Моя малая Родина
план-конспект занятия

Маслова Светлана Викторовна

На сегодняшний день возникает необходимость обратиться к лучшим традициям русского народа, к таким вечным понятиям, как род, родство, Родина. Приобщение дошкольников к отеческому наследию воспитывает такие качества личности ребенка как гордость за свою малую родину, уважение к земле, на которой он живет. На сегодняшний день необходимость формирования представлений о малой родине у детей дошкольного возраста связана с социальным запросом общества, поскольку, чем полнее, содержательнее и глубже, будут знания детей о родном крае, его природе, традициях, его лучших людях, тем более действенными окажутся они в нравственно-патриотическом воспитании.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл saratovskiy_kray.docx30.34 КБ

Предварительный просмотр:

Детский педагогический проект

«Земля моя родная – Саратовский край»

Информационная карта проекта  «Земля моя родная – Саратовский край»:

Тип проекта: познавательно – речевой, творческий.

Сроки проведения: 03.09.2018-28.09.2018гг

Участники проекта: воспитанники старшей группы,  воспитатели,  родители воспитанников.

Возраст детей: 5 лет.

Введение

«Как у маленького деревца, еле поднявшегося над землёй, заботливый садовник укрепляет корень, от мощности которого зависит жизнь растения на протяжении нескольких десятилетий, так учитель должен заботиться о воспитании у своих детей чувства безграничной любви к Родине»

В.А. Сухомлинский.

Проблемная ситуация :В современном мире дети, имея общее представление о стране, гимне и гербе, не имеют достаточных знаний в области краеведения. Они могут назвать президента страны, столицу, а вот населённые пункты своего района, уважаемых жителей, живущих с ними на одной улице, не знают и не могут объяснить, чьё имя носят улицы города или села. Именно поэтому краеведческая работа должна вестись уже с детского сада – с возраста, когда начинается процесс социализации и становления личности.

Актуальность проекта:
Детство – это каждодневное открытие мира. Нужно, чтобы это открытие стало, прежде всего, познанием человека и Отечества, чтобы в детский ум и сердце входила красота настоящего человека, величие и красота Отечества. Ребенок с первых лет жизни должен сердцем и душой полюбить свой родной край, культуру, испытать чувство национальной гордости, что называется «пустить корни в родную землю».

Цель проекта: Воспитание любви к родным местам, к малой родине, развитие толерантности старших дошкольников.
Задачи проекта
Ознакомить дошкольников с историческим, культурным, географическим, природно-экологическим своеобразием родного края;
-Развивать бережное отношение к его природе, достопримечательностям и культурным ценностям;
-Воспитывать чувство гордости за своих земляков, эмоционально-ценностное отношение к родному краю;
-Развивать связную речь детей; обогащать и активизировать словарь детей, учить свободно мыслить, фантазировать;
-Обобщить и систематизировать знания детей о родном крае.

Значимость проекта:
Знакомство детей с родным краем, с историко-культурными, национальными, географическими, природными особенностями формирует у них такие черты характера, которые помогут им стать патриотом и гражданином своей Родины. Любовь к близким людям, к детскому саду, к родному городу и родной стране играют огромную роль в становлении личности ребенка.

Гипотеза:

Любовь к Родине – самое великое и дорогое, глубокое и сильное чувство. Чтобы стать патриотом, человек должен ощутить духовную связь со своим народом, принять его язык, культуру. Родная культура, как отец и мать, должны стать неотъемлемой частью души ребенка. Помня об этом, мы стремимся воспитать у детей любовь и уважение к столице Родины, к народным традициям, фольклору, к природе.

Методы:

1. Метод проблемных вопросов;
2. Метод анализа;
3. Метод игрового моделирования;
4. Метод беседы, и др.

Основной принцип построения занятий с дошкольниками базируется на использовании новых педагогических технологий:
• игровой;
• музейной педагогики;
• домашнего кинотеатра;
• информационно-познавательной с использованием ИКТ.

