ГОЛОС ОРНАМЕНТА КАК СПОСОБ СОХРАНЕНИЯ СВЯЗИ ЧЕЛОВЕКА С ПРИРОДОЙ
статья

Щелканова Людмила Константиновна

Описание основных характеристик орнамента коренных народов Севера

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kopiya_dpi_hmao.doc693 КБ

Предварительный просмотр:

ГОЛОС ОРНАМЕНТА КАК СПОСОБ СОХРАНЕНИЯ СВЯЗИ ЧЕЛОВЕКА С ПРИРОДОЙ

Щелканова Л.К.

15:50

Сказочная птица, горделивый конек, женская фигурка, диковинное дерево, лучистые круги... Кто и когда придумал эти образы, передаваемые из века в век? Что они значили?
Еще наши далекие предки украшали свои изделия простейшими орнаментами.

“Орнамент” - украшение, построенное на ритмическом чередовании и сочетании геометрических или изобразительных элементов.
Орнамент появился еще в глубокой древности – несколько тысячелетий назад. Люди заметили, что при повторных и последовательных движениях в трудовой деятельности сил и энергии затрачивается меньше, чем при беспорядочных. Ряд элементов орнамента имеет символическое значение. В музеях и в наших квартирах встречаются вещи, украшенные орнаментальными мотивами, смысл которых нам непонятен. Это язык символов наших далеких предков, для которых каждая линия, каждая геометрическая фигура что-то означала: прямая горизонтальная линия обозначала землю, волнистая горизонтальная — воду, вертикальная линия превращалась в дождь; огонь, солнце изображались крестом или кругом с крестом. Из этих элементов и их сочетаний и выстраивался узор.

В древние времена в России орнамент служил не только украшением, но и защитой от недобрых, злых духов. На рукавах и вороте рубашек делались вышивки, которые служили человеку “охраной” от всякой нечисти. Тематика вышивок отражала языческие верования и обряды, птица, например, означала тепло и сулила богатый урожай.

Гамму колористических сочетаний составляют основные цвета: белый, желтый, красный, зеленый, синий, черный.
 Только три цвета имели собственные названия у хантов: белый, красный, черный. Остальные цвета имели названия описательного характера: «похожи на осенний лист» - желтый цвет, синий, зеленый обозначает название двух цветов – «похожие на свежую весеннюю траву».

Народные мастера хорошо понимали воздействие цвета на человеческую психику, на настроение и самочувствие человека. “Сочные и живые” краски значительно улучшают настроение, вызывают чувство радости, и наоборот, “мрачные” - угнетают человека. Красный цвет выражал восторг, радость, поэтому он присутствовал в наряде невесты, праздничном наряде юношей.

Белый – цвет божественный, обращенный к силам верхнего мира.

Черный цвет символизирует подземный мир, где скрывался мир предков с его символикой.

 Синий, желтый и зеленый цвета отражают основную цветовую гамму наземного живого мира.
Орнамент и цвет предмета декоративной пластики во многом зависит от места его применения в костюме: область головы, нагрудная часть, пояс, рукава, подол платья или сака, обувь. В верхней части костюма преобладают светлые тона, в нижней – темные.
Каждая вещь в местной традиционной культуре имеет смысловую нагрузку и жесткое предназначение. Праздничные, а значит, наиболее богатые предметы из бисера несут в себе посвящение богам и духам общехантыйской групповой культуры. Они сложнее по технике исполнения, орнаментальному декору.

Повседневные же предметы из бисера обращены к локальным традициям и определяются более узким пантеоном божеств. Так, в повседневных бисерных пронизках часто встречаются орнаменты «лягушка» и «крест» - элементы женского предметного мира. И их изображения служат оберегами для домашнего очага и непосредственно для самой женщины.

                   

Очень широко распространена в хантыйской и мансийской вышивке композиция из двух птиц и дерева она встречается также в вышивке русских. Эта близость не может рассматриваться как случайное совпадение, т. к. находит свое выражение в целом ряде деталей декоративно-прикладного искусства.

Орнаментальное искусство составляет важную часть современной культуры манси. Орнамент можно встретить в изделиях из меха, кожи, бересты, бисера, ткани, дерева, кости и металла. Орнаментом и сегодня украшают манси свою одежду, обувь, платки, пояса, сумки и другие предметы быта.

Основные орнаментальные символы:
         
Звери: лапа лисы, след медведя, заячьи уши, соболь, рога оленя, змея, змея ползет.

  • Птицы: выводок утят, хвост тетерева, крылья взрослой чайки, глухарь, утиные крылья, шейка утки. 
  •  Растения: березовая ветка, березовая обломанная ветка, ветвистая береза, шишка, половина шишки, вершина еловой ветки и др. 
  •  Явления природы: накаты волн, рябь воды, солнце. Человек: туловище человека, усложненный бюст мужчина, голова человека. Рыбы: челюсть щуки, пасть щуки, язык карася. 

В основном орнаменты возникали в результате долгих наблюдений за окружающим миром. Названия узорам давали по сходству и подобию предмета.

Орнамент «заячьи ушки» применяется в  основном при украшении детских вещей: по мифологическим преданиям, зайчиха относится к лесным женским духам. «Заячьи ушки» связаны с плодородием.  

         

Изображение птицы глухаря,  исследователи указывали на магическое значение «Птицы сна».


Одежду обских угров условно можно разделить на одежду охотников-рыболовов, сшитую из шкурок птиц и животных, кожи рыб и ровдуги; одежду земледельцев и животноводов — из ткани, шерсти и шкур; одежду оленеводов — из шкур животных и ровдуги. Условность этого деления определяется возможностью использования перечисленных материалов для изготовления костюма в различных производственных группах. Одежда из разных видов материала соответственно украшалась: сшитая из шкурок птиц и животных — мозаикой и окрашиванием, из кожи — краской, вышивкой, бисером, металлическими подвесками, из ткани — вышивкой, аппликацией, бисером, металлическими подвесками. В целом весь комплекс традиционной одежды обских угров был выдержан в едином цветовом стиле.

