Региональный Компонент
план-конспект занятия (средняя группа)

Зеленская Людмила Николаевна

Все дошкольные образовательные учреждения г. Рязани в той или иной степени реализуют в педагогическом процессе региональный компонент содержания дошкольного образования, но чаще всего эта работа носит эпизодический характер, отсутствует научное обоснование в разработке такого содержания, неполно используется развивающий и воспитательный потенциал природной и социокультурной среды региона. Как показало интервьюирование педагогов дошкольных образовательных учреждений (ДОУ), в условиях реализации ФГОС ДО проблема разработки содержания регионального компонента дошкольного образования и включение его в основную образовательную программу (ООП) приобрела особо острый характер.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл regionalnyy_komponent.docx35.58 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ - ДЕТСКИЙ САД № 13

ОПЫТ РАБОТЫ

на тему

«Региональный компонент в системе работы педагога ДОУ»

Подготовил:

воспитатель

Зеленская Л.

2018 год

Региональный компонент в системе работы педагога ДОУ

Все дошкольные образовательные учреждения г. Рязани в той или иной степени реализуют в педагогическом процессе региональный компонент содержания дошкольного образования, но чаще всего эта работа носит эпизодический характер, отсутствует научное обоснование в разработке такого содержания, неполно используется развивающий и воспитательный потенциал природной и социокультурной среды региона. Как показало интервьюирование педагогов дошкольных образовательных учреждений (ДОУ), в условиях реализации ФГОС ДО проблема разработки содержания регионального компонента дошкольного образования и включение его в основную образовательную программу (ООП) приобрела особо острый характер.

Вместе с тем, методически ценным является опыт отдельных ДОУ, в которых проводилась опытно-экспериментальная работа по внедрению в содержание дошкольного образования краеведческих материалов. Мы предположили, что более детальная системная разработка регионального компонента, безусловно, позволит усилить воспитательную направленность содержания образования, формировать у детей любовь к родному краю, бережное отношение к культурному достоянию города, создать предпосылки для более успешной учебной деятельности детей в школе, а также способствовать художественно-эстетическому развитию личности. В целом это положит основу формирования ребенка как гражданина своего города, своей страны.

В соответствии с ФГОС основная общеобразовательная программа дошкольного учреждения состоит из двух частей – обязательной и части, формируемой участникам. Среди направленной образовательной программы  дошкольного учреждения важное место занимает региональный компонент.

Региональный компонент – это часть содержания предметов базисного плана, включающих материалы о регионе.

Национально-региональный компонент  (родная природа, культурное наследие — памятники архитектуры, искусства, декоративно-прикладного искусства, художественно-ремесленные традиции, язык, обряды, фольклор, народные игры и др.) в дошкольном бразовании помогает детям ощутить и сознать свою принадлежность к своей «Малой Родине», к своему дому, воспринимая всю полноту ближайшего окружения, усваивая при этом общечеловеческие и национальные ценности в духовном, материальном и морально-эстетическом плане.

Дошкольный возраст – важнейший период становления личности, в течение которого формируются предпосылки гражданских качеств, представление о человеке, обществе, культуре.

Задача современного дошкольного образования — заложить нравственные основы в детях, которые сделают их более устойчивыми к нежелательному влиянию, посеять и взрастить в детской душе семена любви к родному дому, к истории родного края, созданной трудом родных и близких людей, тех, кого зовут соотечественниками.

Необходимо вести работу по формированию у ребенка чувства любви к Родине, воспитания у него эмоционально-положительного отношения к тем местам, где он родился и живет; развивать умение видеть и понимать красоту окружающей жизни; желание узнать больше об особенностях природы и истории родного края. И поэтому реализация регионального компонента является важнейшей составляющей современного образования.

Практика показывает, что краеведение имеет большое значение в воспитании патриотических чувств дошкольников, в развитии их интеллектуального и творческого потенциала, в расширении кругозора.

Коллектив детского сада определил, что, именно внедрение регионального компонента, то есть, такого направления как «Краеведение», будет определять содержание вариативной части Образовательной программы ДОУ, формируемой участниками образовательного процесса.

На протяжении года осуществлялась опытно-экспериментальная работа, направленная на реализацию в педагогическом процессе содержания регионального компонента образования (на материале г. Рязани и Рязанской области) (опытная база – ДОУ № 13 г. Рязани) и на решение задач нравственно-патриотического воспитания дошкольников средствами регионального компонента содержания образования при условии взаимодействия семьи и детского сада.

