РАЗВИТИЕ РЕЧИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОНР ЧЕРЕЗ ОЗНАКОМЛЕНИЕ С ДОСТОПРИМЕЧАТЕЛЬНОСТЯМИ МАЛОЙ РОДИНЫ
статья

Севостьянова Анна Владимировна

Аннотация: в статье описан опыт работы по развитию речи старших дошкольников с ОНР в процессе ознакомления с историческими, культурными и природными особенностями родного села Архипо – Осиповка.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Севостьянова Анна Владимировна

учитель – логопед  

МБДОУ д/с  № 8 «Буратино»

с. Архипо – Осиповка

 РАЗВИТИЕ РЕЧИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОНР ЧЕРЕЗ ОЗНАКОМЛЕНИЕ С ДОСТОПРИМЕЧАТЕЛЬНОСТЯМИ МАЛОЙ РОДИНЫ

Аннотация: в статье описан опыт работы по развитию речи старших дошкольников с ОНР в процессе ознакомления с историческими, культурными и природными особенностями родного села Архипо – Осиповка.

Ключевые слова: достопримечательность, малая родина, всесторонне развитая личность, речевая активность, детская инициатива, организованная образовательная деятельность.

Я узнал, что у меня

есть огромная родня:

И тропинка, и лесок,

в поле – каждый колосок,

Речка, небо надо мною –

Это все мое, родное!

(В.Н. Орлов)

У каждого человека есть малая родина – место, где человек родился, где он провел свое детство, вырос, а кто-то прожил всю свою жизнь. С этим местом, связаны светлые воспоминания, первые успехи и неудачи, дружба, первая любовь. Чувство любви к своей малой родине закладывается еще с дошкольного возраста. Поэтому педагогам необходимо сформировать умение у ребенка свободно ориентироваться там, где он живет, где находятся его детский сад, школа, в которой он будет учиться и другие социальные объекты. Ребенок с помощью взрослых откроет красоту достопримечательных мест, удивится чему-то новому, что поспособствует формированию нравственных чувств.

Об актуальности изучения родной местности дошкольниками упоминал еще Я. А. Каменский. В своей книге «Материнская школа» он отмечал, что ребенок пяти лет уже должен познать «место, где он родился и живет…». Его идею поддерживали Ж.Ж. Руссо, И. Г. Песталоцци, а также русский писатель К. Д. Ушинский.

В содержании образовательных программ для детей  с ОНР, по которым ведется коррекционная работа во многих ДОУ, имеются несколько лексических тем, нацеленных на углубление представлений о городах Санкт – Петербург, Москва. В нашем ДОУ в процессе организованной образовательной деятельности, проведенной по конспектам Н.В. Нищевой, дети трудно усваивали изучаемый материал, наблюдалась низкая мотивация и слабая речевая активность. Но так как для наших детей местом рождения является село Архипо – Осиповка, поэтому основная задача всех педагогов и родителей – способствовать  развитию детской инициативы и речевой деятельности посредством знакомства с объектами, достопримечательностями родного села, а так же развить познавательный интерес к своей малой родине.

Таким образом, необходимо постепенно реализовывать задачи по развитию речи старших дошкольников с ОНР через:

 формирование представлений детей о своем родном селе, обогащение словарного запас с помощью речевых игры, логических заданий;

 развитие географических представлений детей о Черноморском побережье, горах, реках с помощью ориентировки на карте;

 развитие связной речи детей, побуждать их свободно мыслить, пересказывать, составлять рассказы по сюжетным картинкам;

 знакомство с улицами родного села, достопримечательностями, а также его жителями и их профессиями;

          формирование представлений детей об историческом, культурном, природном своеобразии села Архипо – Осиповка;

 реализацию потребностей детей старшего дошкольного возраста в бережном отношении к селу, его достопримечательностям, культурным ценностям, природе.

С целью развития речи детей созданы все условия для ознакомления детей с родным селом:

1) составлен перспективный план работы;

2) создана соответствующая РППС (место, где собраны картотеки игр, упражнений, дидактический материал и т.д.);

3) подобраны наглядные и дидактические пособия, тематические игры:

– о социальных объектах, учреждениях;

– о достопримечательностях села (открытки, картины, фотографии презентаций);

– об истории села (соответствующая литература, тексты для пересказов, видеоролики и прочее);

– семейные фотоальбомы маршрутов выходного дня;

– о географическом положении (карта – модель схемы объектов села Архипо - Осиповка).

