Реализация программы «Социокультурные истоки» с детьми среднего возраста
методическая разработка (средняя группа)

Берестова Наталья Леонидовна

«Радостно и свободно глядит душа

ребенка на мир, не думая извлекать

из него пользу, прежде всего и больше

всего любуясь им, радуясь тому

прекрасному, что в нем находится».

В. В. Зеньковский  

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл realizatsiya_programmy_sotsiokulturnye_istoki.docx30.85 КБ

Предварительный просмотр:

Реализация программы «Социокультурные истоки»

с детьми среднего возраста

«Радостно и свободно глядит душа

ребенка на мир, не думая извлекать

из него пользу, прежде всего и больше

всего любуясь им, радуясь тому

прекрасному, что в нем находится».

В. В. Зеньковский  

Одно из основных направлений отечественной педагогики обращено к духовно-нравственным ценностям. Это направление, в настоящее время, наиболее перспективно, поскольку связано с восстановлением традиций, исторической преемственностью поколений, развитием национальной культуры и воспитанием бережного отношения к историческому наследию российского народа, что способствует   духовно-нравственному развитию личности дошкольников. Большинство современных людей поверхностно знакомятся с народной культурой. Поэтому актуально восстановить для детей и их родителей связь времен, вернуть утраченные традиции, ознакомить с народными ценностями. Для этого необходимо обратиться к истокам русской народной культуры, истории Руси и родного края, соприкоснуться с народным искусством. 

На решение этих задач направлена программа «Социокультурные истоки». Она представляет собой апробированную образовательно-воспитательную дидактическую систему и оригинальную педагогическую технологию. Основная цель программы в дошкольный период — заложить формирование духовно-нравственной основы личности, а также присоединить ребенка и его родителей к базовым духовным, нравственным и социокультурным ценностям России. Авторами являются И.А. Кузьмин, профессор, член-корреспондент Российской академии естественных наук и А.В. Камкин, профессор Волгоградского государственного педагогического университета, член-корреспондент Российской Академии естественных наук.

Духовно-нравственное воспитание подрастающего поколения эффективно осуществлять в дошкольном детстве. В этом возрасте дети еще открыты, происходит процесс накопления ими социокультурного опыта в виде чувств, отношений, знаний, умений, закладываются базовые качества личности.  Образовательное учреждение активно решает задачи по духовно-нравственному развитию личности дошкольников, но ведущую роль в становлении играет семья, ведь именно в семье благодаря примеру взрослых ребенок приобретает, первый социокультурный опыт. Поэтому, для успешного духовно-нравственного развития и воспитания ребенка-дошкольника актуальной становиться задача объединения усилий дошкольного образовательного учреждения и семьи. 

В средней группе мы внедряем программу «Социокультурные истоки»

с сентября 2018 года и предполагаем тесное сотрудничество с семьей. С родителями в начале учебного года провели анкетирование. Результаты показали, что большинство родителей считают нравственное воспитание, началом формирования личности, но им не хватает опыта и знаний в вопросах духовно-нравственного воспитания.  Родители высказали желание, чтобы эта программа реализовывалась на базе нашего учреждения. Они согласились с тем, что проблема духовно-нравственного развития подрастающего поколения в настоящее время действительно актуальна и доброжелательно отнеслись к введению новой программы. Для ее реализации были приобретены комплекты книг и методические пособия. Вместе с коллегами разработали программу и план мероприятий.  

На первом групповом собрании для родителей была представлена презентация «Социокультурные истоки для дошкольного образования», где были раскрыты основные цели и задачи программы, познакомили с содержанием программы, планом мероприятий на год, с темами на каждый месяц и предстоящими домашними заданиями. Подготовили консультацию для родителей по теме: «Развитие духовно – нравственных качеств у детей дошкольного возраста».

В средней группе происходит первоначальное знакомство с истоками наиболее близкой ребенку социокультурной среды и деятельности человека в ней. Содержание программы «Социокультурные истоки» и предполагаемые способы взаимодействия выстроены с учетом возрастных особенностей детей дошкольного возраста и усложняются постепенно. В нашей группе работа по программе строилась на основе рабочих книг: «Дружная   семья», «В добрый путь», «Добрая забота», «Благодарное слово», «Любимая сказка», «Светлый праздник». Авторы программы собрали фольклорный материал к этим темам. Через освоение книг детьми развивается способность следовать нравственным нормам и правилам, продолжается развитие познавательного и личностного общения. 

Повседневная работа по реализации новой программы осуществляется нами во второй половине дня через разные виды деятельности: игровую, продуктивную, музыкальную, театрализованную, трудовую. На основе русских сказок, потешек, песенок, закличек, хороводных, подвижных игр проводили беседы, дидактические игры, сюжетно-ролевые игры, занятия с детьми. Мы знакомили детей с фольклорным материалом, который помогает дошкольникам лучше понять и принять ценности родной культуры.