Актуальность разработки и включения данного направления в воспитательно-образовательный процесс ДОУ заключается в том, что в период обновления дошкольного образования, значительно возрастает роль народной культуры как источника развития творческого потенциала детей и взрослых, их нравственно-патриотического воспитания.

В проведенной нами опытно-экспериментальной работе «региональный компонент» содержания дошкольного образования рассматривается как система, включающая в себя комплекс демографических, климатических, социально-экономических, а также экологических, исторических и культурных структурных элементов, связанных между собой региональными характеристиками, отраженными в образовательном процессе дошкольных учреждений, и направленными на сохранение и развитие единого образовательного пространства.

Введение регионального компонента направлено на решение следующих задач: развитие вариативности общеобразовательных программ и образовательных услуг на территории РФ; обновление содержания дошкольного образования; овладение детьми знаниями в области экологии, истории и культуры своего региона; воспитание основ патриотизма и чувства гражданственности у подрастающего поколения. На научно-теоретическом уровне следует отметить, что основу процесса реализации регионального компонента содержания дошкольного образования составляет задача определения оптимального соотношения федерального и регионального компонентов (В.М. Петровичев, В.К. Шаповалов, Г.В. Ушамирская).

Многие вопросы теории и практики этнопедагогического воспитания детей нашли отражение в ставших классическими работах И.Г. Песталоцци, Я.А. Коменского, К.Д. Ушинского, А.С. Макаренко, С.Т. Шацкого, В.А. Сухомлинского.

В трудах Б.Г. Ананьева, Л.С. Выготского, С.Л. Рубинштейна, А.М. Леонтьева, Д.Б. Эльконина рассматриваются вопросы освоения личностью содержания национальной культуры, доказывая, что процесс приобщения к культуре уже в дошкольном возрасте идет через присвоение общественно-исторического опыта, воплощенного в материальных и духовных ценностях, осваивается в активной созидательной деятельности. При отборе содержания регионального компонента дошкольного образования мы опирались разработанную отечественными исследователями систему принципов образования, среди которых стержневым является универсальный принцип социокультурного соответствия образования, выраженный двумя принципами – культуросообразности и природосообразности.

Эти принципы традиционно выражали требование строить образование, сообразуясь с природой, внутренней организацией, задатками ребенка, а также с законами окружающей ребенка природной и социальной среды (Я.А. Коменский, Ж.Ж. Руссо, И.Г. Песталоцци, К.Д. Ушинский, Л.Н. Толстой и др.). В настоящее время соответствие образования природе ребенка, степени созревания организма регулируется принципом развивающего и воспитывающего обучения, а законы и закономерности природной и социальной среды отражаются в требовании соответствия направленности и содержания образования содержанию культуры (В.И. Загвязинский, В.В. Краевский, А.В. Хуторской и др.).

Универсальный принцип социокультурного соответствия образования отражается в специфическом принципе связи содержания образования с жизнью, выдвинутом специалистом в области разработки содержания дошкольного образования Е.А. Флериной.

Этот принцип требует при разработке содержания образовательной программы учета региональных особенностей: максимально возможного (в соответствии с возрастными особенностями дошкольников) отражения в содержании образования особенностей местной природы, социальной жизни.

Цель нашего эксперимента заключалась в разработке и систематизации содержания регионального компонента содержания образовательной программы (на материале г. Рязани и Рязанской области), форм и методов реализации этого содержания в педагогическом процессе ДОУ.

Концепция программы включает в себя следующие положения гипотезы: Разработка регионального компонента содержания образовательной программы в ДОУ (на материале г. Рязани и Рязанской области) будет эффективной, если: определено его гармоничное соотношение с содержанием федерального компонента; он рассматривается как система, включающая в себя комплекс демографических, климатических, социально-экономических, исторических и культурных структурных элементов, связанных между собой региональными характеристиками; материал содержания расположен концентрически от одной возрастной группы к другой, постепенно усложняясь; будет обеспечиваться деятельностный характер его усвоения.

Нами были использованы следующие методы исследования: изучение научнометодической литературы, педагогический эксперимент, мониторинговые исследования (тестирование, наблюдение образовательного процесса) критерии и уровни, которые ориентированы на усвоение системы представлений (знаний) детей о Рязанском крае и г. Рязани, математическая обработка, интерпретация данных.

