История возникновения герба Челябинской области
консультация (старшая группа)

попова марина васильевна воспитатель

Своим появлением герб обязан историку и государственному деятелю В.Н.Татищеву

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 5_istoriya_voznikonovenie_gerba._konsultatsiya.doc90 КБ

Предварительный просмотр:

История Российского герба.

Герб – это своеобразная шкатулка с секретом, и если подобрать ключик, можно узнать много нового, интересного, о том месте, где живут люди, выяснить, чем они занимаются. Герб это маленькая ёмкая картинка. Они прочно вошли в обиход к концу XII века. Причиной их распространения стали крестовые походы с их битвами невиданного доселе масштаба. Отличительные рисунки на щитах помогали воинам узнавать противника на далеком расстоянии, отличать соратников от врагов.

Сам обычай создавать отличительные картинки родился не на пустом месте. Еще до крестовых походов древние народы выбирали себе символы-тотемы в качестве отличительных знаков. Однако именно рыцарские походы положили начало созданию особой геральдической символики, понятной многим больше, чем обыкновенная грамота, если учесть, что далеко не каждый в ту эпоху мог похвастаться тем, что знает грамоту.

В эпоху крестовых походов рисунки-символы стали подбираться так, чтобы был в них определенный смысл, связанный с личностью или жизненными вехами каждого из носителей герба. Такими символами на своих гербах люди гордились и многие века спустя. Они указывали на древность рода и героические деяния предков.

В последствие этих рисунков – символов появилось так много, что пришлось их упорядочить и даже установить специальные правила. А раз появились правила, то родилась и специальная дисциплина, их регулирующая – геральдика.

Геральдика – наука о гербах. Так кратко можно характеризовать эту историческую дисциплину. Однако значение геральдики выходит за рамки простого изучения гербов – она является также основополагающим источником правил использования так называемых геральдических символов. В частности, кроме гербов, геральдика отвечает также и за эмблемы, флаги, вымпелы и прочие знаки отличия кроме современных военных знаков. К геральдическим знакам относятся и символы государственной власти – герб и флаг.

Геральдические традиции начали зарождаться в Европе после Первого Крестового похода. Тогда, на заре эпох, возникла насущная проблема: опознать рыцаря в доспехах было невозможно, а участники похода из разных стран часто не знали друг друга в лицо. Дабы избежать путаницы, многие дворяне стали наносить на щиты и доспехи различные символы, позже сформировавшиеся в гербы. Постепенно различные сочетания символов на гербах сформировались в особый язык, где каждый символ был наполнен смыслом и имел определенное значение.

К началу Второго Крестового похода геральдика приобрела окончательные очертания, а гербы на щитах рыцарей стали вполне привычным делом. Европейские дворяне были к тому времени весьма сведущи в геральдическом языке и без труда определяли рыцаря по родовому гербу. Сегодня большинство фамильных гербов имеет миндалевидную форму, повторяющую форму старинного щита, с которым отправлялись в походы родоначальники древних фамилий.

Было две главные причины появления гербов. Первая из них связана с повсеместным введением рыцарского шлема с закрытым забралом, т.е. особенностью средневековых военных доспехов, скрывавших лица воинов во время военных действий и турниров.

Вторая причина появления гербов связана с общим развитием цивилизации в Западной Европе XII в., с развитием социальных процессов в средневековом обществе. Гербы были призваны четко обозначать место их обладателя, его сословие (отличие), профессиональную принадлежность, право на владение землей, положение внутри господствующего класса.

Массовость употребления гербов вызвала к жизни потребность в лицах, специально занимавшихся геральдикой. Ими стали представители сеньоров – герольды. Они ведали церемонией турниров, составлением гербов, дипломатическими переговорами, обменом пленными.

Сначала герольды на память знали, кому принадлежит каждая гербовая эмблема. Но со временем гербов становилось все больше, и они становились более сложными. Стало невозможно держать в памяти такое большое количество информации. Тогда стали появляться трактаты и справочники о гербах, в первую очередь - в странах, где геральдика играла заметную роль в общественной и политической жизни.

Герб семьи, рода, фамильный, гражданский герб – это все синонимы.

Герб семьи - это удачный выбор, чтобы отразить вас, ваши достижения, семейные ценности. Ваш личный герб – это ваш след в истории.