Данная информация о родном селе сформировала у детей стремление к речевой активности, это и желание ребенка рассказать родителям или друзьям то, что он  узнал от педагога; или вылепить, нарисовать какой – либо объект. Так же педагогу удалось научить детей замечать вокруг то прекрасное, что  создается руками людей, восхищаться этой работой, ценить и беречь то, что окружает нас. 

Рис. 1 Дети рассматривают достопримечательности села на карте – схеме.

Таким образом, при составлении различных речевых игр, педагог должен включить в них вопросы к детям, что необходимо для активизации познавательной деятельности, внимания, интереса у них, способствующих более успешному усвоению материала. 

А так же, при подборе текстов о каких – либо исторических событиях не следует часто употреблять временные даты, так как в дошкольном возрасте детям не доступна хронология. Но чтобы дети поняли, что излагаемые события проходили давно, следует употреблять выражения характерные истории («Давным – давно», «Много лет тому назад» и прочее).

Содержание текста должно быть простым. Если в рассказе встречаются незнакомые слова, следует объяснить их значение.

В процессе организованной образовательной деятельности с достопримечательностями села, педагог рассказывает о  различных объектах. В этом случае не следует подробно рассматривать детали строения, использовать специальную терминологию. Достаточно выделить что-то главное, что отличает их друг от друга.

Эффективному усвоению материала по изучению родного села способствуют:

– целевые прогулки, организованные экскурсии с педагогами;

– применение методических разработок в организованной образовательной деятельности по развитию речи;

– презентации, виртуальные экскурсии, соответствующие изучаемой лексической теме;

– картотеки речевых, подвижных, артикуляционных, дидактических и пальчиковых игр;

– системы взаимодействия с родителями воспитанников, создание и интерпретация результатов анкет, проведение родительских собраний;

 подборки наглядного оборудования;

 беседы, тетради для индивидуальной или самостоятельной работы;

маршруты выходного дня.

Таким образом, реализовывая задачи по развитию речи старших дошкольников с ОНР, взрослым необходимо способствовать  развитию детской инициативы, направляя дошкольников на поиск новых знаний, формируя умения видеть достопримечательности родных мест, красоту природы родного села в разное время года, а так же развивать у них познавательный интерес к своей малой родине. Все это позволит сформировать всесторонне развитую личность.

Список используемой литературы:

  1. Абдулаева М. А. Патриотическое воспитание как основа формирования личности [Текст] // Инновационные педагогические технологии: материалы междунар. науч. конф. (г. Казань, октябрь 2014 г.). - Казань: Бук, 2014. - С. 22-24.
  2. Нищева Н.В Система коррекционной работы в логопедической группе

для детей с общим недоразвитием речи. – М.: Детство-Пресс. – 2009 – 560 с.

  1. Пантелеева, Н.Г. Знакомим детей с малой родиной [Текст] //  Методическое пособие. – М.: Сфера, 2016. – 128 с.
  2. Никитин, В.  Архипо-Осиповка: история (до середины 19 века) // В. Никитин // [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://yug-gelendzhik.ru/arxipo-osipovka-istoriya-dorossijskaya-do-serediny-19-veka

Этапы работы

Название

Деятельность

Время реализации

Предполагаемый Результат

Подготовительный

Организация деятель-ности.

Изучение методической литературы

Оформление речевой среды

Апрель  - сентябрь 2018

Пополнение  развивающей предметно пространственной  среды в группе по нравственно-патриотическому воспитанию.

Анкетирование родителей.

Сентябрь 2018

Изучение результатов  анкет

- Создание карты – схемы села Архипо – Осиповка

- Перспективый план на учебный год

- Сбор и систематизация материала. Подбор, разработка и создание игр (см. картотеку дидактических игр по ознакомлению с родным селом), оборудования, презентаций, виртуальных экскурсий.

Составление методических разработок для ООД по развитию речи..

- Составление перспективно -  тематического планирования проведения игр и мероприятий по ознакомлению с родным селом по развитию речи.

Май 2018

2018-2019 учебный год

Создание необходимых игр, пособий, методических разработок организованной деятельности, оборудование для реализации проекта.

Оформление бесед, тетрадей для самостоятельной работы.

Создание маршрутов выходного дня.

Консультации для родителей.

Осуществление взаимодействия с родителями воспитанников.

Предложены родителям варианты маршрутов выходного дня.