Орнаментом с вышитыми контурами, нанесенным краской, украшалась одежда из кожи, ровдуги, обувь, халаты. В качестве краски использовали охру, предварительно смешанную с растительным маслом; сок красных ягод, травы — плаун и подмаренник; березовый гриб, кору ольхи, дуба, лиственницы, березы. Изготовление краски из коры дерева распространено на всей территории проживания обских угров. Этот способ известен и в настоящее время. Березовские манси изготавливают краску следующим образом: кору, залитую водой, варят на медленном огне около 2–3 ч, после чего такое же время отстаивают, а затем в течение нескольких дней выпаривают воду до получения массы густой консистенции. Синюю, фиолетовую краску получали из сока ягод. Известно, что в середине XX в. кондинские манси окрашивали одежду в синий цвет, вытаптывая ее в глине на берегу реки. Иртышские ханты получали краску желтого и желто-зеленого цветов из плауна. Специальных черных и белых красителей для одежды у обских угров не зафиксировано

В недавнем прошлом хозяйство манси было натуральным. Все необходимое для быта и промыслов они изготавливали сами. Издавна существовало разделение труда по производству и отделке одежды, обуви, утвари и других бытовых предметов. Мужчины обычно занимались изготовлением и отделкой изделий из кости, дерева и металла, женщины обрабатывали шкуры и бересту, выделывали ровдугу, шили вещи из этих материалов, красиво орнаментировали их.
Мастерицы очень гордятся своим умением изготавливать красивые вещи, ведь не каждая мансийская женщина может вырезать орнамент, красиво и аккуратно сшить узкие полоски меха или кожи.

На изготовление вещи мастерица затрачивали много времени. Например, для того чтобы вышить рубаху или платье, требовался один или два года. На сахи мастерица выполняла орнамент в течение 5-6 и более лет. Работа обычно велась в зимнее время, при скудном освещении.

ВЫВОДЫ
Орнамент - это условные знаки, символы, с помощью которых человек выражает своё отношение к явлениям природы. Орнамент и цвет предмета декоративной пластики во многом зависит от места его применения: в костюме, обуви или предмете домашнего обихода.
Орнамент является не только украшением изделия, но и несет в себе какой-либо смысл. Например, в русском полотенце сидящие друг против друга птицы-павы означают - мир и согласие в доме, семье. У народов ханты использование в орнаменте изображение птицы, несёт в себе силу оберега сна и здоровья ребёнка, вышивают мастерицы такой орнамент на детской одежде, подушке или украшают детскую люльку.

Для сохранения мира на земле мы все должны чтить помнить и сохранять, передавая из поколения в поколение традиции своего народа, уважать традиции тех народов, которые проживают с нами рядом, тесно ведут хозяйство, живут на одной территории, желающих друг другу тепла и доброты. Оформленное созданным нами орнаментом изделие соединит, хоть и тонкой нитью, традиции двух народов беречь и сохранять природные богатства

Н ародные художественные промыслы и ремесла Ханты-Мансийского автономного округа - Югры тесно связаны с культурой народов, проживающих на территории округа - хантов и манси, коми, русских, ненцев.

У каждого народа сложились свои художественные традиции, Эти традиции проявляются в предметах материальной культуры - одежде, утвари, жилище и т.п., а также в ритуальных предметах. Характерной особенностью является то, что украшению многих вещей уделяется не меньше внимания и времени, чем их изготовлению.

Как правило, ремесла у многих народов до сих пор существуют в форме домашних и представлены следующими основными направлениями:

• работа с мехом;                      • работа с ровдугой (замшей), рыбьей кожей;

• резьба по кости;                      • резьба по дереву;

• работа с берестой;                 • плетение из корней кедра;

• плетение из травы;                 • ткачество;

• работа с тканью;                     • вязание, вышивка нитками;

• работа с бисером;                  • работа с глиной.

НАРОДНЫЕ ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ПРОМЫСЛЫ ЮГРЫ

РАБОТА С МЕХОМ

Работа с мехом, начиная с выделки шкур, всецело является женским занятием. К изделиям народных промыслов из меха у хантов, манси и коми относятся одежда и обувь, мешки и сумки. В числе особенностей меховых изделий можно назвать ручную выделку шкур, дубление органическими составами, раскрой без лекал, ручное сшивание сухожильными нитками, приемы украшения. Основные декоративные отделки: контрастные полоски, орнаментальные вставки, выполненные в технике меховой мозаики с использованием орнамента ленточного типа с синонимией фона и узора.

В настоящее время наиболее распространенной является традиционная одежда из оленьего меха, из которого шьют шубы, малицы, парки, гуси, обувь, капоры. Женские шубы и мужские парки украшаются полосами меховой мозаики, вставками в швы суконного канта. Для малиц характерна декоративная отделка суконным кантом, а для меховых гусей -суконными кисточками. Меховую обувь (кисы) изготавливают из оленьих лап - камуса. Украшают орнаментальными полосками и чередованием светлых и темных полос. В большинстве случаев для конструктивных швов применяется разноцветное сукно. Внешне женская обувь отличается от мужской наличием украшений из цветных полосок на подъеме. Встречается обувь, украшенная мозаикой из меха.

Широко распространены меховые мешки и сумки, традиционно используемые для хранения рукоделия и одежды. Основная форма сумок и мешков полуовальная, вертикально или горизонтально вытянутая. Применяются различные способы декорирования: орнаментация, чередование темно-белых полос, бахрома, пучки бечевок, низки бус, металлические подвески и нашивки. В технике меховой мозаики на мешках и сумках выполняется как орнамент ленточного типа с синонимией фона и узора, так и центральная розетка. В большинстве случаев украшается вся поверхность изделия. В случае изготовления сумочки из лобной части оленьей шкуры декорируются только естественные отверстия шкуры, в частности, глазницы.