Российская геральдика – также искусство, которое развивалось много веков, а сейчас переживает свое возрождение после почти 100 лет забвения.

Об эмблемах и гербах в России было известно задолго до развития отечественного герботворчества, основанного на правилах теоретической геральдики. Последнее доказывается появлением на государственной печати Ивана III эмблем государственного герба с изображением 22 городских эмблем. На государственной печати Ивана IV- 33 городских эмблем, выполненных в 1672 г. В «Титулярнике» царя Алексея Михайловича- наличием родовых гербов. В конце XVII в.- у некоторых представителей  родов, имеющих родственные связи за границей.

Когда же в России появились гербы?

 Государственный герб – это символика государства, изображаемая на печатях, монетах, бумажных денежных знаках, документах, знаменах, правительственных учреждениях, предметах и т. д.

Эмблему российского герба составили всадник, поражающий змия, и двуглавый орел. Отдельные элементы этого герба складывались постепенно.

 Всадник первоначально появился на печатях и монетах московских князей в конце XIII-XV в. и трактовался как светский воин, в котором современники видели прежде всего князя – защитника Русской земли. В официальном объяснении государственного герба, данного при царе Алексее Михайловиче, изображение всадника на коне истолковывалось как изображение царского наследника, побеждающего врага.

Трактовка эмблемы всадника, как святого Георгия Победоносца, появляется при Петре I, который называл его «Святым Егорием». Возможно, это было связано с популярностью святого Георгия Победоносца как покровителя воинов.

Изображение змия на печатях появилось давно. Причем до Ивана III оно довольно часто давалось в совокупности со святым Федором, колющим змия, в композиции «Чудо о змии». Только начиная с Ивана III «змий» стал даваться в композиции со светским всадником-князем, его поражающим. Такое сочетание не было случайным. Иван III, при котором произошло свержение монголо-татарского ига и образование Российского централизованного государства, видел в «змие» зло, в какой бы форме оно ни выражалось: в виде внешнего врага или в виде княжеских усобиц, раздирающих Русскую землю изнутри. Поражение князем-защитником этого зла символически подчеркивало значимость акта централизации и особую роль в этом процессе московского великого князя.

Со времени Ивана III на государственной печати появилось еще одно изображение – двуглавый орел. Это было связано с женитьбой в 1472 г. Ивана III на византийской принцессе Зое (Софье) Фоминишне Палеолог- племяннице последнего византийского императора, наследовавшей двуглавого орла, которого Иван III Васильевич принял «за государственный герб». Так же, появление двуглавого орла в государственном гербе стали объяснять контактами России с императорами Священной Римской империи из дома Габсбургов и с южнославянским влиянием. Иван III взял в качестве государственной эмблемы двуглавого орла, подчеркивая родство и равенство русских государей с правителями западных держав.

Самым ранним памятником, на котором изображены государственные эмблемы России, является двусторонняя восковая печать, скрепляющая грамоту Ивана III волоцким князьям 1497 г. На лицевой ее стороне помещено изображение всадника, поражающего копьем змия, и круговая надпись.

Первое официальное описание государственного герба, сделанное в соответствии с основными правилами геральдики, относится к 1667 г.

На большой государственной печати 1698/99 г. всадник изображен на центре двуглавого орла, на его груди. На крыльях и вокруг орла помещались, печати царств и столиц княжеств, включенных в полный царский титул.

В 1722 г. в истории русской геральдики произошло важное событие. Указом Петра I при Сенате была образована Герольдмейстерская контора, задачей которой было составление гербов по правилам теоретической геральдики. Первым герольдмейстером был назначен Степан Андреевич Колычев. Его помощником в составлении гербов стал итальянец граф Франциско Санти, получивший образование во Франции.

Прежде всего, Санти упорядочил, в соответствии с правилами геральдики государственную символику, описав, согласно геральдическим канонам, российский государственный герб, введя в него соответственные «колоры», т.е. цвета (финифти), металлы, принятые в геральдике.

При Петре на крыльях орла стали даваться изображения 6 гербовых щитов – эмблем великокняжеских столиц и царств. При Екатерине II – 6 щитов с эмблемами провинций. При Павле I в 1797 г. двуглавый орел государственного герба был дополнен мальтийским крестом. Указом императора Александра I от 26 апреля 1801 г. был восстановлен прежний герб без мальтийского креста. При Николае I в правой лапе орла появились громовые стрелы и факел, а в левой – лавровый венец.

