Педагогические проекты
методическая разработка

Светлана Горюкова

Педагогические проекты

Скачать:

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Проект «По страницам Красной книги Югры»

Тип проекта: познавательно-творческий.

Продолжительность: 2 недели.

Участники проекта: дети старшего дошкольного возраста, родители, воспитатели.

Актуальность темы. Природный и животный мир родного края богат и разнообразен. Если дошкольники и их родители будут знать о редких видах растений и животных, о методах рационального использования и охраны природных ресурсов, то, возможно, удастся предотвратить исчезновение некоторых видов растений и животных, сохранить природу родного края. Также полученных знаний о редких растениях и исчезающих видах животных у дошкольников формируются предпосылки экологической культуры.

Цель. Познакомить детей с Красной книгой Югры. Формировать представление о заповедниках.

Задачи. Формировать у дошкольников представления о Красной книге родного края, о растениях и животных, в неё занесённых; развивать любознательность, самостоятельность в процессе рассуждений, поддерживать детскую инициативу, учитывать интересы детей; воспитывать желание заботиться о природе. Обогащать представления детей об экологически грамотном (правильном) поведении человека в природе; расширять представления дошкольников о растительном и животном мире родного края, дать первичные представления о реликтовых растениях и исчезающих видах животных.

Мотивация. Для мотивации детей к участию в проекте рекомендуется просмотр мультфильма «На лесной тропе» (1975) с обсуждением: почему нужно оберегать природу?

Участие родителей и реализация проекта: совместно с детьми создание плаката «Берегите природу»; совместные рисунки детей и родителей; «Растения и животные «Красной книги».

План реализации проекта

         Образовательная деятельность «Это поможет природе»

       Образовательная деятельность «Красная книга родного края»

       Образовательная деятельность «Красная книга родного края. Животные»

Предполагаемый результат: у детей сформируется общее представление о Красной книге, о заповедниках, о правилах поведения в природе; сформируется умения сажать цветы, помогать растениям - поливать, рыхлить землю.

Продукт проектной деятельности: посадка цветов на клумбе, выставка совместных рисунков детей и родителей «Растения и животные, занесённые в Красную книгу»; выставка творческих работ «Красная книга Югры: растения и животные».

Презентация проекта: изготовление альбома «Красная книга Югры».

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

                Образовательная деятельность

                                        «Это поможет природе»

Цель. Познакомить детей с назначением Красной книги Югры, её отличительными особенностями; формировать представление детей о том, что в природе всё взаимосвязано.

Задачи. Познакомить детей с некоторыми животными (например, заяц-беляк, заяц-русак, бобр, олень благородный, лось, лисица, куница и др.) и растения (например, кувшинка чисто-белая, купальница открытая, вереск обыкновенный, мак югорский, и др.), занесёнными в красную книгу Югры. Формировать умение рассуждать, делать выводы; развивать способность детей устанавливать причинно-следственные связи явлений в природе. Развивать познавательные интересы к изучению природы родного края. Формировать у детей бережное отношение к родной природе.

Материалы и оборудование. Красная книга Югры, картинки (слайды) с изображениями природы, растений и животных.

Содержание

                Воспитатель (обращается к детям). Как называется страна, в которой мы живём? (ответы детей)

        Кто может показать на карте мира, где находится наша Родина? (В ситуации затруднения воспитатель помогает детям).

        Посмотрите, как огромна Россия! Как прекрасна наша Родина! (показ слайдов с изображением озёр, лесов, гор России).

        Как вы думаете, можно ли сохранить эту красоту? Как сберечь нашу природу? (Рассуждения детей).

        Все растения и животные нуждаются в защите, но есть и те, которые нуждаются в особой заботе. Вы знаете, какие это растения и животные? (ответы детей)

        Как же об этом узнать? (Ситуация затруднения.) Не знаете? Хотите узнать?

        Есть такая книга. Она называется Красная книга. Кто-нибудь из вас слышал или видел такую книгу? Посмотрите, как она выглядит (показывает Красную книгу)

        В Красной книге есть список всех исчезающих на Земле растений и животных.

