Конспект НОД для детей старшего дошкольного возраста на тему: «Здравствуй, музей!»
план-конспект занятия (старшая группа)

Антонычева Наталия Александровна

Ведущая образовательная область: Социально-коммуникативное развитие. 

Тема: «Здравствуй, музей!»

Возраст детей: 5 - 6 лет.

Цель: познакомить детей с домом художника Н.К. Рериха, его творчеством.

Задачи:

Образовательные:

- Формировать у детей понятие об историко - культурных ценностях нашего края.

- Формировать у детей представление о быте, культуре того времени.

Развивающие:
- Активизировать в речи слова: музей, экскурсия, экскурсовод, ландо, мезонин, амбар. 
- Развивать внимательность, умение логически рассуждать. 

Воспитательные

- Воспитывать в детях потребность бережного отношения к историко – культурным ценностям нашего края.
- Создавать на занятии атмосферу радости от общения с прошлым.
Предварительная работа:

- Рассказ воспитателя о деревне Извара, о достопримечательностях, о людях, которые прославили наш посёлок.

- Оформление в патриотическом уголке фото – выставки на тему «Памятные места, которыми славится наша Малая Родина».

-  Прогулка с детьми и родителями в парк музея – усадьбы Н.К. Рериха.

- Рассматривание с детьми рисунков и картин художника.

Материалы и оборудование: 
- Фотографии музея – усадьбы Н.К. Рериха, семьи Рерихов.
- Презентация «По земле Извары». 
- Карточки на тему «Правила поведения в музее».

- Мультимедийное оборудование для видео экскурсии.

- Конверт с письмом, корзина с сюрпризами для детей.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект НОД для детей старшего дошкольного возраста на тему:

«Здравствуй, музей!»

Ведущая образовательная область: Социально-коммуникативное развитие

Тема: «Здравствуй, музей!»

Возраст детей: 5 - 6 лет.

Цель: познакомить детей с домом художника Н.К. Рериха, его творчеством.

Задачи: 

Образовательные:

- Формировать у детей понятие об историко - культурных ценностях нашего края.

- Формировать у детей представление о быте, культуре того времени.

Развивающие:
- Активизировать в речи слова: музей, экскурсия, экскурсовод, ландо, мезонин, амбар. 
- Развивать внимательность, умение логически рассуждать. 

Воспитательные

- Воспитывать в детях потребность бережного отношения к историко – культурным ценностям нашего края.
- Создавать на занятии атмосферу радости от общения с прошлым.
Предварительная работа: 

- Рассказ воспитателя о деревне Извара, о достопримечательностях, о людях, которые прославили наш посёлок.

- Оформление в патриотическом уголке фото – выставки на тему «Памятные места, которыми славится наша Малая Родина».

-  Прогулка с детьми и родителями в парк музея – усадьбы Н.К. Рериха.

- Рассматривание с детьми рисунков и картин художника.

Материалы и оборудование: 
- Фотографии музея – усадьбы Н.К. Рериха, семьи Рерихов.
- Презентация «По земле Извары». 
- Карточки на тему «Правила поведения в музее».

- Мультимедийное оборудование для видео экскурсии.

- Конверт с письмом, корзина с сюрпризами для детей.

Ход НОД

  1. Вступительный этап

Воспитатель обращает внимание детей на стук в дверь, после чего открывает её. Взрослый в костюме почтальона вручает письмо воспитателю.

Воспитатель: Ой, ребята, посмотрите почтальон принёс нам письмо! А от кого интересно? (читает)

Дорогие ребята,

Я, хранитель музея сверчок – старичок приглашаю вас на увлекательную видео – экскурсию по музею – усадьбе Н.К. Рериха.

На этой видео – экскурсии вы узнаете много интересного о семье Рерихов, их старинном доме – усадьбе, благодаря которым о вашем посёлке знают во всём мире.

Самых внимательных и любознательных ребят ждут сюрпризы от меня.

Жду вас с нетерпением.

Воспитатель: Ну что, ребята, готовы отправится на видео – экскурсию по приглашению самого хранителя музея!

Ответы детей: ***

Воспитатель: Ну тогда… дружно парами беритесь и за мною торопитесь, отведу я вас друзья в интересные края!

Дети с воспитателем заходят в зал и усаживаются на стульчики, которые стоят полукругом перед экраном.

Воспитатель надевает на себя костюм экскурсовода и обращается к ребятам.

