музейные секреты
план-конспект занятия (старшая группа)

Соловьева Владлена Витальевна

Третий конспект из серии музейной педагогики в рамках Петербурговедения для детей старшего дошкольного возраста. Данный конспект направлен на формирование представлений о внутренней работе музеев и их сотрудников. Конспект построен с опорой на самостоятельно разаработанное мультимелийное сопровождение. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 3_konspekt_muzeynye_sekrety.docx123.95 КБ

Предварительный просмотр:

Санкт-Петербург

Колпино

2019 г.

Цель:

Воспитание  благодарного,  восприимчивого посетителя музейного пространства посредством формирования ценностного отношения к историческому и культурному наследию эпох и народов

Задачи:

Познавательное развитие

  • Дать краткое представление о внутреннем оформлении и назначении помещений музея.
  • Предоставить информацию о профессиях людей, работающих в музее, через погружение в воображаемую действительность.

                                               Речевое развитие

  • Обогащать словарь детей – экскурсовод, смотритель, реставратор, эксперт-оценщик, хранитель.
  • Создать условия для развития монологической  речи

 

                          Социально-коммуникативное развитие

  • Дать возможность практиковать навыки сотрудничества, межличностного общения (в частности, умение активно слушать, вырабатывать общее мнение, разрешать возникающие разногласия)

Развивающая среда

Мультимедийная презентация, пригласительный билет, предметы: коромысло, металлическая ваза, парчовый пояс, статуэтка рыбки, кукла-шкатулка, состаренная посуда из папье-маше, разрезные картинки: народный костюм, мнемотаблица, клубок ниток.

 

Ход деятельности

Дети в свободной деятельности. Воспитатель привлекает детей ярким пригласительным билетом с изображением картин, читает надпись на билете.

Чтоб провести нам время интересно
И с пользой для себя и для друзей,
Нам долго выбирать не нужно место –
Мы дружно отправляемся в музей!

Педагог  дает детям рассмотреть билет и интересуется, догадались ли они, в какой музей этот билет.

Воспитатель сообщает детям о том, что сегодня они не будут просто посетителями, а узнают секреты музея.

Воспитатель спрашивает, знают ли дети, сколько в музее помещений и для чего они предназначены. Затем предлагает проверить ответы с помощью нашего помощника -  компьютера.

Педагог включает презентацию, и начинается виртуальная экскурсия в музей. Знайка с экрана сообщает детям, что сегодня он расскажет не о коллекциях и экспонатах музея, а о том, как он устроен и кто работает в музее.

С каждой сменой слайда педагог предлагает сначала детям догадаться, в какое помещение музея они попали. А также уточняет, знает ли кто-то название профессии людей, работающих в каждом из помещений.

Слайд № 1. Здание музея  - касса – сувенирная лавка (кассир/билитер, продавец)

Слайд  № 2 Гардероб – зал ожидания экскурсии (гардеробщик)

Слайд № 3  Залы музея (экскурсовод)

Слайд № 4 Залы музея  (смотритель)

Примерный текст для сопровождения слайдов № 3 и 4.

В музее работает много людей, разных специальностей. Наиболее известные из них: Экскурсоводы - они проводят экскурсии, интересно рассказывают о музейных экспонатах, их истории. Профессия экскурсовода очень интересная, он должен очень много знать, читать современные и старинные книги, уметь интересно рассказывать и отвечать на вопросы, быть приветливыть и вежливым.

Смотрители – помогают соблюдать порядок в зале при экскурсиях, могут подсказать, где и что посмотреть. Смотрители обеспечивают сохранность экспонатов, следят за чистотой и наблюдают за тем, чтобы правила поведения в музее соблюдались.

Знайка говорит  том, что в музее есть такие помещения, куда посетителям вход воспрещен.

Слайд № 5 реставрационная мастерская

Примерный текст для сопровождения презентации.

Реставраторы – они работают в музейных мастерских, восстанавливают, приводят в порядок, сохраняют от повреждений музейные экспонаты. Реставратора  можно назвать «музейный доктор», он обновить краски на картине, починиит старинный стол, восстановит испорченный наряд. И все это реставратор делает так искусно, что вещь нисколько не отличается от старинной.

Воспитатель предлагает детям попробовать себя в роли  реставраторов.

Работа в малых подгруппах по выбору детей: отреставрировать картину (разрезные картинки) или отреставрировать утратившую краски посуду.

Воспитатель обращает внимание, что работа реставратора требует усидчивости и внимания, поэтому всем сотрудникам необходимо отдохнуть, потому что от усталости может привидеться что-нибудь необычное, например, Баба-Яга.

Динамическая пауза

Интегративная музыкотерапия

Под музыку « Ах,  вы сени, мои сени»

В тёмном царстве есть избушка Идут по кругу

Стоит задом наперёд  Прыжком поворачиваются в другую сторону

А в избушке той старушка Идут по кругу в другу сторону

Бабушка Яга живёт.

