Конспект непосредственно-образовательной деятельности в старшей группе «Путешествие по Санкт-Петербургу»
план-конспект занятия (старшая группа) на тему

Ячник Светлана Александровна

Нашим детям посчастливилось родиться в одном из красивейших городов мира, богатом своей историей и культурой - Санкт-Петербурге. Знакомство с культурным наследием города даст возможность прикоснуться ребёнку к мировой культуре и культуре России как жизненного пространства. В дошкольном детстве происходит становление личности ребёнка. В этот период закладывается интерес, любовь и уважение к своему городу как к малой Родине. Понимание Родины у ребёнка связано с конкретными представлениями о том, что близко, дорого.

Дети, родившиеся в Санкт-Петербурге, с детства видят великолепие родного города. Эта красота становится для них обыденной. Нам, педагогам, надо помочь понять детям культурно-исторические истоки нашего города, нашей страны.

Данное занятие – это эпизод, небольшой этап в системе работы по ознакомлению детей с историей и культурой родного города.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_zanyatiya_po_spb.doc81.5 КБ

Предварительный просмотр:

ГБДОУ детский сад № 95 Красногвардейского района Санкт-Петербурга

Конспект непосредственно-образовательной деятельности

«Путешествие по Санкт-Петербургу»

Автор-составитель:

Ячник Светлана Александровна,

воспитатель старшей группы 8а

Санкт-Петербург

2014

Пояснительная записка

Нашим детям посчастливилось родиться в одном из красивейших городов мира, богатом своей историей и культурой - Санкт-Петербурге. Знакомство с культурным наследием города даст возможность прикоснуться ребёнку к мировой культуре и культуре России как жизненного пространства. В дошкольном детстве происходит становление личности ребёнка. В этот период закладывается интерес, любовь и уважение к своему городу как к малой Родине. Понимание Родины у ребёнка связано с конкретными представлениями о том, что близко, дорого.

Дети, родившиеся в Санкт-Петербурге, с детства видят великолепие родного города. Эта красота становится для них обыденной. Нам, педагогам, надо помочь понять детям культурно-исторические истоки нашего города, нашей страны.

Данное занятие – это эпизод, небольшой этап в системе работы по ознакомлению детей с историей и культурой родного города.

 Основными целями в этой системе являются:

  •  Воспитание у детей интереса к истории и культуре родного города.
  •  Формирование таких нравственных качеств, как:

- гордость за город, в котором они проживают,

- уважение к труду создателей и к труду создающих город,

- уважение к гражданам, проживающим в городе.

  •  Развитие умений ориентироваться в городе.
  •  Развитие через культурно-историческое окружение города творческих способностей детей и навыков познавательной деятельности.

Основными задачами, на мой взгляд, в системе работы по ознакомлению детей с историей и культурой родного города являются:

  •  Формирование у детей интереса к общественной деятельности города.
  •  Расширение знаний детей о родном городе, о районе, в котором они живут.
  • Знакомство детей с историей, культурой и архитектурой города.
  •  Развитие умений детей описывать объекты города, свои впечатления.
  •  Знакомство детей с этикетом города - культурой поведения в общественных местах.
  •  Воспитание в детях "петербуржцев".

Данное занятие проводилось в старшей группе ГБДОУ детский сад № 95  в сентябре 2014 года. Возраст детей – 4, 5 – 5, 5 лет.

Конспект непосредственно-образовательной деятельности (НОД)

 по социально-коммуникативному развитию

в старшей группе:

«Путешествие по Санкт-Петербургу»

Цель:  Способствовать развитию познавательных интересов,  помочь дошкольникам увидеть Петербург заново: обратить внимание на достопримечательности и переосмыслить своё отношение к городу,  мотивировать на дальнейшую познавательную и творческую деятельность.

Вид деятельности: Социально-коммуникативное, речевое, познавательное, художественно-эстетическое развитие детей.

