Частушка Воронежской области (История возникновения жанра).
методическая разработка на тему

Корнюшина Татьяна Викторовна

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

 

     «ЧАСТУШКА

         ВОРОНЕЖСКОЙ ОБЛАСТИ»

   (история возникновения жанра)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Воспитатель:

Корнюшина Т.В.

 

 

 

 

В центральных губерниях России жанр частушки возникает в пятидесятые - шестидесятые годы 19 столетия. Со временем количество произведений этого жанра всё более и более растёт. Частушка бытует не только в центральных, но и в других губерниях. К концу 19 - началу 20 века она становится одним из самых популярных видов русского песенного фольклора. Внимательно наблюдавший за современным состоянием народной поэзии этнограф А. Балов, используя известное выражение А.С. Пушкина, в 1902 году писал: «Можно без преувеличения сказать, что «частушка» завоевала симпатии русского народа «от хладных скал до пламенной Колхиды». Однако не следует думать, что частушка в это время была широко распространена повсеместно. В маленьких уездных городах. В пригородных посёлках и «бойких» сёлах на больших дорогах частушки к началу 20 века имели, как правило, уже прочные традиции бытования, а в некоторые отдалённые от культурных и промышленных центров глухие сёла и деревни они ещё только-только проникали. Любопытные сведения по этому вопросу сообщает один из первых собирателей воронежских частушек Ф.И. Поликарпов. В статье «Нижнедевицкая частушка» он свидетельствует, что в селах Березовском и Солдатском Нижнедевицкого уезда частушка появилась в 1904 - 190 годах, а в селе Истобном этого же уезда она стала входить в общее употребление лишь с весны 1908 года.

Необычайный размах частушечное творчество получает после Великой Октябрьской социалистической революции. Немалая заслуга в этом деле принадлежит возникшей и непрестанно развивающейся в советских условиях художественной самодеятельности.

Однако массовый и систематический характер работа по собиранию частушек получает лишь в советское время. Так, в 1921 году A.M. Путинцев публикует ряд частушек, записанных в Воронежской губернии. В 20-30-е годы частушки публикуют в газетах и журналах, появляются сборники, специально посвященные частушкам. В Воронеже издаётся книга «Колхозные частушки», где главной темой является тема колхозного строительства.

В 1945 году в Воронеже выходит сборник В.А.Тонкова «народное творчество в дни великой Отечественной войны», в котором наряду с произведениями других жанров фольклора содержится большое количество частушек. Основной идеей частушек этого времени является идея советского патриотизма. Частушки служили средством мобилизации духовных и физических сил народа на разгром немецкого фашизма.

В послевоенные годы работа по собиранию и изданию частушек ещё более активизируется. Сбором занимаются преподаватели вузов, учителя средних школ, культработники, участники художественной самодеятельности, студенческие коллективы. Частушки публикуются в

газетах и журналах, выходят специальные сборники С.Г. Лазутина «Частушки Воронежской области» (1953) и «Воронежские частушки» (1958).

В специальной литературе высказывалось мнение о необходимости разграничения частушек, созданных в художественной самодеятельности, и частушек, возникших, так сказать, стихийно-фольклорным путём, их практически невозможно отделить друг от друга, потому что и те, и другие не имеют сколько-нибудь определённых и устойчивых жанровых различий. Да и нет никакой необходимости в разделении этих двух видов: те и другие бытуют в народе на равных правах, осознаются им как единое общенародное художественное достояние.

Частушки очень тесно связаны с жизнью народа. С быстротой газеты они реагируют на самые разнообразные события дня. Их тематика очень разнообразна. Различные стороны мировоззрения народа частушки отражают необычайно полно. Ещё на заре изучения этого нового песенного жанра, хорошо знавший жизнь и поэзию народа Г.И.Успенский совершенно справедливо писал: «Частушки, собранные тысячами, сотнями тысяч, но разработанные соответственно тем сторонам народной жизни, которых они касаются, дали поистине прелестную картину нравственной жизни народа».

Частушки можно классифицировать следующим образом:

-  частушки о старой жизни;

-  частушки о гражданской войне и жизни 20-х годов;

-  частушки о Великой Отечественной войне;

-  частушки послевоенного времени;

-  частушки любовные.

Частушки о старой, то есть дореволюционной, жизни довольно разнообразны по тематике. Они, как в зеркале, отражают самые различные стороны жизни народа, его беды и горькие думы, мечты о лучшей доле и редкие радости в личной жизни. Однако частушка, если можно так сказать, является самым оптимистичным жанром народного творчества, поэтому и в старых частушках нет обычно той безысходной тоски, которая была присуща, например, многим традиционным песням. А если в них говорится о каких-то невзгодах в жизни. То чаще с оттенком юмора, с какой-то особой удалью, свидетельствующей о несломленной душевной силе человека.

Народ веками создавал сказки о поисках Доли. Слагал о ней песни. Мечтал избавиться от Горя. Эта извечная тема традиционного народного творчества нашла своё отражение и в частушках. Но здесь она звучит уже не так мрачно, хотя избавиться от Горя не удаётся и герою частушки. Так, в одной из частушек поётся: - Когда горе, я горюсь, когда радость - веселюсь.

Я от горя в тёмный лес, оглянулся - оно здесь.

Не найдём мы мотивов отчаяния и других частушках, хотя в них тоже говориться о тяжёлой жизни народа, о том, что «Нужда в двери так и прёт», «Мужику совсем беда», «Только хлеба белого мне поесть не удалось», «Сухари да корки, на ногах опорки», «Голодаем, что ни год», «Пришёл на заработки в город, без копейки шёл домой».