В 1856 г. при императоре Александре II было внесено новшество в гербовую фигуру святого Георгия Победоносца, который был повернут в правую геральдическую сторону.

В 1882—1883 гг. были утверждены Большой, Средний и Малый государственный гербы.

Большой государственный герб был очень насыщен различными деталями. В центре, на щите, помещался двуглавый орел, коронованный тремя коронами. В лапах у орла были скипетр и держава. На груди орла - святой Георгий Победоносец. Щит был увенчан шлемом святого великого князя Александра Невского. Вокруг щита изображалась цепь ордена святого апостола Андрея Первозванного. Щитодержателями были святой архистратиг Михаил и архангел Гавриил. Над шлемом Александра Невского была сень, коронованная, с девизом «С нами Бог!» и подложенная горностаем. Над сенью возникала государственная хоругвь с изображением Среднего государственного герба.

Вокруг главного щита располагались гербы царств:

  • Казанского (дракон),
  • Астраханского (корона и восточный меч),
  •  Польского (коронованный орел),
  • Сибирского (два соболя, стоящих на задних лапах),
  • Херсонеса Таврического (двуглавый орел),
  • Грузинского (святой Георгий Победоносец) с гербами Иверии, Карталинии, Кабарды,
  • Армении, черкасских и горских князей.

Кроме того, герб украшали щиты соединенных гербов великих княжеств:

  • Киевского (святой архистратиг Михаил),
  • Владимирского (львиный леопард),
  • Новгородского (медведи, поддерживающие кресло);
  •  герб Великого княжества Финляндского (коронованный лев с мячом). Внизу главного щита помещался родовой герб Романовых.

Над сенью размещались щиты соединенных гербов княжеств и областей Великороссийских:

  • Псковский (барс),
  • Смоленский (пушка с райской птицей),
  • Тверской (трон и корона на нем),
  •  Югорский (две руки, выходящие из облака).
  • Нижегородский (олень),
  • Рязанский (князь),
  • Ростовский (серебряный олень с золотым ошейником),
  • Ярославский (медведь с секирой),
  • Белозерский (две рыбы),
  • Угорский (лисица).

Щит соединенных гербов и княжеств Юго-Западных: Волынский (крест), Подольский (солнце), Черниговский (орел с крестом).

Щит соединенных гербов княжеств и областей Белорусских и Литовских:

  • Великого княжества Литовского (всадник на серебряном коне с мечом в руке),
  • герб Белостокский (орел и всадник),
  • герб Самогитский (медведь),
  • Полоцкий (всадник на черном коне с мечом в руке),
  • Витебский (серебряный всадник с поднятым мечом и круглым тарчем),
  • Мстиславский (волк).

Щит соединенных гербов областей Прибалтийских:

  • герб Эстляндский (три леопардовых льва),
  •  Лифляндский (гриф с мечом, с вензелем ПВИВ),
  • Курляндский (лев в короне),
  • Смигальский (серебряный олень с герцогскою короной),
  •  Карельский (две руки в латах с поднятыми мечами).

Щит соединенных гербов Северо-Восточных областей:

  • Пермский (идущий медведь с Евангелием на спине),
  • Вятский (рука, держащая лук со стрелой),
  •  Болгарский (агнец с хоругвию),
  • Кондийский (дикий человек и булавой на плече).
  • Герб Туркестанский (единорог).

Средний государственный герб был без государственной хоругви и 6 гербов над сенью (5 щитов соединенных гербов и герба туркестанского).

Малый государственный герб представлял собой двуглавого орла со святым Георгием Победоносцем на груди. На крылья орла были вынесены гербы царств Казанского, Астраханского, Польского, Сибирского, Херсонеса Таврического, Грузинского, соединенных гербов Великих княжеств Киевского, Владимирского, Новгородского; герб Великого княжества Финляндского.

После Февральской революции 1917 г. Временное правительство, считая, что российский герб – двуглавый орел не был гербом Романовых, сохранило его изображение как государственную эмблему. Но орел изображался с опущенными крыльями, без корон, всадника, скипетра, державы. Под орлом в овале изображалось здание Таврического дворца, где заседала Государственная дума.