Нос крючком, Движение «нос»

Глаза большие, Сжимают и разжимают кулачки, подобно открывающимся глазам

Словно угольки горят,

Ух, сердитая какая Приседают

Дыбом волосы стоят! Резко поднимают руки вверх, растопырив пальцы

Педагог говорит о том, что теперь этим вещам будет отведено место в музее. Но прежде необходимо выяснить ценность каждой вещи.

 Слайд № 6 эксперт-оценщик

Предлагает детям догадаться, люди какой профессии этим занимаются.

Дети высказывают свои предположения.

Примерный текст для сопровождения презентации.

Этот специалист выясняет, прежде всего, подлинность изделия. Затем определяет, к какой категории относится исследуемый объект. Это могут быть почтовые марки и открытки; живопись и скульптура; мебель и одежда; оружие и монеты; книги или рукописи. Важно знать время и место изготовления предмета, кому он принадлежал. Это необходимо для того, чтобы определить место экспоната в музее.

Воспитатель обращает внимание детей на представленные предметы и предлагает детям объединиться попарно и  придумать историю этих вещей (на выбор: коромысло, металлическая ваза, парчовый пояс, статуэтка рыбки, кукла-шкатулка).

В помощь детям предлагается мнемотаблица. (воспитатель при необходимости напоминает значение каждой ячейки мнемотаблицы)

«Работа» детей по «оценке» представленных вещей.

Воспитатель интересуется, трудно ли было детям делать оценку вещей. Сообщает о том, что эту информацию нужно проверить, а пока все эти вещи необходимо поместить в специальное помещение.

Спрашивает, как называется помещение, где хранятся запасы музея?

Дети отвечают.

Слайд № 7 фондохранилище, или Запасники музея.

Воспитатель предлагает детям подумать, чем занимается хранитель музея.

Дети высказывают свои предположения.

Воспитатель подытоживает: он хранит и изучает собранные музеем экспонаты. Хранитель составляет описание вещей. Еще одной задачей хранителя является наблюдение за состоянием сохранности предметов и создание наиболее благоприятных условий для хранения и выставки экспонатов. В случае необходимости отправляет экспонаты на реставрацию.

Рефлексия

Воспитатель предлагает выставить в домике свое настроение в зависимости от того, понравилось ли им узнавать секреты музея. Затем с помощью упражнения с клубком «Паутинка» дети высказывают, какой секрет они открыли для себя, какой секрет им понравился, что бы они хотели еще узнать и т.п.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Пресс-релиз в рамках открытого музейного урока «Русь ремесленная. Русь мастеровая» в дошкольном подразделении «Надежда» ГБОУ СОШ № 2092 пройдет тематический день музейной программы.

Пресс-релиз в рамках открытого музейного урока  «Русь  ремесленная. Русь мастеровая» в дошкольном подразделении «Надежда»  ГБОУ СОШ № 2092  пройде...

Музейная педагогика Квест-игра «Секреты музея» для детей старшего дошкольного возраста (в музее «Фридландские ворота»)

Музейная педагогика Квест-игра «Секреты музея»для детей старшего дошкольного возраста(в музее «Фридландские ворота»)...

Методическая разработка музейно-образовательного проекта для детей подготовительного к школе группы (6-7 лет) «Урок в музее», номинация «Музейный объект».Тема проекта:«Каслинский чугунный павильон»

В последнее время в системе дошкольного образования появляются новые формы, методы и приемы организации обучения и воспитания детей. Одной из новых отраслей современной педагогической науки, которая а...

Участие в фестивале-ярмарке мини-музеев ДОУ в рамках регионального фестиваля музейной педагогики БФУ им. И. Канта «Край Янтарный: маленькие секреты больших открытий».

Участие в фестивале-ярмарке мини-музеев ДОУ в рамках регионального фестиваля музейной педагогики БФУ им. И. Канта «Край Янтарный: маленькие секреты больших открытий»....

Семинар "Музейная педагогика как инновационная педагогическая технология ДОУ" плюс мастер - класс " Опись музейного экспоната".

С 13 по 17 февраля 2023 г. в МКДОУ детский сад «Солнышко» проходила в соответствии с годовым планом неделя педагогического мастерства. Целью недели педагогического мастерства стало выявлен...

Семинар "Музейная педагогика как инновационная педагогическая технология ДОУ" плюс мастер - класс " Опись музейного экспоната" (2023)

С 13 по 17 февраля 2023 г. в МКДОУ детский сад «Солнышко» проходила в соответствии с годовым планом неделя педагогического мастерства. Целью недели педагогического мастерства стало выявлен...

Семинар "Музейная педагогика как инновационная педагогическая технология ДОУ" плюс мастер - класс " Опись музейного экспоната".

С 13 по 17 февраля 2023 г. в МКДОУ детский сад «Солнышко» проходила в соответствии с годовым планом неделя педагогического мастерства. Целью недели педагогического мастерства стало выявлен...