Продолжаем знакомить ребят не только с русскими народными сказками («Сестрица Аленушка и братец Иванушка», «Жихарка», «Лисичка-сестричка и волк», «Зимовье» и др), но и сказками ХМАО-Югра («Зайчик», «Отчего у зайца длинные уши», «Как ворон землю мерил» и др). Особое, целостное восприятие ребенком мира находит наиболее яркое воплощение в празднике. Народные праздники и традиции неразрывно связаны с историей православных праздников, обычаями региона, с сезонными изменениями в природе, с трудом предков в прошлом, играми, в которые дети играли несколько веков назад. Беседуем о праздновании Нового Года на Руси. Рассказываем про Деда Мороза, Снегурочку. В нашем календаре есть много праздников, в которых ярко проявляется связь народных традиций с духовным опытом народа. Детям очень нравятся «Рождественские колядки», «Масленица», участвуя в них, наши воспитанники приобщаются к культурному наследию родной страны. Читаем и обсуждаем русские народные сказки про них. Также, работа по программе «Социокультурные истоки» в нашей группе осуществляется через  различные  виды  деятельности в  режимных    моментах:  знакомство  с фольклорными произведениями – потешками во время умывания, пословицами о любви  к  матери,  семье,  о   труде  в совместной деятельности;  знакомство с  народными хороводными и подвижными играми; чтение книг и слушание аудио сказок перед сном, в вечерние часы; просмотр мультфильмов по мотивам русских - народных сказок; обучение рассказыванию  русских - народных сказок. Дети с родителями принимали участие в конкурсе осенних поделок, в выставке новогодних поделок «Зимние фантазии», в конкурсе рисунков «Нарисую маму», в конкурсе поделок «Военная техника», «Подарок мамочке» «Книжкина неделя шагает по планете». Мамы воспитанников приняли активное участие в конкурсе поделок «Моя мама – рукодельница».

С родителями были организованы: «Круглый стол «Возрастные особенности детей 4-5 лет», мастер-класс «Новогоднее волшебство», где изготовили открытки к предстоящему празднику. Воспитанники с родителями посетили детскую городскую библиотеку, где для них провели экскурсию, а за тем вместе с мамами приняли участие в мастер-классе по изготовлению карнавальных масок. Им очень понравилось и все остались довольными.

Созданы    картотеки и альбомы русских потешек, считалочек, загадок, колыбельных песенок.   Создана серия дидактических игр по мотивам русских-народных сказок: «Собери и расскажи сказку», «Узнай и собери сказку», «Что сначала, что потом?»; «Найди нужный домик», «Сосчитай сказочных героев», «Три медведя». Создали дидактические пособия: «Символика России», история национального костюма», «Моя малая Родина – Нефтеюганск». Предложили родителям посетить с детьми краеведческий музей. Проводили беседы «Моя Родина», «Герб, флаг, гимн России».

Все игры разнообразны и предлагаются нами с учетом индивидуальных возможностей детей.    Театрализованная деятельность является у детей одной из любимых занятий, и осуществляется в вечерние часы с помощью разных видов театра: настольного, пальчикового, кукольного. В группе оборудованы уголки народной игрушки и ряженья. В оснащении уголка ряженья родители приняли активное участие: сшили платья матрешек, костюмы для сюжетно-ролевых игр: повара, доктора, форму военного, ДПС. Также, в группе имеется подборка фольклорной художественной литературы и методических пособий: русские-народные сказки, потешки, песенки, иллюстрации. 

С помощью родителей были организованы творческие выставки: «Народная игрушка», выставки любимых книг «Волшебный мир сказок», «Любимые книжки наших детей», фотовыставки «Мой папа», «Моя мамочка». Еще одно совместное мероприятие – «Любимая книга» было посвящено проблеме, которая существует в современном мире - отсутствие интереса у родителей и детей к книге. Поэтому целью занятия «Любимая книга» стало приобщение к семейному чтению, воспитание любви к книге. В группе продолжается работа по созданию родителями тематических альбомов.  Так в группе созданы руками родителей и детей тематические альбомы: «Любимое имя», «Доброе слово», «Ласковая песня», «Моя семья», «Добрый мир». Созданные альбомы показали, что родители увлеклись их созданием, в группе сложилось тесное и плодотворное сотрудничество с семьями по программе и, что мы на правильном пути.