Жизнь народа неразрывно связана с трудом. И поэтому не удивительно, что мотивы труда мы нередко находим в частушках. Рассказывается ли в них о чьей-либо тяжелой жизни, говорится ли о любовных переживаниях или положении в чужой семье девушки, выданной насильно замуж, - везде можно найти мотивы труда, картины нелёгкой трудовой жизни народных масс (например, «Я работал и потел: без нужды прожить хотел», «Работаю под землёй, ожидаю смерти», «А у нашей молодой золотые ручки», «Я, молоденька девчонка, и с сохой и с бороной», «Всю работу знаю я: жать, косить, коров доить»)

Основное место в традиционных частушках занимает тема любви и семейной жизни. В них отражаются самые разнообразные чувства и переживания. Можно поражаться необычайной способности жанра в нескольких строчках передавать тончайшие оттенки движения души.

Самостоятельной и очень распространённой в центрально­чернозёмных областях разновидностью любовно-бытовых частушек является так называемые «страдания».

Дореволюционные «страдания», как правило, посвящены темам пюбви. Даже солдатчина характеризуется в них через любовные переживания. От обычных частушек «страдания» отличаются главным образом мелодией, манерой исполнения, более грустными мотивами. По содержанию они часто перекликаются с традиционными любовными частушками, некоторые мотивы являются общими и для частушек, и для «страданий». Например, в частушках поётся:

- Не нужны мне хоромы, избы каменные.

Был бы милый по душе - прожила бы в шалаше. У солдаты провожала, день без памяти лежала. У солдаты проводила, день без памяти ходила. А в «страданиях» эти же мотивы звучат так:

- Мне не нужен дом кирпичный, лишь бы милый симпатичный.
Во солдаты проводила, все деньки в слезах ходила.

В некоторых случаях «страдания» как бы «сжимают» мотив частушки. Берут из него только самое главное, например: На чужой стороне заклюют вороночки,

Заклюют и галочки без родимой мамочки.

Говорила брату: «Не бери богату.

Бери, брат, бедную, круглолицу, белую», находятся в полном соответствии со следующими «страданиями»:

- На чужой, дальней сторонке заклюют галки, воронки.
Говорила, сестра брату: «Не бери, братец, богату».                    

Среди доживших до нашего времени частушек о старой жизни нетрудно выделить частушки, сохранившие приметы историзма, являющиеся своеобразным откликом на различные исторические события. Эти частушки сохранились в памяти старшего поколения. В нихх например, говорится о том, как «стал японец воевать», как милых разлучила «с Германией война», как «государева дума» «о крестьянах-то проект под сукном оставила». В целом ряде частушек нашли отражение и революционные события, назревавшие в стране. В них поётся о прокламациях, забастовках, открытых выступлениях против угнетателей.

После Октября тематика частушек существенно изменяется и расширяется. Одной из центральных тем частушек гражданской войны и 20-х годов становится борьба за Советскую власть, за новую жизнь. Простые труженики хорошо понимают, за что они воюют, и поэтому с готовностью идут «власть Советскую, родную от всех гадов защищать».

Отношение народа к армии коренным образом изменяется. И хотя, как поётся, в частушках, при проводах в красную Армию по установившейся привычке мамаши продолжают ещё «плакать, не ко времени тужить», хотя отдельные старушки и выходят «провожать в армию с иконами», в целом отношение к армии стало другим. Не случайно во многих частушках поётся о стремлении молодёжи служить в рождённой Октябрём армии, о любви девушек к красноармейцам, о Красной Армии, о победах, одержанных в годы гражданской войны.

Октябрьская революция открыла перед молодёжью широкую дорогу к овладению знаниями. Однако новое побеждало не сразу, а порой в борьбе со старыми предрассудками и представлениями старшего поколения. И частушки рассказывают об этом без прикрас. Например, в одной из них говорится:

- Меня мама палкой била, папа по полу волок:
«Вот тебе изба - читальня, вот тебе и уголок!»

Нередко семейные конфликты возникали на почве того, что «комсомольца любить бранит маменька». Но новое все равно побеждало: - В комсомол я записалась, мать ругала день и ночь. А теперь сама созналась: «Молодец ты, моя дочь!»

Борьба за новую жизнь усилила и антирелигиозные мотивы частушек. Если до революции в частушках иногда высмеивались отдельные служители церкви, то теперь главным их мотивом становится протест против религии вообще. И здесь чаще всего конфликт происходит между старшим поколением и молодёжью. Примером может служить следующая частушка:

- Посылала мать говеть, а я начала реветь:
«Не пойду на исповедь себя дурой выставить».

Меня маменька ругает. Что я богу не молюсь,

А я маменьке сказала: «В комсомольцы запишусь».

Таким образом, даже при беглом ознакомлении с частушками первых лет Советской власти видно, что в них не только развивались традиции дореволюционного времени, но и появлялись новые темы, мотивы, образы.

Частушки 30-х годов - следующий этап в развитии частушечного творчества. Окончательная победа Советской власти, построение социализма в нашей стране, коллективизация сельского хозяйства -вот далеко не полный круг тем новых частушек. Во многих из них воспеты достижения нашей страны. И как афоризмы звучат слова частушек о счастливой жизни народа: «Хорошо живётся нам при Советской власти», «нам правда на труд, на счастье власть народная дала», «И мечта, и жизнь теперь стали неразрывными».

Все победы, все достижения в сознании народа связаны, прежде всего, с именем В.И. Ленина, огромной руководящей роли партии.

Построение новой жизни, как известно, проходило не без борьбы, приходилось преодолевать значительные трудности. И частушка правдиво отражала как сомнения и боязнь расстаться со своим клочком земли отдельных крестьян, так и явную борьбу кулаков против линии партии.

Наибольшая часть новых частушек была посвящена построению социализма, трудовым делам советского народа. И тут на смену старым лирическим героям приходили новые - колхозник, стахановец, комбайнер, агроном, бригадир.