        Почему она так называется? Почему не зелёная, не синяя, а именно красная? Что это означает? (Ответы детей. Педагог подводит детей к выводу, что красный цвет может служить сигналом опасности.) 

        О какой опасности предупреждает нас Красная книга? (Рассуждения детей).

        Красная книга рассказывает о том, какие животных и растений на Земле осталось мало, и, если их не сберечь, они могут совсем исчезнуть. Красная книга предупреждает об их исчезновении и даёт советы, как сохранить редкие растения и редких животных.

        Обратите внимание: все виды растений и животных обозначены в Красной книге разным цветом. Как вы думаете, почему? (Этот вопрос ставит детей в ситуацию затруднения.)

        Я могу вам рассказать. Посмотрите: на красных страницах рассказывается о тех животных и растениях, которые уже исчезают и их специально надо охранять. Например, в заповедниках. О заповедниках мы с вами поговорим в другой раз. Посмотрите, какие животные и растения относятся к исчезающим. (Дети рассматривают иллюстрации с изображением животных и растений.)

        На жёлтых листах - растения и животные, которые пока не исчезают, но их становится всё меньше и меньше, и они тоже могут исчезнуть. (Рассматривание иллюстраций с изображением животных и растений.)

        На белых листах размещены редкие виды растений и животных, то есть, что встречаются редко. (Рассматривание иллюстраций.)

        На серых листах – сведения о тех растениях и животных, о которых мы мало знаем. (Рассматривание иллюстраций.)

На зелёных листах- сведения о тех растениях и животных, которые исчезали, но сейчас находятся в безопасности. (Рассматривание иллюстраций.)

        Когда растения или животные исчезают на Земле совсем, страница становится чёрной. (Рассматривание иллюстраций исчезнувших животных и растений.)

        Посмотрите, страниц какого цвета в Красной книге больше? Что это значит? ( Ответы детей.)

        Попробуйте догадаться, для чего нужна Красная книга. (Рассуждения детей. Воспитатель подводит детей к выводу: Красная книга нужна, чтобы сохранить исчезающие и редкие растения и редких животных, предупредить людей о том, что нужно беречь и охранять природу.)

Физминутка

(под музыку дети двигаются. изображая животных.)

                Воспитатель. О редких и исчезающих животных существует много         загадок. Попробуйте их отгадать.

Я по дереву стучу,        Кто с высоких тёмных сосен

Червячка добыть хочу.        В ребятишек шишку бросил

Хоть и скрылся под корой,         И в кусты, через пенёк,

Всё равно он будет мой!  (Дятел)        Промелькнул, как огонёк? (Белка)

Я устраиваюсь ловко:

У меня с собой кладовка.

Где кладовка? За щекой!

Вот я хитренький какой! (Хомяк)

        Дидактическая игра «А что будет, если…»

А что будет, если исчезнет вся трава? (Рассуждения детей.)

А что будет, если погибнут все насекомые? (Рассуждения детей.)

А что будет, если загрязнится вся вода? (Рассуждения детей.)

А что будет, если исчезнут птицы? (Рассуждения детей.)

А что будет, если исчезнут лесные ягоды? (Рассуждения детей.)

В природе нет ничего лишнего, всё в ней взаимосвязано. И наша с вами задача – оберегать и растения, и животных, не загрязнять ни воду, ни воздух.

Создание коллективной работы «Растения и животные Красной книги Югры»

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

Образовательная деятельность

«Красная книга родного края»

Цель. Познакомить детей с Красной книгой родного края.

Задачи. Формировать представления детей о бесценности природы и подвести их к выводу о том, что природе необходимо помогать; закрепить знание основных правил поведения в природе; воспитывать у детей заботливое и бережное отношение к родной природе.

