Конспект НОД по кружку "Мокшень кяль" на тему "В гостях у бабушки Марюшки"
план-конспект занятия (средняя группа)

Карасёва Надежда Ивановна

Конспект НОД по кружку "Мокшень кяль"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл v_gostyah_u_babushki_maryushki.docx18.69 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект непосредственно-образовательной деятельности

по кружку «Мокшень кяль»

на тему «В гостях у бабушки Марюшки»

(«Инжикс Марю бабанди»)

Программное содержание:

Активизировать в речи детей слова и речевые образца на тему «Мой город» на мокшанском языке.

Закрепить знания детей о членах семьи на мокшанском языке, добиваться их правильного произношения.

закрепит названия посуды на мокшанском языке.

формировать умения в форме игры называть продукты на мокшанском языке.

побуждать детей рассказывать потешки, стихи, считалки на мокшанском языке, желание играть в мордовские подвижные игры.

воспитывать желание разговаривать на мокшанском языке. Воспитывать любовь и интерес к родному краю.

развивать внимание, память, разговорную речь, умение понимать и отвечать на вопросы воспитателя.

Методические приемы:

Приветствие.

Сюрпризный момент.

Игра «Радужный зонтик».

Песня «Птички, прилетайте».

Загадка.

Игра «Мы живем в городе».

Стихотворение «Приходи к нам, солнышко».

Игра «Моя семья».

Потешка.

Подвижная игра «В горшки».

Игра «Говорящий куб».

Игра «Мы накрываем стол».

Итог занятия.

Материал и оборудования:

Ширма, доска

Картинки с изображением города, улицы, транспорта.

Картинки с изображением членов семьи.

Куб с картинками-продуктами

Кукольная посуда

Стол, самовар        

Игрушка-кошка

Радужный зонтик

Диски с мордовскими песнями

Магнитофон

Звучит мордовская музыка. Дети входят в зал и здороваются с гостями на мокшанском языке:

Дети:  - Шумбратада, инжихть!

Ведущие: - Ребята, посмотрите там, вдали виднеется домик. Интересно, кто там живет? Хотите    узнать?

Дети: - Хотим.

Ведущие: - Давайте подойдем.

       Стоит в поле теремок, теремок,

       Он не низок, не высок.

       Кто-кто в теремочке живет?

       Кто-кто в невысоком живет?

Никто не отвечает. Вы, ребята, постучите в окошко и спросите еще раз.

В это время воспитатель наряжается в Бабушку-Марюшку.

Марюшка: -  Иду, иду! Шумбратада, церанят! Шумбратада, стиринят!

Дети: - Шумбратбабай!

Марюшка: - Тякуднясаэрянмон. Монь лемозе Бабушка-Марюшка. А тонь кода лемце? (обращается к каждому ребенку)

Дети называют свои имена.

Марюшка: - Ляды, ляды, лядки,

                       Собрались у меня ребятки.

Какие вы большие, красивые. Да здоровые. Отгадайте-ка мою загадку:

Нармоннятнетевскундасть

Пизоттиихть. Сась…(тундась)

Марюшка: - Правильно. А про что загадка?

Дети: - Наступила весна. Прилетели с юга птица, вьют себе гнезда.

Марюшка: - Виде! Целый день поют птицы. Давайте послушаем, как они поют.

Дети встают под радужный зонтик, звучит музыка с пением птиц.

Музыка выключается.

Марюшка: - Шабат, расскажите, голоса каких птиц вы услышали?

Ребенок 1: - Чирикает воробей.

Ребенок 2: - Поют синицы.

Ребенок 3: - Воркуют голуби.

Ребенок 4: - Кукует кукушка.

Ребенок 5: - Поют ласточки.

Марюшка: - Правильно. А я знаю песню про птиц. Я начну, а вы мне поможете. Песня «Нармоннятнелияда».

Марюшка: - Прявинятшабатне. Азость, шабат, коса тиньэрятада?

Дети: - Миньэрятама Саранск ошса.

Марюшка: - Кода ошсь?

Дети: - Ошсь мазы. Ошсьоцю.

Марюшка: - Мезьда лама ошса?

Дети: - Ошса лама кутта. Ошса лама ульцяда.

Марюшка: - Месть ардыхтьульцява?

Дети: - Ульцяваардыхтьавтобуст, троллейбуст, машинат.

Марюшка: - А вы любите свой город?

Дети: - Да.

Марюшка: - А стихи о своем городе знаете?

Ребенок читает стихотворение «Приходи к нам, солнышко» В. Корчеганова.

