занятие "О пользе калмыцкого чая"
план-конспект занятия

беседа о полезных свойствах калмыцкого чая

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytoe_zanyatie_2018g.docx6.85 КБ

Предварительный просмотр:

Открытое занятия в старшей группе: О полезных свойствах калмыцкого чая «Хальмг цэ»

Задачи:

- познакомить детей с чайной церемонией калмыков, показать как варят калмыцкий чай;

-познакомить детей о полезных свойствах калмыцкого чая.

- закреплять слова на калмыцком языке: цә, усн, давсн, үсн, тосн, зәт,ааг, шанh.

- развивать умение применять полученные знания в повседневной жизни;

- воспитывать и прививать культуру поведения за столом.

Материал и оборудование:

Җомба,ааг, шанh,цә, усн, давсн, үсн, тосн, зэт.

Художественное слово:  дун«Хальмг цә».

Предварительная работа: рассматривание иллюстраций, разучивание песни, игры с альчиками,д\и «хальмг цэ»

Ход занятий:


                                                          Мендвт куукд!

Дети: Мендвт!

                 

 В :Дети сегодня я так оделась не случайно ,потому что  у нас много гостей и еще придет гость. А гостей принято встречать с уважением гостеприимно .

Ребята как вы понимаете слово гостеприимно?    

Восп: Какие калмыцкие блюда вы знаете?                  

Оветы детей.

Восп: Молодцы ребята! Я убедилась вы много знаете калмыцких национальных блюд.

Восп: Я хочу вас научить готовить калмыцкий национальный  чай-джомба, который очень люблю готовить и угощать своих гостей. Потому что настоящий калмыцкий чай готовится не просто, а  секретом, который я хочу вам сегодня открыть.

Восп: А сейчас  мы вместе приготовим калмыцкий чай.

Сначала кипятили воду с одним из продуктов давста(солью) или капелькой молока(усн)щепоткой кирпичного чая. Потому что хоосн хар усн –пустую воду кипятить было плохой приметой. Кинув в воду(усн) щепотки заварки , следует немного подождать ,пока напиток не приобретет насыщенный коричневый цвет. Затем его солят(давста) и добавляют молоко(усн),мускатный орех(зэт),который предварительно толкут в сливочном масле(тосн).Все это нужно  тщательно перемешать половником(шанh),движение рук во время приготовления должны плавными совершаться слева направо, т.к.ходит солнце по небосклону.  Есть поверье, что делать это нужно 99 раз, такой чай будет особенным вкусным и называют его –джомбой.

Восп: Дети вы хотите чтобы произошло маленькое чудо? Чтобы оно случилось вам надо закрыть глазки и никому не подглядывать .А теперь откройте глазки и посмотрите у нас на столе настоящая –джомба .Подойдите поближе, давайте почувствуем запах аромата калмыцкого чая.

(давайте сделаем ручками так и вдохнем).

Восп: Что вам напоминает?

Восп :Ребята почему калмыки любят пить джомбу?

Ответы детей.

Восп:Вы правильно сказали: он вкусный ,питательный, калорийный. Но еще ребята я открою вам секрет этого чая: он целебный чудотворный .Об этом есть легенда, которую я вам хочу рассказать.  О чудесном исцелении религиозного правителя  Цзонхавы.

Однажды Цзонхава сильно заболел и обратился за помощью к известному лекарю. Лекарь прописал «божественный напиток»  (деежин идэн) и порекомендовал Цзонхаве пить натощак в течение недели. Исполнив все указания лекаря, Цзонхава избавился от своего недуга, на седьмой день. Позже калмыки дали  напитку название «Хальмг цэ»(джомба).Калмыцкий чай очень питательный, приносит  пользу и обеспечивает  приток силы и энергии, и  помогает при многих заболеваниях.

(Стук в дверь гость пришел) (Гиич ирв)

Гость :Мендвт куукд!

Восп: Проходите  пожалуйста , присаживайтесь, чай выпейте) Цэ подают в пиале(шаазн).Шаазн должна с ровными краями, потому что подать напиток с разбитым краем – значит обидеть гостя.

