Рабочая тетрадь "Путешествие по родному краю"
учебно-методическое пособие

Чекмарева Татьяна Петровна

Тетрадь "Путешествие по родному краю" предназначена для детей старшего дошкольного возраста и направлена  на повышение качества работы по патриотическому воспитанию и использованию регионального компонента в духовно-нравственном воспитании дошкольников.  Благодаря познавательной информации, игровым приемам, занимательным и творческим заданиям дети закрепят и углубят знания о государственной символике страны и республики, об улицах села, о достопримечательностях и о выдающихся людях и героях ВОВ родного района, смогут порассуждать о своем участии в судьбе Родины.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Приложение 1                                                                                                          

Методические рекомендации

В современном российском обществе  проблемы формирования ценностных ориентаций нравственно – патриотической направленности приобрели архиважное значение. Нет никакого сомнения в том, что надо начинать  развивать  патриотические чувства  у ребёнка как можно раньше.

Педагогической практикой доказана необходимость идти от близкого к далёкому  при формировании патриотизма   у детей. Дошкольник прежде должен осознать себя членом семьи, неотъемлемой частью своей малой родины, а потом – гражданином России, и  только потом – жителем планеты Земля. В связи с этим злободневным становится вопрос об отсутствии  учебно-методических пособий с краеведческим  материалом непосредственно по  малой родине - деревне, селу, району. Поэтому возникла идея создать авторскую рабочую тетрадь для детей старшего дошкольного возраста «Путешествие по родному краю» по материалам Ельниковского района Республики Мордовия.

В последнее время применение  в практике дошкольного  образования таких учебных пособий, как рабочие  тетради стало особенно актуальным. Использование  их в образовательном процессе позволяет не только преподнести детям необходимые сведения, но и закрепить их через увлекательные и интересные задания для самостоятельной работы.

          Рабочая тетрадь «Путешествие по родному краю»  ориентирована на совместную работу педагогов, родителей и детей старшего дошкольного возраста.

Основной целью  её разработки является повышение качества работы по патриотическому воспитанию и  использованию регионального компонента в духовно - нравственном воспитании дошкольников.

Тетрадь предусматривает решение таких задач, как развитие у старших дошкольников интереса к родному селу, его достопримечательностям, развитие чувства гордости за него, желания знать традиции села и односельчан; развитие интереса к национальной культуре и освоению мордовского языка; оптимизацию качества патриотического воспитания в группах старшего дошкольного возраста, включение педагогов в активную образовательную деятельность по формированию у детей начал патриотизма; формирование активной деятельностной позиции родителей по воспитанию патриотических качеств и развитие национального самосознания у старших дошкольников.

Ожидаемые результаты:

повышение уровня сформированности основ патриотизма у старших дошкольников;

 повышение уровня компетентности воспитателей и родителей в осуществлении работы с детьми по ознакомлению с родным селом.

Отбор содержания рабочей тетради «Путешествие по родному краю» соответствует принципу наглядности и доступности, с учетом познавательных и коммуникативных потребностей дошкольников, психологических особенностей данной возрастной категории детей (острота восприятия, любознательность, пытливость ума, способность анализировать и обобщать).

Помимо познавательной информации в ней используются игровые, занимательные приемы, которые позволяют заинтересовать ребенка в познании окружающего мира и общества. В процессе работы по воспитанию гражданственности и формированию нравственных ценностей, на основе данной тетради, хорошо просматривается интеграция образовательных областей (Познание, Социализация, Безопасность, Коммуникация, Чтение художественной литературы, Музыка, Художественное творчество). В рабочую тетрадь включены задания по развитию речи, мышления, мелкой моторики, математических представлений; по формированию лексико-грамматической стороны речи, слогового и звукобуквенного анализа слов, а также творческие задания.

Педагоги и родители  должны понимать, что воспитание чувства патриотизма у дошкольника – процесс сложный и длительный, требующий от них большого личного участия и вдохновения. Эта весьма кропотливая работа должна вестись систематически, планомерно, начиная с самого младшего возраста в разных видах деятельности и по разным направлениям.

Нравственные и патриотические качества личности ребенка не могут появиться самостоятельно, они формируются по мере накопления и эмоционального освоения детьми конкретных фактов, и зависят от того, какие были использованы средства и методы воспитания, какие условия были для этого созданы.

Чувство Родины начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким людям:  матери,  отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением. Надо показать ребенку, что родной край, район, село славятся своей историей, традициями, достопримечательностями, лучшими людьми. Край, район, село – частица России.

