национально-региональный компонент
план-конспект занятия (старшая группа)

Анай Чечек Бичиижиковна

конспект занятия

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tuvinskiy_instrument.docx151.8 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ   ДЕТСКИЙ САД № 2 Г. ТУРАН ПИИ-ХЕМСКОГО КОЖУУНА РЕСПУБЛИКИ ТЫВА

Занятие по познавательно - речевому  развитию

для детей старшей группы на тему:

«Знакомство с тувинским национальным музыкальным инструментом - Игил.»

Воспитатель старшей группы

  Анай Чечек Бичиижиковна

Туран - 2015 год.

Задачи:

Обучающие:

-  Познакомить детей с игилом древнейшим музыкальным инструментом тувинцев

 -  Через легенду об игиле познакомить детей с историей появления игил, о его взаимосвязи с лошадью.

 - Обогащение словарного запаса с новыми словами, малоупотребляемыми в речи.

Развивающие:

        -  Развития речи детей, сообразительности в работе с пословицами, загадками, содержанием скази.

Воспитывающие:

          - Воспитание милосердия, сострадания к чужой беде;

           - Воспитание любви, уважения, бережного отношения к окружающему миру.

 Оформление: картинки, пословицы, тывинские национальные инструменты (мультимедиа наглядно), тывинские мелодии.

Ход занятия.

-Ребята, сегодня мы с вами поведем разговор о тувинском музыкальном инструменте Игил, также о лошади умном и верном помощнике человека наших предков.

 -Отгадайте, пожалуйста, загадку.

 Сын небес имеет примету на макушке,

 Сын небосвода имеет примету на хвосте.

 У сына небес примета на макушке,

 У сына небосвода примета на хвосте.  (конь)

 -Молодцы, правильно отгадали. В культуре и жизни тувинского человека конь занимал, занимает особое место. Он красив, вынослив, служит человеку личным средством передвижения.

 -Что вы знаете о коне от родителей, бабушек и дедушек? Вы катались на коне?

 -Конь - верный друг хозяина, ваш друг.

 -Ребята давайте вспомним стихи, прославляющие коня.

 Стихи:

 Адам огбем тогузунде

Аът хойну кылып чораан.

Аннап мунар, кош дыртар,

Андазынын шанаан соортур.

Шанактаптар, тергелептер,

Шаап мунар, чортуп мунар,

 Артка, сынга тура душпес,

 Аът малым эки-ле ийин.

 -Ребята, вы на скачках видели коней, скачущих галопом, давайте покажем.

 Физминутка о коне (Песня «Эзир-Кара»)

Эзир-Карам шошкуп олур,

 Эзир-Карам саяктап чор,

 Эмдик-Карам дывылап тур.

 Эмдик-Карам моой берди.

 -Молодцы. Садитесь, пожалуйста, на свои места.

 -Тему нашего занятия кто запомнил? О чём, о ком мы будем говорить сегодня на занятии?

 -Молодец. А теперь я вам расскажу легенду о коне и об игиле. Слушаем внимательно.

 Сказ о (рождении) появлении игила (мультимедиа)

 Шыяан ам! Давным давно жил был Оскюс-оол с отцом и матерью. Кроме трёх коз ничего не имели. В близости жил Караты-Хаан.  Однажды в начале марта родила жеребенка старая-престарая кобылица хана, сама померла. Злой хан приказал: «Бросьте жеребенка на безграничную степь на съедение волкам. Я не стану бедняком из-за одного жеребенка». Оскюс-оол был слугой хана, сжалился над жеребёнком, привёз домой, выкормил молоком коз, а жеребёнок подрос, стал красивым вороным конём белой звездой на лбу.

     На скачках побеждал конь Оскюс-оола, прославился по всей Тыве. От зависти Хан издал приказ: «Схватить коня Оскюс-оола, выбросить с высокого утёса». Слуги сделали так, как велел хан.

