Проект "Мой Ямал"
проект (старшая группа)

Осколкова Александра Евгеньевна

Данный проект был организован в рамках регионального компонента образования детей дошкольного возраста. Сотрудничество музыкальных руководителей и воспитателей дало положительные результаты:были созданы условия для ознакомления детей с бытом, фольклором народов Ямала, развития творческих способностей детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_moy_yamal_prav.docx43.12 КБ
Файл moy_yamal.pptx1.2 МБ

Предварительный просмотр:

 

Муниципальное бюджетное дошкольное                                                 образовательное учреждение «Детский сад № 14 «Улыбка»

Познавательно-творческий проект «Мой Ямал»

Подготовили:

Осколкова Александра Евгеньевна

Овсейчук Марина Владимировна

музыкальные руководители МБДОУ

Салехард, 2018

Пояснительная записка

Дошкольный возраст – важнейший период становления личности, в течение которого формируются предпосылки гражданских качеств, представление о человеке, обществе, культуре. Поэтому ФГОС рассматривает учет регионального компонента, как необходимое условие вариативности дошкольного образования. Основой в воспитании у дошкольников гражданских чувств являются накопление детьми социального опыта жизни в своем Отечестве. И, прежде всего, необходимо дать детям понимание, что великая страна начинается с малой Родины – с того места, где ты родился и живешь. 

Ямал – удивительный край с удивительными народами. В суровой борьбе за существование, продолжение своего рода и племени они выработали своеобразные законы жизни в гармонии с природой. Они имеют свои понятия и представления о тайнах мироздания, о жизни и смерти, о добре и зле, о сущности и предназначении человека, о растительном и животном мире, которые бережно хранят и передают из поколения в поколение через эпос, традиции, обычаи.

Задача педагога знакомить детей с традициями и обычаями коренных народов. Только понимая культуру Северных народов, дети будут уважать традиции живущих на этой земле народностей.

Театральная деятельность близка и понятна ребенку, глубоко лежит в его природе, потому что связана с игрой. Участвуя в инсценировке, сценке, ребенок непосредственно и естественно вживается в образ, передает действия и движения персонажа, как будто это происходит с ним самим.

Рассчитываем, что благодаря разработке и внедрению проекта «Мой Ямал» дети познакомятся с образом жизни, традициями коренных народов Ямала; проявят свои творческие способности через инсценировку сказок народов Севера.

Цель проекта:

Создать условия для ознакомления детей с бытом, фольклором народов Ямала, развития творческих способностей детей в процессе проекта.

Задачи:

Образовательные:

-  знакомить с детей природой Ямала, его обитателями, традициями коренных жителей.

-  способствовать накоплению эстетического опыта, читая и обсуждая сказки народов Севера, слушая народную музыку, разучивая песни и танцы;

- обогащать и расширять словарный запас детей;

- формировать умение выразительно инсценировать эпизоды сказок;

Развивающие:

- развивать артистические способности, навыки в области театрального искусства (использование мимики, жестов, голоса);

- развивать у детей образное мышление, фантазию, творческие способности;

- развивать коммуникабельность и умение общаться со взрослыми и сверстниками в разных ситуациях, навыки сотрудничества;

Воспитательные:

- воспитывать культуру речи, учить детей рассуждать, развивать умения применять свои знания в беседе, добиваться связных высказываний;

-  воспитывать чувства дружбы и коллективизма;

- побуждать детей обращаться к взрослым с вопросами, суждениями; к речевому общению между собой.

Вид проекта:

  • по доминирующей деятельности: познавательно-творческий,
  • По количеству участников: коллективный
  • По характеру контактов:  среди детей старшего дошкольного возраста
  • По продолжительности: среднесрочный (с 14.11.18 г. по 14.12.18 г.)

Ожидаемые результаты 

- в процессе подготовки к театральному фестивалю дети познакомятся с бытом народов Крайнего Севера (жилища, пища, одежда), животным миром Ямала, фольклором.

- педагогический коллектив создаст условия для проявления творческих способностей воспитанников.

План-график мероприятий 

I этап – предварительный:

Подбор сказок народов Севера для инсценировки, обработка их в пьесы для драматизации, написание сценария фестиваля, подбор музыкального сопровождения.

II этап – основной:

14.11.2018 На организационном совещании музыкальными руководителями предложены воспитателям пьесы сказок для инсценировки на выбор, определены сроки проведения фестиваля, репетиций постановок в музыкальном зале.