В качестве ориентира в разработке диагностики служат критерии и показатели сформированности представлений об объектах окружающего мира у дошкольников, разработанные и апробированные С.А. Козловой, С.Н. Николаевой, А.Ж. Овчинниковой. В ходе работы в условиях эксперимента ежемесячно проводились заседания творческой группы, на которых решались вопросы разработки методики эксперимента, текущего и этапного контроля воспитательно-образовательного процесса в экспериментальной группе и оперативная коррекция его программы, создания материально-технической базы эксперимента, подбора методической литературы по ознакомлению дошкольников с региональными особенностями родного края, разработке проектов, сценариев праздников, развлечений, досугов, внеплановых мероприятий для детей старшей группы, разработке анкеты для родителей по ознакомлению дошкольников с особенностями родного края в условиях семьи, открытому просмотру непосредственной образовательной деятельности (НОД), систематизации имеющегося материала для методического пособия, методических рекомендаций, видеоматериалов.

Перспективное планирование для детей старшей группы по реализации содержания регионального компонента образовательной программы (на материале г. Рязани и Рязанской области) в педагогическом процессе ДОУ содержало 3 раздела:

Раздел № 1 «Мой мир» (дошкольник и его ближайшее окружение) включает в себя формирование основ семейного воспитания, развития межличностных отношений в детском коллективе, знакомство с трудом взрослых в семье и многообразием профессий, обеспечивающих разные потребности людей.

Раздел № 2 «Моя малая Родина» (дошкольник и Рязанский край) включает знакомство с Рязанским краем и его природными богатствами, расширение знаний о городе Рязани, его символике, истории, достопримечательностях, экологии и природоохранной деятельности. Раздел «Моя малая Родина» представлен несколько шире и глубже, чем два других раздела.

Раздел № 3 «Мое Отечество» (дошкольник и родная страна) включает знакомство с родной страной, ее богатствами и символикой, даются сведения о правительстве нашего государства, о борьбе русского народа с различными захватчиками, о людях, прославивших страну своими подвигами, о культуре и традициях русского народа.

 Региональный компонент содержания образования реализовался через все направления основной образовательной деятельности в ДОУ: в ходе занятий, НОД, в процессе режимных моментов с использованием разнообразных форм работы: проектной деятельности, бесед, чтения произведений детской художественной литературы, проведения развлечений, викторин, игр, праздников, драматизаций и т.д. по ознакомлению с историей города, достопримечательностями и традициями родного края, бытом народа, его фольклором, играми, природой, животным и растительным миром.

У детей формировались представления о символике города Рязани, о творчестве поэтов, писателей и художников. Просмотр спектаклей, проведение фольклорных и обрядовых праздников («Святки», «Рождество», «Троица», «Масленица») позволяет формировать у детей знания о родном городе, о творческих людях и коллективах, воспитывать в них чувство любви и гордости.

В ДОУ сложились определенные традиции: ежегодное проведение Дня матери в ноябре, Дня отца в феврале, Дня города в июле, Дня Российского флага в августе, Дня семьи в мае и др.

Для воспитателей ДОУ регулярно проводились семинары, семинары-практикумы и мастер классы (например, мастер-класс на тему: «Реализация принципа сезонности в содержании регионального компонента» по изготовлению региональной народной куклы- «веснянки»).

Итогом проведенной работы явилась программа «Родничок».

Второй проект был направлен на разработку совместных мероприятий дошкольного учреждения и семьи в решении задач нравственно-патриотического воспитания детей 4-7 лет на основе регионального компонента содержания дошкольного образования на базе ДОУ №13 г. Рязани. При этом семья ребенка являлась ключевым звеном направления нравственно-патриотического воспитания детей, а также в свете новой концепции взаимодействия семьи и дошкольного учреждения, сформулированной в ФГОС ДО, в основе которой лежит идея о том, что за воспитание детей несут ответственность родители, а все другие социальные институты призваны помочь, поддержать и дополнить их воспитательную работу, воспитание у детей патриотических чувств необходимо осуществлять в тесной связи с родителями, семьей. Формирование патриотических чувств эффективно, если детский сад устанавливает тесную связь с семьёй.

Необходимость подключения семьи к процессу ознакомления дошкольников с социальным окружением объясняется особыми педагогическими возможностями, которыми обладает семья и которые не может заменить дошкольное учреждение: любовь и привязанность к детям, эмоционально-нравственная насыщенность отношений, их общественная, а не эгоистическая направленность и др. Всё это создаёт благоприятные условия для воспитания высших нравственных чувств. Детский сад в своей работе с семьёй должен опираться на родителей не только как на помощников детского учреждения, а как на равноправных участников формирования детской личности. Взаимодействие семьи и дошкольного образовательного учреждения необходимо осуществлять на основе принципа единства координации усилий ДОУ, семьи и общественности, принципе совместной деятельности воспитателей и семьи, действовали сообща, предъявляя воспитанникам согласованные требования, шли рука об руку, помогая друг другу, дополняя и усиливая педагогическое воздействие.