В 1918 г. стали разрабатывать новый государственный герб. Проект государственной печати предполагал, что герб должен был представлять собой фигурный щит, обрамленный колосьями, на котором помещались серп, молот и меч. При обсуждении решено было убрать из герба изображение меча. Проект был утвержден 19 июня 1918 г. В июле 1918 г. на V Всероссийском съезде Советов был принят государственный герб  РСФСР.

Первый герб СССР, созданный художником И.И. Дубасовым  был утвержден 6 июля 1923г. Дальнейшие частичные изменения в рисунке герба были связаны с изменением числа республик, входящих в СССР, и выражались в изменении числа перехватов ленты с надписями «Пролетарии всех стран, соединяйтесь!»-. Гербы союзных республик, кроме изображения серпа и молота, включали различные изображения, отражающие специфику экономики. Гербами автономных республик являлись гербы союзных республик, в состав которых они входят. Их отличием  служила надпись о принадлежности герба на языке как союзной, так и автономной республики.

Когда СССР прекратил свое существование, вопросы герботворчества вновь приобрели актуальное значение. Практически все республики бывшего СССР создали новую государственную символику.

В 1993 г. указом президента был введен герб Российской Федерации, повторяющий в общих чертах дореволюционный герб Российской империи. Однако закон о государственном гербе России до сих пор не принят.

История возникновения герба Челябинской области

(Консультация для воспитателей)

Современный челябинский герб имеет интересную геральдическую родословную и глубокие исторические корни. Изображенный на гербе верблюд является ровесником города. Своим появлением он обязан выдающемуся государственному деятелю и историку В. Н. Татищеву, который в 1734-1737 годах управлял заводами на Урале.

В 1737 году В. Н. Татищев представил в Сенат два проекта герба созданной им на территории края Исетской провинции. Проекты отличались тем, что на одном из них изображалась прикованная к стене крепости собака, а на другом - привязанный к приколу верблюд. В верхней части татищевских гербов-проектов помещалась татарская корона, а над ней победно возвышались шея и голова опять-таки верблюда. Наряду с воинскими элементами герба это животное, без сомнения, как нельзя лучше символизировало главные цели строительства новых крепостей на юго-востоке - обеспечить надежную защиту экономических интересов России в азиатском регионе, способствовать развитию торговли и хозяйственному освоению новых территорий

Затем герб составлялся  "правящим должность герольдмейстера действительным статским советником Волковым".  Утвержден 8 июня 1782. Поскольку Челябинск в это время относился к Уфимскому наместничеству, в верхней части герба было помещено изображение бегущей куницы – основа элемента уфимского герба, а в нижней части – изображение навьюченного верблюда – символа торгового значения города и того, что "в сей город оных довольно с товарами приводят". В связи с преобразованием Уфимского наместничества в Оренбургскую губернию (1796) в верхней части герба Челябинска вместо бегущей куницы появился герб Оренбурга – 2х главый императорский орел, выходящий из голубой извитой полосы, символизирующей реку Урал, с Андреевским крестом под полосой). Но герб не был утвержден.

Впервые навьюченный верблюд появился на гербе Челябинска 6 июня 1782 года (основан в 1736 году как русская крепость на месте башкирского поселка Селяба-Челяба, отсюда Челябинск). С 1743 года – город Челябинск.  В разные годы входил в Пермское, затем в Уфимское наместничество, с конца XVIII века - в Оренбургскую губернию. Челябинская область была образована в начале 1934 года. Герб 2001 года - первый герб Челябинской области, составленный на основе исторического герба города Челябинска.

Пояснение изображения верблюда в гербе дается уже в описании символа города в 1782 году: "... навьюченный верблюд, в знак того, что в сей город оных довольно с товарами приводят". Через Челябинск проходили торговые пути на юг, в Казахстан, многие районы Азии, где одним из основных транспортных средств был верблюд. Корабль пустыни, как нарекли его в свое время, - выносливое и благородное животное, внушающее почтение и аллегорически показывающее мудрость, долголетие, память, верность, терпение. Историческая земельная корона указывает на статус Челябинской области как субъекта Российской Федерации. Двумя орденами Ленина область была награждена в 1956 и 1970 годах, что говорит о больших ее заслугах.