РАБОТА С РОВДУГОЙ И РЫБЬЕЙ КОЖЕЙ

Ровдуга (замша из оленьей шкуры) используется главным образом для шитья летней обуви. В XVIII-XIX вв. из ровдуги шили верхнюю плечевую одежду, штаны.

В настоящее время обработка ровдуги практикуется у хантов и манси Березовского района и хантов Белоярско-го района. Ханты р. Казым (Белоярский район) из ровдуги, выделанной из летнего камуса, изготавливают игольницы, пришиваемые к сумочкам для рукоделия, и летнюю обувь.

Узор на ровдугу наносится растительной краской, получаемой из отвара березовой коры. Орнамент на все изделия из ровдуги первоначально наносят специальной заостренной палочкой, которая создает контур узора. Затем орнамент закрашивают с помощью палочки, имеющей форму лопатки.

Выделанная кожа рыб (налима) раньше широко использовалась для изготовления традиционной утвари у некоторых групп хантов и манси. Из рыбьей кожи шили одежду - рубахи, халаты, штаны, а также хозяйственные мешки.

В настоящее время встречаются хозяйственные мешки для хранения муки, сушеной рыбы. Сумочки из кожи налима изготавливаются из полос налимьей кожи, а затем окрашиваются натуральным красителем.

С 2001 г. Учреждение Ханты-Мансийского автономного округа - Югры «Центр народных художественных промыслов и ремесел» проводит научно-исследовательские и прикладные работы по изучению и восстановлению технологии обработки рыбьей кожи.

В Центре ремесел были проведены научно-практические семинары по обработке рыбьей кожи и мастер-классы с участием народных мастеров, владеющих этой технологией. В 2004 году по итогам этих мероприятий было издано методическое пособие «Обработка рыбьей кожи».

РЕЗЬБА ПО КОСТИ

Обработка кости является традиционным занятием коренного населения Югры. В XIX - XX вв. из кости изготавливали в основном предметы, имеющие бытовой характер: наконечники стрел, щитки лучника, мерки для пороха, пряслица, крепилки для ниток, иглы и проколки, детали оленьей упряжи, курительные трубки, рукоятки ножей, ручки для берестяных сосудов, штампики, а также накладки и пряжки для мужских поясов. Для обработки, как правило, использовали оленью кость, рог. Кость предварительно вываривали, а затем резали ножом. Использовали такие приемы, как трехгранно-выемчатая, циркульная, контурная и точечная резьба, профилировка краев.

К числу наиболее архаичных изделий из кости относятся щитки лучника - защитные пластинки, накладывавшиеся на большой палец руки при стрельбе из лука. Щитки имеют выгнутую форму и отверстия для ремешков по бокам. Внешняя поверхность щитка орнаментирована. У восточных хантов преобладают узоры, созданные точечной, циркульной и контурной резьбой. У северных хантов приемом контурной резьбы выполнены изображения «медведя», «выдры», «бобра».

Резные крепилки из кости были распространены у восточных хантов. Они представляют собой костяные пластинки овальной или четырехугольной формы с прорезями по всему периметру. Сквозную резьбу дополняют трехгранно-выемчатая и точечная техники.

В настоящее время сохраняется традиция изготовления из кости резных накладок и пряжек для мужских поясов и деталей оленьей упряжи. Накладные пластинки мужских поясов имеют самую разнообразную форму, прорабатываются в технике сквозной резьбы и иногда имеют подкладной фон.

Обработка кости в настоящее время сохраняется на территории проживания восточных и северных хантов, северных манси.

ПЛЕТЕНИЕ ИЗ КОРНЕЙ КЕДРА И ТРАВЫ

Вымоченный корень кедра, характеризующийся высокой пластичностью и прочностью, раньше являлся одним из наиболее востребованных в быту материалом у хантов и манси. В настоящее время сохраняется традиция изготовления плетеных из корня коробок, так называемых корневатиков.

По форме плетеные коробки бывают круглые, овальные и подпрямоугольные в плане. Стенки круглых коробочек расширяются, начиная от дна, а к крышке снова сужаются; у под-прямоугольных стенки вертикальные и лишь в верхней части резко сужаются. Крышки накладные, плоские, конусовидные, четырехскатные или с уступами. Размеры плетеных коробок по районам варьируются. Стенки и крышка украшаются геометрическим узором, который получается при вплетении полосок, окрашенных естественным красителем, чаще всего из отвара коры лиственницы. Такие коробки применяют для хранения швейных принадлежностей.

Для изготовления циновок, которые широко применялись для покрытия пола, стен, ханты и манси использовали высушенную траву (осоку). Известны циновки прямоугольные и круглые, с орнаментом и без. В настоящее время одной из наиболее простейших технологий их изготовления является сшивание сплетенных из травы полос в большое полотнище. Так, восточные ханты первоначально изготавливают узкие полоски длиной до 30 см, затем от них отрезают куски нужной длины, которые соединяют сухожильными нитями. Края циновок обшивают налимьей кожей, выкрашенной красной краской, или ровдугой. Узор получают путем вплетения лыка ивы. Лыко снимают из-под слоя коры, а затем выдерживают в земле, пока оно не почернеет и не станет мягким. В некоторых местах лыко предварительно вымачивали дочерна в болотной жиже. Декор представляет собой сетку из простых геометрических фигур: квадраты, ромбы. Орнаментированные экземпляры циновок в настоящее время представляют исключительную редкость.

Плетение из корней кедра и травы в настоящее время практикуется у северных и восточных хантов.

