Конспект образовательной деятельности с детьми по ознакомлению с Санкт - Петербургом.
план-конспект занятия (старшая группа)

Андрианова Наталья Юрьевна

Конспект по ознакомлению с Санкт - Петербургом 

Для детей  старшей группы

«Среди болот, дорог и вьюг, как исполин из сказки,
Явился миру Петербург, волной любви обласкан!»

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад №86 Красносельского района Санкт-Петербурга

Конспект по петербурговедению  

Для детей  старшей группы

«Среди болот, дорог и вьюг, как исполин из сказки,
Явился миру Петербург, волной любви обласкан!»

Используемые технологии:

-информационно-коммуникативные;

-здоровьесберегающие;

-художественное слово;

-проблемно – поисковые

-развивающие игры;

Составила: старший воспитатель

 Андрианова Н. Ю

Санкт-Петербург

2019 г.

Цель: Познакомить детей с историй возникновения  города и достопримечательностями Петропавловской крепости.

Задачи:

Образовательные: формировать восприятие целостной картины мира; уточнить понятие «крепость»;

Развивающие: развивать познавательный интерес к городу, расширить представление о первых постройках в городе, домике

Воспитательные: воспитывать любовь к родному городу, восхищение им; гордость: Я- Петербуржец;

Оборудование : Проектор и экран, презентация  в программе Power Point,

Карта Петропавловской Крепости.  Рабочие листы с заданиями  .

Используемая литература :

Ермолаева Л. К. Воронина Н. И. « Мой город» СПб «Норинт». 2000

Дмитриев В. К. «Санкт – Петербург для малышей» СПБ «Корона – принт». 2011

Никонова Е. А. « Прогулки по Петербургу» СПб «Паритет». 2016

Толкачева Т. Ю. Система работы по ознакомлению старших дошкольников с историей и культурой Санкт – Петербурга. СПб . Детство – пресс. 2012

ХОД:

1 часть

На экране появляется эрмитажный Кот Василий, звучит голос: СЛАЙД

Василий: Здравствуйте ребята, меня зовут Василий, я  не прост кот, а кот питерский. О нашем городе я знаю все. Хотите прогуляться со мной. Гуляя по городу можно увидеть много интересного. Вы должны быть очень внимательны, потому что в течение нашей прогулки по городу вам необходимо будет выполнять мои задания и отвечать на вопросы.   Итак  - отправляемся.

 - А что такое город?

- Слово «город» появилось от слов «городить, огораживать, ограждать». Что огораживали люди в старину? (Ответы: место проживания, дома, улицы) СЛАЙД

-Зачем ограждали, от кого прятались или защищались? (Ответы: от врагов, от животных)

Город появляется не случайно. Выбирается новое место — оно должно быть удобным: рядом должна быть питьевая вода, проходить дороги для торговли.

2 часть  

- Жил давно в России царь,

Очень умный государь.

Он на троне не сидел -

Делал за день по сто дел.

Одержал побед немало,

Мореходом был бывалым

Он и плотник и кузнец

Петр царь был- молодец!

- Кто выбрал место для нашего города?  (Ответы: Пётр 1) СЛАЙД

- Почему он выбрал место на реке Нева? ( Ответы:  из реки брали питьевую воду, по реке передвигались на лодках, перевозили товары для торговли . Ловили рыбу, )

- Кто знает,  как называется рыбка, которая появляется в Неве весной? (Корюшка)

 Пройдите по лабиринту и помогите Василию поймать Корюшку. СЛАЙД

Нева очень широкая и полноводная река. Когда дует сильный ветер,  в городе может случиться наводнение. СЛАЙД

Давным - давно на месте нашего города были леса и болота. Строить город было очень трудно.  Из-за угрозы нападения город строили быстро — из земли и дерева. Первые строители города жили в шалашах и землянках, для царских особ делали мазанки из дерева и глины.

 Первой постройкой в городе была крепость. Почему? СЛАЙД (для защиты города)

Как она называется? ( Ответы:  )

 Крепость назвали в честь святого Петра — на иконах его изображают с ключами от рая. В нашем городе тоже есть ключи — большой золотой ключ с двуглавым орлом и гербом  города, маленький с венком из лавровых листьев. Ключи хранятся в ларце в Петропавловской крепости. СЛАЙД

Посмотрите на экран и выберите животное , которое дало название острову на котором расположена Петропавловская крепость? СЛАЙД

- Остров Заячьим зовут

Заложили крепость тут.

Физ минутка

«По болоту Петр шел»

Водящий находится в середине круга.

(Дети идут по кругу, со словами).

По болоту Петр шел

Остров заячий нашел.

Он собрал рабочий люд

И построил крепость тут.

Крепость новая стоит

Пушками врагу грозит.

Бам, бам, бам, бам!

Не осталось зайцев там.

«Петр» - ребенок:

Я по острову пойду,

Шевельнется кто - найду.

