Рабочая программа кружка "Юный эколог родного края" (младшая группа)
рабочая программа (младшая группа)

Хабирова Анна Алексеевна

рабочая программа 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл yunyy_ekolog_programma_mladshaya_gruppa.docx34.56 КБ

Предварительный просмотр:

Содержание

1. Пояснительная записка        3

2. Содержание и цель программы         4

3.Тематическое планирование…………………………………………………………………..6

4. Литература……………………………………………………………………………………12

Как и всякая человеческая любовь

Несомненно, закладывается в нас с детства»

И. Соколов-Никитов.

1. Пояснительная записка.

Природа и человек …. Когда-то эти понятия в сознании людей были слиты воедино. Человек чувствовал целостность мира и считал себя его частью.

В наше время отношения человека и природы претерпели изменения.

Экологические проблемы, ставшие сегодня глобальными, затрагивают интересы каждого человека, так как Земля наш общий дом. Их решение зависит в первую очередь от уровня сознания людей, поскольку именно человек несет ответственность за все живое на Земле.

Формирование у ребенка культуры сознания, культуры мышления, «экологической совести» является в наши дни насущной задачей экологического воспитания и образования.

Для выполнения этой задачи необходимо дать ребенку определенные знания о природе, о взаимосвязях в ней, научить видеть ее красоту и бережно, с любовью, относиться ко всему живому.

Как и с какого возраста нужно начинать экологическое воспитание и образование?

Любовь к матери, к родному дому зарождается в раннем возрасте ребенка. Расширить понятие дома, помочь ребенку осознать себя частицей огромного мира, научить его правильно вести себя в этом мире, быть с ним в гармонии, жить в созвучии с природой, беречь и умножать прекрасное на Земле можно и нужно еще в дошкольном детстве. Именно в это время сознание ребенка широко распахнуто для восприятия, жаждет познаний об окружающем его мире, охотно откликается на добро.

Маленький человек начинает делать свои первые шаги. Он душой чувствует природу, тянется к взаимодействию с ней, всё воспринимает с любовью. Испытывает восторг, наблюдая за тем или иным явлением или животным. У него возникает множество вопросов, на которые он с нетерпением ждет ответа. Так начинается для него познание мира.

В это время очень важно обратить внимание детей на жизнь природы, взаимосвязь ее составляющих, хрупкость и зависимость от всевозможных воздействий, на единство всего живого. Постепенно у ребенка начинает формироваться взгляд на сказочный мир природы. У него появляется желание поближе узнать и понять законы природы научиться жить в гармонии с ней. Непосредственно в соприкосновении с природой у ребёнка развиваются наблюдательность и любознательность, формируется эстетическое восприятие окружающего мира. А вместе с этим формируются такие нравственные качества как доброта, милосердие, любовь к природе, желание помочь нуждающимся.

Знания, полученные в дошкольном возрасте помогут детям в дальнейшем освоить предметы экологической направленности и обеспечат преемственность между сферами социального становления личности (семья детский сад – школа - ВУЗ - профессиональная деятельность).

Программа кружка «Юные эколог родного края» рассчитана на детей 3-4 лет.  Младшие дошкольники особенно восприимчивы, первые впечатления откладываются в памяти на всю жизнь, во многом определяя дальнейшее развитие.

Особенностью рабочей учебной программы «Юный эколог родного края» является планирование занятий, направленных на   реализацию регионального компонента.

Отличительные особенности программы.

Новым в работе кружка « Юный эколог родного края» предусматривается введение в занятия  экспериментальной деятельности, с помощью которой дети смогут познавать окружающую среду не только теоретически, но и на практике.

Принципы, лежащие в основе программы:

-принцип сознательности, активности, самостоятельности при руководящей роли воспитателя;

-принцип систематичности и последовательности;

-принцип наглядности;

-принцип доступности и посильности;

-принцип учета возрастных особенностей детей;

Возраст детей, участвующих в реализации данной программы:

3-4 года( младшая группа)

Режим работы кружка - 1 раз в неделю, во второй половине дня.

