Мероприятие по экологии для детей старшего дошкольного возраста на тему: "Башкирия - мой край родной"
методическая разработка (подготовительная группа)

Ермолаева Татьяна Фёдоровна

У наших гор вершины до небес,

И соловьиных песен полон лес.

Богаты недра нефтью, серебром,

Поляны - ягодами, а сердца - добром.

Там Агидель несется с горных круч -

Поток ее прозрачен и могуч,

К великой Волге путь ее лежит,

Бегут года и Агидель бежит.

Н.Габдуллин

Скачать:


Предварительный просмотр:

Мероприятие по экологии

для детей старшего дошкольного возраста

на тему: "Башкирия - мой край родной"

                                         Разработала:

Ермолаева Т.Ф.    

БИРСК - 2020 г.

Название команды: "Агидель".

Девиз:

Рыбе - вода,

Птице - воздух,

Зверям - лес, степи, горы.

А человеку нужна Родина.

И охранять природу - значит,

Охранять Родину.

Цели: расширить кругозор детей, углубить знания по теме "Природа родного края в опасности!"; закреплять правила поведения в природе; формировать основы экологической грамоты.

Входят дети в башкирском национальном костюме.

1. "Происхождение башкир"

1 ребенок

В давние времена наши предки кочевали с одного места на другое. У них были целые табуны скота. Кроме того, они занимались охотой. Однажды в поисках лучших пастбищ откочевали они с прежних мест. Долго шли они, прошли очень длинный путь и вдруг наткнулись на волчью стаю.

2 ребенок

Волчий вожак отделился от стаи, встал впереди каравана и повел его дальше. Долго шли наши предки за волком, пока не дошли до благодатной земли, богатой реками, лугами, пастбищами и лесами, кишащими зверем. А ослепительно дивные горы здесь достигали облаков.

3 ребенок

Дойдя до этого места, вожак остановился. Посоветовались между собой, аксакалы рода решили: "Нам не найти земли, прекраснее этой. Подобной нет во всем свете. Остановимся же здесь". И стали жить на этой земле, красота и богатство которой не сравнить ни с одной другой землей на свете. Поставили юрты, стали охотиться, разводить скот.

4 ребенок

С тех пор наши предки стали называть себя "башкортар", т.е. "людьми, пришедшими за главным волком". Раньше волка звали "корт". Башкорт - значит "главный волк". Вот откуда произошло слово "башкорт".

2. Песня "Мой Башкортостан" в исполнении детей.

1. Башкортостан - родина моя,

Башкортостан - дивные края.

Это леса и тысячи рек,

Дорог отчизне, здесь каждый человек.

Припев:

Башкортостан, Башкортостан,

Цвети моя республика Башкортостан.

Башкортостан, Башкортостан,

Навеки Россия и Башкортостан.

2. Славлю я батыров родины моей

И стрелой летящей сказочных коней.

Золото недр, золото сердец.

Землю эту славят поэт и певец.

Припев:

3. Стихотворение "В родном краю" Абдулак Игебаев

1 ребенок

"Откуда родом ты?" - меня спросили,

И я ответила гордо:

"Из России,

А если говорить точней -

С Урала я,

Там Родина -

Башкирия моя"

2 ребенок

У наших гор

Вершины до небес,

И соловьиных песен

Полон лес.

Богаты недра

Нефтью, серебром,

Поляны - ягодами,

А сердца - добром.

3 ребенок

Там Агидель

Несется с горных круч -

Поток ее

Прозрачен и могуч,

К великой Волге

Путь ее лежит,

Бегут года

И Агидель бежит.

Дети уходят. Слышатся звуки выстрелов, бензопилы, топора.

Выходит девочка Природа в зеленом платье с венком на голове.

4. Монолог природы

Я - природа. Я - великий мастер.

Вечный мастер жизни. Я могу,

Человек, тебе за соучастье подарить -

В моей все это власти! -

Гриб в лесу; ромашку на лугу;

Небо в час восхода и заката, иву над рекой...

И, наконец, солнцем прокаленный, рыжеватый

Хлебный колос! Как всему венец...