РЕЗЬБА ПО ДЕРЕВУ

Художественная обработка дерева является одним из наиболее распространенных народных промыслов. И в настоящее время ханты, манси, коми из дерева делают некоторые виды домашней посуды, утвари, модели

традиционных транспортных средств, жилища и хозяйст-

w венные постройки, игрушки, музыкальные инструменты.

Используют при этом древесину березы, кедра, лиственницы, осины.

У русских и коми распространены трехгранно-выемчатая, пропильная и скульптурная резьба, долбление. Ярким образцом этого ремесла является домовая резьба -наличники, подзоры, причелины, прялки и т.д. В русских деревнях практиковалось и бондарное ремесло.

Среди деревянных изделий хантыйских, мансийских и коми мастеров большой популярностью пользуются различные виды домашней утвари: блюда, черпаки, чашки и т.п.

Основная форма хантыйских и мансийских блюд -прямоугольная с закругленными углами. Внутренняя поверхность блюд тщательно обрабатывается, стенки плавно переходят в дно. Форма и размер черпаков варьируются. Как правило, все они имеют неглубокую черпальную часть круглую, четырехугольную или многоугольную в плане, иногда вытянутую вдоль или поперек. Черпаки имеют длинную ручку, которая в нижней части бывает трехгранной, а в верхней - четырехгранной. К настоящему времени оказалась утраченной традиция украшения ручек черпаков трехгранно-выемчатой резьбой. Раньше конец черпака декорировался резными зооморфными фигурками, деревянными кольцами, цепями, вырезанными из цельного куска дерева.

Многочисленны и разнообразны традиционные детские игрушки из дерева. Однако к настоящему времени многие из них утрачены. Так, в начале XX в. у васюганс-ких хантов была игра «топись», напоминавшая шахматы. Казымские ханты вырезали из дерева фигуры для игры в «Тось-чер-вой». Среди современных традиционных игрушек из дерева наиболее популярен олень из щепы. Таких оленей могут вырезать как взрослые, так и дети. Игрушками служат также модели лука и стрел, лодок с веслами, нарт, сверл, берестяного чума и т.п.

Особую категорию традиционных для хантов и манси изделий из дерева представляют разнообразные транспортные средства: лодки-долбленки, нарты, лыжи. Они и в настоящее время сохраняют свою производственную актуальность и являются востребованными как в среде коренного населения, так и пришлого. Еще в середине XX в. изготовление этих предметов входило в число обязательных для каждого мужчины занятий

К числу редких изделий этого круга предметов относятся художественно выполненные весла с элементами скульптурной и трехгранно-выемчатой резьбы, которые фиксировались в конце XIX - начале XX в. у северных хантов и манси. Отличительной чертой таких весел являлась ручка, конец которой часто имел форму птичьей головы, а черенок- прорези с вырезанными в них колышками.

Традиционные приемы художественной обработки дерева относятся к числу исчезающих на территории Югры. И если хантыйские и мансийские технологии имеют потенциал к возрождению на базе национальных школ искусств, то русские и коми традиции зачастую придаются забвению.

РАБОТА С БЕРЕСТОЙ

Без предметов, выполняющих функцию хранения и вместилищ, невозможно ведение домашнего хозяйства -исконно женской сферы деятельности. У каждого народа образуется свой набор таких предметов. У хантов и манси он включает в себя большое количество берестяной утвари различной формы, размеров и назначения: от миниатюрных солонок до крупногабаритных заплечных кузовов. Чаши для хранения продуктов питания или мелких предметов по настоящее время изготавливают как из весенне-осенней, так и летней бересты. В первом случае орнамент наносится техникой процарапывания или выскабливания на боковые поверхности чаши, иногда, в случае изготовления из двойного слоя бересты, и на внутреннюю.

Аганские ханты применяют технику накладной бересты по зачерненному фону. На сосудах аппликация по зачерненной бересте идет во всю ширину стенок и состоит из двух горизонтальных бордюров основного и окаймляющего его снизу. Оригинальностью по сравнению с выскобленными узорами характеризовалась и конфигурация аппликативных бордюров - сложные широкоплоскостные непрерывные бордюры выполняют роль основного узора.

Сургутские ханты берестяные коробки декорируют в технике раскраски. Для этого применяется растительный краситель, дающий красно-коричневый цвет и акварельные краски. Орнаментальная линия имеет прямолинейные очертания

Во-первых, подавляющее большинство узоров имеет криволинейные очертания. Это обусловлено нарастанием криволинейности в васюганско-ваховских орнаментах и практически исчезновением здесь прямолинейности. А расцвет берестяной орнаментики именно у этой группы хантов привел к тому, что она в подавляющей степени определяет общую восточнохантыйскую картину.

Для хранения вещей восточные ханты используют коробки из пихтовой коры круглые или овальные. Чаще всего они комбинированные: из коры изготавливается наружная стенка, а дно, крышка и внутренняя стенка из бересты. Полоса коры изогнута таким образом, что ее гладкий внутренний слой оказывается наружной стенкой коробки. По устью коробки проходят два обруча из черемухи, вместе со стенкой они обшиваются сухожильной ниткой. Крышка коробки накладная или вставная. На наружную стенку, как правило, наносится узор естественными красителями, в последнее время применяются покупные красители. Для декора применяют геометрический орнамент. На стенке крышки - аппликация из бересты на зачерненном фоне.

Самыми искусными изделиями из бересты отличаются казымские ханты. Из всего многообразия берестяных предметов, описанных ранее исследователями, в настоящее время орнаментируются лишь некоторые: заплечные кузова, набирушки для ягод, коробоки для хранения рукодельных принадлежностей, дневная и ночная колыбели, женские ножны, чаши для хранения мелких предметов и табакерки. Переднюю часть кузова и набирушки занимает розетка. Как правило, изображение заключено в рамку из простейшего бордюра, но иногда бордюром является довольно сложный мотив ленточного типа.