2. Содержание и цели программы

Формирование целостных представлений  младших дошкольников о системе взаимосвязей живой и неживой природы  с включением регионального компонента

( Республики Башкортостан)

Общие задачи

- Формировать активную позицию, желание изменить, что- либо вокруг себя в лучшую сторону

- Воспитывать защитников природы, дать экологические знания.

- Научить детей быть милосердными, любить и беречь природу, бережно

распоряжаться ее богатствами.

- Развивать экологическую культуру.

Экологическое образование детей младшего дошкольного возраста

 Важным аспектом экологического образования на данном возрастном этапе является формирование понимания детьми специфики живого объекта, его принципиального отличия от предмета (неживого объекта), формирования элементарных умений правильного взаимодействия с растениями и животными, участия в деятельности по созданию для них нужных условий. Младший дошкольный возраст является начальным этапом формирования личности человека, очень важен становлением системы ценностной ориентации в окружающем мире. В этот период формируются познавательные, эстетические, нравственные качества, накапливается эмоционально-чувственный опыт общения с объектами природы. Вопросы формирования гуманного отношения детей к природе интегрируются с задачами развития речи, движений, игровых умений, общения, овладения продуктивными видами деятельности при осуществлении процесса экологического воспитания ребенка. Знания, которые ребенок получает при этом, приводят к процессу становления осознанно-правильного отношения к природе.

Задачи развития экологических представлений у детей   младшей группы.

Образовательные:

- дать обобщенные представления о том, что человек часть природы

- научить детей простейшим правилам поведения в природе;

Развивающие:

- развивать психические процессы (внимание, память) и мыслительные операции (сравнение, обобщение);

- развивать познавательные и творческие способности детей, коммуникативное общение;

- развивать способность оценивать состояние природной среды, принимать   правильные решения по ее улучшению;

Воспитательные:

- сформировать у детей чувство ответственности за жизнь окружающих животных и растений;

- сформировать понимание необходимости охранять природу, проявлять инициативу действий    по её охране и предупреждению насилия над природой;

- формировать в детях  доброту, милосердие, сострадание, любовь к природе и др.

Планируемые результаты освоения детьми программы.

Воспитанники должны знать:

- элементарные правила поведения в природе

-проявлять интерес к природным объектам

- проявлять бережное, доброжелательное отношение к природе

 Список обучающихся, зачисленных на дополнительные образовательные услуги кружок «Юный эколог родного края» на 2020– 2021 учебный год

№ п/п

Ф.И.О. обучающегося

Дата рождения

Наименование группы

1.

Абдуллин Тимур

20.10.2016

2 младшая группа

2.

Вакилов Амир

22.10.2016

2 младшая группа

3.

Габдрафиков Родион

08.04.2017

2 младшая группа

4.

Галикеева Ясмина

16.11.2016

2 младшая группа

5.

Ганеев Аскар

19.10.2016

2 младшая группа

6.

Гизатуллина Луиза

10.12.2016

2 младшая группа

7.

Ахметшин Динислам

28.01.2017

2 младшая группа

8.

Зирянова Ульяна

04.05.2017

2 младшая группа

9.

Кашапов Дамир

02.09.2017

2 младшая группа

10.

Латыпов Радэль

02.05.2017

2 младшая группа

11.

Лякстутис Ульяна

29.05.2017

2 младшая группа

12.

Мартынова Виктория

25.08.2017

2 младшая группа

13.

Матвеева Николь

11.04.2017

2 младшая группа

14.

Мингалимов Кирилл

18.08.2017

2 младшая группа

15.

Око Эрнест

15.05.2017

2 младшая группа

16.

Орозалиев Аскар

09.01.2017

2 младшая группа

17.

Солодухина Кристина

28.04.2017

2 младшая группа

18.

Рахматуллина Елизавета

29.11.2016

2 младшая группа

19.

Сагдуллаева Мунира

19.10.2016

2 младшая группа

20.

Следкова Виктория

31.10.2016

2 младшая группа

21.

Татышев Степан

08.12.2016

2 младшая группа

22.

Фазлыахметова Эвелина

22.12.2016

2 младшая группа

23.

Хабибуллин Алан

13.02.2017

2 младшая группа

24.

Хамматова Арина

01.02.2017

2 младшая группа

25.