В 30-е годы создаётся немало частушек шуточных и сатирических. Тематика их довольно разнообразна. Но если среди шуточных преобладают любовные частушки, то сатирические чаще всего посвящены недостаткам в быту, в отношении к труду. Так, лёгким юмором окрашены частушки, в которых девушка делает заявление в сельсовет («Председатель, как ты хошь, а матаню мне найдёшь!»), рассказывает об отношении к ней милого («Меня милый караулит, чтобы коршун не унёс») или же даёт набросок портрета милого: - Мой милёнок изменился, ходит гордо, грудь вперёд. Он, наверное, влюбился - сам себя не узнаёт.

В сатирических же частушках бичуются пьяницы («Дядя Паша тоже пашет землю носом у пивной»), нерадивые Федоты - бригадиры («На печи лежит Федот, указания даёт»), лентяи - агрономы («Сорок галок на заборе насчитал он за три дня»).

Частушки периода Великой Отечественной войны представляют собой яркий пример патриотизма, беззаветной преданности советских людей идеям социализма. Судьба Родины и уверенность в победе над фашистскими захватчиками - одна из центральных тем частушек с первых же дней после вероломного нападения гитлеровской Германии на нашу страну. Строки частушек «Наше дело правое!», «И могучей силы русской никогда не победить», «Наша Армия могуча, эту силу разобьёт» достаточно красноречиво говорят об этом.

Многие из частушек военного времени посвящены проводам милого на фронт, рассказывают о его преданности родине. «До последнего дыхания буду верен я стране», «Очищать от фрицев землю буду вдоль и поперёк», - заявляет лирический герой фронтовых частушек. По-новому зазвучала и любовная частушка. Девушка теперь гордится своим милым - защитником Родины, обещает любить его одного (как и прежде в любовных частушках), скучает без милого и в то же время опасается за его судьбу. Эти опасения, пожелания скорейшей победы выражены чаще всего как раздумья девушки, но они могут выражаться и в форме обращенного к милому письма. Переписка с милым, находящимся на фронте, нашла отражение во многих частушках. О содержании же этой переписки обычно рассказывает сама девушка, даже в тех случаях, когда письмо написано милым. Например:

- Прислал милый письмецо, почта полевая:
«Жив, здоров, громлю врагов, моя дорогая».
Прислал деткам письмецо, все вопросы новые:
«Чем ты фронту помогаешь в эти дни суровые?».

Победа над врагом ковалась не только на фронте. В войне участвовал весь советский народ. О единстве фронта и тыла, о помощи тыла фронту рассказывается во многих частушках («Я за милого в колхозе стану трактористкою», «Я сумею раньше срока норму выполнить свою»). Особым лиризмом наполнены возникшие в годы войны «страдания». Чаще всего в них изливаются чувства девушки, её любовь к милому, сражающемуся с врагами.

- Через немца - паразита я заброшена, забыта.
На войне милый воюет за меня, за боевую.

Война не обошлась без жертв, много горя она принесла советским людям. Но как бы тяжело ни было, какие бы жертвы не нёс народ. Он твёрдо верил в свою окончательную победу над фашизмом. А когда победа была одержана, запели о скором возвращении домой, и об ожидании милых и женихов, и с особой гордостью - об окончании войны. Как торжественно и весело звучит, например, теперь одна из частушек, возвещая об окончании войны:

- Слышим мы в Москве салют, видим красно знамя,
Мы закончили войну девятого мая.

Начавшаяся мирная жизнь вызвала появление новых частушек, отражавших уже иные события в жизни страны и народа. Гордостью за свою любимую Родину наполнены сердца советских людей. И эта гордость, безграничная любовь к Отчизне выливается в многочисленные частушки. Также разносторонне показано, как осуществляется построение коммунизма, как советские люди борются за создание изобилия. Тема труда красной нитью проходит через многие частушки, нередко перекликаясь с темой борьбы за мир, - Вся Советская держава занята трудом большим:

Счастье прочное мы строим, прочным миром дорожим.

В поле вышли трактористы: развернулись во всю ширь.

Мы на то и коммунисты, чтоб трудом упрочить мир.

О трудовой доблести рассказывают и многочисленные лирические частушки: «На лицо я некрасива, но работой привлеку», «За хорошую работу получила я медаль», «Ни один в колхозе парень не угонится за мной», «Получил мой милый орден, я сама - Герой Труда».

Большие изменения за послевоенные годы произошли в жизни колхозной деревни, и о них тоже с гордостью говорится в частушках, например: «Как закончу посевную, еду в вуз на сессию», «Еду в город я дояркой, зоотехником -домой».

Среди частушек послевоенных лет почётное место принадлежит частушкам, посвященным историческим делам советских людей. Здесь в первую очередь следует назвать частушки об освоении целины, большой цикл об освоении космоса. В шуточных и сатирических частушках верно схвачены отдельные недостатки, бичуются нерадивость. Бесхозяйственность, пережитки прошлого в сознании людей. Причём любопытно, что под влиянием радио и телевидения наиболее удачные эстрадные частушки прочно вошли в живой частушечный репертуар народа. Интересны частушки о школьной жизни, сочиненные самими учащимися. В любовных частушках этого времени поётся о взаимоотношениях парня и девушки, о встречах, расставаниях, различных оттенках чувств.

Можно сделать вывод, что бытующие в наши дни частушки отличает богатство тем, идей, образов и мотивов. Причём эта панорама показывается ими в постоянных изменениях, народное мировоззрение раскрывается в непрерывном историческом развитии.

Частушки имеют историко-познавательное и художественное значение как своеобразный вид искусства.