Ознакомление с картой схемой села, показать месторасположения села и его объектов.

Беседы, игры.

Сентябрь – октябрь 2018

- Умение ориентироваться на карте – схеме села, усвоить расположение объектов.

¬ закрепление знаний о названиях улиц, достопримечательностях и социальных учреждениях.

                     Основной:  Реализация проекта 

Проведение коррекционно – образовательной деятельности по развитию речи с использованием карты схемы.

Реализация подготовленных материалов, игр.

Просмотр презентаций, фильмов о истории, виртуальных экскурсий по достопримечательностям родного села.

Проведение экскурсий.

Сентябрь 2018 – май 2020

- пополнение знаний у  детей о родном селе, его истории, природных и архитектурных достопримечательностях, символике.

¬ повышение интереса к настоящему и историческому прошлому села.

¬ умение видеть красоту родного села, бережно относиться.

Проведение консультаций для родителей, маршрутов выходного дня

- фото отчеты по маршрутам выходного дня.

Проведение мониторинга с подобранным инструментарием.

Создание альбомов «Родное село».

Май 2020

- анализ результатов мониторинга.

- Дети активно используют полученные знания в  своей речи;

- привлечено внимание родителей к обогащению знаний детей о своей малой Родине.

Заключительный


Перспективно - тематическое планирование по развитию речи при ознакомлении с родным селом.

неделя

Тема

Тема методической разработки по развитию речи в рамках реализации проекта.

Сентябрь

Наше родное село.

Мониторинг.

Индивидуально – подгрупповые речевые игры.

октябрь

1

Осень.

 ООД «Осенние прогулки»

2

Овощи, огород. Труд взрослых на полях

«В наших огородах»

Пересказ «Маша помощница»

3

Фрукты сад. Ягоды. Труд взрослых в садах.

И.«Сельские сады»

И. сбор урожая

4

Лес. Грибы. Ягоды.

 « Горы и леса»

ноябрь

1

«Модники и модницы» Одежда. Обувь. Головные уборы.

 «Что же мне надеть?»

2

Игрушки. Из чего сделаны предметы.

«Детский мир»

3

Бытовая техника.

Электроприборы.

« Домашние помощники»

И. «Феникс»

Дидактическая игра «Новости»

Игра «Навигатор»

4

Мой уютный дом. Мебель.

И. «Дом вверх дном»

Беседа «Архитектура современных зданий»

Р.и. «Колокола»

декабрь

2

.

Домашние животные

 И.«Зоомагазин»

Игра «Выпуск новостей»

3

Дикие животные.

«Жители нашего леса»

Игра «Найди отличия»

4

Новый год

«как жители села готовятся к новому году»

И. «Ель или сосна?»

Описательный рассказ «Елка на площади»

январь

2

Профессии.

И. « Все профессии нужны!»

Презентация «наши Работники»

И. «Кто где работает»

3

Инструменты.

 «Папины помощники»

«Какие бывают инструменты» Интерактивное занятие магазин «Строй мастер»

4

Еда. Продукты питания.

 «Магнит, Пятерочка»

И. «Что же перекусить в кафе?»

февраль

1

Посуда.

- д.и. «Магазины»

2

Родное село. Наша улица.

-  «Виртуальная экскурсия по селу Архипо – Осиповка»

- Методическая разработка «Достопримечательность села Архипо – Осиповка»

 «Знакомые улицы»

- Экскурсия в парк санаторий Архипо Осиповка, возложение цветов к памятнику неизвестных солдат.

- Д.и. «Пословицы»

Экскурсия на пограничную заставу «Есть такая профессии – родину защищать»

3

Наша армия

День защитника отечества

 «История села»

Презентация «Пограничная застава»

Беседа о местных погибших солдатах.

Игра «Памятник герою».

4

Семья

Составление фото альбома

 «Выходные с семьей»

Д.и. «Где работают твои родители?

март

1 - 2

Ранняя весна. Перелетные птицы.

 ООД «Весенний парк Архипо – Осиповка»

Д.и. животные нашего леса

Игра «Пешие прогулки»

Игра «Фотосессиия»

3

Подводный мир. Пресноводные и морские обитатели.

 Р.и. «сельские водоемы»

«Жители водоемов в Архипо – Осиповке»

                             

                  Май           апрель

1

Тело человека и уход за ним.

ООД « Что же лечат доктора?»

Игра «Диспетчер»

2

Космос.