В узорах встречаются как геометрические мотивы, так и стилизованные изображения животных.

Берестяные коробки для рукоделия имеют круглую или подпрямоугольную форму. Орнаментируются наружные боковые поверхности и крышка. Боковая поверхность коробок прямоугольной формы разделяется с помощью черемуховых пластинок на секции и, как правило, украшается довольно сложным геометрическим орнаментом, расположенным вертикально. Ночные и дневные орнаментированные колыбели казымских хантов также имеют сложную декоративную отделку. Внешние поверхности спинки и бортов делятся черемуховыми планками на зоны, в каждой из которых процарапывается узор.

У хантов и манси береста применялась и для изготовления отдельных деталей костюма. В конце XIX - начале XX в. из бересты делали детские наколенники, обрядовые маски для медвежьего праздника и т.п.

Из бересты русские старожилы выполняли туеса, кузова, емкости для сыпучих продуктов и для хранения молока по своим традиционным технологиям и формам.

ВЯЗАНИЕ, ВЫШИВКА НИТКАМИ

Традиционно у народов, проживающих на территории Ханты-Мансийского автономного округа, вышивка, плетение и вязание нитками являются женскими ремеслами.

С русским населением связано распространение в регионе вышивки одинарным крестом, тамбурным швом, гладью, ришелье, филейной техники, а также вязания крючком и плетения на коклюшках. К числу наиболее популярных вышитых изделий относятся полотенца, скатерти, салфетки, подзоры, покрывала и т.п. На коклюшках изготавливали салфетки, воротники, косынки.

К особому виду ремесла можно отнести вязание крючком круглых ковриков («кружков») с круговыми полосами в сочетании со спиралевидными лучами и с контрастными цветовыми прямоугольниками и др. Встречаются и овальные коврики.

Кружевоплетение и вязание крючком не относятся к разряду традиционных занятий хантов и манси. Для них характерны вышивка и вязание шерстяными нитками. Вышивкой шерстяными нитками в основном украшалась одежда из крапивного полотна. Однако с выходом из бытования этой одежды были утрачены и приемы вышивки. Образцы вышитых изделий сохранились в музейных коллекциях, на основе изучения которых к настоящему времени восстановлены приемы южнохантыйской вышивки.

Вязание шерстяными нитками на пяти спицах в настоящее время сохраняется у северных групп хантов и манси. Из цветных ниток вяжут традиционные чулки, рукавицы и одежду современного образца (свитера, шапки, шарфы и т.п.).

Традиционное вязание сохраняется и у коми, которые изготавливают таким способом чулки и рукавицы. Отличительными признаками зырянских вязаных изделий являются глубокие цвета и крупные геометрические орнаменты розеточного типа.

ТКАЧЕСТВО

Ткачество является традиционным женским занятием как для коренного населения - хантов и манси, так и для русских и коми. При этом для обских угров в большей степени характерно использование для производства ткани крапивных ниток (крапивное ткачество), для русских и коми - конопли, льна. Кроме того, и те, и другие практиковали ткачество полушерстяного полотна (сукманины).

В XVIII - начале XX в. из крапивного полотна ханты (остяки) и манси (вогулы) шили одежду (рубахи, халаты, штаны), которую украшали вышивкой шерстяными нитками и бисером. Сукманину использовали для шитья верхней одежды и обуви. Однако с широким распространением тканей фабричного производства местная традиция ткачества постепенно угасла и была утрачена в начале XX в.

В среде русского населения до середины XX в. практиковалось изготовление разных сортов ткани из льна. Наиболее тонкий холст использовали для одежды, в основном нижних рубах и праздничных полотенец.

Повсеместно тканье осуществлялось на горизонтальном ткацком станке (русское название - кросна). Получаемая ткань имела полотняное переплетение нитей. Такой станок еще использовали в конце XX в. для изготовления разнообразных «дорожек», «половиков» и т.п. из лоскута и шерстяных окрашенных нитей. Простейшие ткацкие приемы позволяли получать половики с рисунком «в поперечную полоску», «клетка», «звездочка» (ступенчатые розетки) и «елочка» (лучевые полуромбы).

С 2002 г. в Центре народных художественных промыслов и ремесел ведется работа по возрождению крапивного ткачества. По итогам научно-практических конференций, проведенных по этой теме, в 2003 г. издан сборник тезисов «Крапивное ткачество».

14

РАБОТА С ТКАНЬЮ

Ткань - один из наиболее востребованных материалов для народного творчества. Традиционно на территории Югры развиваются такие приемы, как аппликация, лоскутное шитье (мозаика).

Аппликативными орнаментами ханты и манси украшают одежду и утварь из ткани и меха, нашивая вырезанные из ткани узоры мелкими стежками потайным швом. Наиболее распространенным видом аппликации являются нашитые полоски с зубчиками. Во второй половине XX в. аппликация на ткани приобрела сложную орнаментальную структуру. Помимо полос, волнистых треугольников и т.п., стали использоваться сложные орнаменты, характерные для мозаики. Наиболее широкое развитие аппликация получила у обских хантов, где в этой технике выполняются сложнейшие геометрические узоры. Нанесение узора техникой аппликации производится одинаково контрастным цветом. Сами же обские мастерицы говорят так: «По Оби проезжает много людей, поэтому мы должны быть нарядно одетыми». Этим они объясняют большую узорчатость своих платьев и халатов.

Подушки продолговатой формы орнаментируются отдельными секциями по всей длине изделия. В большинстве случаев используются стилизованные изображения, нашивается розетка с прямолинейными очертаниями.

Игольницы из сукна варьируются в зависимости от территории бытования. Встречаются игольницы круглой, овальной, прямоугольной форм. Основной тип декорирования - суконная мозаика, отделка конструктивных и декоративных швов сукном, подшейным оленьим волосом. Широко используется бисер, бусы, металлические отливки.

