Краткосрочный проект на тему: «Башкирия - мой край родной!»
проект (подготовительная группа)

Хафизова Гульназ Музаллифовна

Краткосрочный проект на тему: «Башкирия - мой край родной!» . Цель проекта: ознакомление детей с родным краем, воспитания у них любви к малой родине.

         Задачи: формировать представление детей о родном крае, чувство патриотизма и гордости быть гражданином своей республики; народными праздниками; способствовать развитию у детей мышления, воображения, памяти; способствовать воспитанию любви к родному краю.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл lll.docx17.13 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное учреждение

«Центр развития ребенка – детский сад №4»

 городского округа город Агидель Республики Башкортостан

Краткосрочный проект на тему: «Башкирия - мой край родной!»

Авторы: воспитатели: Хафизова Г.М.

        В последние годы всё увереннее набирает силу процесс реализации регионального компонента, который реализуется как принцип культуросообразности воспитания, выполняющего стимулирующую роль и для развития самой педагогики как науки, и для совершенствования педагогической практики. «Конвенция о правах ребенка» (1989) признает ребенка полноценной и полноправной личностью как самостоятельного субъекта общества во всем комплексе гражданских, политических, юридических, социальных и культурных прав независимо от расы, цвета кожи, языка, религии, национального, этнического происхождения. Образование должно быть направлено на подготовку ребенка к сознательной жизни в свободном обществе в духе понимания мира, терпимости и дружбы между всеми народами, этническими, национальными и религиозными группами, а также лицами из числа коренного населения.

        В законе «Об образовании» Российской Федерации (ст.3) (2013) подчеркивается необходимость единства образовательного пространства на территории Российской Федерации, защита и развитие этнокультурных особенностей и традиций народов Российской Федерации в условиях многонационального государства. В конституции Республики Башкортостан (ст.47) (1993г.) отмечается, что Республика Башкортостан устанавливает национально-региональный компонент государственных образовательных стандартов, поддерживает различные формы образования и самообразования. В законе Республики Башкортостан «О языках народов Республики Башкортостан» (ст. 9) (1999г.) говорится, что государство обеспечивает гражданам условия для изучения и преподавания родного языка и других языков народов Республики Башкортостан. Наиболее значительную часть по степени влияния на воспитательно- образовательный процесс ДОУ Республики Башкортостан составляют образовательные программы: -Фазлыева Ф.Н.«Мой край - Башкортостан»; - Молочева А.В. «Народное декоративно-прикладное искусство Башкортостана – дошкольникам»; - Агишева Р.Р. «Я - Башкортостанец». Они представлены в виде специализированных (парциальных) программ. Начиная с дошкольного возраста, дети страдают дефицитом знаний о родном крае, особенностях национальных традиций. Некоторые дети, равнодушны к близким людям, товарищам по группе, у них не вызывает сочувствие и сострадание чужое горе. В период нестабильности в обществе возникает необходимость возвращения к лучшим традициям нашего края, его вековым корням. К таким вечным понятиям, как семья, род, родство, Родина. Я считаю, что формирование у детей социального опыта воспитания привязанности к близким людям начинается в процессе ознакомления с традициями семьи. В процессе работы у ребенка постепенно складывается образ собственного дома с его укладом, традициями, стилем взаимоотношений. Это чувство «родительского дома» ложится в основу любви к Родине. Чувство Родины начинается с того, что видит перед собой ребенок дошкольного возраста, чем он восхищается, чему изумляется и, что вызывает отклик в его душе... И хотя многие впечатления еще не осознаны им глубоко, но, пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль в становлении личности патриота. В данной работе приведем опыт работы по ознакомлению дошкольников с родным краем.

        Цель проекта: ознакомление детей с родным краем, воспитания у них любви к малой родине.

        Задачи: формировать представление детей о родном крае, чувство патриотизма и гордости быть гражданином своей республики; народными праздниками; способствовать развитию у детей мышления, воображения, памяти; способствовать воспитанию любви к родному краю.

Период реализации: краткосрочный.

        Участники проекта: дети группы, музыкальный руководитель, родители.

        Тип проекта: познавательный, групповой

        Ожидаемый результат: Освоение доступных знаний о родном крае, о людях, о традициях, фольклоре. Умение выражать собственное мнение, анализировать. Развитие творческих способностей дошкольников.

Реализация проекта рассчитана на 1 неделю и включает в себя три этапа:

1. Организационно – подготовительный этап. Работали над постановкой цели, определение актуальности и значимости проекта; познакомила родителей проектом «Башкирия – мой край родной». Кратко рассказали о содержании проекта, что ожидаем от него. Подобрали художественной и методической литературы, иллюстраций и наглядно- дидактический материал; консультации для родителей по данной теме. Оформили уголок по ознакомлению с родным краем.