"Флаг области представляет собой прямоугольное полотнище с соотношением сторон 2: 3 красного цвета с желтой полосой, составляющей 1/6 ширины полотнища, отвлеченной от нижнего края полотнища на 1/6, и несущее посреди полотнища изображение навьюченного белого двугорбого верблюда с желтой поклажей, составляющее 1/2 ширины полотнища

Красный цвет поля герба и флага - цвет жизни, милосердия и любви. Он символизирует мужество, силу, огонь, чувства, красоту, здоровье. Одновременно красный созвучен труду металлургов, машиностроителей, литейщиков, энергетиков, основные технологические процессы которого связаны с тепловыми реакциями. Тем самым подчеркивается, что флаг области представляет один из наиболее развитых в индустриальном отношении регионов страны. Золотой (желтый) цвет означает Уральские горы, уникальную южно-уральскую природу, ее красоту, неисчерпаемое богатство недр области. Серебряный (белый) цвет говорит о благородстве, чистоте, справедливости и великодушии.

В 1743 году Челябинская крепость стала административным центром Исетской провинции, и в ней разместилась провинциальная канцелярия. На государственной печати канцелярии был выполнен герб провинции - на фоне крепостной стены привязанный к ней двугорбый верблюд, по обеим сторонам герба воинское оружие и знамена, а поверх - государственная корона и надпись "Ея императорского величества печать Исецкой или Зауральской провинции".

Административные преобразования последней четверти XVIII века изменили статус Челябинска. В ноябре 1781 года он стал уездным городом и вошел в состав Уфимского наместничества. В июне 1782 года именным указом Челябинску был дарован герб. Из сохранившихся документов сегодня известно, что разрабатывал этот герб действительный статский советник Волков. Как же герб выглядел и какую имел символику?

Он имел традиционную щитообразную форму. В верхней его части помещалась старинная эмблема Уфы: в серебристом поле бегущая куница с распушенным хвостом, символизирующая изобилие зверей и охотничьих угодий края. Изображение куницы помещалось на гербах всех городов, подчинявшихся Уфе, и Челябинск не стал исключением.

Нижнюю половину первого челябинского герба украшал верблюд, только уже навьюченный. В "Полном собрании законов Российской империи" за 1830 год этому дано следующее объяснение: "Навьюченный верблюд в знак того, что оных в сей город довольно с товарами приводят". Таким образом, верблюд символизировал торговлю, которой в то время в основном жил город, а его поднятая голова и устремленный вперед взгляд как бы определяли историческую перспективу Челябинска, его будущую важную роль в российской торговле и экономической жизни страны.

Герб уездного Челябинска был многоцветным, и каждый цвет также являлся символом. Желто-золотой цвет верблюда свидетельствовал о богатстве, бело-серебряный цвет поля (фона) герба означал доброту и спокойствие, зеленый цвет травы под ногами животных - изобилие, а красный цвет куницы и верхней части щита символизировал храбрость.

Первый герб просуществовал до 1917 года. Революционные вихри беспощадно смели всю старую историческую геральдику и символику, родив новую, советскую. На долгие десятилетия возник своеобразный гербовый вакуум. В 1969-1970 годах газета "Вечерний Челябинск" объявила конкурс проектов нового герба города. Одной из лучших была признана работа заслуженного художника РСФСР М. А. Комиссарова, ставшая на какое-то время эмблемой Челябинска. Вновь вопрос о гербе Челябинска был поднят в связи с 250-летием города. Был объявлен очередной конкурс, в котором предпочтение получил вариант герба московского художника В. А. Кейдана. На традиционном щите помещались верблюд, шестерня, ковш для разливки стали и книга - символы производственного и научного потенциала города. Был даже выпущен значок с новым художественным символом, который, однако, официально нигде не утверждался и поэтому называться историческим гербом не может.

Нынешний официальный челябинский герб, как и его первый предшественник, является талантливым олицетворением истории города. Прошла уже не одна сотня лет с момента утверждения первого герба, но трудяга-верблюд с эмблемы города не исчез. Он остался главным характерным символом Челябинска - города-труженика, украшая его современный герб и продолжая олицетворять его историю.