Куклы (акань, паки) изготавливаются из лоскутков цветной ткани. Основу куклы составляет плотно свернутая ткань или разноцветные кусочки ткани, свернутые в форме овала или спирали. К основе пришивают одно или несколько платьев, халат, меховую шубу, платок (одежда варьируется). Дополнительными украшениями являются косы из жгутов шерстяной пряжи, а также бисерные низки. Одежда для кукол изготавливается из лоскутков ткани в соответствии с традиционными канонами.

РАБОТА С БИСЕРОМ

Бисер, бисерные украшения и украшенные бисером предметы являются неотъемлемой частью традиционной культуры хантов и манси. В настоящее время появилось много новых предметов, изготовленных и украшенных бисером - это и заколки для волос, и кошельки, и сумочки, и кольца, и т.п.

По техническому исполнению бисерные украшения разделяются на вышитые и плетеные (нанизанные). Вышивкой бисером украшается одежда, головные уборы, обувь, пояса, накосные и нагрудные украшения, рукавицы, охотничьи маски. Обычно бисером вышивают полосы из ткани, которые затем нашивают на одежду. По плотности и технике нашивки бисера различается несколько способов. Так, например, бисерины пришивают по 1-5 в виде строчки или орнамента, стежком с двумя-тремя нанизанными бисеринами, крестом из пяти бисерин и т.д.

В технике бисерного плетения в XIX-XX вв. делали съемные украшения, такие, как шейно-нагрудные и накосные. В качестве съемных нашейных украшений использовались и простые бисерные низки, к которым крепились крестики.

В конце XX в. из бисера стали плести и перстни, и браслеты, и медальоны. Плетеные бисерные полосы нашивают на плечевую одежду, меховую обувь, на пояса. В настоящее время наиболее распространено бисерное плетение, основу которого составляет ромбическая ячейка из четырех или восьми бисерин. Розеточная основа этой техники позволяет вести плетение в разных направлениях и создавать прямолинейные ленточные и медальонные орнаменты из бисера разных цветов.

Вышивка и плетение бисером относятся к наиболее распространенным художественным промыслам. На территории Югры эти занятия известны у хантов и манси повсеместно, но при этом для каждой локальной группы характерны свои приемы и определенный набор бисерных изделий.

г

16

РАБОТА С ГЛИНОЙ

Глина относится к разряду наиболее доступных природных материалов. Археологические исследования свидетельствуют о том, что в прошлом керамическое производство было широко развито на территории современной Югры. Из глины делали разнообразные сосуды, формы для выплавки металлических изделий, мелкую скульптуру, пряслица, грузила. Но уже для XVII в. такие изделия являются редкими. Повсеместно сохранилась лишь традиция изготовления из глины грузила.

Производство керамических изделий (сосудов, игрушек) еще некоторое время назад существовало в русских поселениях. Керамические сосуды в основном изготавливались для собственных нужд. При этом применялись приемы ручной лепки.

Так, известно, что в Ханты-Мансийском районе в 1940-50-е гг. действовал кирпичный завод, где делали кирпич трех видов: для внутренней кладки, керамический и глазурированный. Для кирпича использовали местную синюю глину. В течение года глина вылеживалась в глиноза-пасниках. В результате она разлагалась, обретала серый цвет и превращалась в мелкие жесткие комки. Местное название такой глины - «орешник».

На заводе, в том числе, делали кухонную посуду: кринки, корчаги, адки, горшки, миски, кувшины, сковородки, «бражники». Для этого использовали более пластичную, с меньшим содержанием песка глину с красноватым оттенком. В 1930-1950-е гг. кроме кирпича и гончарной посуды на заводе делали игрушки - свистульки («пикульки»), декоративные копилки и миниатюрную скульптуру. Скульптура покрывалась подглазурной росписью. Свистульки были лепными, а миниатюрная скульптура отливалась по форме.

К настоящему времени этот вид ремесла считается утраченным.

17

Южные ханты умели изготовлять нитки и из заменителя конопли - крапивы. Крапиву заготовляли осенью, вязали в пучки и подвешивали для просушки. При обработке стебли размачивали и деревянной либо костяной пластинкой снимали верхний слой, содержащий лубяные волокна. Их просушивали и разминали, затем толкли в деревянной ступе или расколачивали деревянной колотушкой на камне. Если сухожильные волокна скручивали в нити просто руками, то крапивные вначале пряли, пользуясь веретеном со съемным узорным пряслицем из дерева, рога или камня. Пучок волокон при этом привязывали к шесту или держали в берестяной коробке, а нить протягивали через крючок в брусе жилища. Напряденные нити ссучивали по две на большие веретена. Готовую пряжу отбеливали или красили и получали холст разных сортов: толстый шел на верхнюю одежду, тонкий - на белье. Ткали холст на самодельных станках. Станок имел весьма совершенную конструкцию - более сложную, чем у алтайских и среднеазиатских станков. Ткачество было утрачено хантами в начале XX в., и теперь прекрасные образцы их вышитых рубах, штанов, кафтанов, платьев из самотканого полотна, как и ткацкий станок, можно увидеть лишь в музеях. Для окрашивания пряжи, а также тканей применяли отвары ягод, трав и корней деревьев. "

Замечательное искусство вышивания по холсту цветными нитками - шерстяными, бумажными, шелковыми и гарусом - ныне, к сожалению, утрачено. Последние образцы в начале XX в. были собраны для музеев, некоторые из них попали в Венгрию. Этот вид декоративно-прикладного искусства был развит только в южных районах - на Конде, Иртыше, Демьянке, Салыме. Женщины не жалели времени, собственных рук и глаз, заполняя узорами почти сплошь рубаху или платье. Работа могла длиться до двух лет. Вышивали также косынки и платки, мужские штаны, рукавицы. Орнаментированные чулки и рукавицы вязали также на спицах. Шерсть была покупной, но красили ее ханты сами.