Слайд 1

  1. Основной этап

Воспитатель: Дорогие ребята, по поручению хранителя музея, сверчка – старичка, видео – экскурсию для вас проведу я. Вы не против? Может кто – то из вас уже знает как называют человека, который проводит экскурсию?

Ответы детей: ***

Воспитатель: Совершенно верно, экскурсовод. Молодцы.  Ребята, а вам не кажется, что слово экскурсия очень загадочное, может кто-нибудь догадался почему?

Ответы детей: ***

Воспитатель: Вы интересно высказываетесь, молодцы. Это слово загадочное потому, что во время экскурсии вы открываете для себя много загадочного, интересного и еще неизвестного. А теперь внимание на экран.

Слайд 2

Воспитатель: Сегодня, ребята, мы с вами совершим экскурсию по музею Н.К. Рериха. Может кто - то из вас знает, что такое музей?

Ответы детей: ***

Воспитатель: Молодцы. Музей – это дом памяти и красоты. В этом усадебном доме когда-то жил Николай Рерих. Вначале он был таким же как вы ребёнком. Постепенно он подрастал, узнал и полюбил мир природы, историю этой древней земли Извары, на которой он жил и учился.

Слайд 3,4

Выучившись и работая, Николай Рерих стал знаменитым художником, о котором знают во всем мире.

Чтобы сохранить память об этом замечательном человеке и художнике, в его доме создан музей. Сейчас сюда приезжают люди из разных городов, чтобы больше узнать о художнике Николае Рерихе и экскурсовод, сотрудник музея, во время экскурсии рассказывает им о нём.

Слайд 5

Воспитатель: Давайте мы с вами представим, что мы вместе с мальчиком Николаем Рерихом и его семьей приехали в Извару, они приезжали сюда ранней весной и жили здесь до глубокой осени.

Слайд 6

Даже когда вырос и стал много путешествовать, он вспоминал об Изваре. «Ландо шуршит по гравию мимо рабочего двора, среди аллей парка. А там радость. За березами и жимолостью забелел дом».

Ребята, как вы думаете, что означает слово ландо? (Ответы детей) Ландо – «четырехместная коляска с откидным верхом». Именно на таком транспорте передвигались в те времена.

Слайд 7

Воспитатель: А сейчас посмотрите на фото дома и попробуйте определить из чего же сделаны эти старые, крепкие стены?

Ответы детей: ***

Воспитатель: Да, дом построен из камня, стены его толстые и крепкие, как у крепости. Художник Рерих так о нем вспоминает «Дом Изварский старый, стены, как крепостные, - небось и посейчас стоит». Да, стоит и мы с вами будем сохранять этот красивый дом, потому что это дом памяти о художнике и дом красоты. Давайте рассмотрим его со всех сторон, и вы сами расскажите, чем вам больше всего нравится этот дом, чем он красив.

Слайды 8, 9, 10

Дети делятся впечатлением.

Воспитатель: Николаю Константиновичу Рериху очень нравился этот дом, и художник о нем вспоминал «Все в нем было милое, в прихожей пахло яблоками». 

Слайд 11

Воспитатель: Ребята, посмотрите на экран. Мы с вами вошли в прихожую, сейчас здесь стоят старинные сундуки, в них раньше складывали различные вещи. Кто из вас догадался, почему Николай Рерих вспоминает, что здесь пахло яблоками?

Ответы детей: ***

Слайд 12, 13

Воспитатель: Верно, в парке раньше был большой сад. Когда снимали урожай яблок, то его вносили в прихожую. Я хочу вам сказать, что яблоками пахнет в прихожей и сегодня в наши дни!? Пахнет, потому что и сейчас на территории усадьбы есть сад. Видели его? И наша с вами задача беречь этот сад, и ухаживать за ним, согласны? А давайте мы с вами сейчас немного отдохнём и соберём урожай яблок? Как спросите вы? Да очень просто мы проведём физкультминутку!

Дети встают возле своих стульчиков и выполняют движения вместе с воспитателем.

Физкультминутка

Стояла корзинка на полке без дела (присесть, округлить руки – изобразить корзину)

Скучала, наверно, все лето она (наклоны головы, вправо-влево)

Вот осень пришла и листва пожелтела, (встать, изобразить ветви деревьев)

Настала пора собирать урожай. (потянуться, изобразить срывание фруктов с деревьев)

Корзинка довольна (руки округлить перед собой, кивать головой)

Она удивилась (развести руки)

Что так много яблок в саду уродилось! (подняться на носочки, показать руками большой круг)

Слайд 14, 15

Воспитатель: Молодцы, размялись, присаживайтесь на свои места и сейчас мы с вами переместимся в следующие комнаты, но когда мы их осмотрим вы, подумав, сами сможете сказать, как они называются. Слушайте внимательно.