По единодушному признанию специалистов, частушка - самый реалистичный жанр фольклора. Говоря о реалистическом методе в фольклоре. Как новом типе художественного мышления, В.Е. Гусев пишет: «Особого внимания заслуживает вопрос о частушке. Думается, эта форма представляла наибольшие возможности для выражения нового типа художественного мышления, предполагающего большой простор для выражения развивающейся индивидуальности, не исключающей себя в то же время из коллектива. Типизируя явления быстро развивающейся действительности, усложнившиеся социальные отношения, воссоздавая движущуюся панораму жизни, частушка в то же время допускала непосредственное личное выражение чувств, неповторимых индивидуальных психологических нюансов».

Частушка - один из видов народной лирики. Она в состоянии выразить самые тонкие, самые своеобразные индивидуальные переживания. Лирическая героиня признаётся:

- Хорошо гармонь играет, да не как залётка мой.
Мой залётка заиграет - сердце колет, как иглой.

Какое смелое сравнение! Как точно и сильно передана острота любовного переживания»

Необычайно миниатюрная по своим размерам частушка, конечно, не в состоянии описать какое-нибудь явление или нарисовать образ человека сколько-нибудь развёрнуто и полно. Но она, умело отбирая жизненные факты, те или иные конкретные ситуации, показывая те или иные черты характеров, может создать яркую жизненную картину. Многие частушки необычайно ёмки по своему содержанию. Четырёх строчек им иногда оказывается достаточно, чтобы не только дать эскиз портрета, но и создать определённый пейзажный фон. -А я выйду за ворота - там зелёный сенокос. Мой милёнок сено косит, русый волос на зачёс.

- Проводила я милёнка до зелёной ели.
Проводила в пиджачке, а встречу в шинели.

Миниатюрным характером частушки обусловлено то, что в ней такую важную роль выполняют различного рода детали. Возьмём. К примеру, такую частушку:

- Вспомни, милый, то местечко, где со мной простаивал,
Под ногами белый снег до земли протаивал.

А я гляну на ребят - нет мово залёточки, Я от скуки беру в руки зелёные веточки.

Не что иное. А именно детали (тающий под ногами молодца «белый снег» и грустно повисшая в руках девушки «зелёная веточка») в приведённых частушках являются основными средствами создания образов, главными носителями и выразителями их высокой художестве н н ости.

«Белый снег» и «зелёная веточка» - типично частушечные эпитеты, очень точные и яркие. Им под стать и такие эпитеты, как «белая берёза», «синее море», «голубое небо». С помощью этих эпитетов создаются яркие портреты, рисуются красочные пейзажные картины.

Повторение того или иного эпитета, его сквозное употребление, может служить усилению выражаемых мыслей, чувств, эмоций.

- Голубые, голубые, голубые небеса.
Почему не голубые у залёточки глаза?

Посредством сквозного употребления эпитета «голубой» передаётся нежное любовное чувство какой-то необычайной небесной чистоты.

Важные идейно-художественные функции в частушках выполняют
и другие тропы. Например:

- У моей милки глаза, как у рыбки,

У рыбоньки, у ерша - моя милка хороша. Посредством сравнения «глаза. Как у рыбки» создаётся идеализированный портрет возлюбленной. И, наоборот, в другой частушке сравнения выполняют совершенно противоположные функции:

- Все девчонки, как девчонки, а моя, как пузырёк.
Сядет есть, губа отвиснет, как у шапки козырёк.

Девушка, очевидно, допекла паренька, и он нарисовал её сатирический портрет, создал не неё довольно злую карикатуру. Ничего Гн поделаешь, сказано очень выразительно.

Вообще следует сказать, что частушка любит и умеет выражаться очень крепко, выпукло. Поэтому в ней не редкость гипербола, например:

-  Меня милый провожал и на крылечке задержал.
Сколько звёзд на небе чистом, столько раз поцеловал.

-  Мы с милёнком расставались, ох, и расставалися:
Слёзы капали на камни - камни рассыпалися.

Частушка - жанр молодёжный, уличный, шумный. Её герои ничего не говорят шепотом, вполголоса, ничего не делают вполсилы. Её типичная героиня поёт:

- Подробить, так подробить, чтобы подробилося.
Полюбить, так полюбить, чтобы сердце билося.

В наши дни частушку можно услышать в селе и в городе, в поле и в лесах новостроек, в клубе и в молодёжном общежитии. Однако чаще всего она исполняется на деревенской улице, на «пятачке», во время вечерних молодёжных гуляний. В этих условиях частушка нередко начинается с обращения к «товарочке», а группа таких частушек представляет собой диалог, поэтический разговор двух подруг.

Трудно сказать, в какой мере это делается сознательно, так сказать, преднамеренно, но получается так, что во время пляски почти всегда можно услышать частушки, звуками «т», «д», «г», «гр», имитирующие притоптывание каблуками, усиливающие шумовые впечатления. Например, - Товарочка, дроби бей, а я полудробила. Распроклятая любовь, она меня угробила.

Подлинно художественные народные частушки имеют большое историко-культурное и эстетическое значение. «Явление общенародного творчества,- справедливо отметил писатель Сергей Антонов, - частушка в какой-то мере определяет норму современного вкуса, которую не могут не учитывать поэты, писатели, другие деятели искусств».

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл chastushka.docx57.62 КБ

Предварительный просмотр:

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

     «ЧАСТУШКА

         ВОРОНЕЖСКОЙ ОБЛАСТИ»

   (история возникновения жанра)

Воспитатель:

Корнюшина Т.В.