Материалы и оборудование. Картинки или слайды с изображениями зверей, птиц, насекомых и пейзажей; мультимедийное оборудование; карточки с правилами поведения в природе; перчаточная игрушка Скопа; прищепки; Красная книга Югры; карта края, области.

Содержание

           Воспитатель. На Земле много разных зверей, птиц, растений. Есть такие, которые мы видим каждый день, но есть и редко встречающиеся, их осталось очень мало. Как вы думаете, почему они стали редкими? (Ответы детей. Воспитатель подводит детей к выводу, люди неправильно ведут себя во время отдыха на природе, стремятся заготовить как можно больше ягод и грибов, не соблюдая простые правила сбора; неоправданно ломают ветки, рвут цветы и растения, мусорят. А это ведёт к нарушению среды обитания животных и растений, к уменьшению численности и в некоторых случаях – к исчезновению.)

      Задумались люди, что же делать, чтобы не исчезли растения, сохранились животные? Как вы думаете, что нужно делать? (Рассуждение детей.)

     Верно. А ещё люди создали Красную книгу. (Показ детям Красной книги.)

      Мы уже знакомились с ней. Для чего нужна Красная книга? (Для того, чтобы люди увидели, сколько животных и птиц уже исчезли, и поняли: природу нужно охранять. В эту книгу занесены редкие, исчезающие виды растений и животных, которые охраняются законом.)

Вы помните, почему эту книгу назвали Красной? (Рассуждение детей. Педагог подводит детей к выводу: красный цвет предупреждает об опасности, о том, что всё разнообразие природы может исчезнуть.)

           Давайте посмотрим мультфильм, в котором рассказывается о животных, занесённых в Красную книгу. (Просмотр мультфильма «Смешарики: Красная книга», серия 130.)

Мультфильм закончился. Что мы узнали из мультфильма? (Ответы детей)

Ребята! Сегодня у нас в гостях Скопа. Он хочет познакомиться с природой нашего края и узнать, какие животные занесены в Красную книгу. (Демонстрация книги)

Как вы думаете, что создано в нашем крае, чтобы сохранить исчезающих животных и растения? (например, устроен заповедник)

В заповеднике мы можем встретить редких зверей. Попробуйте назвать их. (Демонстрация слайдов или иллюстраций с изображениями северного оленя, волка, лисицы, кабана или других животных.)

Ещё в заповедниках оберегают и разводят некоторые виды хищных птиц.

Скопа. Как интересно! Какие красивые птицы! А теперь поиграйте со мной.

Игра с прищепками «Птичка»

Птичка клювом повела

(Прищепка в руке, локоть стоит на столе, поворачивается вправо-влево.)

Птичка зёрнышки нашла,

(Наклонить руку с прищепкой к столу, имитируя клевание зёрен.)

Птичка зёрнышки поела,

Птичка песенку запела.

(Раскрывать и закрывать прищепку в руке,.)

Воспитатель. Дети, как вы думаете, почему некоторые иллюстрации в Красной книге с красной окантовочкой? (Ответы детей)

Да, действительно, эти животные очень редко встречаются и специально охраняются в заповедниках.

Скопа. Как много животных можно встретить, гуляя в заповеднике! Некоторых из них я даже сфотографировал. (Показывает фотографии, на которых изображены хвосты разных животных: зайца, белки, лисы, волка, бобра и др.) Ой! Я, оказывается, сфотографировал только хвосты животных! Дети, помогите мне узнать, чьи это хвосты.

Дидактическая игра в подгруппах

«Чей хвост?»

(Дети отгадывают, где чей хвост)

Скопа. Я поняла, что обижать животных нельзя, а вот нарвать цветов в лесу можно.

Воспитатель. Верно ли говорит Скопа? Почему не следует рвать цветы? (Ответы детей)

        Давайте вспомним правила поведения в природе. (педагог делит детей на 3-4 группы и раздаёт им карточки с изображением правильного и неправильного поведения людей в природе. Необходимо выбрать только те, на которых изображены правильные действия людей и объяснить свой выбор.)