Методы и приемы:

Словесные – беседа, пояснение, рассказ, уточнение, дополнение;

Наглядные – альбомы, открытки, иллюстрации с изображением достопримечательностей  Санкт-Петербурга, макет микрорайона вокруг детского сада, барельефы СПб, флажки с гербом и символами СПб;

Игровые – пазлы «Виды Санкт-Петербурга», игра «Прогулка по городу» (С.В. Бурдина).

Тема занятия: «Путешествие по Санкт-Петербургу».

Задачи (по образовательным областям): 

       1. Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»: Расширять кругозор детей в процессе знакомства с историей СПб как части мировой культуры и культуры нашей страны.

       2.  Образовательная область «Речевое развитие»:

 Расширять и активизировать словарный запас  по теме «Санкт-Петербург». Формировать  практические навыки правильного употребления относительных прилагательных, закреплять  умение согласовывать существительные с прилагательными.

 Развивать  навыки  связного высказывания.

 Побуждать детей свободно высказывать, обосновывать и доказывать своё мнение.

        3. Образовательная область «Познавательное развитие»: Содействовать самостоятельному обнаружению связей и зависимостей между явлениями, объектами в процессе знакомства с различными системами символов.

  1. Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»:  Закрепить умение использовать полученные навыки в лепке.

     Способствовать развитию  воображения и  творчества.

Используемые технологии:

  • Технология личностно-ориентированного взаимодействия педагога с детьми;
  • Игровые технологии;
  • Технология проектной деятельности;
  • Информационно-коммуникативные технологии.

Материалы к совместной НОД:

  • Слайды с изображением  видов Санкт-Петербурга.  
  • Фотографии, открытки, альбомы с достопримечательностями  Санкт-  Петербурга
  • Музыкальная запись  «Гимн Великому городу» Глиэра.
  • Аудиозапись песни,  посвящённой Санкт-Петербургу (Исп. Олег Кваша)
  • Фотоальбом «Прогулки детей группы по СПб».
  • Подбор стихов, загадок о Санкт-Петербурге.

 Предварительная работа:

  • Дидактические игры: «Узнай по описанию», «Где чей дом?»,              «Отгадай, где это?».
  • Стихи о Санкт-Петербурге.
  • Заочные экскурсии по городу.
  • Семейные прогулки  по Петербургу.
  • Рассматривание иллюстраций с видами СПб и с памятниками архитектуры.
  • Выставки детских работ «Мой любимый город», «Салют над Петропавловкой».
  • Подвижные игры «Полёт над Дворцовой площадью», «По болоту Пётр шёл» и «Каменный лев».

Ход  совместной непосредственно-образовательной деятельности         (НОД):

Деятельность педагога

Деятельность детей

1. Педагог имитирует прилёт самолёта. Из самолёта «выходит» туристка из Германии (кукла), изучающая русский язык, впервые прилетевшая в наш город. Звучит гимн Великому городу (музыка Глиэра).

Туристка интересуется, что за символы и герб изображены на флажках.

2. В разных уголках группы находятся картины, альбомы, открытки, рисунки детей с видами Санкт-Петербурга.

3. Педагог предлагает детям подвижную игру «Полёт над Дворцовой площадью».

Туристка принимает активное участие в игре.

4. На столе лежит альбом с детскими фотографиями. Туристка просит детей показать и рассказать о любимых местах в городе.

5. Кукла-туристка показывает детям волшебную  коробочку с пазлами, обращается с просьбой собрать фотографии (достопримечательности Санкт-Петербурга) и рассказать о них.

6. Кукла благодарит детей за подаренный сувенир.

7. Туристка интересуется, знают ли дети ещё какие-нибудь подвижные игры, связанные с городом.

По выбору туристки дети вместе с ней играют в игру.

8. Туристка обращает внимание на то, что город очень большой и просит детей показать на карте, где находится район, в котором они  живут и находится их детский сад.

9. Туристка, изучающая русский язык, предлагает детям поиграть с ней в игру «Петербургские рифмы».

10. Кукле-туристке очень понравился наш город, экскурсия, проведённая детьми. Она благодарит детей за великолепный день в Санкт-Петербурге, обещает рассказать своим детям о впечатлениях и о прекрасных петербуржцах, любящих и знающих свой город.