 Оскюс-оол искал коня по белому свету, но не нашёл. Устал, лег под дерево, уснул. Во сне к нему приходит конь, заговорил по- человечьи: «Мой труп найдёшь под огромной скалой с утёсами. Повесишь мою голову на сосне. Из этой сосны сделаешь игил, с волосёнок хвоста сделаешь струны игила. Когда заиграешь мелодию, с небес придёт к тебе такой же конь как я».

      Проснулся Оскюс-оол, всё сделал так, как говорил конь ему во сне. Заиграл Оскюс-оол на игиле, вспоминал о добром коне, каким его взял, вскормил, вырастил, каким знаменитым он стал. У Оскюс-оола текли слёзы, а грустные мелодии обошли аалы, леса, поля, казалось, инструмент тоже плакал.

     Этот инструмент получил название «Игил», «Эгил». Долго играл Оскюс-оол, вся Тыва слушала красивую мелодию игила. Однажды среди белого дня появилась чёрная туча, спустилась над высокими соснами. Оскюс-оол увидел белолобого коня с табуном лошадей, спустившихся на землю. С тех пор тувинец никогда не бросал голову коня, вешал на сосне.

 -Сказ вам понравился?

 - О чём мы поговорили? - Что вам было интересно?

 -Кто главный герой сказа?

 -Каким вы представляете Оскюс-оола?

 -Главный герой сказа - Оскюс-оол. Он трудолюбивый, сочувствует жеребёнку, из-за жалости взял жеребёнка к себе.

 -Имеют ли тесную связь конь и игил?

 - Струны игила сделаны из волосков конского хвоста. Поняли ли вы, как полезен конь.

 -А вы видели игил? (мультимедиа, мелодии игила) .

 Подвижная игра «Скачки».

 Цель: Организовать имитировать игру скачки, разделив детей на две подгруппы.

 Подведение итогов занятия.

 - О чём, о ком поговорили на занятии?

 -Чем, как полезен конь?

 -Кто вам очень понравился из сказа? Почему?

 -Из чего делают струны игила?

 - Кому что очень понравилось на занятии?

 - Был ли интересен для вас занятие?

 Давайте, ребята, закончим занятие пословицами об игиле и о коне.

  Хорошему коню много хозяев,

 У хорошего человека много друзей.

 Не бей голову доброго коня,

 Не оскверни имя отца.

- Сегодня у нас гости, давайте, поприветствуем их.

 - Здравствуйте!

- Сегодня у нас гости, давайте, поприветствуем их.

 - Здравствуйте!

http://siliconvalleyventurefunds.com/photo/56ad9d5622c89.jpg

http://i996.photobucket.com/albums/af84/ukamn/my%20fashion%20and%20grnandpa%20%20art/e29b5c4e.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Национально – региональный компонент в работе с детьми старшего дошкольного возраста.

В нашей республике родной коми язык теряет свою силу, больше говорят на русском языке, поэтому педагоги нашего детского сада считают актуальным введение родного языка в словарь наших воспитанник...

НАЦИОНАЛЬНО-РЕГИОНАЛЬНЫЙ КОМПОНЕНТ В ХУДОЖЕСТВЕННОМ ТВОРЧЕСТВЕ ДОШКОЛЬНИКОВ.

Эстетическое воспитание  подрастающего поколения невозможно без знакомства с народным искусством  Педагог, работающий в Кольском Заполярье, должен обязательно обращаться к региональном...

Перспективный план по национально- региональному компоненту в 1 младшей группе

Развёрнутый перспективный план работы по национально-региональному компоненту в 1 младшей группе по ФГТ....

перспективный план по национально-региональному компоненту во 2й младшей группе

Включение национально-регионального компонента позволяет решать следующие задачи:1.Воспитывать  нравственные качества личности ребёнка: доброты, отзывчивости, способности сопереживат...

Занятие по физической культуре с национально- региональным компонентом «Национальные игры»

В ходе занятия дети знакомятся с образом жизни оленеводов, с животным и растительным миром тундры....