        Примерные варианты карточек

  • Во время прогулки в лесу можно шуметь и включать громкую музыку.
  • Нельзя в лесу шуметь и включать громкую музыку.
  • Можно рвать цветы и ломать ветви деревьев и кустарников.
  • Нельзя рвать цветы и ломать ветви деревьев и кустарников.
  • Не сбивать ногами грибы и не разрушать грибницы.
  • Можно сбивать ногами грибы и разрушать грибницы.
  • Можно ловить бабочек, шмелей и других насекомых.
  • Нельзя ловить бабочек, шмелей и других насекомых.
  • Можно ловить лягушек, жаб и головастиков.
  • Не обижать лягушек, жаб и не ловит головастиков.
  • Можно разорять птичьи гнёзда и стрелять в птиц из рогатки.
  • Не разорять птичьи гнёзда и не стрелять в птиц из рогатки.
  • Можно ловить насекомых и уносить их домой.
  • Не ловить насекомых и не уносить их домой.
  • Можно разводить костры в неположенных местах.
  • Нельзя разводить костры в неположенных местах.
  • Можно оставлять после себя мусор.
  • Нельзя оставлять после себя мусор.
  • Можно разрушать муравейники.
  • Нельзя разрушать муравейники.

Воспитатель. (Подводит итог.) Что произойдёт, если люди перестанут беречь природу? Если ты пойдёшь в лес, то какие правила будешь выполнять? (Ответы детей.)

ПРИЛОЖЕНИЕ 3

        Образовательная деятельность

«Красная книга родного края. Животные»

Цель. Продолжать знакомить детей с Красной книгой Югры, с животными, занесёнными в неё.

Задачи. Развивать познавательный интерес к жизни животных; закрепить знания о правилах поведения в природе; формировать у детей эмоциональную отзывчивость на красоту природы; развивать воображение, воспитывать желание помогать природе.

Материалы и оборудование. Красная книга Югры, картинки с изображением животных, экран, проектор, диски с записями песен.

Предварительная работа. Заучивание стихотворение о животных, чтение художественной и познавательной литературы о животных.

Содержание

Воспитатель. (обращаясь к детям). Любите ли вы путешествовать? (ответы детей)

Я тоже очень люблю путешествовать и приглашаю вас с собой. Согласны? На чём можно путешествовать? (ответы детей)

Сегодня я предлагаю вам отправиться в лес на поезде. Согласны? (Под музыку из мультфильма «Паровозик из Ромашково» дети отправляются в путь. Звучит аудиозапись «Звуки леса»)

Что слышите? Мы прибыли с вами в красивый лес. Кто здесь живёт? (Животные) Мы с вами уже слышали их голоса и знакомились с ними, давайте попробуем послушать и угадать, кого вы узнаете. (Звучат голоса птиц и зверей. Дети угадывают и называют зверей и птиц.)

Молодцы! Вы знаете многих животных. Может, вы знаете и стихи о них? (Дети читают стихи о животных)

Мы с вами в лесу только гости. А как надо вести себя в лесу? (Ответы детей.)

Правильно, а почему? (Ответы детей.)

Физминутка

Мы идём во лесок,

Будь внимателен, дружок. (ходьба)

Впереди ручеёк,

Переходим – вот мосток. (Ходьба на носочках)

Пробирайся осторожно-

Промочить здесь ноги можно.(Высоко поднимаем ноги)

Мы попрыгаем немножно

По извилистой дорожке. (Прыжки)

Как услышим в небе гром,

Спрячемся мы под кустом. (Приседаем)

Будем медленно идти-

Дождь настигнет нас в пути. (Лёгкий бег.)

Мы пришли с тобой, дружок,

В лес зелёный на часок. (Ходьба.)

(Дети садятся на стульчики.)

На Земле много разных зверей и птиц. Но есть животные, которых осталось очень мало, их называют редкими животными. Мы уже беседовали о них. Как вы думаете, почему же они стали редкими? (Рассуждения детей.)