На данный момент дети знают и называют свое имя, членов своей семьи; знают ласковые имена; пользуется «добрыми» словами и знают их назначение. Большинство детей знают колыбельные песни, их назначение, могут спеть совместно с взрослыми или детьми. Знают потешки, стихотворения о солнышке, читают их наизусть. У детей сформировались представления о праздниках Рождество, Новый год, Масленица, традициях этих праздников в своей семье.  Все дети уважительно относятся к маме, проявляют к ней заботливое отношение, любовь. Сформировано представление о доброте, о добрых поступках (своих и окружающих людей). У детей нашей группы имеются любимые книги, знают добрых героев сказок. К концу учебного года наблюдается положительная динамика.  

Таким образом, программа «Социокультурные истоки» формирует гражданскую позицию детей и их родителей, воспитывает у них чувство любви к своему Отечеству. Чувство любви к Родине является духовной ценностью, определяющей жизненный путь человека, проясняющей его смысл. Только через испытание великого чувства любви к Отчизне воспитывается патриотизм. У детей формировались такие понятия как: «Любимое имя», «Доброе слово», «Любимый образ», «Любимая книга». Через знакомство с русским фольклором непроизвольно осуществляется процесс    познания окружающего мира, формируются нравственные взаимоотношения и качества, что способствует эффективно решать задачи духовно-нравственного развития дошкольников. А нашей задачей является - помочь каждому родителю осознать, что именно в семье закладываются такие нравственные качества как ответственность за порученное дело, совместная деятельность, сохраняются и передаются духовные обычаи и ценности, и что семья для ребёнка-это мир, в котором закладываются основы духовно-нравственной личности. И на примере родителей дети учатся любви к своей семье, детскому саду, городу и своей Родине. Только через испытание этих чувств у детей воспитывается патриотизм. 

В следующем году мы продолжим работу детьми и родителями по программе «Социокультурные истоки», т.к. программа позволяет комплексно, системно, интегративно, в тесном сотрудничестве с семьей решать задачи духовно-нравственного развития дошкольников.

Список использованной литературы:

  1. Божович Л.И. О нравственном развитии и воспитании детей/Л.И.Божович// Вопросы психологии. - М.:Просвещение, 1975.- 254с.
  2. Жарковская Т.Г. Возможные пути организации духовно-нравственного образования в современных условиях / Т.Г. Жарковская // Стандарты и мониторинг в образовании – 2003 - №3 – С. 9-12.
  3. Камкин, А.В, Кузьмин, И.А. Истоковедение. – 2-е изд., доп. – М.: Издательский дом Истоки, 2007. – Т. 1. – 102с.
  4. Щуркова, Н.Е. Новые технологии воспитательного процесса [Текст] / Н.Е. Щуркова, В.Ю. Питюков, А.П. Савченко и др. - М.: «Новая школа», 1994. - 111с.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект активного занятия с детьми средней группы в рамках реализации программы "Социокультурные истоки"

Образовательная деятельность для детей 4-5 лет. Дети осваивают  социокультурную категорию «Родные просторы»....

Теоретический доклад: «Активные формы организации образовательной деятельности с детьми в процессе реализации программы «Социокультурные истоки»

Теоретический доклад:«Активные формы организации образовательной деятельност с детьмив процессе реализации программы «Социокультурные истоки»...

Дополнительная образовательная программа по реализации духовно – нравственного воспитания детей дошкольного возраста в условиях реализации программы «Социокультурные истоки» для детей компенсирующей направленности от 6 лет до ооо 2021-2022 уч.года

     Дополнительная образовательная программа по реализации духовно – нравственного воспитания и развития детей дошкольного возраста от 6 лет до окончания образовательных о...

Дополнительная образовательная программа по реализации духовно – нравственного воспитания и развития детей дошкольного возраста в условиях реализации программы «Социокультурные истоки» «Истоки добра и мудрости» на 2021-2025 учебный год

    Данная программа воспитания разработана с учетом многолетнего опыта реализации программы «Социокультурные истоки» (авторы профессор И.А. Кузьмин и профессор А.В. Камки...

Совместная организованная образовательная деятельность педагога с детьми второй младшей группы и родителями по теме «Доброе слово» в рамках реализации программы «Социокультурные истоки»

Совместная организованная образовательная деятельность педагога с детьми второй младшей группы и родителями по теме «Доброе слово» в рамках реализации программы «Социо...

Проект по взаимодействию с семьями воспитанников по реализации программы «Социокультурные истоки» для обучающихся средней группы 4-5 лет на 2023-2024 учебный год

Период дошкольного детства является одним из наиболее значимых в развитии ребенка, так как именно в это время закладываются базовые качества личности, образующие устойчивую индивидуальность человека. ...

Проект «Моя любимая книга» по реализации программы «Социокультурные истоки» с детьми и родителями второй младшей группы «Радуга» в 2022-2023 уч.году

Проект «Моя любимая книга» осуществляется как увлекательная игровая, творческая деятельность, направленная на активизацию речевого общения. Интеграционный подход позволяет р...