Для взаимодействия с родителями использовались следующие формы работы:

*анкетирование;

*родительские собрания;

*привлечение родителей к изготовлению атрибутов для игр, стендов;

*участие в конкурсах творческого мастерства;

*консультации для родителей по патриотическому воспитанию детей;

Продукты проекта:
Центр патриотического воспитания в группе, 
Дидактические игры ,
Тематические иллюстрированные альбомы.
Коллекция тематических слайдовых презентаций.

Основные этапы проекта
1. Подготовительный – самообразование по теме проекта, изучение специальной литературы и имеющегося опыта работы по данному направлению. Разработка конспектов занятий, бесед, викторин, подбор детской художественной литературы, загадок и стихов по теме, составление сценариев развлечения и тематического праздника, подбор дидактических игр, настольно-печатных игр и другого дидактического и игрового материала для реализации проекта.

2. Основной – реализация проекта, который включает в себя познавательную, практическую и продуктивную деятельность детей и родителей.
3. Обратная связь – работа с семьями воспитанников.
4. Заключительный – представляет собой итог работы по реализации проекта. 

I этап. Подготовительный. 
Определены формы совместной деятельности с детьми и их родителями: НОД; 
продуктивная деятельность; 
игровая деятельность; 
чтение художественной литературы;
развлечения и досуги;
анкетирование родителей;
методическая литература и информация для родителей.

II этап. Основной.

Раздел программы

Формы и методы работы

Непосредственно образовательная деятельность :

  Образовательные области:

Социально коммуникативное развитие

  • Познавательная беседа «Балаково – моя Родина!»
  • Познавательная беседа «Символика Саратовской области»
  • Познавательная беседа«Наш край – Саратовская область!»;
  • Познавательная беседа «Саратовский край . Саратов. История.»
  • НОД «Многонациональная Саратовская область»
  • Познавательная беседа «Народные традиции Саратовского края»
  • НОД «Достопримечательности Саратовской области»
  • Просмотр мультимедийной презентации «Ими славиться земля Саратовская!»
  • Экскурсии

«Дом В.И.Чапаева»,

«Экскурсии по родному городу»,

« Экскурсия к Вечному огню»,

«Экскурсия в осенний лес».

 «Художественно-эстетическое развитие»

Рисование на тему «Саратовский мост»,

Лепка «Гордость края  - Саратовский калач»,

Аппликация « Саратовская гармошка».

Речевое развитие

Заучивание стихотворения З.Александровой «Родина»,

Чтение сказки "Сестрица Аленушка и братец Иванушка",

чтение и разъяснение пословиц и поговорок о Родине;,

Л. Кассиль «Памятник солдату», «Москва», «Твои защитники»

А, Прокофьев «Нет на свете Родины красивей»

И. Токмакова «Красная площадь»

З. Александрова «Дозор»

С. Алексеев «Первый ночной таран»

Заучивание наизусть стихотворения С.Есенина «Белая береза».

В.Брюсов «Москва»

А.Прокофьев «Нет на свете Родины прекрасней»

Н.Рубцов «Привет, Россия!»

Поговорки и пословицы о России

Игровая деятельность

Сюжетно-ролевые игры:

1.«Семья» , «Путешествие по городу»,  «Экскурсоводы», «Стройка»

2. «Школа», «Мы пешеходы», «Магазин», «В поликлинике»

3. «Магазин игрушек», «День рождения», «Мы художники»

Дидактические игры :

«Я живу в России»,

 «Собери герб и флаг Саратовской области.»,  «Прогулка по родному городу»,  «Памятные места Саратовской области,

«Моя Родина – Россия»

III этап – обратная связь включает в себя:
1. Анкетирование родителей;
2. Консультация № 1 « С чего начинается Родина? » Цель:
систематизация знаний родителей по патриотическому воспитанию дошкольников

3. Консультация № 2 «Семейные традиции»                              Цель: формирование у родителей (законных представителей) представления о семейных ценностях в современных семьях.