Усманов Ролан

02.09.2017

2 младшая группа

26.

Хайруллин Ильдар

15.08.2017

2 младшая группа

27.

Шакуров Ридаль

28.07.2017

2 младшая группа

28

Садиков Таир

12.09.2016

2 младшая группа

Всего 28

Мальчики-  16

Девочки -  12

3. Тематическое планирование

Сентябрь

 Тема

 Цели

1.

«Здравствуй осень!»

 Прогулка по территории      детского сада.

Знакомство с новым временем года – осенью, с сезонными изменениями в природе, с деревьями и кустарниками, растущими на участке детского сада. Рассказать о значении тепла, воды для деревьев. Дать понятие о листопаде. Учить любоваться осенними листьями, различать листья по цвету. Воспитывать любовь к природе.

2.

«Цветы - улыбка природы»

Осмотр клумбы детского сада.

Познакомить детей с цветами, растущими в цветнике, ознакомить с составом цветка (показать, что у цветов есть корень, стебель, листья, цветы). Рассказать для чего нужны корень и стебель цветка. Воспитывать чувство прекрасного.

3.

«Покажем Буратино наш участок»

Продолжать знакомить детей с сезонными изменениями в природе. Обратить внимание детей на то, что стало с листьями на деревьях, с травой, птицами, насекомыми;  объяснить, что для роста растений необходимы:  почва, вода, тепло, свет, воздух.  Воспитывать желание заботиться о растениях и птицах.

Октябрь

 Тема

 Цели

1.

 

 «Комнатные растения»

Познакомить детей с комнатными растениями. Формировать у детей понимание, что у комнатных растений есть корень, стебель, листья, цветок, что они – живые существа. Рассказать о значении почвы и воды для растений. Воспитывать желание ухаживать за растениями.

2.

 

 «Расскажем кукле о фруктах»

Стихи и загадки о фруктах.

Познакомить детей с фруктами и ягодами (яблоки, груши, виноград, черешня, абрикосы). Учить различать фрукты по вкусу, виду, форме.

Рассказать о значении фруктов в жизни животных и человека.

3.

Вечер экологических игр

«Угадай растение по описанию», «Найди листок, какой покажу», «Чудесный мешочек» (овощи и фрукты).

-познакомить с основными видами овощей и фруктов.

-развивать умение анализировать и отличать фрукты от овощей.

4.

 

 «Овощи с огорода»

 

Учить детей различать по внешнему виду и вкусу и называть овощи (огурец, помидор, морковь, репа). Расширять представления о выращивании овощных культур.

Ноябрь

 Тема

 Цели

1.

Чтение художественной литературы: русская народная сказка «Репка», заучивание потешки «Огуречик , огуречик …»

 

 Познакомить дошкольников с устным народным творчеством последовательной сказки, обратить внимание на повторность событий и действий, ритмичность мест.

-Учить пересказывать сказку вместе с взрослым.

-Помочь детям понять смысл сказки о взаимовыручке: нужно помогать друг другу (не все можно сделать в одиночку).

- Помочь ребенку зафиксировать чувственный опыт совместного достижения.

-Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми; привычку играть, заниматься сообща; стремление радовать близких своими поступками. Формировать доброжелательное и уважительное отношения к сверстникам.

2.

Вечер игр.

Подвижная игра: «Огород»

 

 

Дидактическая игра «Что сажают в огороде»

 

Развивать координацию движений, умение действовать по команде.

Учить детей классифицировать предметы по определенным признакам (по месту их произрастания, по способу их применения, развивать быстроту мышления, слуховое внимание, речевые навыки).

3.

Драматизация сказки «Репка»

 

-Через русскую народную сказку расширять представления детей о таком полезном и «забытом» овоще как репа.

- развивать и гармонизировать эмоциональную сферу, познавательный интерес детей.

- закреплять знания и представления детей о сказке.

-воспитывать любовь к труду.

4.

 «По мотивам русских народных сказок»

 

-закрепить знания детей о русских народных сказках,

-закрепить навыки элементарных трудовых процессов;

обогащать словарный запас детей;

-развивать навыки драматизации, выразительного рассказывания;

-воспитывать интерес к народному творчеству, умение взаимодействовать.

