Главные вкладки

    Проект (младшая группа):
    Проект "Башкирский фольклор-детям" в младшей группе

    Проект "Башкирский фольклор-детям" в младшей группе

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл proekt_1.docx21.63 КБ

    Предварительный просмотр:

    Среднесрочный познавательный проект

    для детей во 2 младшей группе  

    «Башкирский фольклор-малышам».

    (09.01.2019г. по 15.03.2019г.)

    Март 2019год.

    Актуальность проекта: В настоящее время, народная культура, традиции народа стираются. Понимая это нельзя быть равнодушным к истокам – национальной культуры. Именно сейчас, возникает необходимость знакомить детей с лучшими традициями нашего народа.

    Ранний период жизни ребёнка во многом зависит от взрослых, воспитывающих малышей. Прекрас-но, если родители способны обогатить среду, в которой он растёт. А устное народное творчество, как раз и сможет обогатить эту духовную среду. Ознакомление детей с устным народным творчеством и каждодневное использование его как в режимных моментах, так и в игровой деятельности развивает устную речь ребенка, его фантазию и воображение, влияет на духовное развитие, учит определенным нравственным нормам.

    Вид проекта: групповой

    Тип проекта: среднесрочный с 09.01.2019г. по 15.03.2019г.

    Образовательная область: познание, социально - коммуникативная, развитие речи.

    Цель проекта:

    -- Дать понятие о многообразии  башкирского  фольклора, разнообразии его жанров.

    -- Развитие речевой активности детей через использование устного народного творчества и народных традиций.

    Задачи проекта:

    -- Создание развивающей среды для приобщения детей к культуре  башкирского  народа;

    -- Развивать у детей интерес к произведениям устного народного творчества, активную речь, мелкую моторику, двигательную активность.

    -- Развивать коммуникативные способности детей.

    -- Воспитывать эстетические чувства при знакомстве с образцами устного народного творчества;

    -- Воспитание нравственно-эмоциональных чувств таких как: сопереживание, доброта, честность.

    -- Приобщение родителей к процессу развития ребёнка средствами устного народного творчества используя,  различные методы и приемы с родителями.

    Участники проекта: дети второй младшей группы, родители воспитанников, воспитатели

    Предполагаемый результат:

    - Обогащение словарного запаса детей;

    - повышение интереса детей к устному народному творчеству;

    - разработка системы работы с использованием устного народного творчества в повседневной деятельности и в режимных моментах;

    - привлечь родителей к знакомству с малыми фольклорными формами.

    Методы и приемы:

    --игровые: Хороводные игры; настольные игры; народные подвижные игры; инсценировки; сюжетно – ролевые игры;

    - словесные: чтение и рассказывание потешек, пословиц и поговорок, сказок, загадок; разговор, беседа; рассматривание картинок; рассматривание книг;

    - практические: совместные действия воспитателя и ребенка, оказание помощи в продуктивной деятельности.

    - наглядные: использование иллюстраций, картин, фотографий, показ мультфильмов, прослушива-ние аудиозаписей;

    - тематическая выставка.

    Работа с детьми:

    1) Совместное рассказывание и показ  башкирских народных сказок: « Медведь и пчелы», «Теремок», «Колобок», «Гуси – лебеди» (фланелеграф, настольный театр, рассматривание иллюстраций к сказкам).

    2) Инсценировка потешки с детьми «Спи, сынок»,«Кисонька - Мурысонька…», «Тили – бом…».

    3) Дидактические и настольные игры: «Назови сказку», «Собери потешку

    4) Игровые упражнения: «Угадай, кто я», «Узнай голоса»

    5) Ролевые игры: «Угадай, кто пришёл», «Книжный магазин», «Поиграем с мишками в мячи», «Вы-шла курочка гулять».

    6) Народные подвижные игры «Мышка», «Медведи и пчелы», «Горелки», «

    6) Продуктивная деятельность: « Юрта»-аппликация, « Башкирское  полотенце» - рисование; « Баюшки-баю» - лепка,  .

    7) Развлечение « Вечер колыбельных песен».