Республика Мордовия – поликультурный регион, на её территории проживают русские, татары, мордва (этнические группы: мокша, эрьзя, шокша), а также представители других национальностей. Необходимо знакомить детей с языком, литературой, музыкой, изобразительным искусством, традициями тех народов, с представителями которых они общаются в социуме.

 Воспитание  любви к своему краю, гордости за него должно сочетаться с формированием доброжелательного отношения к культуре других народов, к каждому человеку в отдельности, независимо от его национальности и вероисповедания.

Данная рабочая тетрадь в большей степени выполняет контролирующую функцию по усвоению детьми базовых  знаний нравственно-патриотической направленности, закладываемых  в дошкольный период.

Содержание рабочей тетради разбито на разделы.

В первом разделе  «Моя малая родина» село Ельники рассматривается как маленькая частица России,  закрепляются и углубляются  знания дошкольников о государственной символике, карте, основах государственного устройства страны, республики.

В старшей и подготовительной  группе дети  получают географические сведения о территории России (глобус, карта), конкретные  представления о её государственном устройстве и природных особенностях.  Они продолжают изучать государственные символы России,  знакомятся со столицей нашей Родины – Москвой, знаменитыми россиянами. В рамках регионального модуля «Мы  в Мордовии живём» знакомятся с государственной символикой Мордовии, расширяют представление о г. Саранске и его достопримечательностях.  Рассматриваемые темы  «Как жили славяне», «Климатические зоны России», «Главный город нашей страны», «Памятники города», «Государственные символы России: флаг, герб, гимн», «От Москвы до самых  окраин», «Государственная символика Республики Мордовия», «История нашего села» доступны в понимании и интересны детям старшего дошкольного возраста.

Во втором разделе «С чего начинается Родина?» уточняются представления детей о значении родного дома и семьи в жизни человека,  знания  об улицах села, названных именами героев Великой Отечественной войны  и выдающихся деятелей страны и республики, закрепляются знания о домашнем адресе, безопасных маршрутах от дома до  образовательного учреждения.

Начинать работу по патриотическому воспитанию детей надо с формирования чувства привязанности к своему дому и своим близким. Двухлетний малыш  уже узнаёт, умеет выделить среди других домов на сельской улице свой дом, потому что там всегда есть мама, которая приласкает, успокоит, поможет. Это чувство защищённости и комфорта, которое испытывает ребёнок в родительском доме рядом с мамой и папой, остаётся у него на всю оставшуюся жизнь. Привязанность к своим близким, зарождающаяся в ребёнке в ответ на их заботу, внимание, любовь,  является основой начала любви к Родине.

В средней группе дети знакомятся с понятием «родня», получают расширенные знания о семье, своём ближайшем окружении. Взрослым необходимо создать условия для формирования у них эмоционально насыщенного образа дома, детского сада. Дети должны учиться не только брать, но и отдавать:  быть внимательными друг к другу, сострадать, помогать словом и делом, заботиться о близких.

В старшей и подготовительной группе дети продолжают получать знания о своёй семье и ближайшем окружении, у них формируется гуманное отношение к своим близким, уточняются представления об их трудовой деятельности, об истории семьи и её  традициях.

Проводятся беседы «Семья и родной дом»» (с элементами художественного конструирования), «Как мы весело проводим время с семьёй» (с показом презентации), сюжетно-ролевые игры  «Мамины помощники» и «Папины помощники», оформляются фотостенды: «Наша  дружная семья», «Папы разные нужны», «Герои нашей семьи»; составляется генеалогическое древо. Ко Дню пожилого человека готовится праздничное представление «Мои любимые дедушка и бабушка», развлечения к Международному женскому дню и Дню защитника Отечества. Дети обязательно готовят подарки близким к этим и другим праздникам  - учатся их радовать, делать им приятное.

Большое значение для дошкольника имеет посещение с родителями предприятий  или учреждений, где  они трудятся. Итоги таких экскурсий могут быть отображены в фотовыставке, совместном с ребенком выступлении или снятом фильме. Они помогают ребёнку увидеть в папе или маме члена коллектива, гражданина, который делает важное очень нужное  для людей, села, страны дело. Взрослые должны помочь ребёнку осознать, что каждый  гражданин страны должен трудиться.  Только так  - трудом, ответственным отношением к порученному делу  - можно помочь своей  семье, селу и, в конечном счёте, стране стать богаче, краше, могущественнее.

У детей уточняется представление о своей улице. Это способствует осознанию того, что у каждой улицы есть своя история. Дети  готовят рассказ «История возникновения моей улицы».