15.11.2018 – 13.12.2018 Работа воспитателей в группах: чтение с детьми сказок, обсуждение героев сказки, их поступков, определение характеров, выбор детей на исполнение той или иной роли, репетиции.

Работа воспитателей с родителями: подбор реквизита для инсценировки, костюмов.

14.12.2018 Проведение фестиваля театральных постановок «Мой Ямал».

III этап – заключительный: подведение итогов работы по проекту.

Приложение 1

Сказки народов крайнего Севера (в обработке)

Мансийская сказка «Гордый олень»

(у чума охотник Захар, его жена, сын. Сын играет деревянной игрушкой, жена шьет малицу, охотник точит оружие)

Рассказчик: Есть у манси на Северном Урале любимое озеро — Ватка-Тур. Недалеко от него жил охотник Захар со своей семьёй. Был он трудолюбив, целыми днями ходил по тайге, охотился. Знал повадки каждого зверя, умел выслеживать хитрую лису, находить зимой медвежьи берлоги. Только оленей никогда не ловил — жалел их Захар.

Захар: (рассказывает жене и сыну историю) Пошёл я на озеро Ватка – Тур, проверить сети. А на озере тишина. Только и слышно, как рыба плеснёт или как утка вспорхнёт… Вдруг вижу: стоит недалеко красавец олень. Сам темненький, а на лбу пятнышко серое. Засмотрелся я на него — весло-то из рук и выпало, а олень встрепенулся, замер на миг, потом гордо поднял голову и убежал прочь.

Жена: Хватит, сказки слушать, пойдемте в чум, я приготовила на ужин вкусную уху.

(Все заходят в чум)
       Рассказчик: Прошло лето. Пришла и ушла осень. Наступила зима. А зима на Урале суровая да снежная. Трудно Захару с семьёй жить стало. Все запасы, что летом Захар припас закончились. Пришлось Захару в лес идти.

(Охотник Захар идет как на лыжах)

День идёт, другой, из сил выбивается, а на след зверя набрести не может. Вышел к болоту и видит: на краю болота стадо оленей пасётся и среди них тот, с сереньким пятнышком на лбу.

(три ребенка переодеты в оленей без рогов)
Стал Захар потихоньку подползать к оленям.

(Охотник крадется)

Вот уже совсем близко подполз. Быть бы ему с добычей, да дрогнуло сердце у охотника, жалко стало оленя убивать. Олени почуяли, что человек близко, и умчались. Расстроился Захар, хотел уж было обратно повернуть, вдруг видит: прямо к нему, опустив голову, идет олень с серым пятнышком на голове. Испугался Захар, а олень остановился около него и сказал человечьим голосом:

Олень: Здравствуй, Захар! Давно я тебя знаю. Вижу, как ты трудишься, бродишь по тайге, а удачи тебе нет.

Захар: Спасибо, гордый олень, что добрым словом меня согрел.

Олень: Хочешь, буду я твоим другом и помощником. Садись на меня!

(Захар «набрасывает» на оленя «сбрую» и они едут)
Рассказчик: Быстро мчался олень по тайге. Возил охотника далеко, туда, где дичи много водится. Вернулся Захар домой с добычей!

         (у чума встречают Захара жена и сын)

Захар: Вот жена куропатки, зайчатина, готовь ужин!

(семья заходит в чум. Олень пасется возле чума)

Рассказчик: Легче стало жить Захару: освободил его олень от самых трудных работ. Решил охотник отблагодарить его за доброту. Вечерами сидели они всей семьёй и вытачивали оленю такие рога, каких ни у кого нет… И вот весной были рога готовы — крепкие, ветвистые, красивые!

(Все выходят из чума в руках Захара рога)

Захар: Это тебе, дорогой олень! Спасибо тебе за помощь от меня и всего моего народа. Иди, гордый олень, на свободу.

Олень: И тебе спасибо, человек! С такими рогами мне и волк не страшен!

Рассказчик: Сказал олень и, встряхнув на прощанье красивыми рогами, скрылся в лесу. С той давней поры все олени носят рога и дружат с человеком.

 Мансийская народная сказка. «Почему у зайца уши длинные» 

(Поляна, дерево, на поляне два лося)

Рассказчик: Когда появились в лесу звери, самым главным у них лось был. Однажды на лесной полянке разговаривал лось с женой, мимо заяц бежал.

(скачет зайчик без ушей. На ушки сверху одета шапочка)

Услышал он, что лось с лосихой разговаривает, подкрался поближе,  спрятался за пенёк, слушает.

