" У самовара"
проект (подготовительная группа)

Зубарева Елена Геннадьевна

Развитие познавательных способностей через формирование интереса культуре и традициям чаепития народов Южного Урала.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл u_samovara_konkurs_konets.docx31.74 КБ

Предварительный просмотр:

В рамках годового проекта « Расскажи мне о нас»

Цель: Развитие познавательных способностей через формирование интереса к  культуре и традициям  чаепития народов Южного Урала.

Задачи: 

Создавать условия для воспитания патриотизма, толерантности.

Способствовать накоплению опыта поликультурного общения.

Приобщение к игровому и танцевальному творчеству народов Южного Урала.

Воспитывать культуру общения и гостеприимства.

Развивать творческие способности, воображение.

Закрепить умение применять различные приемы игры на русском народном инструменте( ложках)

Ознакомить детей с основами певческого дыхания, расширить представление о групповом пении.

Дать понятие о фразировке в пении.

Обогатить словарный запас.

Расширить представления детей о быте и  традициях народов, населяющих Южный Урал.

Сохранение физического и психического здоровья детей

Развитие физических качеств, необходимых для музыкально- ритмической деятельности.

Развивать игровую деятельность.

Способствовать накоплению опыта доброжелательных отношений со сверстниками.

Уточнить знания детей о таком понятии, как традиция.

Познакомить с историей самовара, чайника.

Обогащать словарный запас.

Формировать навык общения в неформальной обстановке. (Под звуки русской народной мелодии дети заходят в музыкальный зал, обращаются к музыкальному руководителю– Хозяюшке)

- Здравствуй, добрая Хозяюшка! Ты, позволь, Хозяюшка, нам в избу войти.

Хозяюшка:

- Здравствуйте, гости дорогие

Гости званные и желанные.

Красивые и молодые,

Застенчивые и боевые.

Гости на пороге-хозяйке радость.

Проходите, погостите в моей хате .

(дети садятся на скамейки)

Хозяюшка:

- А расскажу я вам историю одного предмета, а какого именно узнаете, отгадав мою загадку:

Стоит толстячок,

Подбочивши бочок,

Он шипит и кипит,

Всем чай пить велит.

Дети: Самовар

Хозяюшка: Да это самовар

В моей хате печка – матушка,

А самовар – батюшка.

Поет песню « Самовар»

Ребенок 1: Самовар пыхтит, искрится-

Щедрый, круглый, золотой.

Озаряет наши лица

Он своею добротой.

Ребенок 2: Посидеть за самоваром

Рады мы наверняка

Ярким солнечным пожаром

У него горят бока

Ребенок 3:  Самовар гудит,  шумит

Только с виду он сердит.

К потолку пускает пар,

Наш красавец – самовар!

Хозяюшка:- Дети, а почему он так называется самовар? (самовар сам варит, т. е. кипятит воду).

-Вспомните, в каком городе появился самовар? (в Туле)

- Да ребята, его родиной считают город Тулу. Но существует мнение, что первые самовары были сделаны у нас, на Урале. Много мастеров было на Руси.  Каждый мастер старался сделать свой самовар красивым и необычным. Их делали разными, и большими и маленькими, круглыми и продолговатыми, украшали разными узорами, придавали разную форму ручкам и краникам,

- Но самовары отличаются не только внешне.

- Самовары бывают жаровые, в них кипятили воду с помощью огня.( показывает)

-Это электрический самовар, в нем закипает воду с помощью электричества.

- Ребята, скажите в наше время чаще, какой используют самовар электрический или жаровой?

Для чего же кипятят самовар? Правильно! Что бы чай попить!

Хозяюшка: Эх, недаром в народе говорят: Чай не пьешь – откуда силу возьмешь?  А какие виды чая вы знаете?( ответы детей)

Хозяюшка: Самовар наполнили водой. И теперь его надо вскипятить. Это теперь включил в розетку и кипяток готов. А раньше надо было идти в лес и набрать ……а вот вам моя загадка-отгадаете, узнаете!

Загадка: Что под елками найдешь

 Если к елкам ты придешь.

Жарким летом, и весною,

И осеннею порою?   (шишки)                                                        

Ну-ка, кто здесь не трусишка? Кто собрать захочет шишки?

Хозяюшка:- Что ни говори, любили наши предки ( прабабушки и прадедушки) чаю из самовара попить. И праздник и в будни, вся семья у самовара собиралась. Вот и мы с вами живем на Урале дружной семье- как родные за столом  у самовара , попить чая сегодня собрались русские, казахи, башкиры, татары. Все эти народы живут дружно, уважают и ценят традиции друг друга. В нашем детском саду тоже есть дети разных национальностей.