Мозаичные узоры наносили не только по ровдуге и меху, но и по цветному покупному сукну. При работе с тканями, особенно бумажными, применяли еще один способ художественной обработки - аппликацию, т. е. пришивание накладной узорной полосы на какую-то часть изделия (рис. 16). Покупные ткани использовали при шитье мужских рубах, женских платьев и халатов-сахов, подушек, покрывал для оленей - ездовых и жертвенных, сумок, рукавиц и др."

Обские угры (ханты и манси) и самодийцы (ненцы и селькупы) являются коренным населением Западной Сибири. Корни их традиционной культуры произрастают из местной таежной зоны и насчитывают несколько тысячелетий.
Для южных хантов и восточных манси, населявших Иртыш и его притоки, наиболее показательна вышивка одежды шерстяными нитками преимущественно синего и красного цвета. Женские и мужские рубахи, платки и мужские штаны изготавливались из
домотканого крапивного холста и расшивались сложнейшими узорами. Особенно нарядно выглядели женские рубахи, у которых все переднее и частично боковые полотнища, рукава и обшлага, подол, верхняя наспинная часть заполнялись вышивкой. Мастерицам были известны четыре технических приема: продернутый шов, хантыйская (мансийская) вышивка, русская вышивка и вышивка крестом. Каждому виду шва соответствовал
определенный набор орнаментальных мотивов."

Было время: коренные жители земли Югорской носили одежду не только из традиционных оленьих шкур.
Были в их “гардеробе” вещи куда более экзотичные — из крапивы и рыбьей кожи. Век двадцатый, внедривший предметы “цивилизации” в кочевья ханты и манси, принес забвенье старой “моде”. И вот теперь, почти столетие спустя, нынешнее поколение пришлых русских людей пытается возродить забытое мастерство северян. Занимаются этим в окружном Центре прикладного творчества и ремесел в городе Ханты-Мансийске.


Широко распространены на территории округа бисерные украшения ханты и манси. Мастерство это не утрачено. Многие задают вопрос: “Как же попал бисер на территорию Югры?” Дело в том, что в XVII-XVIII веках вплоть до начала двадцатого здесь проходили торговые пути. Был такой Самаровский ям, где англичане и русские обменивали бисер на пушнину или кедровый орех. Местные жители использовали бисер для изготовления налобных и нагрудных украшений, поясов, сумок, игольниц, кошельков.

ЦВЕТОВАЯ СИМВОЛИКА В ТРАДИЦИОННОЙ ОДЕЖДЕ ОБСКИХ УГРОВ

 

Цветовая символика в традиционной культуре представляет большой интерес для исследователей и наиболее полно проявляется в традиционном костюме. Как один из cамых ярких примеров динамики цветообозначения можно рассматривать традиционную одежду обских угров, обладающую в настоящее время высокой степенью сохранности.

В соответствии с локальными особенностями культурно-хозяйственного комплекса традиционную одежду обских угров условно можно разделить на одежду охотников-рыболовов, сшитую из шкурок птиц и животных, кожи рыб и ровдуги; одежду земледельцев и животноводов — из ткани, шерсти и шкур; одежду оленеводов — из шкур животных и ровдуги. Условность этого деления определяется возможностью использования перечисленных материалов для изготовления костюма в различных производственных группах. Одежда из разных видов материала соответственно украшалась: сшитая из шкурок птиц и животных — мозаикой и окрашиванием, из кожи — краской, вышивкой, бисером, металлическими подвесками, из ткани — вышивкой, аппликацией, бисером, металлическими подвесками. В целом весь комплекс традиционной одежды обских угров был выдержан в едином цветовом стиле.

Из сукна и хлопчатобумажной ткани красного цвета шили женскую, мужскую и детскую одежду, которая считалась нарядной. Особенно это было распространено у северных групп обских угров

Композиционное построение украшений одежды на основе контрастных цветосочетаний широко использовалось в традиционной одежде хантов и манси. При этом обращает на себя внимание достаточно устойчивое сочетание красного, синего (или зеленого) и желтого цветов, особенно в одежде из оленьих шкур: малице, шубе, кумыше, капоре, изготовлявшейся из камусов оленей унтовидной обуви, которые украшались суконными кантами и полосками этих цветов. Традиционным, видимо, следует считать сочетание красного и синего, красного и зеленого. Так, если основным цветом одежды является красный, то украшения (аппликация, бисер, мозаика) выполняются из материалов синего или зеленого цветов, и наоборот.

Ткань черного цвета и темный мех использовали как для пошива плечевой одежды, капоров, рукавиц и обуви, так и для изготовления отдельных деталей одежды (воротника, обшлагов, каймы и т. п.). Черный (темный) цвет одежды стремились нейтрализовать какими-либо украшениями яркого цвета. Темным мехом украшали одежду из светлого меха (гусь, кумыш, малицу, шубу).

Белый цвет у обских угров считался священным, а белая одежда имела особое значение. По представлениям ляпинских манси, если в стаде рождался белый олененок, это предвещало удачу его хозяину. У васюганских хантов считались священными все животные и птицы белого цвета

Традиционная одежда (особенно халаты), сшитая из белой ткани или белого меха, у хантов и манси также считалась праздничной и одновременно выполняла определенные функции. Белые халаты, обшитые по краям, использовались на медвежьих праздниках для изображения священных танцев богов

Итак, белая одежда распашного типа, в частности халаты, у обских угров, как и у финноязычных народов Поволжья, носила обрядовый характер и, вероятно, являлась наиболее древней. Белый/серый, черный/темный (бурый) цвета чаще всего выступали в качестве основных цветов одежды, что, видимо, было обусловлено их естественным происхождением (мех животных, шкурки птиц, рыбья кожа, ровдуга, домотканое полотно и т. п.). Преимущественное использование красного цвета по отношению к синему, зеленому и желтому обусловлено, вероятно, разнообразием природных красителей этого цвета, а также применением шкур животных. Так, в ряде случаев в одежде обских угров мех рыжей лисицы и выдры заменял ткань красного цвета. Кроме того, красный цвет наделялся особым магическим смыслом, о чем говорилось выше.