1. Дети с флажками с символикой Санкт-Петербурга встречают в аэропорту куклу-туристку, предлагают посмотреть родной город.

Дети конструируют «автобус», садятся в него, по детской считалке «У Литейного моста…» выбирают экскурсовода, приглашают на экскурсию свою гостью.

Ребята рассказывают о гербе СПб, о кораблике на шпиле Адмиралтейства (символе СПб).

2. Начинается «экскурсия» по СПб: дети рассказывают о достопримечательностях  в центре города (показывают изображения самых значимых для них мест в городе, барельефы  памятников архитектуры, мостов и рек, свои рисунки и аппликации с видами СПб).

3. Дети активно играют, превратившись в пилотов, по сигналу приземляются у достопримечательностей главной площади города (макеты расставлены на полу).

4. Каждый ребенок,  увидев своё фото, рассказывает, что изображено на фотографии, как он с родителями гулял по центру города, делится впечатлениями.

5. Дети разбиваются на 2 команды и собирают пазлы с видами  СПб, объясняют, какие достопримечательности у них получились и коротко рассказывают  о них.

6. Ребята приглашают куклу  в «скульптурную мастерскую», где они будут лепить Ростральную колонну (свою работу они дарят туристке).

7. Дети на выбор предлагают несколько игр («Каменный лев», «По болоту Пётр шёл»).

8. Дети подходят к макету микрорайона  вокруг детского сада и ребята показывают район, где они живут, где находится детский садик, называют  свой адрес, показывают дом, в котором они живут.

9. Ребята с удовольствием составляют рифмы, закрепляя знания о достопримечательностях Санкт-Петербурга.

10. Дети снова «конструируют» автобус, провожают туристку в аэропорт.

Звучит песня, посвящённая Санкт-Петербургу (исполнитель Олег Кваша), дети радостно подпевают.

Список литературы:

  • Толкачёва Т. Ю.   «Система работы по ознакомлению старших дошкольников с историей и культурой Санкт-Петербурга», ДЕТСТВО-ПРЕСС, Санкт-Петербург, 2012
  • Георгиев И.И. «Санкт-Петербург. Занимательные вопросы и ответы», СПб, Паритет, 2004
  • Феофанова О., Гурко Ю. «Прогулки по детскому Петербургу», Питер-Пресс, СПб, 2013
  • Дмитриев В.К. «Санкт-Петербург. Рассказы о праздниках», «Символы Санкт-Петербурга», Корона-Принт, СПб, 2014
  • Дмитриев В.К. «Санкт-Петербург для малышей». Пособие по истории города. СПб, 2014
  • Ермолаева Л. К., Лебедева И. М «Чудесный город», СПБ, Норит, 1995
  • Никонова Е. «Первые прогулки по Петербургу», СПБ, Паритет, 2005
  • Калашников Г. В. «Гербы и символы СПб». СПб, 2014

Приложения

Детская считалка:

У Литейного моста

Я поймал в Неве кита,

Спрятал за окошко.

Съела его кошка,

Помогали два кота –

Вот и нет теперь кита!

Ты не веришь другу?

Выходи из круга!

Подвижные игры:

1. « Полёт над Дворцовой площадью»

Цель: Развивать двигательную активность, внимание, умение действовать по сигналу ведущего.

Описание игры: Педагог предлагает детям «превратиться»  в пилотов и полетать над Дворцовой площадью, посмотреть на неё с высоты. В игре принимают участие 6 детей, они встают в шеренгу, рассчитываются на 1-, 2-, 3-й. Номер по порядку будет соответствовать номеру самолёта. На полу расставлены здания, входящие в ансамбль Дворцовой площади: Зимний Дворец, арка Главного штаба, Александровский столп. Педагог даёт команду: «Самолёты под №1, приготовиться на взлёт!». Самолёты под №1 заводят мотор заводят мотор и кружат над площадью. Далее педагог даёт следующую команду: «самолёты, на посадку! Приземлиться у Зимнего Дворца!» Самолёты приземляются, остальные дети проверяют. правильно ли была произведена посадка. Игра продолжается, педагог даёт команды самолётам под №2, 3.