Вот перед вами большой красивый зал, куда входили гости, которые приходили или приезжали к хозяевам этого дома. Гости рассаживались на диваны, общались, слушали музыку. Не зря же здесь находится этот старинный инструмент, кто из вас знает как он называется?

Ответы детей: ***

Слайд 16

Воспитатель: Правильно, это рояль. Теперь, ребята, скажите, если в этой комнате располагались гости, как она называлась?

Ответы детей: ***

Слайд 17, 18

Воспитатель: Да, эта комната называется гостиной. А теперь посмотрите на следующую залу и вы сами назовите предметы, которые здесь видите.

Дети называют предметы, определяют их назначение: старинный стол и стулья, большой буфет, самоварный столик и самовар, кресло, камин.

Воспитатель: Если в этой комнате обедали хозяева вместе с гостями, пили чай, хранили посуду в буфетах, как она называлась?

Ответы детей: ***

Воспитатель: Да, это столовая. Художник помнит многое в этом доме: «Столовая ясеневая. Высокий стенной буфет. За окнами старые ели». Ели растут за окном и сегодня.

Слайд 19

Воспитатель: Ребята, как вы думаете, у Николая, были сестры и братья?

Ответы детей: ***

Слайд 20

Воспитатель: Посмотрите на это фото, которое украшает стену в гостиной, может кто-то из вас догадался и покажет нам, где можно увидеть хозяев этого дома?

Дети с воспитателем рассматривают фото семьи Николая Рериха.

Ответы детей: ***

Воспитатель: Ребята, а как вы думаете где в этом доме находилась детская комната?

Слайд 21, 22, 23

Ответы детей: ***

Воспитатель: Детская комната была в мезонине. Мезони́н – это вышка надстройка над средней частью жилого дома, часто имеет балкон. В неё нужно было подниматься по деревянной лестнице.

Рассмотреть с детьми на фото старинные предметы в детской комнате. Познакомить детей с  изварскими рисунками и картинами художника.

Ребята делятся впечатлениями.

  1. Заключительный этап

Слайд 24

Воспитатель: Ну что, ребята, вот и подошла к концу наша с вами видео – экскурсия по дому Н.К. Рериха. Вам понравилось в гостях у художника? Что особенно понравилось и запомнилось вам в доме-усадьбе? Какие новые слова вы узнали?  

Ответы детей: ***

Воспитатель: Ребята, а почему, музей Николая Константиновича Рериха называют дом-усадьба. 

Ответы детей: ***

Слайд 25

Воспитатель: Это потому, что здесь есть не только дом, но и парк, сад, хозяйственный двор и озеро, в котором разводили рыбу – целая усадьба. Когда Николай приезжал в Извару – ему хотелось все сразу обежать, всех проведать и посмотреть, что же изменилось в усадьбе.

Слайд 26

               Рефлексия

Воспитатель: Ребята, вы огромные молодцы, внимательно слушали всё, что вам рассказывал экскурсовод, запомнили много новых слов, о которых вы можете рассказать дома. И за это сверчок – старичок передал для вас сюрприз, который вы видите на экране? Что это?

Ответы детей: ***

Воспитатель выносит из-за экрана корзину с сюрпризами для детей

Воспитатель: Да, это ароматные яблоки с того самого сада, о котором мы говорили и ещё это приглашения для каждого из вас не на видео – экскурсию, а на настоящую экскурсию по усадьбе Н.К. Рериха, где мы рассмотрим старинные постройки, деревья, пруды, дорожки и много другого интересного. Вы рады?

Ответы детей: ***

Воспитатель: А ещё, я хочу вас попросить нарисовать рисунки о том, что вам больше всего понравилось на сегодняшней экскурсии и взять их с собой, чтобы подарить хранителю музея сверчку- старичку и таким образом поблагодарить его за увлекательное путешествие в прошлое. Договорились?

Ответы детей: ***

Воспитатель раздаёт детям гостинцы от хранителя музея и все вместе уходят в группу.