В центральных губерниях России жанр частушки возникает в пятидесятые - шестидесятые годы 19 столетия. Со временем количество произведений этого жанра всё более и более растёт. Частушка бытует не только в центральных, но и в других губерниях. К концу 19 - началу 20 века она становится одним из самых популярных видов русского песенного фольклора. Внимательно наблюдавший за современным состоянием народной поэзии этнограф А. Балов, используя известное выражение А.С. Пушкина, в 1902 году писал: «Можно без преувеличения сказать, что «частушка» завоевала симпатии русского народа «от хладных скал до пламенной Колхиды». Однако не следует думать, что частушка в это время была широко распространена повсеместно. В маленьких уездных городах. В пригородных посёлках и «бойких» сёлах на больших дорогах частушки к началу 20 века имели, как правило, уже прочные традиции бытования, а в некоторые отдалённые от культурных и промышленных центров глухие сёла и деревни они ещё только-только проникали. Любопытные сведения по этому вопросу сообщает один из первых собирателей воронежских частушек Ф.И. Поликарпов. В статье «Нижнедевицкая частушка» он свидетельствует, что в селах Березовском и Солдатском Нижнедевицкого уезда частушка появилась в 1904 - 190 годах, а в селе Истобном этого же уезда она стала входить в общее употребление лишь с весны 1908 года.

Необычайный размах частушечное творчество получает после Великой Октябрьской социалистической революции. Немалая заслуга в этом деле принадлежит возникшей и непрестанно развивающейся в советских условиях художественной самодеятельности.

Однако массовый и систематический характер работа по собиранию частушек получает лишь в советское время. Так, в 1921 году A.M. Путинцев публикует ряд частушек, записанных в Воронежской губернии. В 20-30-е годы частушки публикуют в газетах и журналах, появляются сборники, специально посвященные частушкам. В Воронеже издаётся книга «Колхозные частушки», где главной темой является тема колхозного строительства.

В 1945 году в Воронеже выходит сборник В.А.Тонкова «народное творчество в дни великой Отечественной войны», в котором наряду с произведениями других жанров фольклора содержится большое количество частушек. Основной идеей частушек этого времени является идея советского патриотизма. Частушки служили средством мобилизации духовных и физических сил народа на разгром немецкого фашизма.

В послевоенные годы работа по собиранию и изданию частушек ещё более активизируется. Сбором занимаются преподаватели вузов, учителя средних школ, культработники, участники художественной самодеятельности, студенческие коллективы. Частушки публикуются в

газетах и журналах, выходят специальные сборники С.Г. Лазутина «Частушки Воронежской области» (1953) и «Воронежские частушки» (1958).

В специальной литературе высказывалось мнение о необходимости разграничения частушек, созданных в художественной самодеятельности, и частушек, возникших, так сказать, стихийно-фольклорным путём, их практически невозможно отделить друг от друга, потому что и те, и другие не имеют сколько-нибудь определённых и устойчивых жанровых различий. Да и нет никакой необходимости в разделении этих двух видов: те и другие бытуют в народе на равных правах, осознаются им как единое общенародное художественное достояние.

Частушки очень тесно связаны с жизнью народа. С быстротой газеты они реагируют на самые разнообразные события дня. Их тематика очень разнообразна. Различные стороны мировоззрения народа частушки отражают необычайно полно. Ещё на заре изучения этого нового песенного жанра, хорошо знавший жизнь и поэзию народа Г.И.Успенский совершенно справедливо писал: «Частушки, собранные тысячами, сотнями тысяч, но разработанные соответственно тем сторонам народной жизни, которых они касаются, дали поистине прелестную картину нравственной жизни народа».

Частушки можно классифицировать следующим образом:

  • частушки о старой жизни;
  • частушки о гражданской войне и жизни 20-х годов;
  • частушки о Великой Отечественной войне;
  • частушки послевоенного времени;
  • частушки любовные.

Частушки о старой, то есть дореволюционной, жизни довольно разнообразны по тематике. Они, как в зеркале, отражают самые различные стороны жизни народа, его беды и горькие думы, мечты о лучшей доле и редкие радости в личной жизни. Однако частушка, если можно так сказать, является самым оптимистичным жанром народного творчества, поэтому и в старых частушках нет обычно той безысходной тоски, которая была присуща, например, многим традиционным песням. А если в них говорится о каких-то невзгодах в жизни. То чаще с оттенком юмора, с какой-то особой удалью, свидетельствующей о несломленной душевной силе человека.

Народ веками создавал сказки о поисках Доли. Слагал о ней песни. Мечтал избавиться от Горя. Эта извечная тема традиционного народного творчества нашла своё отражение и в частушках. Но здесь она звучит уже не так мрачно, хотя избавиться от Горя не удаётся и герою частушки. Так, в одной из частушек поётся: - Когда горе, я горюсь, когда радость - веселюсь.

Я от горя в тёмный лес, оглянулся - оно здесь.

Не найдём мы мотивов отчаяния и других частушках, хотя в них тоже говориться о тяжёлой жизни народа, о том, что «Нужда в двери так и прёт», «Мужику совсем беда», «Только хлеба белого мне поесть не удалось», «Сухари да корки, на ногах опорки», «Голодаем, что ни год», «Пришёл на заработки в город, без копейки шёл домой».

Жизнь народа неразрывно связана с трудом. И поэтому не удивительно, что мотивы труда мы нередко находим в частушках. Рассказывается ли в них о чьей-либо тяжелой жизни, говорится ли о любовных переживаниях или положении в чужой семье девушки, выданной насильно замуж, - везде можно найти мотивы труда, картины нелёгкой трудовой жизни народных масс (например, «Я работал и потел: без нужды прожить хотел», «Работаю под землёй, ожидаю смерти», «А у нашей молодой золотые ручки», «Я, молоденька девчонка, и с сохой и с бороной», «Всю работу знаю я: жать, косить, коров доить»)

Основное место в традиционных частушках занимает тема любви и семейной жизни. В них отражаются самые разнообразные чувства и переживания. Можно поражаться необычайной способности жанра в нескольких строчках передавать тончайшие оттенки движения души.

Самостоятельной и очень распространённой в центральночернозёмных областях разновидностью любовно-бытовых частушек является так называемые «страдания».