Лось: Есть у меня рога, которые я должен раздать зверям. Но зверей много, а рогов мало. Кому же дать?
Рассказчик: Слушает заяц, думает: «Хорошо бы и мне рога получить. Чем я хуже других?»

Лось: (спрашивает Лосиху) Кому вот эти рога дать?

(заяц выглядывает из-за пня)

Лосиха: Эти оленю дай. Будет защищаться ими от врагов.
Лось: Хорошо. А вот эти, кому? (рога козы)
Рассказчик: Тут уж заяц не вытерпел.
Заяц: Эти мне дай, мне, зайцу!
Лось: Что ты, братец? (удивился) Куда тебе такие рога?

Заяц: Как — куда? Мне рога очень нужны. Я всех врагов буду в страхе держать. Все меня бояться будут!
Лось: Ну что ж, бери!  (Одевает зайцу рога на ободке)
Рассказчик: Обрадовался заяц, запрыгал, заплясал. Вдруг с кедра большая шишка свалилась ему на голову. Подскочил заяц  и в сугроб  головой! Рога в сугробе застряли, он выбраться не может, визжит со страху.
А лось с женой хохочут.

Лось: Нет, брат, трусливое у тебя сердце, а трусу и самые большие рога не помогут. Получай-ка ты длинные уши. Пускай все знают, что ты подслушивать любишь.

(Заяц снимает шапочку, показывает длинные ушки)
Рассказчик: Так и остался заяц без рогов, а уши у него выросли длинные-предлинные.

Хантыйская сказка. «Запрет».
(Лето, чум. У чума костер возле него греются дети (мальчик и девочка)

Рассказчик: Оставили как-то родители детей своих домовничать, а сами по делам отправились: мама на обласке в русскую деревню за покупками уплыла, а отец поехал траву глядеть – не пора ли покосничать… Брат с сестрой целый день в Оби купались. К вечеру посинели от купанья, зуб на зуб не попадает. Сидят возле костра греются.

Мальчик:  Пойдём, проневодим напротив избы, свежей рыбы на ужин добудем. А то чем родителей встретим?

Рассказчик: Девочке неохота от костра уходить. Она вспомнила старую сказку и выдумала отговорку.

Девочка: В нашем роду женщинам не позволяется у домашнего берега рыбачить!
Рассказчик: Позвал мальчик соседских детей. Совсем немного протащили невод-бредень и добыли щук.
Разделил маленький рыбак улов поровну всем. Свою долю домой понес.

Мальчик: Сестрица, выпотроши рыбу. Я по воду сбегаю.

Рассказчик: У ленивой девочки уже ответ готов:
Девочка: Родовой запрет, братец! Наша мать говорила, а ей дома  сказывали: в её роду женщины к щуке не касаются.
Рассказчик: Принялся мальчик сам ужин готовить. Крупную щуку на печурку котёл с водой. Сам рыбу принялся чистить и на куски резать.
Мелких щучек – щуругай, собакам отложил. Чтобы лайкам еда готова была не позже, чем людям. Такой у северян обычай! Наварил мальчик щучьей ухи, полон котёл!

Тут и отец с матерью вернулись. Увидали они – собаки сыты, похвалили детей:
Отец: Хорошие хозяева – мои сын и дочь!

Рассказчик: Мальчик помалкивает, ужин готовит. Налил уху в две кружки, отцу и матери подал. А сестрица губы надула, ворошит в дымокуре прутом и не встает.
Отец: (посмотрел на дочь, посмотрел на сына) Что же ты про сестру забыл? мальчик:
Мальчик: (Засмеялся) Сестрица сказала, ей нельзя щуку ловить и чистить. А уж кушать щуку, пожалуй, вовсе грех?

Рассказчик: Так проучил брат ленивую сестру. С тех пор сестрица больше не ленилась и выросла  из неё хорошая хозяйка.

Хантыйская сказка «Мышка»

(Речка, лодочка (тазик как скорлупка). Чум)
Рассказчик: Жила была мышка. Настала весна, задумала мышка поехать осетров и нельм ловить. Вместо лодки ореховую скорлупку взяла, вместо весла-лопаточку для шпаклевки лодки серой. Едет и напевает:
Мышка: Ореховая скорлупка-лодка моя: тел, тел, тел, лопаточка-весёлко мое: пол, пол, пол.

