.Толстого "Косточка"

Программное содержание:1. Учить детей пересказывать литературное произведение близко к тексту.2. Учить понимать мотивы поведения героев и характеризовать их.3. Развивать умение, пересказывать, опираяс...

КОММУНИКАЦИЯ Пересказ рассказа Л.Н. Толстого «Косточка»

Чётко прослеживается ИНТЕГРАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОБЛАСТЕЙ: «Коммуникация», «Социализация», «Чтение художественной литературы», «Безопасность», «Музыка». Очень интересное занятие как для детей , так и д...

Конспект занятия по развитию связной речи. Пересказ рассказа Л.Толстого "Косточка"

Конспект логопедического занятия по развитию связной речи в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности  Пересказ рассказа Л. Толстого «Косточка»...

Пересказ рассказа Л.Толстого «Косточка».

ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ЗАНЯТИЯ ПО КОРРЕКЦИИ ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ НА ЛОГОПУНКТЕ (подготовительная группа, 6-7 лет, ФНР, ФФНР)...