Выступление на педагогическом совете «Использование дидактических материалов, пособий при обучении дошкольников истории родного города»
презентация к уроку (старшая группа)
Важно приобщать детей дошкольного возраста к культурным ценностям родного города, что становится для них первым шагом в освоении богатств мировой культуры, присвоении общечеловеческих ценностей, формировании личностной культуры.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 26.7 КБ |
![]() | 2.62 МБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад №8 «Рябинка» г. Котовска Тамбовской области
Выступление на педагогическом совете
«Использование дидактических материалов,
пособий при обучении дошкольников
истории родного города»
Разработала: воспитатель Жабина Е.Ю.
Котовск
2019
Слайд 1
Чувство Родины…
Слайд 2
Оно начинается у ребенка с отношения к семье, к близким людям, к матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением. Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой ребенок, чему он изумляется и что находит отклик в его душе. И хотя многие впечатления еще не осознанны им глубоко, но, пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль в становлении личности. Любовь к родному краю, знание его истории – основа на которой только и может осуществляться рост духовной культуры всего общества.
Слайд 3
Ученые пришли к выводу, что дошкольникам, с учетом их возрастных особенностей, легче понять и принять культуру своего близкого окружения, связи с чем важно приобщать их к культурным ценностям родного города, что становится для ребенка первым шагом в освоении богатств мировой культуры, присвоении общечеловеческих ценностей, формировании личностной культуры.
Слайд 4
Необходимость развития интересов у дошкольников в области краеведения связана и с социальным запросом общества: чем полнее, глубже и содержательнее будут знания воспитанников о родном крае, тем более действенными окажутся они в воспитании уважения к традициям своего народа, любви к родной природе и земле.
Средства краеведения необычайно богаты, так как включают в себя все виды знаний и деятельности человека. Это документы семей, альбомы, газеты, архивные и музейные документы и экспонаты, книги о природе, истории и культуре родного края. Это все объекты природы и социума, которые окружают ребенка, а, прежде всего – его семья, род, детский сад, школа, замечательные люди, общаясь с которыми можно чрезвычайно обогатить свою личность. Большую роль в ознакомлении дошкольников с родным краем играют и дидактические пособия, позволяющие опираться на слуховое, а также зрительное восприятие. Используя различные виды визуальных средств, активизируется работа детей, пробуждается их интерес и внимание, тем самым это способствует качественному усвоению материала. В процессе обучения дидактические материалы применяются с разными целями: для ознакомления с новым материалом, для закрепления полученных интегративных качеств, для испытания их усвоения.
Все дидактические материалы подразделяются на несколько видов.
Предметно-образные пособия включают в себя натуральные (к примеру, гербарии, коллекции минералов, чучела животных) и объёмно-образные дидактические материалы (модели, макеты, муляжи и др.)
Знаковые дидактические материалы - это предметные и сюжетные картинки, разнообразные карточки, портреты, аппликации, фото, фильмы, стенды, плакаты, мультимедийные презентации и другой демонстрационный материал.
Слайд 5
В процессе ознакомления с историей и культурой родного города с детьми нашей группы на начальном этапе были проведены экскурсии и беседы на темы: «С чего начинается Родина?», «Путешествие в прошлое города», «Улицы моего города», «Дом, в котором я живу», «Памятные места», а также использованы ИКТ для организации виртуальной экскурсии по городу Котовск.
Слайд 6
Далее для систематизации и закрепления знаний воспитанников используем дидактические игры с применением дидактического материала, которые занесены в картотеку.
Игра — основной вид деятельности ребёнка дошкольного возраста. Цель дидактической игры — сделать получаемую серьёзную и сложную по детским меркам информацию доступной, интересной, то есть «подстроить» процесс обучения под ребёнка, учитывая физиологические и психологические особенности каждой возрастной группы. Дидактическая игра является ведущим методом обучения, воспитания и развития детей дошкольного возраста.
Огромное значение имеют дидактические игры и в средней группе детского сада. Это обусловлено существенным ростом возможностей и способностей детей пятого года жизни, поскольку их психика становится более устойчивой, мышление от наглядно-действенного переходит к наглядо-образному.
Слайд 7
Для создания обучающей игры требуются специальные разработки, в том числе дидактические материалы и пособия. Подбирая или создавая дидактический материал, обращают внимание на возрастные особенности и основные потребности детей. В разном возрасте один и тот же дидактический материал может использоваться с разными целями.
Используя разнообразный материал, дидактические игры принято условно делить на три основные вида:
- игры с предметами и игрушками;
- настольно-печатные игры;
- словесные игры.
Слайд 8
В дидактических играх с предметами, направленных на ознакомление детей с родным городом, могут использоваться народные игрушки и реальные предметы народной культуры. Мы организуем сюжетно-дидактические игры (дети входят в роли продавца, покупателя, парикмахера, доктора) и игры-инсценировки, игры с природным материалом (семена растений, листья, разнообразные цветы, камешки, ракушки), которые позволяют закрепить знания детей об окружающей их природной среде, непосредственно соприкоснуться с природой родного города. Это игра и «Чудесный мешочек», и «Скажи какой?», и «Найди, о чем я расскажу» и т.п.
Слайд 9
Следующий вид дидактических игр, словесные, тоже могут быть использованы при ознакомлении детей с родным городом. Эти игры построены на словах и действиях играющих. В таких играх дети учатся, опираясь на имеющиеся представления об особенностях родной страны, о разнообразии народностей, своеобразии природы, углублять эти знания, так как здесь требуется использование приобретенных ранее знаний в новых связях, в иных обстоятельствах. Дети должны самостоятельно решать разнообразные мыслительные задачи: описывать отличительные особенности самых известных зданий города, отгадывать по описанию центры культуры города, находить признаки сходства и различия в особенностях городских улиц, группировать предметы по различным свойствам, признакам и др. Для детей пятого года жизни используются различные виды дидактических пособий, позволяющих опираться на слуховое, а также зрительное восприятие. В старшем дошкольном возрасте, когда у детей начинает активно формироваться логическое мышление, словесные игры чаще используют в целях формирования мыслительной деятельности, самостоятельности в решении задач. Словесные игры наиболее сложны для детей, но необходимы для их всестороннего и полного развития.