Распространенным у обских угров было и остается раскрашивание отдельных частей одежды. Этот прием использовался для украшения одежды из шкур, кожи, ровдуги, ткани. При этом раскрашивались отдельные сшитые детали на одежде: воротник, манжеты, ластовицы, вставки на обуви и т. п. Краска наносилась полосами на края и основные швы (боковые, плечевые, на талии, спинке и т. д.), чем, на наш взгляд, пытались укрепить швы одежды. Позднее этот способ украшения одежды усложнился: краску стали наносить на прорисованный либо вышитый контур орнамента. На ровдуге и коже контур вышивали подшейным волосом оленя, оленьими жилами, нитками. Для этого волос оленя (жилы, нитки) обшивался мелкими стежками сухожильной нитью; узор получался двойной — с лицевой и изнаночной стороны. Обшивали контур и уже нарисованного орнамента. Известно также, что у многих народов Сибири подшейный волос оленя вшивался в соединительные швы меховой одежды. Это имело как сакральное (охрана от злых духов), так и утилитарное (укрепление швов одежды) значение. Сейчас обские угры, ненцы, коми-зыряне для этих целей используют узкие полоски разноцветного сукна, в основном красного цвета. Вероятно, эта традиция возникла на основе раскрашивания швов одежды красной краской.

Прием обшивания орнамента по контуру использовался обскими уграми и в вышивке. Так, известно, что в вышивках иртышских и кондинских хантов — ханда-ханчь и руть-ханчь сначала вышивался контур, который затем заполнялся вышивкой нитками, отличными по цвету [Cирелиус, 1907]. Такой вышивкой украшались рубахи, халаты, штаны из крапивной ткани и холста. Орнаментом с вышитыми контурами, нанесенным краской, украшалась одежда из кожи, ровдуги, обувь, халаты. В качестве краски использовали охру, предварительно смешанную с растительным маслом; сок красных ягод, травы — плаун и подмаренник; березовый гриб, кору ольхи, дуба, лиственницы, березы. Изготовление краски из коры дерева распространено на всей территории проживания обских угров. Этот способ известен и в настоящее время. Березовские манси изготавливают краску следующим образом: кору, залитую водой, варят на медленном огне около 2–3 ч, после чего такое же время отстаивают, а затем в течение нескольких дней выпаривают воду до получения массы густой консистенции. Краску наносят на одежду специально вырезанной из дерева заостренной палочкой. Кондинские манси еще в середине XX в. окрашивали кожу в коричневый цвет путем ее кипячения в отваре из дубовой коры. По сведениям информаторов, краска, полученная из коры, очень прочная, не линяет. Она может иметь цвет от коричневого до ярко-красного. Синюю, фиолетовую краску получали из сока ягод. Известно, что в середине XX в. кондинские манси окрашивали одежду в синий цвет, вытаптывая ее в глине на берегу реки. Иртышские ханты получали краску желтого и желто-зеленого цветов из плауна. Специальных черных и белых красителей для одежды у обских угров не зафиксировано.

Раскрашивание одежды практикуется обскими уграми и в настоящее время. Окрашиваемый материал — это в основном кожа, шерсть и ровдуга. Орнамент с обшитым контуром, нанесенный краской, сохраняется на ровдужной обуви. Раскрашивание применяется при украшении домашней утвари: берестяных коробок, женских сумочек для рукоделия, сшитых из оленьих шкур.

В целом цветообозначение в традиционной одежде обских угров сводится к трем основным цветам: белому, красному и черному (темно-синему), что обусловлено как многообразием природного происхождения, так и простотой технологического использования соответствующих красителей. Первичность происхождения этих цветов и добавление впоследствии желтого, синего, зеленого ограничили сферу их применения и определили их символику: белый — символ верхнего мира, черный — нижнего мира, красный — среднего мира.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Связь человека с природой.

Человек и природа неразрывно связаны между собой.Мы в огромной степени зависим от окружпющего нас мира.Еще не так давно господствовало мнение,что человек является царем природы,ее поноправным хощяином...

Программное содержание: научить детей отличать природные объекты от искусственных, созданных человеком. Сформировать у ребенка представление о неразрывной связи человека с природой (человек часть природы). Развивать познавательную активность детей в проце

Интеграция образовательных областей: коммуникация, социализация, здоровье, чтение художественной литературы.Тип: интегрированноеВозраст детей: 6 летФорма организации: подгруппа.Предварительная р...

Презентация ГОЛОС ОРНАМЕНТА КАК СПОСОБ СОХРАНЕНИЯ СВЯЗИ ЧЕЛОВЕКА С ПРИРОДОЙ

Презентация к материалу ГОЛОС ОРНАМЕНТА КАК СПОСОБ СОХРАНЕНИЯ СВЯЗИ ЧЕЛОВЕКА С ПРИРОДОЙ...

Способы укрепления связи с ребенком от 0 до 1 года

Как укрепить связь с ребенком от 0 до 1 года...

Способы укрепления связи с ребенком от 1 года до 3 лет

Как укрепить связь с ребенком, в возрасте от 1 до 3 лет...

Способы укрепления связи с ребенком от 3 до 5 лет

Как укрепить связь с ребенком....

«Природа и человек. Человек часть природы»

Разработка конспекта занятия  ЗОЖик».Тема: «Природа и человек. Человек часть природы»Форма проведения: занятие-играНаправление деятельности: спортивно-оздоровительноеЦель: форми...