Все они вместе дружат, занимаются, играют. Народы Уральского края гостеприимные, трудолюбивые люди.

Труд они считают главным делом своей жизни. А для отдыха люди устраивают праздники: ярмарки, сабантуи, наврузы. Давайте –ка, посмотрим друг на друга, да может что то новое для себя узнаем?

( выходит ребенок в башкирском народном костюме), с угощением на подносе) и рассказывает:

Башкирское чаепитие

Башкиры любят пить чай с густыми сливками, с медом, с сухофруктами, орехами и чак-чаком. В деревнях пьют чай с мясом и с плотной едой. Сельчане говорят: «Мы ничего не едим, только чай пьем». Это значит, что в башкирских селах утром едят мясо, пьют чай и то же самое в обед и вечером. Если приходят гости, вначале устраивается чаепитие, а уже потом – основное застолье. Башкиры предпочитают черный чай с душицей. Помимо душицы в чай кладут зверобой, чабрец, листья бадана, смородины, вишни, клубники, земляники.

Ставит на стол поднос с угощениями.

Хозяюшка: Хорошо на посиделках

Веселится детвора

И сейчас у нас начнется

Башкирская игра.

 (башкирская мелодия)

 Джигит (объясняет значение слова)-мужчина, отличающийся отвагою, выносливостью и стойкостью.

Эй, джигиты, что сидите?

В поле все скорей бегите

Юрты строить нам пора

Собирайтесь детвора!

Башкирская игра «Юрта»(Тирмэ)

Правила: дети делятся на три подгруппы, каждая образует круг по углам площадки. В центре каждого круга стул, на нем платок с национальным узором. Все три круга идут и напевают:

Мы веселые ребята,

Соберемся все в кружок.

Поиграем, и попляшем,

И помчимся на лужок.

Под музыку идут в один общий круг, заводят хоровод. Музыка закончилась - бегут к своим стульям, берут платок, натягивают над головой , получаются юрты.

Выигрывает та команда, которая первой «построила» юрту.

 Хозяюшка:

Хорошо у нас, друзья!

Татар приглашаю я

Вы скорее выходите ,

про себя нам расскажите.

(выходит ребенок в татарском костюме, с угощениями)

Татарское чаепитие

Татарское гостеприимство давно уж стало легендарным и связывается оно, в первую очередь, с обычаем пить чай. Чай заваривался очень густо и пился сильно горячим с примесью молока. Приход гостя обязательно сопровождался чаепитием .

Пили  татары чай с медом, молоком, курагой, черносливом, пастилой, а также различными кушаньями, составившими целый набор «чэй ашлары» (блюда к чаю).  

Якши-  в переводе с татарского-хорошо( обьясняет значение слова).

А наши ребята знают замечательный танец, исполняя который, они часто произносят это слово.

Танец « Якши»

Хозяюшка: Чай попить казахи любят,

накрывают достархан

и свои обычаи расскажите нам.

Выходит ребенок в казахском народном костюме, с угощением в руках

Казахское чаепитие

Первое казахское отличие-это поразительное гостеприимство, граничащее с фанатизмом.  "Гость в доме - Бог в доме"-гласит казахская поговорка.

Причём гостем считается  даже незнакомый, случайно забредший путник, его принято накормить и обогреть.

        Абсолютно незнакомого человека, невзирая на национальность, принимали тут как родного. Никаких вопросов НЕ ПРИНЯТО ЗАДАВАТЬ О ЦЕЛИ ВИЗИТА ИЛИ ПУТЕШЕСТВИЯ. Зато принято долго расспрашивать гостя :"Как дела? Как здоровье? Как родители? Как дети? Как работа?  Как дом? Как скот?..." И при этом угощать, угощать...   Чай казахи пьют всегда чёрный с молоком. Чай для казаха-это не просто напиток. Это церемония!

    Никогда казахи не пьют старый чай, только свежезаваренный! Из чашек без ручек -пиал.  Чай наливается понемногу- на половину или меньше чашки. Сначала молоко, потом крепкая-крепкая заварка.  Пить одну-две чашки не принято-не уважение к хозяевам, надо пить много, и долго.

   Чай не принято допивать ДО САМОГО ДНА-дурной тон!

Хозяйка должна что-то вылить из вашей чашки.