При ознакомлении детей с родным городом больше возможностей у настольно-печатных дидактических игр, так как они разнообразны по видам. Это парные картинки, лото, домино, разнообразные картинки, мозаика, лабиринт. К тому же эти дидактические игры представляют собой наглядные модели.
На следующих слайдах представлены дидактические игры, разработанные и изготовленные нами, которые пополнили среду группы. Слайд 10,11,12,13,14,15
Слайд 16
Данное направление работы по патриотическому воспитанию детей мы считаем очень необходимым. Дети нашей группы 4 – 5 лет лишь только в начале своего пути – пути знаний о своей малой Родине. Поэтому о результатах работы пока говорить сложно, предстоит большая работа по ознакомлению детей с Котовском и наша дидактическая копилка еще будет пополняться новыми материалами.
Слайд 17
Эффективность использования дидактических пособий, материалов и игр обеспечивается при условии их объединения в единую систему и соблюдения выделенных принципов построения: специальном отборе, видоизменении, создании новых по содержанию игр, учете механизма формирования потребности; дифференцированном подходе к детям; проецировании педагогического влияния; поэтапной реализации всех серий игр. Таким образом, целесообразность использования дидактических пособий и материалов, игр при формировании знаний о родном городе у детей дошкольного возраста, заключается в том, что дети непосредственно в игровой деятельности, незаметно для себя, смогут приобрести и закрепить знания о родном городе, в игровых действиях смогут проявить свое эмоциональное отношение к нему. Использование данных игр в воспитательно - образовательном процессе с детьми в детском саду и индивидуально с ребенком позволит также решать и задачи патриотического воспитания.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
“Ты вспоминаешь не страну большую, Которую изъездил и узнал. Ты вспоминаешь Родину такую, Какой её ты в детстве увидал” Константин Симонов
Академик Д.С. Лихачёв отмечал: «Любовь к родному краю, родной культуре, родной речи начинается с малого – с любви к своей семье, к своему жилищу, к своему детскому саду. Постепенно расширяясь, эта любовь переходит в любовь к родной стране, к её истории, прошлому и настоящему, ко всему человечеству»
В се дидактические материалы подразделяются на: Предметно-образные пособия включают в себя натуральные (к примеру, гербарии, коллекции минералов, чучела животных) и объёмно-образные дидактические материалы (модели, макеты, муляжи и др.) Знаковые дидактические материалы - это предметные и сюжетные картинки, разнообразные карточки, портреты, аппликации, фото, фильмы, стенды, плакаты, мультимедийные презентации и другой демонстрационный материал.
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 8 «Рябинка» г. Котовска Тамбовской области КАРТОТЕКА ИГР ПРИ ОБУЧЕНИИ ДЕТЕЙ ИСТОРИИ РОДНОГО ГОРОДА ГРУППА №8
игры с предметами и игрушками Используя разнообразный материал, дидактические игры принято условно делить на три основные вида словесные игры настольно-печатные игры
Словесные игры наиболее сложны для детей, но необходимы для их всестороннего и полного развития. «Где что можно делать?» «Какая, какой, какое?» «Вредные – полезные советы» «Отгадай-ка» «Радио» «Где был Незнайка?» «Похож – не похож» «Кому что нужно?» «Назови одним словом» «Помощники» «Раздаем имена» «Продолжи» «Так бывает или нет?» «Котовские загадки» «Один – много» «Скажи со словом «городской» «Кто подберет больше слов» «Узнай по описанию» «Времена года в городе» «Достопримечательности города Котовска» «Вот моя улица, вот мой дом». «Интервью». «Город будущего» «Четвертый лишний» «Кем я буду?» Альбом « Город Котовск» «Скажи городу комплимент»
игра «СОБЕРИ ГЕРБ» игра «РАСКРАСЬ ГЕРБ» Цель: овладение знаниями о символике города путем сбора целого из частей, подбора цветовой гаммы рисунка. игра «КОМУ, ЧТО НУЖНО ДЛЯ РАБОТЫ» Цель: формирование представлений дошкольников о труде людей разных профессий . игра «ПОСАДИ ЦВЕТОК У…» (музея, на площади и т.д.) Цель: формирование у детей умения различать и называть достопримечательности, здания, виды Котовска. игра «НАРЯДИ НЕВАЛЯШКУ» Цель: овладение знаниями о символике города путем развития сенсорных представлений.
игра «УЗНАЙ ГЕРБ» Цель: создание условий для получения знаний о гербе родного города. игра «НАЙДИ ОТЛИЧИЯ» (старый и новый город) Цель: овладение приемами сравнения современных и старинных зданий и сооружений города. игра «ЛОГИЧЕСКАЯ ЦЕПОЧКА» (мир профессий и организаций города) Цель: формирование знаний об организациях города и людях, работающих в них. игра «ДВЕРНАЯ СКВАЖИНА» Цель: формирование у детей умения различать и называть достопримечательности, здания, виды Котовска.
игра «ЧТО СНАЧАЛА, ЧТО ПОТОМ» (продукция предприятий города) Цель: освоение умения составлять последовательные ряды производства продукций предприятий города Котовска.
игра «НАЙДИ ПАРУ» Цель: создание условий для увеличения активного словарного запаса детей при изучении видов родного города. игра «ЧТО, ГДЕ ПРОИЗВОДИТСЯ» Цель: овладение приемами соотношения предприятия города и производимой им продукции. игра «ЖИЛОЕ – НЕЖИЛОЕ» Цель: овладение умениями различать изображенные здания города по их назначению. игра «СДЕЛАЕМ ГОРОД ЛУЧШЕ!» Цель: формирование чувства ответственности за судьбу своей малой Родины.
игра «НАЙДИ ЖИВОТНОЕ ПО ТЕНИ» (животные Тамбовского края) Цель: овладение детьми представлениями о птицах, зверях, рыбах нашего края. игра «ГЕОГРАФИЧЕСКАЯ МАТРЕШКА» Цель: формирование понятий о планете, стране, городе и их взаимном расположении. игра «ВРЕМЕНА ГОДА В КОТОВСКЕ» Цель: овладение детьми знаний о временах года путем анализа фото города Котовска.
игра «ЛАБИРИНТ» Цель: овладение детьми знаний о родном городе с помощью приемов ориентировки в пространстве. игра «ЧЕТВЕРТЫЙ ЛИШНИЙ» Цель: овладение детьми знаний о родном городе, используя приемы анализа и синтеза. игра «КАК ЗОВУТ ТЕБЯ ДЕРЕВЦЕ?» игра «С КАКОГО ДЕРЕВА ЛИСТОК?» (деревья Тамбовского края) Цель: формирование умений называния характерных особенностей разных видов деревьев, растущих в городе. игра «КОТОВСКОЕ ЛОТО» Цель : создание условий для знакомства детей с достопримечательностями, зданиями, видами Котовска.
Перспективы работы Продолжать расширять и конкретизировать знания детей о родном городе, крае, его традициях, промыслах Пополнять дидактическую копилку новыми материалами Создать совместно с родителями макет города «Мой родной город»
Средь сосен и дубов, среди берёз - Расти и процветай, наш город, наш Котовск! Ты наша крепость среди бурь и гроз - Благословен будь, город наш - Котовск!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на педагогическом совете «Использование игровых технологий в организации работы ранней профориентации дошкольников» (презентация проекта «Все профессии важны, все профессии важны» для детей среднего возраста)
Выступление на педагогическом совете «Использование игровых технологий в организации работы ранней профориентации дошкольников» (презентация проекта «Все профессии важны, все профессии важны» для ...