Редкие животные охраняются законом и записаны в специальную книгу. Вы уже знаете, как называется эта книга. (Красная книга)

Красный цвет-цвет тревоги, мы за этих животных. Ребята, я предлагаю посмотреть на экран. (Педагог показывает презентацию на тему «Красная книга Югры», беседуя с детьми о тех животных, которые появляются на экране.)

        План беседы

- Кто знает, как называется это животное?

- Кто видел такое животное?

- Где ты его видел?

(Педагог даёт небольшую информацию о каждом животном)

Ребята, посмотрите – все животные разные: кто-то большой и сильный, кто-то маленький и слабый, но всем им нужна защита, забота и помощь. Что же мы можем сделать, чтобы помочь животным и растениям? (Поливать растение на участке в жаркое время, окапывать деревья, не ловить и не убивать насекомых, не рвать цветы, не разорять птичьи гнёзда, в зимнее время подкармливать птиц и т.д.)

Во время прогулки мы с вами порыхлим землю в цветнике и на огороде. Как вы считаете, это будет помощью растениям? (Ответы детей.)

А сейчас я предлагаю вам посмотреть отрывок из мультфильма «Паровозик из Ромашково». Давайте вместе с главным героем полюбуемся на красоту нашей природы и удивимся её повторимости.

Вот и наступило время вернуться в детский сад! Смотрите: пока мы путешествовали, почтальон принёс нам посылку. Давайте посмотрим, от кого она. (Педагог достаёт письмо от лесных жителей, которые благодарят детей за любовь и заботливое отношение к ним. Читает.)

«Дорогие ребята! Спасибо за то, что вы знаете и выполняете правила поведения в природе! Приезжайте к ним в гости ещё!»

Ребята, давайте посмотрим, что ещё лежит в посылке. Нам прислали подарки. (Достаёт раскраски с изображением тех животных, птиц и насекомых, с которыми дети «встретились» в лесу).

В свободное время вы раскрасите картинки, которые нам прислали лесные жители.

Вам понравилось наше путешествие? Чем оно вам запомнилось? (Ответы детей.)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогический проект на тему: Педагогический проект на тему: «Ознакомление с правилами пожарной безопасности детей 5-7 лет»

Реализация проблемы формирования целостного представления детей о пожарной безопасности....

Создание психолого-педагогических условий для развития проектной деятельности у старших дошкольников на примере педагогического проекта «Сказка — как источник творчества детей.

В соответствии с ФГОС ДО в дошкольном возрасте у детей должен появиться опыт создания собственного замысла и воплощения своих проектов. В дошкольном возрасте дети могут задумывать и реализовывать иссл...

Обмен опытом работы « Использование в профессионально – педагогической деятельности творческого педагогического проекта: Нетрадиционной техники рисования в развитии детей дошкольного возраста »

В своей работе использую программы «От рождения до школы» Н.Е. Вераксы,  И.А Лыковой «Цветные ладошки»,      пособие для воспитателей Давыдовой Г.Н. «Нетрадиционные техни...

Педагогический проект «Педагогическое мастерство педагога как средство воспитания разумного поколения людей»

Актуальность: На современном этапе развития нашего общества мы  не до конца осознаем всю глубину проблем российского образования. Несмотря на интенсивный рост  количества образовательны...

Педагогический проект "Создание условий для поддержки семьи и повышение педагогической компетенции родителей в вопросах формирования культуры безопасности дошкольников через внедрение и апробацию дополнительной общеразвивающей программы "ВМЕСТЕ" .

Одной из важнейших задач, решаемых ФГОС ДО, является обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышение компетентности родителей в вопросах развития и образования детей, безопасности и у...

Педагогический проект в детском саду в старшей группе Педагогический проект «Домашние животные»

Педагогический проект в детском саду в старшей группеПедагогический проект «Домашние животные»...

Педагогический проект в детском саду в старшей группе Педагогический проект «Домашние животные»

Педагогический проект в детском саду в старшей группеПедагогический проект «Домашние животные»...