Слайд 1

Видео – экскурсия
по музею – усадьбе
Николая Константиновича
Рериха

Подготовила: Антонычева Наталия Александровна,

Воспитатель МДОУ «Детский сад №22» п. Извара

Слайд 2

Фото музея Н.К. Рериха

Слайд 3,4

Фото художника Н.К. Рериха в зрелые годы;

Фото картин художника

Слайд 5

Коллаж из фото: веранда музея в наше время и  фото юного художника в образе Ивана Царевича на веранде того времени

Слайд 6

Слайд 7

Воспитатель: А сейчас посмотрите на фото дома и попробуйте определить из чего же сделаны эти старые, крепкие стены?

Ответы детей: ***

Воспитатель: Да, дом построен из камня, стены его толстые и крепкие, как у крепости. Художник Рерих так о нем вспоминает «Дом Изварский старый, стены, как крепостные, - небось и посейчас стоит». Да, стоит и мы с вами будем сохранять этот красивый дом, потому что это дом памяти о художнике и дом красоты. Давайте рассмотрим его со всех сторон, и вы сами расскажите, чем вам больше всего нравится этот дом, чем он красив.

Слайды 8, 9, 10

Дети делятся впечатлением.

Воспитатель: Николаю Константиновичу Рериху очень нравился этот дом, и художник о нем вспоминал «Все в нем было милое, в прихожей пахло яблоками». 

Слайд 11

Воспитатель: Ребята, посмотрите на экран. Мы с вами вошли в прихожую, сейчас здесь стоят старинные сундуки, в них раньше складывали различные вещи. Кто из вас догадался, почему Николай Рерих вспоминает, что здесь пахло яблоками?

Ответы детей: ***

Слайд 12, 13

Воспитатель: Верно, в парке раньше был большой сад. Когда снимали урожай яблок, то его вносили в прихожую. Я хочу вам сказать, что яблоками пахнет в прихожей и сегодня в наши дни!? Пахнет, потому что и сейчас на территории усадьбы есть сад. Видели его? И наша с вами задача беречь этот сад, и ухаживать за ним, согласны? А давайте мы с вами сейчас немного отдохнём и соберём урожай яблок? Как спросите вы? Да очень просто мы проведём физкультминутку!

Дети встают возле своих стульчиков и выполняют движения вместе с воспитателем.

Физкультминутка

Стояла корзинка на полке без дела (присесть, округлить руки – изобразить корзину)

Скучала, наверно, все лето она (наклоны головы, вправо-влево)

Вот осень пришла и листва пожелтела, (встать, изобразить ветви деревьев)

Настала пора собирать урожай. (потянуться, изобразить срывание фруктов с деревьев)

Корзинка довольна (руки округлить перед собой, кивать головой)

Она удивилась (развести руки)

Что так много яблок в саду уродилось! (подняться на носочки, показать руками большой круг)

Слайд 14, 15

Воспитатель: Молодцы, размялись, присаживайтесь на свои места и сейчас мы с вами переместимся в следующие комнаты, когда мы их осмотрим вы, подумав, сами сможете сказать, как они называются. Слушайте внимательно.

Вот перед вами большой красивый зал, куда входили гости, которые приходили или приезжали к хозяевам этого дома. Гости рассаживались на диваны, общались, слушали музыку. Не зря же здесь находится этот старинный инструмент, кто из вас знает как он называется?

Ответы детей: ***

Слайд 16

Воспитатель: Правильно, это рояль. Теперь, ребята, скажите, если в этой комнате располагались гости, как она называлась?

Ответы детей: ***

Слайд 17, 18

Воспитатель: Да, эта комната называется гостиной. А теперь посмотрите на следующую залу и вы сами назовите предметы, которые здесь видите.

Дети называют предметы, определяют их назначение: старинный стол и стулья, большой буфет, самоварный столик и самовар, кресло, камин.

Воспитатель: Если в этой комнате обедали хозяева вместе с гостями, пили чай, хранили посуду в буфетах, как она называлась?

Ответы детей: ***

Воспитатель: Да, это столовая. Художник помнит многое в этом доме: «Столовая ясеневая. Высокий стенной буфет. За окнами старые ели». Ели растут за окном и сегодня.

Слайд 19

Воспитатель: Ребята, как вы думаете, у Николая, были сестры и братья?

Ответы детей: ***

Слайд 20

Воспитатель: Посмотрите на это фото, которое украшает стену в гостиной, может кто-то из вас догадался и покажет нам, где можно увидеть хозяев этого дома?