В нравственно-патриотическом воспитании особенное значение имеет пример взрослых, близких людей. На конкретных примерах, фактах из жизни членов семьи необходимо проводить работу по ознакомлению с родным краем, начиная с того, что принято назвать «малой Родиной» и постепенно переходя к таким категориям как Отечество, «долг перед Родиной» и т.д. Знакомство дошкольников с родным городом является непростой задачей, потому что маленькому ребенку трудно представить устройство большого города, историю его возникновения, достопримечательности. Работа ведется последовательно, от более близкого, знакомого (семья, детский сад, микрорайон), к более сложному – город, страна.

Основой формирования у детей социального опыта, воспитания привязанности к близким людям является работа по ознакомлению с традициями семей воспитанников. В процессе работы у ребенка постепенно складывается образ собственного дома с его укладом, традициями, стилем взаимоотношений. Это чувство «родительского дома» является основой любви к Родине.

В современные программы и пособия по ознакомлению детей дошкольного возраста с окружающим миром, по нравственно-патриотическому воспитанию включены разделы, посвященные знакомству старших дошкольников со своей родословной.

Следует подчеркнуть, что в настоящее время выходит достаточно много методической литературы по данному вопросу. Зачастую в ней освещаются лишь отдельные стороны нравственно-патриотического воспитания детей в конкретных видах деятельности и нет стройной системы, отражающей всю полноту данного вопроса. Видимо, это закономерно, поскольку чувство патриотизма многогранно по содержанию. Это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, и ощущение своей неразрывности с окружающим миром, и желание сохранять и приумножить богатство своей страны.

 Назовем лишь наиболее известные из них: программа ознакомления с социальным миром «Я – человек» С.А. Козловой, программа приобщения к традиционной отечественной культуре «Наследие» М.Ю. Новицкой, Е.В. Соловьевой, педагогическая технология «Открой себя» Е.В. Рылеевой.

Методология ознакомления дошкольников с родным городом основывалась на следующих научных подходах:

на системном подходе, представленном на разных уровнях:

окружающий мир – как система взаимодействия человека с миром природы, с социальным миром и предметным миром;

усвоение существенных взаимосвязей между явлениями окружающего мира, наглядно представленных в виде особенностей природного и культурного ландшафта (системообразующий фактор –деятельность человека);

усвоение детьми системных знаний о социальных явлениях, служащих предпосылкой для формирования представлений о родном городе;

на диалектическом подходе, обеспечивающем формирование у детей начальных форм диалектического рассмотрения и анализа социальных явлений в их движении, изменении и развитии, в их взаимосвязях и взаимопереходах (Н.Н. Поддьяков, Н.Е. Веракса).

У дошкольников развивается общее представление о том, что любой объект, любое явление имеет свое прошлое, настоящее и будущее. Это особенно важно, когда даются знания исторического характера, отражающие взаимосвязь культур в разные исторические эпохи. Важной основой нашей работы является также опора на культурологический подход, подчеркивающий ценность уникальности пути развития каждого региона (своего родного края). В связи с этим были определены функции дошкольного образовательного учреждения: с одной стороны, своеобразного «педагогического фильтра», способствующего отбору, коррекции передаваемой информации, с другой – хранителя культуры, способного транслировать «правильные» культурные образцы подрастающему поколению. Это нашло отражение как в создании предметно-развивающей среды, так и в содержании работы с детьми.

В целях диагностики на основе исследований С.А. Козловой были разработаны показатели и уровни нравственно-патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста с учетом логики формирования нравственных качеств: знания о малой и большой родине (о семье, дошкольном учреждении, о природной и социальной среде города, о достопримечательностях, о профессиях людей в городе, о народных промыслах и искусстве прошлого и настоящего), положительное отношение к родному городу, формирование относительно устойчивых чувств к родному городу.

Диапазон объектов, с которыми знакомят дошкольников, постепенно расширяется – это район и город в целом, его достопримечательности, исторические места и памятники. Детям объясняют, в честь кого они воздвигнуты. Старший дошкольник должен знать название своего города, своей улицы, прилегающих к ней улиц, а также в честь кого они названы. Ему объясняют, что у каждого человека есть родной дом и город, где он родился и живет. Для этого необходимы экскурсии по городу, на природу, наблюдения за трудом взрослых, где каждый ребенок начинает осознавать, что труд объединяет людей, требует от них слаженности, взаимопомощи, знания своего дела. И здесь большое значение приобретает знакомство детей с народными промыслами края, народными умельцами. Особенно ценным является участие родителей и других близких родственниках в этих экскурсиях, это придает знаниям о родном городе актуальность и непосредственность.