    8 Показ кукольного театра сказки «Медведь и пчелы» совместно с  родителями

    9) Беседа «Кто придумал сказки».

    10) Выставка « Башкирское народное творчество».

    Роль родителей в реализации проекта:

    1) Буклеты «Народное слово в семейном воспитании».

    2) Индивидуальные беседы на знание потешек, загадок, сказок и рекомендации по подбору соответствующей литературы.

    3) Помощь в оформлении книжной выставки и выставки  Башкирские народные  сказки».

    4) Ширма «Роль родителей в возрождении  башкирских традиций».

    5). Консультация « Башкирские традиции в воспитании».

    Этапы реализации проекта:

    1 этап – подготовительный:

    -- Обсудить с родителями выбор темы проекта и его значение.

    -- Дать понятие о многообразии устного народного творчества, разнообразии его жанров

    -- Подобрать материал и оформить уголок “Башкирское народное творчество”.

    2 этап – основной:

    -- Познакомить детей с  башкирскими народными сказками, потешками, загадками.

    -- Познакомить детей с  башкирскими музыкальными инструментами

    -- Познакомить детей с народными играми, танцами

    3 этап заключительный:

    -- Выставка литературы (С казки ,песни, потешки, поговорки, загадки для самых маленьких).

    -- Аналитическая справка по итогам проекта «Фольклор для малышей».

    Аналитическая справка по итогам проекта

    «Фольклор для малышей» во второй младшей группе «Задоринка».

    С 09.01.2019г. по 15.03. 2019г. в нашей группе проводились мероприятия направленные на реализацию КОП «Фольклор для малышей», что учтено и отражено при составлении календарного планирования детской деятельности.

    Цель проекта:

    -- Дать понятие о многообразии русского фольклора, разнообразии его жанров.

    -- Развитие речевой активности детей через использование устного народного творчества и народных традиций.

    Задачи проекта:

    -- Создание развивающей среды для приобщения детей к культуре  башкирского народа;

    -- Развивать у детей интерес к произведениям устного народного творчества, активную речь, мелкую моторику, двигательную активность.

    -- Развивать коммуникативные способности детей.

    -- Воспитывать эстетические чувства при знакомстве с образцами устного народного творчества;

    -- Воспитание нравственно-эмоциональных чувств таких как: сопереживание, доброта, честность.

    -- Приобщать родителей к процессу развития ребёнка средствами устного народного творчества ис-пользуя различные методы и приемы с родителями.

    В ходе реализации мероприятий осуществлялись следующие формы работы:

    -- игровые: дидактические игры; настольные игры; подвижные игры; инсценировки; сюжетно – ролевые игры;

    -- словесные: чтение и рассказывание стихов, сказок, загадок; разговор, беседа; рас-сматривание картинок; рассматривание книг; -- практические: совместные действия воспитателя и ребенка (аппликация, рисование, оказание помощи в продуктивной деятельности.

    -- наглядные: использование иллюстраций, картин, фотографий, показ мультфильмов; выставка «Народные промыслы».

    Итоговым вариантом стало «Путешествие в сказку «Колобок». В ходе реализации проекта «Фольклор для малышей» предполагаемые результаты были достигнуты.

    В результате проекта дети познакомились:

    -- с устным народным творчеством и народными промыслами;

    -- совместно с родителями была создана выставка «Народное творчество»;

    -- организована выставка детских работ;

    -- дети посмотрели настольный театр по прочитанным произведениям;

    -- дети участвовали в инсценировке сказки «Сказка о глупом мышонке»

    -- родители воспитанников познакомились с древними традициями воспитания и возрождением  башкирских традиций в воспитании детей.

    Неделя была интересной, творческой. Это проявилось во всех проводимых мероприятиях. Повысился интерес к народному творчеству. Словарь детей обогатился. Они знают потешки, песенки, игры, сказки. Ребята начали активно осуществляют самостоятельный перенос действий, ситуаций полюбившихся потешек, песенок, сказок в повседневную деятельность, в игру. Отражают полученный опыт и знания в изобразительной деятельности.

    Беседа «Кто придумывает сказки?».