   Например, чай, у казахов , да и все другое, не принято подавать ОДНОЙ рукой-только ДВУМЯ! Так же надо и здороваться СО СТАРШИМИ ПО ВОЗРАСТУ. Иначе это может быть расценено как ПРЕНЕБРЕЖЕНИЕ к человеку. Так же надо и принимать предложенный чай - только двумя руками!

  Пока не поставишь на стол пиалу и не накроешь её на секунду ладонью, пиала будет снова и снова, предварительно ополоснувшись, наполняться ароматным чаем. После этого жеста принуждать пить чай уже  не принято.

Казахская детская игра - Балтам тап( белая кость)

Балтам тап - это очень веселая казахская детская игра. Для игры необходимо около 20-30 человек. Все участники встают в круг в плотное кольцо. Определяют одного водящего, который находится внутри круга. Участники стоящие в кругу держат руки за спиной и передают друг другу какой нибудь небольшой предмет, например мячик или кеглю. Игрок находящийся внутри круга пытается угадать, у кого из участников находится предмет, как только он угадывает,тот, у кого оказался предмет встает в круг и игра продолжается.

Хозяюшка: А я вам расскажу о традициях чаепития у русских.

Традиции чаепития у русских.

- Раньше самовар, начищенный до блеска, устанавливался на специальном самоварном столике, который располагался около обеденного стола. Заварочный чайник ставился на конфорку. Чай подавала хозяйка дома или её старшая дочь. Чашку надо было наливать до краев, не забывая потчевать гостей и предлагать ещё. Чай полагалось пить из блюдца, держа его всеми пальцами (показывает). Подливание чая в чашку кончалось тогда, когда гость переворачивал её вверх дном. Это означало, что гость чаю больше не хочет и доволен угощением.

 На обеденном столе расставлялись чашки с глубокими блюдцами и чайными ложечками, сахарница с колотым сахаром, щипцы, ситечко, блюда с пирогами. По русским традициям чай пьют с баранками, сушками, вареньем.

Деревянные ложки служили на столе не только посудой, но и музыкальным инструментом, на котором можно и поиграть по окончании чаепития!

Ребенок (мальчик)Я – удалый молодец,

На ложках вам сыграю.

Ну-ка, братцы, выходите

И гостей повеселите!

Хозяюшка: Ложки, что не говори

Примечательные.

А ребята-ложкари

 Замечательные!

Игра на ложках

Хозяюшка: Молодцы у нас ребята!

А теперь на чай зовем,

И чайку мы всем нальем.

Сверху — пар, снизу — пар,

Вот он, русский самовар. (дети встают на полукруг у центральной стены)

Исполняют пенсю « Пых- пых, самовар»

Хозяйка: Какой же праздник у нас замечательный получается! Но не только любовь к чаю объединяет наши народы, их объединяет любовь к родной земле и большая многовековая дружба-

Давайте дружить на Южном Урале

 как птицы в небе,

 как трава с лугом,

как поля с дождями,

 как дружит солнце со всеми нами»

Посиделки – вечеринки,

У кого ты не спроси,-

Это – яркие  картинки

Нашей жизни на Руси.

Мы делились новостями,

Мы старались вас развлечь,

Мы прощаемся с гостями.

Говоря: до новых встреч!

Праздник заканчивается чаепитием у самовара.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Русский самовар". Разработка танца.

Авторская разработка танца....

Конспект занятия :"Самовар-жар птица"

Знакомство с предметами быта в старину, историей возникновения самовара.Чаепитие из самовара....

Конспект. В гостях у самовара "За чаем не скучаем""

Развлечение на день открытых дверей в гостях у самовара "За чаем не скучаем"...

презентация " Праздник самовара"

Презентация помогает детей любого дошкольного возраста познакомить как выращивается чай на чайных плантациях, как собирается чай специальными людьми вручную, рассказывается, что чаепитие на Руси -это ...

семейные посиделки "У самовара не скучаем, разговор ведём за чаем"

Развлечение, проведённое с участием родителей на основе русской народной музыки и русской традиции чаепития....

Конспект НОД с детьми старшей группы «Русский самовар. История возникновения. составление детьми описательного рассказа о самоваре с опорой на мнемотаблицу »

Конспект НОД с детьми старшей группы «Русский самовар. История возникновения. составление детьми описательного рассказа о самоваре с опорой на мнемотаблицу » Цель: способствовать знакомству детей...

Конспект ОД "Самовар, самовар, самоварище"

Приобщение детей к истокам народной культуры и духовности....