Марюшка: - Ай да детки,

                      Да все они умеют,

                      Да все они знают.

Азость, шабат, а кинь мархтаэрятада?

Проводится игра «Моя семья».

Ребенок 1: - Монь улитядезе.

Ребенок 2: - Монь улиалязе.

Ребенок 3: - Монь улибабазе.

Ребенок 4: - Монь улиатязе.

Ребенок 5: - Монь улищавазе.

Ребенок 6: - Монь улибрадозе.

Ребенок 7: - Монь улисазорозе.

Марюшка: - Скажите, дружно в семье живете?

Дети: - Да!

Марюшка: - А вот наши пальчики тоже дружная семья.

Потешка с загибанием пальчиков:

Тяатяне,                                                        Тящава,

Тябабане,                                                      Тяака,

Тяаля,                                                            Тястирня,

Тятядя,                                                          Тяцераня,

Тяшеерня,                                                     Тяшяярне.

Кштр, кштр, кяшсьшеернясь.

Марюшка: - А я живу со своей кошкой. Ее зовут Мурка. Она очень любит, когда ее гладят.

Ведущий дает в руки ребенку кошку-игрушку. Ребенок рассказывает потешку про кошечку:

                        Ай, катоня, катоня,

Лефкскадоттонькатоня,

Аф, катоня, киска

Нярьцень ала миска.

Марюшка: - Я – бабушка Марюшка.

                       Хочу вас позабавить.

                       Выходите, детвора,

                       Поиграть пришла пора!

Дети выбирают считалкой водящего.

Марюшка: - А игра называется «Сяканяса». Как на русском звучит?

Дети: - В горшки.

Считалка: Машати – тяштеня,

Дашати – тяштеня,

 А катонясь – емла,

Теенза – колма.

Звучит мордовская музыка.

Марюшка: - Ай, да детки,

                      Да все они знают,

                      Да все они умеют.

                      Прявинят шабатне.

Шабат! Вы мои гости! А для гостей накрывают стол. Чем угощают гостей?

А расскажет об этом «Говорящий куб». На нем разные картинки. Вы назовете на русском языке предмет, а потом на мокшанском.

Ребенок катит куб, приговаривая:

Катись, вертись, на бочок ложись.

- Тялофца. Это молоко.

- Тя кал. Это рыба.

- Нят пачат. Это блины.

- Нят конфетат. Это конфеты.

- Нят алхт. Это яйца

- Тя кши. Это хлеб.

Игра «Говорящий куб».

Марюшка: - Вам понравилась моя игра?

Дети: - Да.

Марюшка: - Этот куб я вам подарю. В детском саду научите других детей играть. А теперь помогите мне на стол посуду разложить.

Ребенок 1: Нят куцювт. Это ложки.

Ребенок 2: Нят цяннгонят. Это вилки.

Ребенок 3: Тя пеельня. Это ножик.

Ребенок 4: - Тя шаваня. Это тарелка.

Ребенок 5: - Тя блюдца и чашка. Это блюдца и чашки.

Марюшка: - Спасибо, шабат, что приходили ко мне в гости, порадовали меня. А вам у меня понравилось?

Дети: - Да, понравилось!

Марюшка: - А вот вам и угощение – блины. Как на мокшанском языке это звучит?

Дети: - Пачат!

Марюшка : - Правильно. Давайте попрощаемся с гостями:

Все: - Улядашумбрат! Будьте здоровы!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия в средней группе "В гостях у бабушки"

Увлекательное путешествие детей  в дереню.С применением разных форм фольклора (потешки, закличка, мирилка, колыбельная, считалка)...

Конспект занятия по познавательному развитию "В гостях у бабушки"

Конспект занятия по познавательному развитию "В гостях у бабушки"...

Конспект развлечения в старшей группе: "В гости к бабушке Яге"

Конспект зимнего спортивного развлечения в старшей группе детского сада....

Конспект занятия в младшей группе "В гостях у бабушки"

Цель занятия: продолжать знакомить детей с домашними животными и ихдетенышами; расширять знания детей о том, что едят, как за ними ухаживают, какую пользу приносят; формировать заботливое отношение к ...

Конспект занятия по развитию речи - "В гости к бабушке Арине"

Конспект занятия по развитию речи в средней группе....

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИ ПО ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЕ«В ГОСТИ К БАБУШКЕ ВАРВАРЕ» В ПЕРВОЙ МЛАДШЕЙ ГРУППЕ

приучать детей слушать народную потешку; сопровождать чтение игровыми действиями; развивать разговорную речь детей, внимание, память; активизировать словарь детей словами: печка, черпачок, мисочка, фа...