    Цель: Дать понятие о многообразии устного народного творчества, разнообразии его жанров.

    Развивать речь детей.

    Задачи:

    -- познакомить с разными жанрами устного народного творчества;

    -- формировать умение вести диалог с воспитателем;

    -- формировать интерес к народному фольклору.

    Ход беседы:

    В книжном уголке создать атмосферу загадочности (затемнить комнату, зажечь свечу и т. д.).

    Вступительное слово.

    В старину люди собирались по вечерам в каком-нибудь доме. Сидели, разговаривали, пели песни, кто вязал, кто прял. В то далекое время в домах не было ни электричества, от которого загораются наши лампы, ни телевизоров, чтобы смотреть кино и мультфильмы. Люди сидели, разговаривали, пели песни, кто - то вязал, кто – прял пряжу, кто – то вышивал, а чтобы не было скучно рассказывали сказки, потешки, загадывали загадки. Сегодня и мы с вами устроим маленькие посиделки, а поговорим мы о русском народном творчестве.

    Много-много лет назад в Башкирии возникли первые сказки. В течение многих лет их пересказывали и передавались они от бабушек и мам к своим детям и внукам. Дети вырастали, рассказывали их своим детям.

    - А кто их сочинял?

    Имена этих талантливых людей не сохранились, да и не могли сохраниться: ведь каждый, кто передавал другим услышанную сказку, рассказывал ее по-своему, что-то добавлял, что-то изменял.

    - А для чего придумывали сказки?

    А придумывали их для того, чтобы рассказывать и слушать. Ну а раз придумывал их народ, значит автор народных сказок - народ. Позднее любители старины записали сказки и напечатали их. Вот посмотрите, какая толстая книга. Здесь собрано очень много сказок. Многие из них мы читали.

    - Давайте вспомним, какие русские народные сказки вы знаете? (ответы детей)

    - Какими словами обычно начинается русская народная сказка? ( Давным -давно)

    - Какими словами обычно заканчивается русская народная сказка? (Тут и сказки конец).

    Народные сказки всегда волшебные и каждая сказка нас чему-нибудь учит.

    - эта сказка как называется? (показ иллюстрации к сказке  «Медведь и пчелы»)

    - Чему нас учит эта сказка? (надо слушаться старших).

    Но не только сказки слагали разные народы (и русские, и турецкие и чеченские, слагали они, чтобы посмешить и порадовать себя и других потешки.

    А еще придумывали пословицы и поговорки. Вот послушайте:

    "Хлеб ржаной- отец родной", "Щи да каша - пища наша", "Гречневая каша - матушка наша", " И обед не обед, коли хлеба нет", " Не красна изба углами, а красна пирогами", " Когда я ем, я глух и нем",

    Все вы отгадывали загадки. А что такое загадки? И кто их придумал? Загадки – это маленькие задачки, которые нужно разгадать, а придумал их тоже народ! Давайте поугадываем загадки.

    «Сидит дед во сто шуб одет, кто его раздевает, тот слезы проливает». (Лук)

    «Не лает, не кусает, а в дом не пускает», (замок)

    «Сидит девица в темнице, а коса на улице». (морковь).

    «Зимой и летом – одним цветом» (елка)

    «Ни окон, ни дверей – полна горница людей» (огурец).

    В праздники и на отдыхе люди водили хороводы играли в игры.

    -- Какие вы знаете хороводы? («Каравай», «Ходит Ваня…», «Зайка, зайка, что с то-бой…»).

    -- Какие игры вы знаете? («Гуси, гуси», «У медведя во бору», «Горелки»).

    Вот сколько всего интересного придумывал народ, когда люди научились писать, появились ученые и записали все на бумагу, а затем напечатали книги (показ сборников сказок, потешек, загадок, чтобы мы с вами могли узнать эти замечательные сказки, потешки, поговорки и загадки. Чтобы они не забылись и не потерялись. «Что написано пером, то не вырубишь и топором!».

    -- Свеча наша догорает, пора и нам уходить. Понравились вам посиделки? Вам было интересно? (ответы детей). Сейчас мы пойдем на прогулку и поиграем в народные игры.