Только ты мой дар, мое уменье,

Не прими за дань: я не раба.

Не забудь: ты сама - мое творенье!

И у нас с тобой - одна судьба!

Да, ты вырос. Ты простился с детством.

Шире - что ни год - твои шаги...

Но не занимайся самоедством!

И былинку даже, что в наследство

Я тебе вручила, береги!

Даже волка - вдруг да он последний -

Уничтожишь (зверь - не карандаш!),

С помощью сложнейших вычислений

И машин новейших - не создашь.

Мы с тобой дорогою одною

Катимся - ни часа врозь, ни дня...

И не можешь быть ты надо мною,

Как не можешь быть и вне меня.

Девочка Природа уходит. Выходят дети.

5. Сценка "Белая черемуха" (по З.Александровой)

Девочка идет по сцене и читает стихотворение, показывает на дерево.

Расцвела черемуха около ручья,

На апрельском солнышке

Ветками шепча,

Легкая, как облачко,

Чистая, как снег,

Радовался деревцу

Каждый человек.

Приходили девочки

Посидеть под ней,

И могла цвести она

Много-много дней.

Любуясь черемухой, проходят две девочки. Одна другой говорит:

- Это чья черемуха?

- Да она ничья.

Белая снегурочка

Около ручья.

Идет группа детей. Оглянувшись по сторонам, они обламывают ветки с дерева.

Прибежали девочки,

А снегурки нет,

Лишь в пыли валяется

Вянущий букет.

А  была черемуха

Чистая, как снег,

Радовался деревцу

Каждый человек.

6. Стихотворение "Мы безумно богаты" А.Яшин

1 ребенок

Мы безумно богаты

В наших чащах и рощах

Столько всяких пернатых,

Просто диву даешься:

Но спросите иного,

Что он знает о птицах,

Пусть ответит толково -

И, гляди, удивится:

2 ребенок

Как же, фауна, дескать,

Как же, наше богатство -

На полях, в перелесках,

Так сказать, птичье царство...

Птичье царство, и только?

Ну, дрозды,

Ну, синички...

Где запомнить все клички,

Просто птички - и только.

3 ребенок

А цветы разве знаем

На лугах?

Разве ценим?

Все травой называем,

А покошены - сеном.

4 ребенок

И с деревьями то же:

Роща в общем и целом...

Ель от пихты не можем

Отличить грешным делом.

И, конечно, тревожно,

Что порой мы безбожно

Не храним, что имеем,

Не щадим, не жалеем.

5 ребенок

Ни за что не в ответе.

Словно самую малость

Нам на этой планете

Жить и править осталось.

Не хозяева вроде,

Так добро свое губим.

А гордимся природой

И отечество любим.

Дети уходят. Звучат звуки природы (пение птиц, жужжание жука и др.)

Выходят 5 детей, садятся на полянке полукругом.

7. Сценка "На лугу"

1 ребенок

Девочка хотела сорвать цветы, передумала.

Стихотворение "Если я сорву цветок" Т.Собакина

Если я сорву цветок,

Если ты сорвешь цветок,

Если все: и я, и ты,

Если мы сорвем цветы,

Опустеют все поля

И не будет красоты!

Девочка из корзинки достает фломастеры и бумагу, начинает рисовать цветы.

2 ребенок

Держит в руках игрушку пчелу.

Стихотворение "Пчела" Радиф Тимершин

Трава, примятая росой,

Волной к земле легла.

Юлай глядит - в траве густой

Запуталась пчела.

Прилипли крылышки к спине

Намокшим лепестком,

И еле-еле, как во сне,

Ползет она с трудом.

Ладошку домиком согнул

И взял пчелу Юлай.

На крылья мокрые подул,

Шепнул ей: "Улетай!"

Пчелу дыханием своим

Согрел в руках Юлай.

Она кружит, кружит над ним:

- Летим,

- Летим,

- Летим,

- Лети-им!

Спасибо, друг, прощай!

3 ребенок

Держит в руке жука.

Стихотворение "Жук" С.Махотин

Какого жука я в лесу повстречал!

Он топал, как бык, и рогами качал.