Родителям предлагается  вместе с детьми составить схему наиболее безопасного маршрута от своего дома  до детского сада и школы, путешествуя по карте села на сайте https://mapdata.ru/mordoviya/elnikovskiy-rayon/selo-elniki/.  Особенно это актуально для выпускников, которым предстоит пойти в школу на следующий год и стать  самостоятельными.

Мы считаем нелишним напомнить детям и их родителям правила поведения в ситуации, когда ребёнок потерялся, т.к. обеспечение безопасности  и сохранение жизни каждого гражданина - это главнейшая задача Родины.

Конкретизируются   представления  о живой и неживой природе, характерной для Ельниковского района, о растительном и животном  мире.  Формируются  первичные  представления  об  экологической  ситуации в  селе, районе. Уточняются представления о его редких и исчезающих растениях и животных, занесенных в Красную книгу Мордовии.

В третьем разделе «Достопримечательности с. Ельники» расширяются представления детей об объектах культуры, спорта, религии, образования.

Внимание  старших дошкольников нужно привлечь к таким объектам,  как школа, дом детского творчества, больница, библиотека, почта,  кинотеатр, музей, стадион, рассказать об их назначении, подчеркнуть, что все это создано на благо людей. Важно формировать умение выделять позитивные события в жизни современной России, видеть положительные изменения, происходящие в родном селе (построили новые дома, детские площадки, открыли  кинотеатр, построили стадион). Это способствует развитию чувства гордости за свою малую родину, страну, народ.

Большое значение имеют экскурсии как групповые, в рамках образовательного процесса, так и семейные  по улицам села, в музей, библиотеку, парк; посещение вместе с близкими праздничных мероприятий, концертов, соревнований, игр, проводимых  в школе, доме культуры, спортивных организациях.

Работу по знакомству дошкольников с достопримечательностями села необходимо проводить в определённой последовательности, с постепенным усложнением: история возникновения села, история названия улиц села, социально-значимые объекты, места отдыха жителей села, знакомство с людьми, прославившими наше село.

В четвёртом разделе «Мои земляки» обращается внимание  ребят на национальный состав населения родного села, они продолжают знакомиться с героями Советского Союза - уроженцами Ельниковского края и их подвигами.

Чтобы стать патриотом,  человек  должен  ощутить  духовную  связь  со  своим  народом,  принять  его  язык, культуру.  Родная  культура,  как  отец и  мать,  должны  стать  неотъемлемой  частью  души  ребенка. Помня  об  этом,  мы  стремимся  воспитать  у  детей  любовь  и  уважение  к родному языку, традициям, фольклору народов, проживающих  на территории Ельниковского края.

Продолжают формироваться представления детей об их  национальной принадлежности. Дети знакомятся  с частями национальной одежды «Моя кукла - мордовочка Маша», «Мой прадедушка - мордвин», с русским и татарским национальными костюмами.  Продолжают знакомиться с   подвижными  играми своих предков,   учатся самостоятельно   их организовывать - «Салки», «В базар», «Вышибалы». Повторяется и закрепляется ранее  изученный  лексический материал, вводятся новые слова и фразы по темам «Моё село», «Одежда», «Семья», «Профессии». Проводятся праздники «Масленица», «День птиц», «Край мой - Мордовия», инсценируются народные сказки. Дети знакомятся с творчеством местных поэтов, писателей, художников.

Положительный  пример взрослых, в особенности близких людей, неоценим  в воспитании дошкольников. На конкретных фактах из жизни старших членов семьи, детям объясняются такие важные понятия, как «долг перед Родиной», «любовь к Отечеству», «трудовой подвиг», «ненависть к врагу». Детям предлагается рассказать о членах их семьи (прапрадедушках, прапрабабушках) - участниках войны с фашистскими захватчиками, об  имеющихся у них наградах. Важно  подвести детей к пониманию, что мы победили в Великой Отечественной войне потому, что любим своё Отечество. Родина же чтит своих героев, отдавших жизнь за счастье людей. Их имена увековечены в названиях улиц, в их честь воздвигнуты памятники.

В последнем разделе «Маленький патриот» углубляется понятие детей о патриотизме. Детям предлагается порассуждать об их участии в судьбе Родины.

Необходимо осознание детьми того, что быть патриотом - это значит не только заявлять о своей любви к  Родине большой или малой, гордиться её достижениями, любоваться её красотами, пользоваться её благами. Надо их подвести к пониманию, что Родина как мать заботится о нас, своих сыновьях и дочерях.   Поэтому мы тоже должны заботиться о ней, каждому из нас надо уметь быть ей полезным. А для этого надо много знать и уметь; с детства совершать такие дела, которые были бы на благо своего дома, детского сада, села, а в дальнейшем - и на благо всей страны.