Декабрь

 Тема

 Цели

1.

 

Аквариум

Познакомить детей с мини-водоемом – аквариумом. Дать представление, что аквариум – это дом для рыбок и водных растений. Рыбы – дети. Рыбы – живые существа (они плавают, дышат, едят, растут, размножаются). У рыбок есть плавники. Без воды рыбы не смогут жить.

2.

Наблюдение за снежинками

Развивать способности наблюдать сезонные явления и их изменения, внимания и памяти, видеть красоту природы.

3.

 «Ели и сосны в лесу»

Показать особенности лиственных и хвойных деревьев в зимний период. Рассказать о том, как долго растут деревья.  Воспитывать бережное отношение к деревьям, чувство красоты зимнего убранства.

4.

 «Елочка-красавица»

Приобщить к желанию наслаждаться запахом хвойного дерева. Способствовать развитию умения называть характерные особенности строения ели.

Приобщать к традиции украшать ель к Новогодним праздникам.

Воспитывать патриотизм через русские традиции.

Январь

 Тема

 Цели

1.

Беседа и наблюдение

«Жизнь птиц зимой»

Учить детей рассматривать птиц, различать их по размеру, окраске оперения, издаваемым звукам. Познакомить с их названиями.

2.

Эксперимент «Вода, вода»

Формировать реалистическое понимание неживой природы; закреплять знания о том, что вода может быть в жидком и твердом состоянии (снег, лед).

3.

«Мы помогаем птичкам»

Привлечь родителей к изготовлению кормушек для птиц. Организовать конкурс «Лучший корм для птиц». Оформить для родителей ширму «Как привить ребенку любовь к природе».

Февраль

 Тема

 Цели

1.

Посадка лука

Познакомить детей с тем, что новое растение можно вырастить из семян и из луковиц. Познакомить с технологией посадки лука. Рассказать о необходимости ухода за луком (полив, тепло, свет). Дать понятие о том, чем лук полезен. Воспитывать желание трудиться, быть полезным.

2.

Экскурсия по участку

Наблюдение за сезонными изменениями в природе (зима, снег, сугробы, лед) и наблюдение за воробьями. Дать понятие, что зимой птицам тяжело, холодно и голодно. Воспитывать у детей желание помогать птицам (подкармливать).

3.

Птичий двор

Познакомить детей с разнообразием домашней птицы. Познакомить с тем, что курица – домашняя птица, куры дают человеку также мясо и пух. Человек выращивает кур, ухаживает за ними. Без человека домашняя птица жить не может. Рассказать о цыплятах (маленькие, беспомощные, громко пищат). Воспитывать у детей желание ухаживать за цыплятами.

4.

Изготовление макета птичий двор

Продолжать формировать знания о разнообразии домашних птиц, формировать представление о русском дворе, о сельскохозяйственном труде, о истории развития русского народа, воспитывать патриотизм.

 

Март

 Тема

 Цели

1.

Домашние животные

Познакомить детей: с домашними животными (коровой, козой, овцой, лошадью, ослом, свиньей); с их внешним видом, особенностями поведения. Сравнить козу и корову (чем отличаются, чем похожи); дать представление о том, что у домашних животных зимой появляются детеныши. За домашними животными ухаживает человек.

2.

 «Ферма»

Продолжить формировать представление о разнообразии домашних животных. Продолжать формировать представление о русской усадьбе. Знакомить детей с историей развития русского народа. Воспитывать патриотизм

3.

Комнатные растения

Познакомить детей с комнатными растениями. Дать понятие, что у растения есть корень, листья, стебель, цветы. Растения как живые существа нуждаются в уходе за ними, в воде, свете, тепле, почвенном питании, в создании необходимых условий. Воспитывать желание помочь в уходе за растениями.

4.

Наши деревья

Продолжать знакомить детей с деревьями, растущими на участке детского сада; дать понятие о структуре дерева (корни, ствол, ветки, листья). Ствол покрыт корой. Весной на дереве набухают почки. Почки — домики листочков. Развивать у детей желание рассматривать, наблюдать, делать умозаключения, выводы. Воспитывать умение видеть красоту природы в любое время года.