Рассказчик: У одной деревни ребята кричат с берега

Ребенок: Эй, мышка-норушка, подъезжай сладости поесть!
Мышка: Какие сладости?
Ребенок: Со щукой.
Мышка: Нет, со щукой не ем.
Рассказчик: И опять едет дальше, напевает

Мышка: Ореховая скорлупка-лодка моя: тел, тел, тел, лопаточка-весёлко мое: пол, пол, пол.

Рассказчик: У другой деревни ребята с берега кричат:
Ребенок: Эй, мышка-норушка, приставай сладости поесть!
Мышка: Какие сладости?

Ребенок: С утиным мясом!
Мышка: Нет, с утиным мясом не стану есть.
Рассказчик: Поплыла мышка дальше.

Мышка: Ореховая скорлупка-лодка моя: тел, тел, тел, лопаточка - весёлко мое: пол, пол, пол.

Рассказчик: Долго или коротко ехала, снова в одной деревне ребята кричат
Ребенок: Эй, мышка-норушка, приставай сладости с икрой поесть.
Мышка: С какой икрой?
Ребенок: С осетровой икрой.
Мышка:  Ням, ням, ням, ням! Еду отцов моих - с осетровой икрой, буду, буду есть.
Рассказчик: К берегу пристала, наставили ей еды с осетровой икрой.
И принялась мышка есть. Ела, ела, ела, ела, даже живот круглым стал.
Тут закричали дети с улицы.

Ребенок: Мышка, мышка-норушка, весло твое и лодку твою водой смыло.
Мышка хотела вскочить, побежать на берег, да сил нет подняться… Так объелась. Так и уплыла скорлупка-лодочка с лопаточкой-веслом. С тех пор мышки в тундре еду себе добывают. А если посчастливится, то возле человечьего жилья полакомиться могут.

Ненецкая народная сказка «Черный и Белый»

(Поляна. Сугроб. Под сугробом медведь.)

Рассказчик: Жил был в тайге Черный медведь. Всю зиму лапу сосал, спал, пришла весна, растаяла берлога (медведь выбирается из сугроба). Пошёл он бродить по лесу. Ходил, ходил и вышел на берег Ледовитого моря. А  из воды как раз Белый медведь выходит. Увидел он Черного и рассердился:

Белый медведь: Ты что это, Черный, по моей земле ходишь?

Черный медведь: Разве это твоя земля? (удивился) Ты же на льдине плаваешь, вот и плавай. А земля моя!

Рассказчик: Белый медведь встал на дыбы. Черный медведь встал на дыбы. Они схватились,  и стали бороться. Долго боролись, даже вспотели. Рычат, покряхтывают. Наконец, совсем устали и сели  на прибрежные камни.

Черный медведь: УФФ!

Белый медведь: Офф!

Рассказчик: Отдышаться не могут, так устали! Тут Черный медведь и говорит:
Черный медведь: Ты, белый, сильнее меня, да я проворнее. Никогда нам не победить друг друга. Видать, мы с тобой братья.

Белый медведь: Верно, говоришь.

Рассказчик: Тут подлетела Серая Весенняя куропатка, села поближе и говорит:

Куропатка: Ай-ай-ай! Это братья называется! Видела я, как вы лупили друг дружку! А зря дрались – вон сколько места кругом! (улетела)

Черный: Да, мои леса огромны. Мне нечего делать в твоих льдах.
Белый медведь: А мне нечего делать в твоих лесах. Да я туда никогда и не заходил! Давай жить каждый на своём месте и не мешать друг другу.
Рассказчик: И разошлись они по-хорошему. Так и живут, кому где лучше. Белый – на льдине, Черный – в лесу.

Приложение 2

Сценарий фестиваля театральных постановок «Мой Ямал»

(Зал оформлен в виде уголка тундры. Чум, сугробы, очаг, нарты. Дети проходят в зал, рассаживаются на места зрителей)

  1. Танец «Хайроко» (исполняют дети подготовительной группы)

(Гаснет свет, светомузыка, звучит звук ветра, из чума выходит хозяйка)

Хозяйка: (напевает ненскую песню, греет руки у очага) 

                

Торова,  гости дорогие! Торова в переводе с ненецкого значит  здравствуйте! Меня зовут Некоча – девушка. Я расскажу Вам о нашем Северном крае – Ямале.

     

    Ты ещё не видел чуда?

В нашей тундре не был!

Видишь, сопки, словно чумы,

Подпирают небо.

Тундра спит…на сопках дальних

Совы-сторожа

В их глазах больших, овальных

Огоньки дрожат.

Тьма смягчает лай собачий

И песцовый крик.

Долго на земле озябшей

Ждать ещё зари.