«По болоту Пётр шёл»

Водящий находится в середине круга.

Дети (идут по кругу):

По болоту Пётр шёл,

Остров Заячий нашёл.

Он собрал рабочий люд

И построил крепость тут.

Крепость новая стоит,

Пушками врагам грозит.

Бам, бам, бам, бам!

Не осталось зайцев там.

Я по острову пойду,

Шевельнётся кто – найду!

Дети замирают. Водящий удаляет из игры тех «зайцев», которые пошевелились.

Водящий:

Зайцы пушек испугались,

По кустам все разбежались.

«Каменный лев»

«Лев» стоит в центре круга.

Дети (взявшись за руки, ходят по кругу):

Лев из камня любит спать.

Будем мы года считать.

Год спит, два спит,

Двадцать лет подряд храпит.

Как пройдёт сто пятьдесят…

Дети на цыпочках приближаются к спящему «льву».

Лев начнёт ловить ребят.

Раз, два, берегись,

В лапы льву не попадись!

«Лев» начинает ловить ребят.

Лев:

Я тебя не отпущу,

В твёрдый камень превращу!

Тот, кого поймает, «каменеет», то есть застывает на месте. Игра повторяется. Пойманные дети становятся «каменными львами».

Игра «Петербургские рифмы»

Цели: Закреплять знания о достопримечательностях Санкт-Петербурга, расширять словарный запас детей. 

Описание игры: Участвует любое количество детей. Ведущий предлагает подобрать рифмы к стихотворным строчкам. Выигрывает тот, кто раньше других сможет составить рифмы.

Примеры рифм:

Мы вместе с бабушкой вчера

Ходили во дворец… (Петра)

Самсон был храбрый великан –

Из пасти льва достал… (фонтан)

Растрелли – великий творец,

В подарок оставил прекрасный… (дворец)

Пётр решил построить флот,

Нашей Родины… (оплот)

Не могу найти слова.

Как люблю тебя, … (Нева)

Ветер в Летнем саду –

Ходят волны в … (пруду)

Над красавицей Невой

Липы шелестят… (листвой)

Неофициальный гимн Санкт-Петербурга

Олег Кваша

Город проснулся с утра
Полупрозрачный и светлый,
Тысячи просек Петра
Вымыты ливнем и ветром.

Встали на место мосты,
Вспыхнули острые шпили,
И закружили, и закружили
Город Петровской мечты.

Припев:

Санкт-Петербург - гордая белая птица,
Санкт-Петербург - бронзовый царь и царица,
Санкт-Петербург - славы российской столица.
Это частица, сердца частица, город наш Санкт-Петербург!

Между людей и машин,
Меж островов и каналов
Мы всё куда-то спешим
Между великим и малым.

Любим мы здесь и грешим,
Верим и рвёмся к спасенью
От поколения к поколенью
В городе нашей души!

Припев.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно-образовательной интегрированной деятельности в старшей группе компенсирующей направленности для детей с нарушением речи "К нам весна пришла"

Конспект непосредственно-образовательной интегрированной деятельности в старшей группе компенсирующей направленности для детей с нарушением речи...

Конспект непосредственной образовательной организованной деятельности в старшей группе по познавательному развитию (математика) в старшей группе по теме «Путешествие по сказке». Составила воспитатель Быкова О.Н

Конспект организованной образовательной деятельности в старшей группе по познавательному развитию (математика) по теме "Путешествие по сказке". Составила воспитатель Быкова О.Н....

конспект непосредственно образовательной деятельности в старшей группе на тему Санкт-Петербурга

"Прогулка по Санкт-Петербургу"( "Что я знаю о своем родном городе")...

План - конспект непосредственной образовательной интегрированной деятельности в старшей группе «Ах, зимушка, зима"

Задачи: 1.  Воспитывать культуру ведения диалога: умение внимательно слушать собеседника, не отвлекаться, не перебивать, отвечать на вопросы, приводить примеры. Способствовать развитию у дет...