Дореволюционные «страдания», как правило, посвящены темам пюбви. Даже солдатчина характеризуется в них через любовные переживания. От обычных частушек «страдания» отличаются главным образом мелодией, манерой исполнения, более грустными мотивами. По содержанию они часто перекликаются с традиционными любовными частушками, некоторые мотивы являются общими и для частушек, и для «страданий». Например, в частушках поётся:

-        Не нужны мне хоромы, избы каменные.

Был бы милый по душе - прожила бы в шалаше. У солдаты провожала, день без памяти лежала. У солдаты проводила, день без памяти ходила. А в «страданиях» эти же мотивы звучат так:

-        Мне не нужен дом кирпичный, лишь бы милый симпатичный.
Во солдаты проводила, все деньки в слезах ходила.

В некоторых случаях «страдания» как бы «сжимают» мотив частушки. Берут из него только самое главное, например: На чужой стороне заклюют вороночки,

Заклюют и галочки без родимой мамочки.

Говорила брату: «Не бери богату.

Бери, брат, бедную, круглолицу, белую», находятся в полном соответствии со следующими «страданиями»:

-        На чужой, дальней сторонке заклюют галки, воронки.
Говорила, сестра брату: «Не бери, братец, богату».        

Среди доживших до нашего времени частушек о старой жизни нетрудно выделить частушки, сохранившие приметы историзма, являющиеся своеобразным откликом на различные исторические события. Эти частушки сохранились в памяти старшего поколения. В нихх например, говорится о том, как «стал японец воевать», как милых разлучила «с Германией война», как «государева дума» «о крестьянах-то проект под сукном оставила». В целом ряде частушек нашли отражение и революционные события, назревавшие в стране. В них поётся о прокламациях, забастовках, открытых выступлениях против угнетателей.

После Октября тематика частушек существенно изменяется и расширяется. Одной из центральных тем частушек гражданской войны и 20-х годов становится борьба за Советскую власть, за новую жизнь. Простые труженики хорошо понимают, за что они воюют, и поэтому с готовностью идут «власть Советскую, родную от всех гадов защищать».

Отношение народа к армии коренным образом изменяется. И хотя, как поётся, в частушках, при проводах в красную Армию по установившейся привычке мамаши продолжают ещё «плакать, не ко времени тужить», хотя отдельные старушки и выходят «провожать в армию с иконами», в целом отношение к армии стало другим. Не случайно во многих частушках поётся о стремлении молодёжи служить в рождённой Октябрём армии, о любви девушек к красноармейцам, о Красной Армии, о победах, одержанных в годы гражданской войны.

Октябрьская революция открыла перед молодёжью широкую дорогу к овладению знаниями. Однако новое побеждало не сразу, а порой в борьбе со старыми предрассудками и представлениями старшего поколения. И частушки рассказывают об этом без прикрас. Например, в одной из них говорится:

-        Меня мама палкой била, папа по полу волок:
«Вот тебе изба - читальня, вот тебе и уголок!»

Нередко семейные конфликты возникали на почве того, что «комсомольца любить бранит маменька». Но новое все равно побеждало: - В комсомол я записалась, мать ругала день и ночь. А теперь сама созналась: «Молодец ты, моя дочь!»

Борьба за новую жизнь усилила и антирелигиозные мотивы частушек. Если до революции в частушках иногда высмеивались отдельные служители церкви, то теперь главным их мотивом становится протест против религии вообще. И здесь чаще всего конфликт происходит между старшим поколением и молодёжью. Примером может служить следующая частушка:

-        Посылала мать говеть, а я начала реветь:
«Не пойду на исповедь себя дурой выставить».

Меня маменька ругает. Что я богу не молюсь,

А я маменьке сказала: «В комсомольцы запишусь».

Таким образом, даже при беглом ознакомлении с частушками первых лет Советской власти видно, что в них не только развивались традиции дореволюционного времени, но и появлялись новые темы, мотивы, образы.

Частушки 30-х годов - следующий этап в развитии частушечного творчества. Окончательная победа Советской власти, построение социализма в нашей стране, коллективизация сельского хозяйства -вот далеко не полный круг тем новых частушек. Во многих из них воспеты достижения нашей страны. И как афоризмы звучат слова частушек о счастливой жизни народа: «Хорошо живётся нам при Советской власти», «нам правда на труд, на счастье власть народная дала», «И мечта, и жизнь теперь стали неразрывными».

Все победы, все достижения в сознании народа связаны, прежде всего, с именем В.И. Ленина, огромной руководящей роли партии.

Построение новой жизни, как известно, проходило не без борьбы, приходилось преодолевать значительные трудности. И частушка правдиво отражала как сомнения и боязнь расстаться со своим клочком земли отдельных крестьян, так и явную борьбу кулаков против линии партии.

Наибольшая часть новых частушек была посвящена построению социализма, трудовым делам советского народа. И тут на смену старым лирическим героям приходили новые - колхозник, стахановец, комбайнер, агроном, бригадир.

В 30-е годы создаётся немало частушек шуточных и сатирических. Тематика их довольно разнообразна. Но если среди шуточных преобладают любовные частушки, то сатирические чаще всего посвящены недостаткам в быту, в отношении к труду. Так, лёгким юмором окрашены частушки, в которых девушка делает заявление в сельсовет («Председатель, как ты хошь, а матаню мне найдёшь!»), рассказывает об отношении к ней милого («Меня милый караулит, чтобы коршун не унёс») или же даёт набросок портрета милого: - Мой милёнок изменился, ходит гордо, грудь вперёд. Он, наверное, влюбился - сам себя не узнаёт.

В сатирических же частушках бичуются пьяницы («Дядя Паша тоже пашет землю носом у пивной»), нерадивые Федоты - бригадиры («На печи лежит Федот, указания даёт»), лентяи - агрономы («Сорок галок на заборе насчитал он за три дня»).