Презентация выступления на педагогическом совете "Использование мультимедийных презентаций в организованной деятельности по музыкальному воспитанию дошкольников"
Выступление на педагогическом совете...
Выступление на педагогическом совете. Использование средств ИКТ в работе с дошкольниками на занятии по ФЭМП.
Выступление на педагогическом совете.Использование средств ИКТ в работе с дошкольниками на занятии по ФЭМП....

Выступление на педагогическом совете: «Использование малых фольклорных форм в проектной деятельности по развитию связной речи дошкольников»
Одним из недостаточно изученных вопросов педагогики является фольклорное творчество, которое в прошлом нашего народа имело большое значение.Ссылка на проект по данной тематике:https://nsportal.ru/det...

Выступление на педагогическом совете "Значение дидактических игр в трудовом воспитании дошкольников."
Значение дидактических игр в трудовом воспитании дошкольников. "Самое большое богатство, которое отец можетоставить сыну в наследство, научить его трудиться". К Д. Ушинский...

Выступление на педагогическом совете.Использование интерактивного метода «Сторителлинг» для развития речи и воображения дошкольников с задержкой речевого развития.
Выбирая тему по самообразованию,я обратила внимание на иновационную технологию «Сторителлинг». Она заинтересовала меня тем, что позволяет расширить возможности для коррекции р...

Выступление на педагогическом совете «Использование связной речи у дошкольников в проектной деятельности»
Перед человеком к разуму три пути: Путь размышления - самый благородный; Путь подражания - самый лёгкий; Пу...