Рассказать о  своих земляках, которые не пожалели жизни, защищая интересы своей страны.  Познакомить с подвигами героев Афганской и  Чеченской войн, которые отдали свои молодые жизни за счастье других людей, Родину.  Организовать встречу с их бывшими воспитателями и  учителями, родителями.  Попросить детей, проживающих на улицах, названных  в честь героев, подготовить вместе с родителями рассказ об их подвигах.

Очень важно, чтобы дети как можно раньше поняли, что каждый человек, каждая семья в любой стране счастливы только тогда, когда в  стране всё хорошо. Только  сильная, богатая, могучая страна   даёт своим  жителям всё необходимое. Нужно привести примеры как жили люди в  войну и в послевоенную разруху. И как живём сейчас. Актуально в этом плане изучение семейных альбомов, воспоминания старших членов семьи. Ещё раз детей подвести к мысли, что только трудом людей всей нашей страны, их предков  страну отстроили  и сделали еще краше.

Поговорить с детьми о том, кем бы они хотели стать, когда вырастут. Можно провести как очные, так и заочные групповые экскурсии для знакомства детей с  крупнейшими предприятиями сельского хозяйства, промышленности  района (ООО «Хлебный край»,  «Глубинка», ООО им. Ильича, АО «Ельниковская ДСПМК» и др.)

Закрепляются  представления детей об особенностях службы солдат в мирное время и о том, что и  в наши дни  есть место подвигу.  Неизгладимое впечатление на детей оказывают встречи с интересными людьми из ближайшего окружения «Мой папа  пожарный»,  «Мой родственник служил в Российской Армии».

Детей нужно активнее привлекать к совместной  деятельности, как воспитателям, так и родителям. Только сам, участвуя в общесемейных, общественно-значимых делах, выполняя посильные  для его возраста поручения,  каждый ребёнок начинает осознавать, что труд объединяет людей, требует от них слаженности, взаимопомощи, знания своего дела.  И главное, испытывает чувство удовольствия, счастья от того, что у него всё получилось, и в целом задуманное взрослыми дело удалось, благодаря  и его участию.

Учитывая возрастные и индивидуальные особенности детей своей группы, педагог сам определяет объем и содержание знаний нравственно-патриотической направленности, которыми должны овладеть  дошкольники.

Все тексты, включенные в данное пособие, не предназначены для чтения детей, их читают взрослые, в случае затруднения рекомендуется совместное выполнение.

Как работать с Рабочей тетрадью:

1.Прочитайте ребенку задание и убедитесь в том, что он его правильно понял. При необходимости повторите задание и снова объясните его.
          2.Если ребенок думает медленно, не торопите его. Дайте ему время  сориентироваться в задании.

           3.Если какое-то задание оказалось сложным для ребенка, не настаивайте и не давите на него. Пропустите это задание и вернитесь к нему  через несколько дней.

Структура рабочей тетради предусматривает собственную оценку ребёнком успешности выполнения заданий каждого раздела.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по кубановедению : «Воспитание любви к малой родине, ознакомление дошкольников с природой родного края»

Воспитание патриотических чувств дошкольников на основе ознакомления с культурой и историей малой родины....

Рабочая программа "Карелия - мой край родной" для детей среднего дошкольного возраста

Актуальность и значимость регионального компонента в дошкольном образовании несомненна. Любовь к Родине начинается с родного края и играет важную роль в воспитании подрастающего поколения.Реализация р...

Рабочая программа по НРК "Мой родной край - Ямал"

примерная рабочая программа по национальному компоненту для воспитателей...

 Рабочая программа по самообразовательной деятельности "Экологическое воспитание дошкольников посредством ознакомления с природой родного края".

Рабочая программа по самообразовательной деятельности  в подготовительной группе "Экологическое воспитание дошкольников посредством ознакомления с природой родного края"....

Рабочая программа воспитателя "Родной край люби изнай"

Програма разработана для детей старшей разновозрастной группы и расчитана на три года....

Сценарий образовательной деятельности Мой край родной!» Квест – игра «Путешествие по родному краю» (уточнение и закрепление представлений о родном районе).

Разработка по краеведческому образованию детей дошкольного возраста для реализации парциальной программы "Новая Сибирь - мой край родной". Блок Программы «История»....