Частушки периода Великой Отечественной войны представляют собой яркий пример патриотизма, беззаветной преданности советских людей идеям социализма. Судьба Родины и уверенность в победе над фашистскими захватчиками - одна из центральных тем частушек с первых же дней после вероломного нападения гитлеровской Германии на нашу страну. Строки частушек «Наше дело правое!», «И могучей силы русской никогда не победить», «Наша Армия могуча, эту силу разобьёт» достаточно красноречиво говорят об этом.

Многие из частушек военного времени посвящены проводам милого на фронт, рассказывают о его преданности родине. «До последнего дыхания буду верен я стране», «Очищать от фрицев землю буду вдоль и поперёк», - заявляет лирический герой фронтовых частушек. По-новому зазвучала и любовная частушка. Девушка теперь гордится своим милым - защитником Родины, обещает любить его одного (как и прежде в любовных частушках), скучает без милого и в то же время опасается за его судьбу. Эти опасения, пожелания скорейшей победы выражены чаще всего как раздумья девушки, но они могут выражаться и в форме обращенного к милому письма. Переписка с милым, находящимся на фронте, нашла отражение во многих частушках. О содержании же этой переписки обычно рассказывает сама девушка, даже в тех случаях, когда письмо написано милым. Например:

-        Прислал милый письмецо, почта полевая:
«Жив, здоров, громлю врагов, моя дорогая».
Прислал деткам письмецо, все вопросы новые:
«Чем ты фронту помогаешь в эти дни суровые?».

Победа над врагом ковалась не только на фронте. В войне участвовал весь советский народ. О единстве фронта и тыла, о помощи тыла фронту рассказывается во многих частушках («Я за милого в колхозе стану трактористкою», «Я сумею раньше срока норму выполнить свою»). Особым лиризмом наполнены возникшие в годы войны «страдания». Чаще всего в них изливаются чувства девушки, её любовь к милому, сражающемуся с врагами.

-        Через немца - паразита я заброшена, забыта.
На войне милый воюет за меня, за боевую.

Война не обошлась без жертв, много горя она принесла советским людям. Но как бы тяжело ни было, какие бы жертвы не нёс народ. Он твёрдо верил в свою окончательную победу над фашизмом. А когда победа была одержана, запели о скором возвращении домой, и об ожидании милых и женихов, и с особой гордостью - об окончании войны. Как торжественно и весело звучит, например, теперь одна из частушек, возвещая об окончании войны:

-        Слышим мы в Москве салют, видим красно знамя,
Мы закончили войну девятого мая.

Начавшаяся мирная жизнь вызвала появление новых частушек, отражавших уже иные события в жизни страны и народа. Гордостью за свою любимую Родину наполнены сердца советских людей. И эта гордость, безграничная любовь к Отчизне выливается в многочисленные частушки. Также разносторонне показано, как осуществляется построение коммунизма, как советские люди борются за создание изобилия. Тема труда красной нитью проходит через многие частушки, нередко перекликаясь с темой борьбы за мир, - Вся Советская держава занята трудом большим:

Счастье прочное мы строим, прочным миром дорожим.

В поле вышли трактористы: развернулись во всю ширь.

Мы на то и коммунисты, чтоб трудом упрочить мир.

О трудовой доблести рассказывают и многочисленные лирические частушки: «На лицо я некрасива, но работой привлеку», «За хорошую работу получила я медаль», «Ни один в колхозе парень не угонится за мной», «Получил мой милый орден, я сама - Герой Труда».

Большие изменения за послевоенные годы произошли в жизни колхозной деревни, и о них тоже с гордостью говорится в частушках, например: «Как закончу посевную, еду в вуз на сессию», «Еду в город я дояркой, зоотехником -домой».

Среди частушек послевоенных лет почётное место принадлежит частушкам, посвященным историческим делам советских людей. Здесь в первую очередь следует назвать частушки об освоении целины, большой цикл об освоении космоса. В шуточных и сатирических частушках верно схвачены отдельные недостатки, бичуются нерадивость. Бесхозяйственность, пережитки прошлого в сознании людей. Причём любопытно, что под влиянием радио и телевидения наиболее удачные эстрадные частушки прочно вошли в живой частушечный репертуар народа. Интересны частушки о школьной жизни, сочиненные самими учащимися. В любовных частушках этого времени поётся о взаимоотношениях парня и девушки, о встречах, расставаниях, различных оттенках чувств.

Можно сделать вывод, что бытующие в наши дни частушки отличает богатство тем, идей, образов и мотивов. Причём эта панорама показывается ими в постоянных изменениях, народное мировоззрение раскрывается в непрерывном историческом развитии.

Частушки имеют историко-познавательное и художественное значение как своеобразный вид искусства.

По единодушному признанию специалистов, частушка - самый реалистичный жанр фольклора. Говоря о реалистическом методе в фольклоре. Как новом типе художественного мышления, В.Е. Гусев пишет: «Особого внимания заслуживает вопрос о частушке. Думается, эта форма представляла наибольшие возможности для выражения нового типа художественного мышления, предполагающего большой простор для выражения развивающейся индивидуальности, не исключающей себя в то же время из коллектива. Типизируя явления быстро развивающейся действительности, усложнившиеся социальные отношения, воссоздавая движущуюся панораму жизни, частушка в то же время допускала непосредственное личное выражение чувств, неповторимых индивидуальных психологических нюансов».

Частушка - один из видов народной лирики. Она в состоянии выразить самые тонкие, самые своеобразные индивидуальные переживания. Лирическая героиня признаётся:

-        Хорошо гармонь играет, да не как залётка мой.
Мой залётка заиграет - сердце колет, как иглой.