При ознакомлении с историей малой родиной, прежде всего, должна быть организована поисковая деятельность: дети могут расспросить своих родителей, дедушек и бабушек об истории названия микрорайона, улицы, на которой они живут.

Взрослые делятся с ребятами знаниями об известных людях микрорайона, на специальных занятиях дети могут обменяться полученной информацией, предлагать свои версии об истории некоторых названий. Рассматривание документов и фотографий, представленных в музее детского сада, способствует уточнению и дополнению знаний детей. В результате данной работы вырастает познавательный интерес к истории г. Рязани, уважение к знаменитым землякам. Нами использовались разнообразные формы взаимодействия с родителями: совместное создание фотоальбомов, газет или статей с историей дома, в котором живет ребенок и его близкие, макета улицы, составленный из макетов домов детей, совместные прогулки по улицам, с последующим составлением фотогазеты-отчета о прогулке, тематические родительские собрания, родительская гостиная и т.д

Разработка и реализация регионального компонента содержания дошкольного образования в воспитательно-образовательный процесс способствует, повышению качества образования в дошкольном учреждении. Этот опыт может широко использоваться и в других дошкольных образовательных учреждениях г. Рязани, и, безусловно, требует дальнейшего обогащения содержания.

ВЫВОД: Специфика организации работы по проектированию регионального компонента в содержании работы нашего ДОУ заключалась в том, что в этот процесс были включены и дети, и педагоги, и родители. В результате этой работы в детском саду накоплен большой опыт по реализации задач краеведческого характер. Если есть желание можем поделиться материалами по краеведению в электронном виде.

Спасибо за внимание!

ЛИТЕРАТУРА

  1. Алешина Н.В. Знакомство с родным городом и страной (патриотическое воспитание) [Текст]: конспекты занятий / Н.В. Алешина – М.: УЦ «Перспектива», 2011. – 296с.
  2. Жуковская Р.И. Родной край [Текст] / Р.И. Жуковская, Н.Ф. Виноградова, С.А. Козлова; под ред. С.А. Козловой. - М.: Просвещение, 1990. - 208 с.
  3. Кондрыкинская Л.А. С чего начинается Родина? Методические рекомендации. [Текст]: Опыт работы по патриотическому воспитанию в ДОУ / Л.А. Кондрыкинская – М.: ТЦ Сфера, 2005. – 192с.
  4. Князева О.Л., Маханева М.Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры. -  СПб, 1998. – 129 с.
  5. Козлова С.А., Нравственное и трудовое воспитание дошкольников Текст./ С.А. Козлова, Н.К. Ледовских, В.Д. Калишенко.− М.:Академия, 2003. – 192 с.
  6. Логинова Л.В. Что может герб нам рассказать… Нетрадиционные формы работы с дошкольниками по патриотическому воспитанию [Текст] / Л.В. Логинова – М.: Скрипторий, 2008. – 67 с.
  7. Рыбалкова И. Ознакомление с родным городом как средство патриотического воспитания[Текст] // Дошкольное воспитание. – 2013. -  № 6. С. 45 – 55.
  8. Якушева Т. А. Воспитание гражданско-патриотических чувств у ребёнка старшего дошкольного возраста. // Дошкольная педагогика. -  2017. - № 6. – С. 26-33.
  9. Шумина Е.В. Качество дошкольного образования - региональный аспект. //Воспитание и обучение детей младшего возраста. - 2016. - № 5. - С. 997-1001.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

из опыта работы по использованию регионального компонента

данный материал предназначен для воспитателей детских садов по примению в работе регионального компонента...

из опыта работы по практическому применению регионального компонента

данная разработка содержит теоритический и практический материал (2 конспекта занятия) по применению регионального компонента (ознакомление с Кубанью)...

значение регионального компонента в ознакомлении детей с историей родного края

Одной из основных задач воспитания дошкольников является воспитание у них любви к Родине,родному краю....

Региональный компонент в дошкольном образовании республики Татарстан

региональный компонент в дошкольном образовании республики Татарстан...

Перспективный план по региональному компоненту и компоненту ДОУ

Перспективный план по региональному компоненту и компоненту ДОУ.Внедрние национального компонента в музыкальном воспитании в соотвествии с требованиями ФГОС....