Дети с воспитателем рассматривают фото семьи Николая Рериха.

Ответы детей: ***

Воспитатель: Ребята, а как вы думаете где в этом доме находилась детская комната?

Слайд 21, 22, 23

Ответы детей: ***

Воспитатель: Детская комната была в мезонине. Мезони́н – это вышка надстройка над средней частью жилого дома, часто имеет балкон. В неё нужно было подниматься по деревянной лестнице.

Рассмотреть с детьми на фото старинные предметы в детской комнате. Познакомить детей с  изварскими рисунками и картинами художника.

Ребята делятся впечатлениями.

  1. Заключительный этап

Слайд 24

Воспитатель: Ну что, ребята, вот и подошла к концу наша с вами видео – экскурсия по дому Н.К. Рериха. Вам понравилось в гостях у художника? Что особенно понравилось и запомнилось вам в доме-усадьбе? Какие новые слова вы узнали?  

Ответы детей: ***

Воспитатель: Ребята, а почему, музей Николая Константиновича Рериха называют дом-усадьба. 

Ответы детей: ***

Слайд 25

Воспитатель: Это потому, что здесь есть не только дом, но и парк, сад, хозяйственный двор и озеро, в котором разводили рыбу – целая усадьба. Когда Николай приезжал в Извару – ему хотелось все сразу обежать, всех проведать и посмотреть, что же изменилось в усадьбе.

Слайд 26

               Рефлексия

Воспитатель: Ребята, вы огромные молодцы, внимательно слушали всё, что вам рассказывал экскурсовод, запомнили много новых слов, о которых вы можете рассказать дома. И за это сверчок – старичок передал для вас сюрприз, который вы видите на экране? Что это?

Ответы детей: ***

Воспитатель выносит из-за экрана корзину с сюрпризами для детей

Воспитатель: Да, это ароматные яблоки с того самого сада, о котором мы говорили и ещё это приглашения для каждого из вас не на видео – экскурсию, а на настоящую экскурсию по усадьбе Н.К. Рериха, где мы рассмотрим старинные постройки, деревья, пруды, дорожки и много другого интересного. Вы рады?

Ответы детей: ***

Воспитатель: А ещё, я хочу вас попросить нарисовать рисунки о том, что вам больше всего понравилось на сегодняшней экскурсии и взять их с собой, чтобы подарить хранителю музея сверчку- старичку и таким образом поблагодарить его за увлекательное путешествие в прошлое. Договорились?

Ответы детей: ***

Воспитатель раздаёт детям гостинцы от хранителя музея и все вместе уходят в группу.


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста "Исторический музей: быт русского народа"

Конспект интегрированного занятия для старших дошкольников с использованием средств музейной педагогики....

Конспект занятия по развитию познавательных способностей детей старшего дошкольного возраста на тему: «Здравствуй школа»

Цель:  развивать познавательные способности детей. Задачи:  1.     Развивать произвольное внимание.2.     Развивать зрительную память.3....

Конспект непосредственно образовательной деятельности по познавательно-речевому развитию для детей старшего дошкольного возраста по теме: «Здравствуй, Зимушка – зима!»

Цель: обобщить представления детей о типичных зимних явлениях в неживой природе.Задачи:-                 Закрепить в соз...

Сценарий тематической викторины с детьми старшего дошкольного возраста на тему: «Здравствуй, Зимушка-Зима!»

Сценарий тематической викторины с детьми старшего дошкольного возраста на тему: «Здравствуй, Зимушка-Зима!»...

Разработка интегрированной непрерывно-образовательной деятельности в области познавательного развития для детей старшего дошкольного возраста« А в Ленинграде музы не молчали…»

Основная цель этой разработки – организация работы ДОУ с  воспитанниками и их семьями, направленной на формирование представлений у детей старшего дошкольного возраста о подвиге и героизме ...

Занятие по окружающему и предметному миру с использованием ИКТ технологий для детей старшего дошкольного возраста на тему «Этнографический музей. Русская изба».

Цель: Изучение быта русского народа, развитие интереса к прошлому.Задачи:⦁ Способствовать формированию знаний о культуре, традициях, обычаях, быте русского народа.⦁ Развивать связную речь, образное мы...

Конспект НОД для детей старшего дошкольного возраста «Экскурсия в музей старины»

Знакомство детей с музеем, ее старинными предметамиИнтеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие...