Конспект логопедического занятия с детьми с ОНР III уровня подготовительной к школе группы на тему:"Творческое рассказывание по произведению Л.Н. Толстого "Косточка"
план-конспект занятия (логопедия, подготовительная группа) по теме

Гапиенко Вера Михайловна

Для пробуждения и развития творческой активности ребёнка с общим недоразвитием речи (ОНР) необходимо не только поощрять его «новый» взгляд на что-то привычное, но и создавать условия, способствующие появлению творческого начала. Одним из средств для достижения этих целей является обучение рассказыванию с элементами творчества.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект логопедического занятия с детьми с ОНР III уровня подготовительной к школе группы

на тему: «Творческое рассказывание

 по произведению Л.Н. Толстого «Косточка».

Цель: упражнять детей в умении выделять конкретные объекты литературного произведения, устанавливать взаимосвязи между ними по разным параметрам;

развивать просодическую сторону речи;

учить составлять связный рассказ от лица литературного персонажа с самостоятельно выбранной характеристикой;

развивать мыслительные операции, воображение;

воспитывать умение давать нравственную оценку поступкам литературных героев.

Оборудование: фруктовые косточки в шкатулке;

книга Л.Н. Толстого с иллюстрациями;

мольберт, с прикреплённым к нему листом бумаги формата А3 и нарисованными кружками; подставка для книги; набор фломастеров; мяч; элементы костюмов: платок на плечи, галстук, косоворотка, шапочки-маски «слива», «косточка»;

шкатулка с угощением для детей.

Ход занятия.

I.Организационный момент.

  1. «Дети, подойдите ко мне и послушайте, что я вам расскажу. Пришла я сегодня в детский сад, захожу к себе в кабинет, а у меня на столе стоят две красивые шкатулки. Посмотрите. А вы хотите узнать, что в них? Мне тоже интересно. Давайте сейчас откроем вот эту, а что в той, посмотрим в конце занятия.

Что же в этой шкатулке?

От каких фруктов эти косточки?

(Эта от вишни – какая? – вишнёвая  и т.д.)

Для чего нужны косточки?».

  1. Психогимнастика. «Я превращаю вас во фруктовые косточки и сажаю в землю. Присядьте. Тёплое солнышко пригревало вас, дождик поливал. Вы росли, росли и стали фруктовыми деревцами. Медленно поднимайте руки, растения тянутся к солнышку. Почувствуйте напряжение. Сильно припекло солнышко, завяли наши растения. Расслабьтесь, уроните голову, руки. Опустите плечи и туловище. Опуститесь на пол. Полил дождик, ожили растения, тянутся к солнышку». (Повторить расслабление.)
  2. «Теперь подойдите ко мне. Я дам вам по одной косточке. Какая косточка? (Подбор определений). Сегодня вы послушаете рассказ, в котором упоминается такая сливовая косточка. Написал его Лев Николаевич Толстой. Он так и называется «Косточка». А сейчас садитесь на свои стулья и приготовьтесь слушать».

II. Чтение рассказа, сопровождаемое показом иллюстраций.

Вопросы по содержанию:

  1. Как вы думаете, как поступил Ваня? Оцените поступок Вани.
  2. Что именно Ваня сделал неправильно? В чём Ванина ошибка?
  3. Почему он съел сливу тайком?
  4. Как бы вы поступили на месте Вани?
  5. Взяли бы вы себе в друзья Ваню и почему?

III. Упражнение не развитие просодической стороны речи.

«Сейчас представьте себя артистами и изобразите, каким тоном:

  1. Папа спросил детей: «А что, дети, не съел ли кто-нибудь из вас одну сливу?» (строго, громко);
  2. Ваня отвечал папе: «Нет, я не ел» (тихо, стыдливо);
  3. Мама сказала папе, что кто-то из детей без разрешения съел одну сливу (огорчённо, расстроено)».

IV. Динамическая пауза в сочетании с лексико-грамматическим упражнением.

«Теперь, дети, встаньте и постройтесь полукругом. Сейчас мы поиграем с мячом в игру «Мяч лови, что мама могла приготовить из слив, быстро говори». (Варенье, джем, сок, компот, повидло, желе, конфитюр, пирог, кисель).

И ещё одна игра «Мяч лови, что было сливовое, быстро говори»

(Варенье из слив – какое? – сливовое  и т.д.)

V. Определение состава рассказа «Косточка».

«А сейчас все вместе давайте перейдём к мольберту.

Вы внимательно слушали рассказ Л.Н.Толстого «Косточка», а теперь давайте поиграем в игру «Кто в кружочке живёт?».

Мы нарисуем на этом листе в кружочках главных героев рассказа. Это могут быть и люди, и предметы. Что, кого будем рисовать? (Ответы детей). Рисовать надо схематично. Кто кого хочет нарисовать? (Дети рисуют, логопед оценивает рисунки детей)».

VI. Установление взаимосвязей между объектами.

«Посмотрите внимательно на наши рисунки. Сейчас каждый из вас может стать Волшебником Объединения. Для этого надо взять фломастер и соединить линией любые два кружочка. Но только настоящий Волшебник Объединения сможет объяснить, почему объединил именно этих героев, именно эти кружочки. (Дети соединяют линиями кружочки с нарисованными в них героями рассказа и объясняют свой выбор. Логопед дает оценку работе детей)».

VII. Составление детьми рассказов от лица литературных персонажей с самостоятельно выбранной характеристикой.

«Теперь садитесь на свои места. Сейчас вы превратитесь в героев рассказа, которые живут в кружочках, и придумаете рассказ о себе. Можно рассказать о том, что с вами было раньше, до событий в рассказе, что будет потом. Кто хочет придумать рассказ от лица папы (мамы, Вани, косточки, сливы)? Эти вещи (элементы костюмов) помогут вам».

Дети придумывают рассказы, логопед оценивает их.

VIII. Итог занятия.

«Сегодня на занятии вы внимательно слушали рассказ и все мои задания, правильно отвечали на вопросы и придумали замечательные рассказы. Пришло время посмотреть, что же во второй шкатулке? Здесь угощение для вас: сливовые конфеты! Занятие окончено»,


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект логопедического занятия по развитию лексико-грамматических категорий в подготовительной к школе группе. Тема: Лето красное.

Конспект логопедического занятия по развитию  лексико-грамматических  категорий для детей подготовительной группы..Тема: Лето красное....

Конспект логопедического занятия по формированию лексико – грамматических категорий в подготовительной к школе группе для детей с ОНР

Конспект логопедического занятия по формированию лексико – грамматических категорий в подготовительной к школе группе для детей с ОНР Тема:  Жизнь в лесуКоррекционно-образовательные за...

Конспект интегрированного коррекционно-развивающего занятия с детьми с общим недоразвитием речи подготовительной к школе группы по теме «Едут по городу разные машины

Актуальность данной методической разработки обусловлена требованиями Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования к отбору и использованию форм, методов, средств ре...

Конспект логопедического занятия по формированию лексико-грамматических категорий в подготовительной к школе группе. Тема: «Хлеб».

Конспект логопедического занятия по формированию лексико-грамматических категорий в подготовительной к школе группе.Тема: «Хлеб».Цель: Способствовать  формированию лексико-грамматичес...

Конспект логопедического занятия по формированию лексико-грамматических категорий в подготовительной к школе группе по лексической теме «Транспорт».

Цель: развитие лексико-грамматического строя речи по теме «Транспорт»Задачи:Коррекционно-образовательные:обобщить знания детей о разных видах транспорта, его функциях; учить отвечать на во...

Конспект логопедического занятия по формированию лексико-грамматических категорий в подготовительной к школе группе по лексической теме «Деревья».

Коррекционно-образовательные цели:Закрепление представлений о лесе, деревьях, различных их частях;Уточнение, расширение и активизация словаря по теме;Совершенствование грамматического строя речи.Закре...


 

Комментарии

Поморина Наталья Валентиновна

Спасибо за тему!
Макарова Татьяна Владимировна

Спасибо! Замечательный конспект занятия. Обязательно возьму на заметку!