Зима. На Ямале полярная ночь. Не каждый человек сможет выжить в таких суровых условиях. И все же, с давних пор, живут в тундре коренные жители: ненцы, ханты, манси.

Домом нам служит Чум, сшитый из теплых оленьих шкур. Еда наша – рыба, которой много в сибирских реках, оленина, грибы да ягоды.

В длинные зимние вечера,  когда в тундре пурга и стужа, садилась хозяйка у очага, шила малицу, и рассказывала детям сказки.

А вы хотите послушать, и увидеть сказки Северных народов?

        Тогда смотрите внимательно, сказка начинается.

  1. Сказка «Почему у Зайца уши длинные» (группа № 10)

Хозяйка: Даже животным зимой в тундре тяжело приходится. Каждый зверь сам приспосабливается к жизни в суровых условиях. А вы знаете, как готовится к зиме заяц? Лиса? песец? А как зимует бурый медведь? Чем питается зимой олень?

А хотите узнать, как подружились Олень и человек? Давайте посмотрим новую сказку.

  1.  Сказка «Гордый олень»  (группа № 11)

Хозяйка: Очень уважают ненцы своих друзей – оленей, и даже в танцах славят их. Руки поднимают над головой и скрещивают их – это рога оленя. Ногу ставят на носок и грациозно стучат о землю.

Ребята, а давайте и вы превратитесь в оленей.

Как ночные тени,

Скачут по тундре олени.

Ягель для оленей –

Просто объеденье.

(дети изображают)

Хозяйка: Прихода весны ждут северные народы с особой радостью. Устраивают праздники, с танцами, песнями.

  1. Песня «Тетель-ветель» (исполняют дети подготовительной группы)

 (в это время меняются декорации: убирается снег, ставится береза)

Хозяйка: Весной, когда растает снег, уйдет и лед с северных рек. В это время вся тундра как будто оживает. Давайте посмотрим сказку, которая называется «Мышка».

  1. Сказка «Мышка» (группа № 8)

Хозяйка: Учат сказки Северных народов, как жить в гармонии с природой, с обитателями тундры, и, конечно, учат сказки, как быть смелым, добрым,  трудолюбивым.

Давайте посмотрим еще одну сказку, которая называется «Запрет»

  1. Сказка «Запрет» (группа № 9)

Хозяйка: Вот такой наш край – Ямал.

Невозможно перечесть

Всё что в нашей тундре есть.

Рыб в любую пору

Ловим мы в озерах.

И сиги, и щуки

Сами скачут в руки.

Грибов и ягод кладовая

Тундра наша родная.

Берегите свою Родину, любите своих близких, уважайте тех, кто живет рядом, гордитесь своей национальностью!

Ведь  все люди нашей планеты, одна большая, дружная, крепкая  СЕМЬЯ! 

Мира Вам! И добра!


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Творческий проект «Мой Ямал»

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Мой край родной - Ямал"

Интегрированное занятие для детей 6-7 лет с учетом регионального компонента.Проводится в I полугодии учебного года....

зимний спортивный праздник "Мы дети ЯМАЛА"

формирование навыков игры на улице в зиний период времени года...

Игра- путешествие для старшего дошкольного возраста посвященное Дню рождения Ямала: "Ямал... Мой край родной"

Развлечение в форме игры для детей старшего дошкольного возраста, приуроченное к Дню рождения Ямала. В мероприятии принимают участия несколько групп детского сада...

Педагогический проект «На карте Ямала не точка малая…» образование ямала электронный журнал №5 2014 год http://yamal-obr.ru/articles/na-karte-yamala/

Цель: Воспитание у детей любви к родному краю.        Задачи развития:Формирование познавательного интереса к окружающей среде, воспитание эмоционального Долгос...

развлечение ко дню Ямала "Наш Ямал!" на примере игры "Счастливый случай"

воспитание у детей чувства патриотизма, развитие знаний о своём крае...

Проект «Мой край родной Ямал» ( Профессии Ямала)

Тип проекта: Познавательно -творческийдолгосрочныйУчастники проекта: дети, родители воспитанников, педагоги.Продолжительность проекта: долгосрочный (сентябрь-май)Интеграция образовательных област...

Конкурсно-интелектуально мероприятие "Тайны Ямала " Посвящено 90-летию Ямала.

Данное мероприятие направлено на празднование посвященное 90-летию ЯМАЛА,формирование представления у учащихся о жизни коренных малочисленных народов Севера, населяющих ЯНАО, развитие познавательного ...