национально-региональный компонент
план-конспект занятия (старшая группа)
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД № 2 Г. ТУРАН ПИИ-ХЕМСКОГО КОЖУУНА РЕСПУБЛИКИ ТЫВА
Занятие по познавательно - речевому развитию
для детей старшей группы на тему:
«Знакомство с тувинским национальным музыкальным инструментом - Игил.»
Воспитатель старшей группы
Анай Чечек Бичиижиковна
Туран - 2015 год.
Задачи:
Обучающие:
- Познакомить детей с игилом древнейшим музыкальным инструментом тувинцев
- Через легенду об игиле познакомить детей с историей появления игил, о его взаимосвязи с лошадью.
- Обогащение словарного запаса с новыми словами, малоупотребляемыми в речи.
Развивающие:
- Развития речи детей, сообразительности в работе с пословицами, загадками, содержанием скази.
Воспитывающие:
- Воспитание милосердия, сострадания к чужой беде;
- Воспитание любви, уважения, бережного отношения к окружающему миру.
Оформление: картинки, пословицы, тывинские национальные инструменты (мультимедиа наглядно), тывинские мелодии.
Ход занятия.
-Ребята, сегодня мы с вами поведем разговор о тувинском музыкальном инструменте Игил, также о лошади умном и верном помощнике человека наших предков.
-Отгадайте, пожалуйста, загадку.
Сын небес имеет примету на макушке,
Сын небосвода имеет примету на хвосте.
У сына небес примета на макушке,
У сына небосвода примета на хвосте. (конь)
-Молодцы, правильно отгадали. В культуре и жизни тувинского человека конь занимал, занимает особое место. Он красив, вынослив, служит человеку личным средством передвижения.
-Что вы знаете о коне от родителей, бабушек и дедушек? Вы катались на коне?
-Конь - верный друг хозяина, ваш друг.
-Ребята давайте вспомним стихи, прославляющие коня.
Стихи:
Адам огбем тогузунде
Аът хойну кылып чораан.
Аннап мунар, кош дыртар,
Андазынын шанаан соортур.
Шанактаптар, тергелептер,
Шаап мунар, чортуп мунар,
Артка, сынга тура душпес,
Аът малым эки-ле ийин.
-Ребята, вы на скачках видели коней, скачущих галопом, давайте покажем.
Физминутка о коне (Песня «Эзир-Кара»)
Эзир-Карам шошкуп олур,
Эзир-Карам саяктап чор,
Эмдик-Карам дывылап тур.
Эмдик-Карам моой берди.
-Молодцы. Садитесь, пожалуйста, на свои места.
-Тему нашего занятия кто запомнил? О чём, о ком мы будем говорить сегодня на занятии?
-Молодец. А теперь я вам расскажу легенду о коне и об игиле. Слушаем внимательно.
Сказ о (рождении) появлении игила (мультимедиа)
Шыяан ам! Давным давно жил был Оскюс-оол с отцом и матерью. Кроме трёх коз ничего не имели. В близости жил Караты-Хаан. Однажды в начале марта родила жеребенка старая-престарая кобылица хана, сама померла. Злой хан приказал: «Бросьте жеребенка на безграничную степь на съедение волкам. Я не стану бедняком из-за одного жеребенка». Оскюс-оол был слугой хана, сжалился над жеребёнком, привёз домой, выкормил молоком коз, а жеребёнок подрос, стал красивым вороным конём белой звездой на лбу.
На скачках побеждал конь Оскюс-оола, прославился по всей Тыве. От зависти Хан издал приказ: «Схватить коня Оскюс-оола, выбросить с высокого утёса». Слуги сделали так, как велел хан.
Оскюс-оол искал коня по белому свету, но не нашёл. Устал, лег под дерево, уснул. Во сне к нему приходит конь, заговорил по- человечьи: «Мой труп найдёшь под огромной скалой с утёсами. Повесишь мою голову на сосне. Из этой сосны сделаешь игил, с волосёнок хвоста сделаешь струны игила. Когда заиграешь мелодию, с небес придёт к тебе такой же конь как я».
Проснулся Оскюс-оол, всё сделал так, как говорил конь ему во сне. Заиграл Оскюс-оол на игиле, вспоминал о добром коне, каким его взял, вскормил, вырастил, каким знаменитым он стал. У Оскюс-оола текли слёзы, а грустные мелодии обошли аалы, леса, поля, казалось, инструмент тоже плакал.
Этот инструмент получил название «Игил», «Эгил». Долго играл Оскюс-оол, вся Тыва слушала красивую мелодию игила. Однажды среди белого дня появилась чёрная туча, спустилась над высокими соснами. Оскюс-оол увидел белолобого коня с табуном лошадей, спустившихся на землю. С тех пор тувинец никогда не бросал голову коня, вешал на сосне.
-Сказ вам понравился?
- О чём мы поговорили? - Что вам было интересно?
-Кто главный герой сказа?
-Каким вы представляете Оскюс-оола?
-Главный герой сказа - Оскюс-оол. Он трудолюбивый, сочувствует жеребёнку, из-за жалости взял жеребёнка к себе.
-Имеют ли тесную связь конь и игил?
- Струны игила сделаны из волосков конского хвоста. Поняли ли вы, как полезен конь.
-А вы видели игил? (мультимедиа, мелодии игила) .
Подвижная игра «Скачки».
Цель: Организовать имитировать игру скачки, разделив детей на две подгруппы.
Подведение итогов занятия.
- О чём, о ком поговорили на занятии?
-Чем, как полезен конь?
-Кто вам очень понравился из сказа? Почему?
-Из чего делают струны игила?
- Кому что очень понравилось на занятии?
- Был ли интересен для вас занятие?
Давайте, ребята, закончим занятие пословицами об игиле и о коне.
Хорошему коню много хозяев,
У хорошего человека много друзей.
Не бей голову доброго коня,
Не оскверни имя отца.
- Сегодня у нас гости, давайте, поприветствуем их.
- Здравствуйте!
- Сегодня у нас гости, давайте, поприветствуем их.
- Здравствуйте!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Выступление на августовском секционном заседании воспитателей и музыкальных руководителей на тему: " Развитие творческой личности ребенка средствами музыкально- театральной деятельности с использованием национально-регионального компонента"
Выступление на секционном заседании...
Национально – региональный компонент в работе с детьми старшего дошкольного возраста.
В нашей республике родной коми язык теряет свою силу, больше говорят на русском языке, поэтому педагоги нашего детского сада считают актуальным введение родного языка в словарь наших воспитанник...
НАЦИОНАЛЬНО-РЕГИОНАЛЬНЫЙ КОМПОНЕНТ В ХУДОЖЕСТВЕННОМ ТВОРЧЕСТВЕ ДОШКОЛЬНИКОВ.
Эстетическое воспитание подрастающего поколения невозможно без знакомства с народным искусством Педагог, работающий в Кольском Заполярье, должен обязательно обращаться к региональном...
Перспективный план по национально- региональному компоненту в 1 младшей группе
Развёрнутый перспективный план работы по национально-региональному компоненту в 1 младшей группе по ФГТ....
перспективный план по национально-региональному компоненту во 2й младшей группе
Включение национально-регионального компонента позволяет решать следующие задачи:1.Воспитывать нравственные качества личности ребёнка: доброты, отзывчивости, способности сопереживат...
Занятие по физической культуре с национально- региональным компонентом «Национальные игры»
В ходе занятия дети знакомятся с образом жизни оленеводов, с животным и растительным миром тундры....
Национальные костюмы. Папка для уголка национально-регионального компонента
рисунки всех национальных костюмов России...