Подавать пиалу с чаем нужно обеими руками ,держа. Такой порядок показывает уважительное и сердечное отношение к гостю. Сначала напиток предлагают старшему по возрасту .Но важно не только правильно приготовить и подать чай, нужно умение принять этот напиток. Брать пиалу полагается двумя руками, после того как напиток выпит, возвращают пустую посуду.

Восп: У калмыков считается, счастливой приметой попасть в гости на утренний чай. «Если с утра выпьешь чай, дела исполнятся»

Гость: Ханжанав! Какой чай вкусный приготовили.

Восп: А мы не только можем готовить вкусный калмыцкий  чай, но еще знаем песенку о нем, которую хотим вам подарить.(песня «Хальмг цэ»)

Гость: Ханжанав, хорошая песня. Дети, а я вам привез подарок альчики. Вы знаете игры с альчиками?

Восп :Мы знаем много различных игр с альчиками ,одну из них мы сейчас поиграем.(игра с альчиками)

Гость: Ой какие вы ,шустрые, ловкие, но больше всего мне понравился вкусный чай. Откройте секрет кто же его приготовил калмыцкий чай?

Восп: Это мы вместе с ребятами приготовили.

Гость: Такие маленькие умеют  готовить?

Восп: Да,а сейчас в этом вы можете легко убедится.

Д/И «Хальмг цэ»

Гость: Ой, ханжанав чаем вкусным угостили

Гость : Мне у вас очень понравилось, но мне пора возвращаться и я хочу вас угостить калмыцкими борциками.(уходит).Сэн бээтн!

Восп: Кто хочет рассказать цээгинь йорэл?

1.Чай недуг исцеляет и усталость прогоняет

Силы новые дает и друзей за стол ведет.

2.Чай выпьешь –до ста лет проживешь.

3.Чай в жару нас освежает

А в морозы согревает

И сонливость переборет

И с усталостью поспорит

Сокрушит любой недуг

Чай  здоровью – лучший друг.

Восп :Ребята вам понравилось традиция калмыцкого народа встречать гостей?

А что вам больше всего понравилось?

Какой секрет я вам сегодня открыла?

Чем полезен калмыцкий чай?

Как правильно подать гостю чай?

Ответы детей.

Мана джомба ямаран?

Дети: Устэ,давста,тоста,халун.

Восп:Чик,ийр сэн.

Вы сегодня молодцы, хорошо поработали

На этом наше занятие закончилось. Давайте мы попрощаемся с гостями Сян бээтн!

Идэн- чигэн  элвг-дэлвг болж

Халун хальмг цээгэн ууж

Хавтха  хальмг  боорцган  идж

Оньдин  дорвн  цагт

Амрж ,жиргж, йовтн.

Будем во все времена

Пить горячий, душистый калмыцкий чай

Ведя приятную беседу

Пусть выпитый чай нам будет аршаном

Пусть все пьющие чай будут щедрыми!

Пусть все живут дружно и счастливо!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Калмыцкие национальные игры

      Калмыцкие народные игры являются традиционным средством воспитания детей. Испокон  веков в них ярко отражался образ жизни людей, их быт. Труд  национальные  ...

Конспект занятия «Путешествие по калмыцким народным сказкам» / средняя группа/

Знают ли дети калмыцкие народные сказки? Об этом это занятие....

Комплексное занятие "Калмыцкий чай" на калмыцком языке

На занятии дети знакомятся как варят калмыцкий чай и с чайной церемонией калмыков....

"Волшебный мир калмыцкой сказки"

Викторина по калмыцким  народным сказкам...

Конспект открытого интегрированного занятиея в старшей группе для родителей по ФЭМП с блокам Дьенеша «Путешествие в математическое королевство».

Развития элементарных приемов логического мышления  через использование логических фигур и блоков Дьенеша....

Проект пособия " освоение калмыцкой речи в движениях калмыцкого танца". Пособие разрабатывается.

Проект  авторского  пособия  основан на  опыте работы с детьми в МКДОУ №17 по освоению  ими калмыцкой речи в движениях калмыцких танцев . Разработка пособия продолжается......

Конспект проведения интегрированного музыкального занятия в средней группе по мотивам калмыцкой сказки «Как мышь попала в название года калмыцкого календаря»

Конспект проведения интегрированного музыкального занятия в средней группе по мотивам калмыцкой сказки «Как мышь попала в название года калмыцкого календаря» Ход занятия :Дети входят ...