И очень серьезным, и грозным он был,

Я даже дорогу ему уступил.

Мне имя его неизвестно пока.

Но я не забуду лесного жука.

Я в городе в библиотеку пойду.

Узнаю, где водится, как он живет,

Зачем ему крылья и что он жует.

И будут страницы, как травы шуметь.

И будут, как птицы, трамваи звенеть.

Я всем расскажу про жука своего,

Как славно, что я не обидел его!

4 ребенок

Держит кузнечика.

Стихотворение "Кузнечик" Радиф Тимершин

На ромашке белый венчик,

А под ним сидит кузнечик,

На зеленом на лугу, -

То звенит, то ни гу-гу.

Я крадусь к нему, молчу,

Я поймать его хочу.

Вот еще немножко...

Хлоп! -

Накрыл траву ладошкой.

А кузнечик сразу скок -

И опять надолго смолк.

Снова я крадусь за ним,

Только он неуловим,

Он со всех зеленых ног -

Прыг да скок, прыг да скок!

Я кричу ему: "Постой!

Поиграю я с тобой.

Я же добрый, я не злой -

Отпущу его домой!"

5 ребенок

Когда дети читали стихи, ребенок мастерил скворечник.

Стихотворение "Скворец" Муса Гали

Я скворцу построил дом.

Очень славно в доме том.

Мне братишка помогал,

Доски белые строгал...

Домик вышел хоть куда!

Не страшна ему беда,

Ни холодный ветер злой,

Ни дожи с туманной мглой.

В деревянный свой дворец

Прилетай скорей, скворец!

Здесь ты выведешь птенцов,

Удивительных певцов.

Подрастут твои птенцы,

Настоящие скворцы!

Дети уходят.

Выходят все участники.

8. Песня "Просьба" (Н.Заболцкий) в исполнении детей.

1. Раненая птица в руки не давалась,

Раненая птица птицей оставалась,..

Этот сон давнишний до сих пор мне снится -

На траве сидела, вздрагивала птица.

Припев:

Птицы, рыбы, звери

В души людям смотрят,

Вы их жалейте, люди!

Не убивайте зря!

Ведь небо без птиц - не небо!

А море без рыб - не море!

А земля без зверей - не земля!

2. Люди-исполины, люди-великаны,

Есть у вас винтовки, сети и капканы.

Есть у вас бесстрашье, сила есть навечно,

И должно быть сердце. Сердце человечье!

Припев:

3. Люди-человеки, страны и народы.

Мы теперь навечно должники природы.

Надо с этим долгом как-то расплатиться,

Пусть расправит крылья раненая птица.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование личностных качеств и правильного отношения к природе детей старшего дошкольного возраста, в процессе ознакомления с природой родного края.

Крайне важно научить ребёнка видеть, слышать, чувствовать и воспринимать то, что связано с понятием «родной край». Так как сформировать осознанно правильное отношение дошкольников к природе, ее явлени...

Методическая разработка раздела образовательной программы по теме: «Патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста через приобщение к культурному наследию родного края»

Методическая разработка раздела образовательной программы по теме:«Патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста через приобщение к культурному наследию родного края»...

Проект по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с отечественной историей и историей родного края "Машина времени": направление 4 «Присоединение Сибири к России» (освоение территории края в XVII веке)

Задачи:Способствовать знакомству детей с историческими событиями освоения территории нашего края в XVII векеВызвать интерес к истории становления первых русских сибирских городов – острогов.Форм...

Конспект непосредственно – образовательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста на тему «Югра – мой край родной»

Конспект непосредственно – образовательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста на тему «Югра – мой край родной»Цель: знакомство детей старш...

Технологическая карта мероприятия по экологии для детей старшего дошкольного возраста

Тема мероприятия: "Помогаем Деду Морозу".Путешествие по экологической тропе зимой....

Конспект непосредственно – образовательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста на тему «Югра – мой край родной»

Цель: знакомство детей старшего дошкольного возраста с родным краем.Задачи:-формирование представлений о родном округе - Югре, символике, коренных народах Севера – ханты и манси,...