Дети - замирают. «Петр» - удаляет из игры тех «зайцев» которые пошевелились.

«Петр» : зайцы пушек испугались,

По кустам все разбежались.

 (Дети убегают на места).  

Царь остров в устье указал,
И поднялись за валом вал
Шесть бастионов над рекой:
Нарышкин, Зотов, Трубецкой,
Головкин, Меншиков, один
Был Государев. Шесть куртин
Сковали крепко островок.
Теперь врагов и на порог
Не пустит русская река,
Пускай смирят свирепость,
Узнав, что встала на века
Здесь Петропавловская крепость!

- Посмотрите, вот так расположены стены крепости, СЛАЙД

- Давайте посчитаем  сколько бастионов есть у крепости? (6)

-  На что похож контур стен? (на шестиконечную звезду)

- Как вы думаете, что построили для Петра 1? (Ответы)

 Не царский  дворец, а  деревянный домик Петра 1. В домике были сени (прихожая), кабинет, столовая и спаленка.

-  Сколько всего комнат? (Ответы)

Дверь была низкая, как любил царь, хотя сам он был высокого роста.

 В окна вставили маленькие стёкла. На крыше — деревянная пушка и ядра. Солдаты-плотники построили домик за 3 дня. СЛАЙД

«ДОМИК ПЕТРА»    

Высоких не любил хором

Царь Пётр. И первый царский дом

Велел построить он по росту.

В нём по-солдатски просто

Он жил, работал и мечтал…

Был царь велик, а домик мал

(Под крышей черепичной,

Раскрашен под кирпичный).

Прошли года, стал домик стар.

В огромный убран был футляр.

Он память о Петре хранит,

И в нём история царит!  

Домик Петра 1 сразу решили сберечь и вокруг него построили дом-футляр из кирпича. Он сохраняет царский домик от непогоды и разрушений. Сейчас в нём музей. СЛАЙД

 

 «ДОМИК ПЕТРА »

Этот дом не просто дом:        

Дом другой запрятан в нём.

Тот, который самый первый  

Вырос тут среди болот.

И не знал тогда, наверно,

Что три века проживёт.

Но живёт, считает годы,

И на вид совсем не стар...

А его от непогоды                      

Защищает дом-футляр.

3 часть

- Давайте вспомним, какие первые здания были построены в Петербурге и зачем ? (Ответы:  Петропавловская крепость для защиты от врагов; Домик Петра 1 для царя; землянки и шалаши для строителей города; мазанки для царской свиты)

- Вам понравилось путешествие по городу с котом Василием?

- Что нового вы узнали?

 -Кто знает, какие здания есть еще в Петропавловской  крепости? Давайте рассмотрим карту и определим, про какое здание Петропавловской крепости  кот Василий расскажет нам в следующий раз. ( Нацеливание на дальнейшее знакомство с городом)

                             

                         


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Непосредственно образовательная деятельность с детьми «Город мой чудесный Санкт-Петербург»

План-конспект непосредственно образовательной деятельности с детьми по "Петербурговедению" в подготовительной к школе группе....

Статья «Роль дидактических игр в работе с детьми по ознакомлению с Санкт-Петербургом»

В статье описывается использование дидактических игр на занятиях по петербурговедению и в повседневной деятельности. Путь к познанию в детском возрасте идет через игру. В такой форме легче усваиваются...

Конспект непосредственно-образовательной деятельности в старшей группе «Путешествие по Санкт-Петербургу»

Нашим детям посчастливилось родиться в одном из красивейших городов мира, богатом своей историей и культурой - Санкт-Петербурге. Знакомство с культурным наследием города даст возможность прикоснуться ...

Конспект совместной образовательной деятельности на тему "Из сказки в Санкт-Петербург" (прощание с детским садом)

Кто-то украл дипломы ребят! Давайте обратимся к сказке за помощью. Много стран придётся объездить, всяких героев повстречать, чтобы добраться до красивейшего города....Для сочинения сценария частично ...

Конспект образовательной деятельности с детьми старшего возраста по социально-коммуникативному развитию «Мой Санкт-Петербург»

Цели: Расширять представления детей о родном городе. Задачи: углублять и уточнять знания детей о достопримечательностях города; дать первоначальные знания о людях, которые жили и творили в нашем город...

Конспект образовательной деятельности с детьми по ознакомлению с окружающим миром с элементами эколого-психологического тренинга

Предлагаю вашему вниманию конспект образоватльной деятельности с детьми подготовительной к школе группы по ознакомлению с окружающим миром с элементами эколого-психологического тренинга....

Методическая разработка по Истории и культуре Санкт-Петербурга «Дидактические игры с детьми по ознакомлению с Санкт-Петербургом».

В данной разработке даны игры с описаниями, правилами, вариантами проведения, что даст возможность педагогам творчески подойти к работе c детьми, продумывая свой материал, создавая новые варианты игр ...