Во второй половине XVIII века началось активное формирование горно-заводской зоны Южного Урала: закладываются горные заводы, будущие города: Нязепетровск, Касли, Златоуст, Катав-Ивановск, Кыштым, Сатка, Юрюзань, Усть-Катав, Миасс.

В начале XIX века основная часть территории, ныне занимаемая Челябинской областью, входила в Оренбургскую губернию. В середине XIX века в связи с созданием "новой линии" крепостей активно осваиваются оренбургским казачеством степные районы Южного Урала. Возникающим здесь населенным пунктам даются наименования, связанные с местами сражений и побед русских войск: Бреды, Варна, Лейпциг, Фершампенуаз, Бородино, Париж, Чесма и другие.

Челябинская губерния была сформирована в 1919 году в составе Челябинского, Троицкого и Верхнеуральского уездов. В соответствии с постановлением ВЦИК от 3 ноября 1923 года была создана Уральская область с центром в Екатеринбурге в составе 15 округов, среди которых были Челябинский, Златоустовский, Верхнеуральский и Троицкий.

Челябинская область была образована 17 января 1934 года в результате разукрупнения Уральской области. В дальнейшем площадь области неоднократно изменялась.

Время шло, а герба у Челябинской области не было. И пустоту заполнил очередной неутвержденный герб, составленный директором творческого объединения "Каменный пояс", членом жюри по созданию официальных символов Челябинской области Владимиром Богдановским, и воспроизводившийся на представительской продукции Челябинской области (папки, календари, бланки и пр.)  

В современное время история герба Челябинска была утрачен. Для рекламных и пропагандистских целей было создано несколько эмблем города, из которых наиболее известна эмблема, созданная к 250-летию Чел. В связи с выходом Указа президента РФ от 30 ноября 1993, запретившего использование государственного герба на муниципальном уровне, повсеместно началось создание и восстановление городских гербов с приданием им юридического статуса. 13 сент. 1994 глава города В. М. Тарасов издал пост. "О восстановлении исторического герба г. Челябинска". В соответствии с ним на основе исторического герба города и герба Исетской провинции был создан новый проект Челябинского герба (авт. В. А. Крюков, худ. А. В. Старцев). Этот вариант активно использовался в дни празднования 260-летия Чел. (1996). Но его регистрация в Государственной герольдии при президенте РФ (в 1997–98) не прошла из-за "множества существенных геральдических и геральдико-правовых недочетов".


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План–конспект непосредственно–образовательной деятельности в старшей группе в рамках образовательной области «Познание» «ИСТОРИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ПОСЁЛКА ПСЕБАЙ»

План–конспект непосредственно–образовательной деятельности в  старшей группе в рамках образовательной области «Познание» «ИСТОРИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ПОСЁЛКА ПСЕБАЙ»...

Конспект образовательной деятельности по реализации образовательной области «Познание» Формирование целостной картины мира» на тему: «История возникновения денег» подготовительная к школе группа

Конспект образовательной деятельности по реализации образовательной области «Познание» Формирование целостной картины мира» на тему: «История возникновения денег» разработан для детей подготовительной...

Частушка Воронежской области (История возникновения жанра).

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА      «ЧАСТУШКА         ВОРОНЕЖСКОЙ ОБЛАСТИ»    (история возникновения жанра)...

Конспект ООД по теме: (история возникновения города) «Родной мой Нижневартовск» (из истории возникновения города)

Конспект ООД по теме:  (история возникновения города) «Родной мой Нижневартовск» (из истории возникновения города)...

Конспект нод для кружковой работы «Куклы путешествуют. История возникновения игрушек в древней Руси и история возникновения игр у наших предков». Для воспитанников старшей группы

Образовательные задачи: Продолжать знакомить детей с творением народных рук – народной игрушкой. Показать ее разнообразие через материал, роспись, характер; подвести к пониманию того, что л...

Договор о сотрудничестве МКДОУ «Детский сад комбинированного вида №4» г. Аши Челябинской области и МКОУ «СОШ №4 имени героя России Конопелькина Евгения Николаевича» г. Аши Челябинской области

Договоро сотрудничестве МКДОУ «Детский сад комбинированного вида №4» г. Аши Челябинской области и МКОУ «СОШ №4 имени героя России Конопелькина Евгения Николаевича» г. Аши Челяб...