«Музей космонавтики»

Словесная игра «Почемучка»

3

Весенние сельскохозяйственные работы. Хлеб.

«Музей хлеба в нашем селе»

Игра «Правда или действие».

4

Транспорт.

«Сельский транспорт»

2

День Победы.

Л.у. «наши ветераны»

И.для м.м. «Георгиевская лента»

3

Время года лето. Занятия летом. Насекомые.

ООД «Летние развлечения»

Игра «Экскурсовод»

Дидактическая игра «Впечатления Туриста».

4

Школа. Школьные принадлежности.

Фотоэкскурсия

ООД «Наша школа»

Экскурсии : музей космонавтики, хлеба и вина, дельфинарий, погран застава, музей, санаторий архипо осиповка, мих укрепление

Сентябрь – «Экскурсия в библиотеку»        

Познакомить с назначением библиотеки для села, с профессиями.

Октябрь – «Улицы села»        

Продолжать знакомить с улицами села. Дать знания об улицах, названных в честь знаменитых людей. Познакомить с памятником Ленину.

Ноябрь – «Архитектура современных зданий»        

Закрепить представления детей об архитектуре современных зданий. Познакомить с памятниками архитектуры.

Декабрь – «Предприятия села»        

Дать знания о том, какие предприятия есть в нашем селе. Рассказать какую продукцию они производят. Какие есть магазины.

Январь – «Село-труженик»

Продолжать знакомить детей с трудом жителей села, с профессиями родителей. Побеседовать о почетных людях села.

Февраль – «Защитники Отечества»        

Закрепить представления детей об особенностях службы солдат в мирное время. Познакомить с памятниками героям ВОВ села. Воспитывать уважение к воинам, защищающим нашу страну.  Воспитывать гордость за историческое прошлое соотечественников. Экскурсия на пограничную заставу.

Март – «Мое село»

Беседа о родном селе, о его достопримечательностях. Различать функциональную принадлежность зданий (жилые дома, детские сады, школы, магазины, предприятия). Познакомить с символами села, флаг и герб.

Апрель – «Природа родного края»        

Познакомить с природными особенностями родного края. Воспитывать в детях бережное отношение к  природе родного села. Развивать чувство уважения к труду сельчан по благоустройству села, желание помочь в поддержании порядка и чистоты в селе. Благоустройство участка детского сада.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Влияние малых форм фольклора на развитие речи детей старшего дошкольного возраста

Пословицы и поговорки - особый вид устной поэзии, веками шлифовавшейся и впитавшей в себя трудовой опыт многочисленных поколений. Используя в своей речи пословицы и поговорки, дети учатся ясно, лако...

Развитие речи детей старшего дошкольного возраста через развитие мелкой моторики в соответствии с ФГОС ДО ( в рамках муниципальной экспериментальной площадки « Этнокультурное развитие детей посредством художественной обработки материалов с учетом совреме

1.Расширять представления детей о признаках осени. 2.Научить детей изготавливать элемент мордовского орнамента круг  и из них изготавливать  листок (лопа).3. Учить детей говорить с...

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ «Книголюбы» Тема: «Развитие речи детей старшего дошкольного возраста через ознакомление с художественной литературой»

Проблема речевого развития детей дошкольного возраста на сегодняшний день очень актуальна, т. к. процент дошкольников с различными речевыми нарушениями остается стабильно высоким. К сожалению, вечно з...

Влияние_малых_форм_фольклора_на_развитии_речи_детей_старшего_дошкольного_возраста

Пословицы, поговорки, скороговорки - особый вид устной поэзии, векамишлифовавшейся и впитавший в себя трудовой опыт многочисленныхпоколений. Через особую организацию, интонационную окраску,использован...

Развитие речи детей старшего дошкольного возраста через ознакомление с художественной литературой

Художественная литература служит могучим, действенным средством умственного, нравственного и эстетического воспитания детей, она оказывает огромное влияние на развитие и обогащение речи ребенка. В поэ...

Консультация для воспитателей «Развитие речи детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления через художественную литературу».

                Книга вводит ребёнка в самое сложное в жизни – в мир человеческих чувств, радостей и страданий, отношений, побуждений, мыслей, пост...

Развитие речи детей старшего дошкольного возраста через ознакомление с историей и достопримечательностями родного города

Одним из основных показателей уровня развития умственных способностей ребенка можно считать богатство его речи. Взрослым важно поддержать и обеспечить развитие умственных и речевых способностей дошкол...