4. Совместное творчество родителей и детей :                                                              Рисование на тему «Саратовский край глазами детей»

Цель : привлечение родителей к активному участию в совместном с детьми творчестве о Саратовской области.

5. Коллаж на тему «Семейные традиции».
IV этап – заключительный включает в себя:
1. Проведение мониторинга детей по тематике проекта;
2. Выставка детских работ .

3. Итоговое развлечение « Игры народов Поволжья»

Основные направления деятельности

Реализация данного проекта рассчитана на 1  месяц. Проект предполагает осуществление разнообразной детской деятельности со всеми детьми группы.

Для того, чтобы их заинтересовать, увлечь детей темой краеведения необходимо предложить детям материал доходчиво, понятно, эмоционально, начиная с того, что детей окружает, что они могут наблюдать непосредственно, каждый день, постепенно расширяя круг знаний. Для успешного решения этой задачи была использована игровая  ситуация.

 Ввод в игровую ситуацию: в группу приходит письмо и посылка от путешественника Ф. Конюхова. Содержание посылки: разрезная карта России, карта Саратовской области, и наборы изображений животных по количеству детей, медальки «Юный путешественник». Дети собирают карту России из пазлов. Замечают, что одного сегмента на карте не хватает. По ходу просмотра дети высказывают свои предположения, о каком крае идет речь. Педагог достает из посылки изображение  Саратовской области и  передает детям. Дети находят на карте место для Саратовской области и ставят его на карту России.                      Формирование проблемы: «Что мы знаем о Саратовской области?»  

Далее дети получив медальки «Юного путешественника» отправляются в путешествие по Саратовской области.                  

Работа на основном этапе была выстроена таким образом, в начале дети закрепляют знания о родном городе Балаково. Далее из родного города дети отправляются на станцию «Географическая», где знакомятся с географическим положением Саратовской области. На станции «Историческая», дети  знакомятся с историческими событиями родного края, народами населяющими Саратовскую область, традициями родного края, знаменитыми людьми нашей области.

Особым интересом у детей пользовалась станция « Туристическая». Именно здесь дети узнали о памятниках, достопримечательностях, интересных местах Саратовской области.

Завершается работа над проектом  оформлением патриотического уголка «Моя Родина – Россия», выставками художественного творчества, фотоматериалов, макетов.

Изучение детьми исторического прошлого, настоящего родного края осуществляется через   интегрирование различных представлений:

 -исторических  (прошлое, настоящее),

-искусствоведческих,

-литературных (стихи, проза,   фольклор, игры),

- природоведческих.

Интегрирование проходит через  организацию всей проектной деятельности.

В работе с детьми подготовительной группы, уже имеющими определенные знания об окружающем, была поставлена задача, сформировать у них познавательный интерес к изучению более полных и точных представлений о своем городе, о родном крае. Одним из методов работы стали экскурсии. Для знакомства с прошлым города дети посетили Дом  - музей В.И.Чапаева.

Использование данных методов позволяют научить старших дошкольников видеть изменения,  происходящие вокруг, сравнивать старое и новое в облике города, области, страны.

Заключительный этап в реализации проекта проведение итогового мероприятия «Игры народов Поволжья». Так как игра для детей – это ведущий вид деятельности, особенно важно было провести итоговое мероприятие в лёгкой игровой форме. Дети пополнили свои знания о национальных костюмах народов Саратовской области и любимых играх народов Поволжья.

Подводя итог сказанному, хочется подчеркнуть, что использование в воспитательно-образовательном процессе проектной деятельности на исторические и патриотические  темы:

  • способствует углублению представлений об окружающем мире, учит взаимодействовать со сверстниками и взрослыми в условиях интересного общего дела. Эта работа в определенной степени удовлетворяет базовую когнитивную потребность - потребность в познании и понимании; 
  • позволяет ребенку чувствовать себя активным деятелем, субъектом деятельности;
  • дошкольник учится самостоятельно ставить цель и искать способы ее достижения;
  • ребенок видит результат своей деятельности. Радуется он не только плодам своих усилий, но и тому, что близкие, которых он хотел порадовать, также эмоционально положительно их воспринимают. Таким образом, детские проекты приобретают социальную окраску.