2. Основной этап. В ходе реализации проекта проводим непосредственно образовательную деятельность на темы: «Путешествие по Башкирии», «Букет ко дню Республики», мероприятие «Цвети, моя Башкирия!». Беседовали с детьми на темы: «С чего начинается Родина?»,  «Символики Башкирии», «Чем славится Башкирия?». Познакомили детей с башкирскими народными сказками: «Лиса- сирота», «Лиса- строитель», «Медведь и пчелы». В группе имеется дидактические игры, такие как: «Домино с башкирскими узорами», «Собери ковер», «Найди пару», «Собери картинку», «Народные костюмы» и др.  Сообщения для родителей: «С чего начинается Родина», « Башкирия красавица моя!», «Жемчужины Башкортостана»

3. Заключительный этап. Обобщение результатов работы, итоговое мероприятие «Цвети, моя Башкирия!», Детям прививаем любовь к культуре башкирского народа. Перспективы дальнейшей работы мы видим в разработке программ по культурному образованию дошкольников, диагностических методик изучения культурной направленности личности дошкольников, в исследовании культурной компетентности дошкольников, в поиске новых педагогических условий реализации регионального компонента образования в системе ДОУ.

        Используемая литература: Агишева Р.Л. «Я – Башкортостанец» – Уфа:БИРО, 2003, Агишева Р.Л. «Я познаю Башкортостан»: Учебно- методическое пособие для педагогов дошкольных образовательных учреждений и учителей начальных классов. –Уфа,2008., Агишева, Р. Л. Фольклор и литература Башкортостана . : учеб. хрестоматия для детей дошк. и мл. шк. возраста. - Уфа : Китап, 2011., Гасанова Р.Х. Земля отцов. Программа – руководство. Р.Х. Гасанова - Уфа: БИРО, 2004., Башкортостан: Краткая энциклопедия. – Уфа: Научное издательство «Башкирская энциклопедия», 1996., Гасанова Р.Х. «Земля отцов». Программа – руководство: - Уфа: БИРО, Гасанова Р.Х «Я Родину свою хочу познать!» Методическое пособие по ознакомлению дошкольников с национальной культурой башкирского народа/ БИРО. – Уфа, 2007., Гасанова Р.Х. Синтез искусств (музыка, художественное слово, живопись): Комплексные занятия для детей старшего дошкольного возраста. – Уфа: БИРО, 2005., Гасанова Р.Х. Этноэтикет в воспитании дошкольников: Методические рекомендации для воспитателей дошкольных учреждений /БИРО. – Уфа,  Ермолаева Е. В. «Байрам. Башкирская и татарская кухня». Издательство: Урал ЛТД, 2010г., Закон Российской Федерации «Об образовании». - Уфа: Президиум Верховного Совета Республики Башкортостан, 2013г., Закон Республики Башкортостан «О языках народов Республики Башкортостан». Уфа: Законодательная Палата Государственного Собрания Республики Башкортостан, 1999г., Молчева А.А. Народное декоративно - прикладное искусство Башкортостана – дошкольникам. - Уфа: Башкирское издательство «Китап», 1995, Конституция Республики Башкортостан. – Уфа, 1993г.,Сыртланова Н.Ш. Теоретические основы концепции регионального содержания дошкольного образования в РБ.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект на тему:"Югра-мой край родной"

Проект "Югра- мой край родной"- долгосрочный,на 2 года.Цель данного проекта-создание условий для формирования знаний о родном крае!...

ТВОРЧЕСКИЙ КРАТКОСРОЧНЫЙ ПРОЕКТ ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ «ДИКИЕ ЖИВОТНЫЕ РОДНОГО КРАЯ»

В дошкольном  возрасте актуальным является формирование основ нравственного воспитания, эмоциональной отзывчивости, способности к сопереживанию. Особенно хорошо происходит формирование этих качес...

Мероприятие по экологии для детей старшего дошкольного возраста на тему: "Башкирия - мой край родной"

У наших гор вершины до небес,И соловьиных песен полон лес.Богаты недра нефтью, серебром,Поляны - ягодами, а сердца - добром.Там Агидель несется с горных круч -Поток ее прозрачен и могуч,К великой Волг...

Краткосрочный проект «Люби и знай свой край родной» по теме: «Аша»

Актуальность: Одним из направлений развития государства и объединения многонационального общества является патриотическое воспитание подрастающего поколения. Это одно из приоритетных направлений в сис...

Краткосрочный проект на тему: «Природа родного края»

Краткосрочный проект на тему:«Природа родного края»...

Познавательский проект на тему:"Ямал-мой край родной",2020-2021г.

В проект главное знакомство детей с родным краем: с историко-культурными, национальными, географическими, природными особенностями формирует у них такие черты характера, которые помогут им стать патри...