Апрель

 Тема

 Цели

1.

 «Мы в ответе за тех, кого приручили»

Познакомить детей с внешним видом кошки и собаки, с особенностями поведения; показать, что жизнь собаки и кошки связана с человеком: он создает ей условия (кормит, ухаживает). Без создания необходимых условий (животные оказываются на улице) они могут погибнуть. Воспитывать бережное отношение и любовь к животным, желание ухаживать за ними.

2.

 «Кто живет в лесу?»

Дать первоначальные сведения о лесе (что растет в лесу и кто живет в лесу?); учить детей находить на картинках, узнавать и называть животных, известных им по произведениям писателей, природоведов, сказкам, играм. Вызвать интерес к лесным обитателям. Воспитывать бережное отношение ко всему живому.

3.

Наблюдение за сезонными изменениями. Весна.

Знакомить детей с временами года. Продолжать знакомить с характерными особенностями времени года «весна». Развивать речевую активность. Воспитывать у детей умение видеть красоту природы в любое время года.

4.

Досуг «День Земли»

 

Дать детям первые знания о планете Земля. Рассказать, что нужно делать для того, чтобы Земля жила вечно и расцветала. Рассказать о том, что даже маленькие дети могут помочь Земле (не бросать фантики от конфет, не ломать ветки у деревьев, не пугать птиц и т. д.) Прививать любовь и бережное отношение ко всему живому на Земле.

Май

 Тема

 Цели

1.

Эксперимент «Знакомство с песком»

Познакомить детей с песком, со свойствами мокрого и сухого песка. Сухой песок сыпуч, из мокрого можно делать постройки. Вспомнить с детьми, какие постройки делали. Рассказать о значении песка для человека и животных. Воспитывать интерес к неживой природе.

2.

Экологическая игра «Зоопарк»

Продолжать знакомить детей с дикими животными, используя различные иллюстрации; дать понятие о том, что разные животные живут в разных климатических условиях (белый медведь – на Севере, верблюд – в пустыне).

3.

Наблюдение «Наши птицы»

Познакомить детей с птицами, прилетающими на участок (воробьи, трясогузки), с их внешним видом и повадками. Рассказать чем питаются летом. Воспитывать у детей экологическую культуру.

 4. Список литературы:

1. Н.А. Рыжова. Я и природа: Учеб. -метод. комплект по экологическому образованию дошкольников. — М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 1996,

с. 56, (Сер. «Наш дом — природа»).

2. Н.А. Рыжова «Волшебница вода».

3. С.Н. Николаева. Ознакомление дошкольников с неживой природой - Педагогическое общество России, Москва 2005.

3. Экспериментальная деятельность детей младшего дошкольного возраста: Методическое пособие. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2011. – 128 с.

4. Неизведанное рядом: Опыты и эксперименты для дошкольников / Под ред. О. В. Дыбиной. – 2-е изд., М.: ТЦ Сфера, 2011. – 192 с.

5. Интернет – источники.

     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по экологии "Юный эколог"

Формировать у детей элементы экологического сознания, способность понимать и любить окружающий мир и природу, умеющего жить в относительной гармонии с ней....

Рабочая программа по экологии на 2016-2017 учебный год (старшей группы, возраст детей - 5-6 лет)

Рабочая программа по экологии на 2016-2017 учебный год(старшей группы, возраст детей -  5-6 лет)....

Рабочая программа по экологии для старшей группа «Юный эколог».

Рабочая программа по экологии для старшей группа «Юный эколог». Воспитатель Т. Н. Бабинцева...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по познавательному развитию в подготовительной группе «Юный эколог»

Цель: Формирование представлений детей о взаимосвязи живой и не живой природы; правильного отношения ребенка к окружающей его природе, к себе и людям как части природы. ...

Программа кружка "Юный эколог родного края" (средняя группа)

Программа кружка "Юный эколог родного края" (средняя группа)...

Рабочая программа по экологическому воспитанию в средней группе "Юный эколог"

Экологическое воспитание – это новое направление дошкольной педагогики, которое отличается от традиционного ознакомления детей с природой.При построении системы работы обратили особое вним...