Результат проекта

Дети имеют представление об  области , в которой они живут. Знают, свою «малую» Родину, испытывают чувство гордости за свой край. Проявление интереса к родному краю находит отражение в детских рисунках, рассказах. Знают праздники и традиции, которые отмечаются в семье. Называют профессии жителей родного города. Привиты нравственно-патриотические чувства к истории, культуре, природе родного края .

Технология данного проекта позволила получить результаты отличные от традиционных. Использование данной технологии развивает внутреннюю активность ребёнка, способность ставить цели, добывать знания, используя разные способы, получать результаты. Дети овладели позитивными образцами поведения в природе и обществе; позитивным и ответственным отношением к себе и окружающим, к природе. У детей и взрослых пробудился активный интерес к познанию самих себя, они получили возможность реализовать своё право на саморазвитие.
Проанализировав этапы реализации данного проекта, хотелось бы отметить, положительные результаты которых удалось добиться.
1.Повысился уровень знаний по познавательному развитию в разделе «Моя семья» «Мой дом», «Мой родной город», «Мой край».
2.Потребность детей самовыражаться в творческой деятельности. 
3.Творческое самовыражение воспитанников и их родителей.
4.Пополнение развивающей среды группы альбомами о родном городе, области.

5.Значимость и необходимость выполнения педагогического проекта для образовательного учреждения в целом, и учебно – воспитательного процесса в частности. 
6. Значимость проекта для других образовательных учреждений, возможность внедрения результатов проекта в деятельность коллег.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРОЕКТ «Моя малая родина (дом, семья, детский сад)» Тема: «Формирование духовно-нравственного отношения и чувства сопричастности к моей малой родине»

Проблема патриотического воспитания подрастающего поколения сегодня  одна  из наиболее актуальных. Принята государственная программа "Патриотическое воспитание граждан РФ" , ориетированая на...

Альбом для ознакомления детей с малой Родиной «Моя малая Родина - Сходня»

Любовь к Отчизне начинается с любви к своей малой Родине - месту, где ро­дился человек. Базовый этап формирования у детей любви к Родине – накопление ими социального опыта жизни в своем городе, усвоен...

Конспект интегрированного занятия по нравственно-патриотическому воспитанию в старшей группе «Нет ничего на свете краше, чем Родина наша. Моя Родина – Россия, моя малая Родина – любимый Сахалин».

Конспект интегрированного занятия по нравственно-патриотическому воспитанию в старшей группе «Нет ничего на свете краше, чем Родина наша. Моя Родина – Россия, моя малая Родина &ndash...

Башарова Светлана Явдатовна, «Лучший проект профориентационной работы в детском саду» в номинации «Профессии моей малой Родины» (поэт, композитор, художник малой Родины) возрастная группа: подготовительная, 6-7лет Россия, Республика Татарстан, Агрызский

Башарова Светлана Явдатовна,«Лучший проект профориентационной работы в детском саду» в номинации «Профессии моей малой Родины»(поэт, композитор, художник малой Родины)возр...

«Нет ничего на свете краше, чем Родина наша. Моя Родина – Россия, моя малая Родина – Республика Башкортостан»

Тема: «Нет ничего на свете краше, чем Родина наша. Моя Родина – Россия, моя малая Родина – Республика Башкортостан»Цель: расширять представления детей о родном крае, ...

Открытое занятие с использованием регионального компонента «Любовь к малой Родине, как необходимое условие фундамента патриотического воспитания детей» Тема: «Моя малая Родина»

Открытое занятие с использованием регионального компонента «Любовь к малой Родине, как необходимое условие фундамента патриотическоговоспитания детей» Тема: «Моя малая...