Какое смелое сравнение! Как точно и сильно передана острота любовного переживания»

Необычайно миниатюрная по своим размерам частушка, конечно, не в состоянии описать какое-нибудь явление или нарисовать образ человека сколько-нибудь развёрнуто и полно. Но она, умело отбирая жизненные факты, те или иные конкретные ситуации, показывая те или иные черты характеров, может создать яркую жизненную картину. Многие частушки необычайно ёмки по своему содержанию. Четырёх строчек им иногда оказывается достаточно, чтобы не только дать эскиз портрета, но и создать определённый пейзажный фон. -А я выйду за ворота - там зелёный сенокос. Мой милёнок сено косит, русый волос на зачёс.

-        Проводила я милёнка до зелёной ели.
Проводила в пиджачке, а встречу в шинели.

Миниатюрным характером частушки обусловлено то, что в ней такую важную роль выполняют различного рода детали. Возьмём. К примеру, такую частушку:

-        Вспомни, милый, то местечко, где со мной простаивал,
Под ногами белый снег до земли протаивал.

А я гляну на ребят - нет мово залёточки, Я от скуки беру в руки зелёные веточки.

Не что иное. А именно детали (тающий под ногами молодца «белый снег» и грустно повисшая в руках девушки «зелёная веточка») в приведённых частушках являются основными средствами создания образов, главными носителями и выразителями их высокой художестве н н ости.

«Белый снег» и «зелёная веточка» - типично частушечные эпитеты, очень точные и яркие. Им под стать и такие эпитеты, как «белая берёза», «синее море», «голубое небо». С помощью этих эпитетов создаются яркие портреты, рисуются красочные пейзажные картины.

Повторение того или иного эпитета, его сквозное употребление, может служить усилению выражаемых мыслей, чувств, эмоций.

-        Голубые, голубые, голубые небеса.
Почему не голубые у залёточки глаза?

Посредством сквозного употребления эпитета «голубой» передаётся нежное любовное чувство какой-то необычайной небесной чистоты.

Важные идейно-художественные функции в частушках выполняют
и другие тропы. Например:

-        У моей милки глаза, как у рыбки,

У рыбоньки, у ерша - моя милка хороша. Посредством сравнения «глаза. Как у рыбки» создаётся идеализированный портрет возлюбленной. И, наоборот, в другой частушке сравнения выполняют совершенно противоположные функции:

-        Все девчонки, как девчонки, а моя, как пузырёк.
Сядет есть, губа отвиснет, как у шапки козырёк.

Девушка, очевидно, допекла паренька, и он нарисовал её сатирический портрет, создал не неё довольно злую карикатуру. Ничего Гн поделаешь, сказано очень выразительно.

Вообще следует сказать, что частушка любит и умеет выражаться очень крепко, выпукло. Поэтому в ней не редкость гипербола, например:

  • Меня милый провожал и на крылечке задержал.
    Сколько звёзд на небе чистом, столько раз поцеловал.
  • Мы с милёнком расставались, ох, и расставалися:
    Слёзы капали на камни - камни рассыпалися.

Частушка - жанр молодёжный, уличный, шумный. Её герои ничего не говорят шепотом, вполголоса, ничего не делают вполсилы. Её типичная героиня поёт:

-        Подробить, так подробить, чтобы подробилося.
Полюбить, так полюбить, чтобы сердце билося.

В наши дни частушку можно услышать в селе и в городе, в поле и в лесах новостроек, в клубе и в молодёжном общежитии. Однако чаще всего она исполняется на деревенской улице, на «пятачке», во время вечерних молодёжных гуляний. В этих условиях частушка нередко начинается с обращения к «товарочке», а группа таких частушек представляет собой диалог, поэтический разговор двух подруг.

Трудно сказать, в какой мере это делается сознательно, так сказать, преднамеренно, но получается так, что во время пляски почти всегда можно услышать частушки, звуками «т», «д», «г», «гр», имитирующие притоптывание каблуками, усиливающие шумовые впечатления. Например, - Товарочка, дроби бей, а я полудробила. Распроклятая любовь, она меня угробила.

Подлинно художественные народные частушки имеют большое историко-культурное и эстетическое значение. «Явление общенародного творчества,- справедливо отметил писатель Сергей Антонов, - частушка в какой-то мере определяет норму современного вкуса, которую не могут не учитывать поэты, писатели, другие деятели искусств».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План–конспект непосредственно–образовательной деятельности в старшей группе в рамках образовательной области «Познание» «ИСТОРИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ПОСЁЛКА ПСЕБАЙ»

План–конспект непосредственно–образовательной деятельности в  старшей группе в рамках образовательной области «Познание» «ИСТОРИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ПОСЁЛКА ПСЕБАЙ»...

Конспект образовательной деятельности по реализации образовательной области «Познание» Формирование целостной картины мира» на тему: «История возникновения денег» подготовительная к школе группа

Конспект образовательной деятельности по реализации образовательной области «Познание» Формирование целостной картины мира» на тему: «История возникновения денег» разработан для детей подготовительной...

Конспект ООД по теме: (история возникновения города) «Родной мой Нижневартовск» (из истории возникновения города)

Конспект ООД по теме:  (история возникновения города) «Родной мой Нижневартовск» (из истории возникновения города)...

История возникновения герба Челябинской области

Своим появлением герб обязан историку и государственному деятелю В.Н.Татищеву...

Конспект нод для кружковой работы «Куклы путешествуют. История возникновения игрушек в древней Руси и история возникновения игр у наших предков». Для воспитанников старшей группы

Образовательные задачи: Продолжать знакомить детей с творением народных рук – народной игрушкой. Показать ее разнообразие через материал, роспись, характер; подвести к пониманию того, что л...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по образовательной области «Познавательное развитие» в старшей группе на тему «История возникновения книги» (Познание предметного и социального окружения)

познакомить детей с историей возникновения книги.Образовательная область:  познавательное  развитие.Задачи: дать представление о различных материалах, из которых изготавливали книги;познаком...