Выступление на педагогическом совете «Использование дидактических материалов, пособий при обучении дошкольников истории родного города»
презентация к уроку (старшая группа)

Жабина Елена Юрьевна

Важно приобщать детей дошкольного возраста к культурным ценностям родного города, что становится для них первым шагом в освоении богатств мировой культуры, присвоении общечеловеческих ценностей, формировании личностной культуры.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад №8 «Рябинка» г. Котовска Тамбовской области

Выступление на педагогическом совете

«Использование дидактических материалов,

пособий при обучении дошкольников

истории родного города»

Разработала: воспитатель Жабина Е.Ю.

Котовск

                                                              2019

Слайд 1

        Чувство Родины…

Слайд 2

        Оно начинается у ребенка с отношения  к семье, к близким людям, к матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением. Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой ребенок, чему он изумляется и  что находит отклик в его душе. И хотя многие впечатления еще не осознанны им глубоко, но, пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль в становлении личности. Любовь к родному краю, знание его истории – основа на которой только и может осуществляться рост духовной культуры всего общества.

Слайд 3

        Ученые пришли к выводу, что дошкольникам, с учетом их возрастных особенностей, легче понять и принять культуру своего близкого окружения,  связи с чем важно приобщать их к культурным ценностям родного города, что становится для ребенка первым шагом в освоении богатств мировой культуры, присвоении общечеловеческих ценностей, формировании личностной культуры.

Слайд 4

Необходимость развития интересов у дошкольников в области краеведения связана и с социальным запросом общества: чем полнее, глубже и содержательнее будут знания воспитанников о родном крае,  тем более действенными окажутся они в воспитании уважения к традициям своего народа, любви к родной природе и земле.

Средства краеведения необычайно богаты, так как включают в себя все виды знаний и деятельности человека. Это документы семей, альбомы, газеты, архивные  и музейные документы и экспонаты, книги о природе,  истории  и культуре родного края. Это все объекты природы и социума, которые окружают ребенка, а, прежде всего – его семья, род, детский сад, школа, замечательные люди, общаясь с которыми можно чрезвычайно обогатить свою личность.  Большую роль в ознакомлении дошкольников с родным краем играют и дидактические пособия, позволяющие опираться на слуховое, а также зрительное восприятие. Используя различные виды визуальных средств, активизируется работа детей, пробуждается их интерес и внимание, тем самым это способствует качественному усвоению материала. В процессе обучения дидактические материалы применяются с разными целями: для ознакомления с новым материалом, для закрепления полученных интегративных качеств, для испытания их усвоения.

Все дидактические материалы подразделяются на несколько видов.

Предметно-образные пособия включают в себя натуральные (к примеру, гербарии, коллекции минералов, чучела животных) и объёмно-образные дидактические материалы (модели, макеты, муляжи и др.)

Знаковые дидактические материалы - это  предметные и сюжетные картинки, разнообразные карточки, портреты, аппликации, фото, фильмы, стенды, плакаты, мультимедийные презентации и другой демонстрационный материал.

 Слайд 5

В процессе ознакомления с историей и культурой родного города с детьми  нашей группы на начальном  этапе были проведены  экскурсии и беседы на темы: «С чего начинается Родина?», «Путешествие в прошлое города», «Улицы моего города», «Дом, в котором я живу», «Памятные места», а также  использованы ИКТ для организации виртуальной экскурсии по городу Котовск.

Слайд 6

Далее для систематизации и закрепления знаний воспитанников используем  дидактические игры с применением дидактического материала, которые занесены в картотеку.

Игра — основной вид деятельности ребёнка дошкольного возраста. Цель дидактической игры — сделать получаемую серьёзную и сложную по детским меркам информацию доступной, интересной, то есть «подстроить» процесс обучения под ребёнка, учитывая физиологические и психологические особенности каждой возрастной группы. Дидактическая игра является ведущим методом обучения, воспитания и развития детей дошкольного возраста.

Огромное значение имеют дидактические игры и в средней группе детского сада. Это обусловлено существенным ростом возможностей и способностей детей пятого года жизни, поскольку их психика становится более устойчивой, мышление от наглядно-действенного переходит к наглядо-образному.

Слайд 7

Для создания обучающей игры требуются специальные разработки, в том числе дидактические материалы и пособия. Подбирая или создавая дидактический материал, обращают внимание на возрастные особенности и основные потребности детей. В разном возрасте один и тот же дидактический материал может использоваться с разными целями.

Используя разнообразный материал, дидактические игры принято условно делить на три основные вида:

- игры с предметами и игрушками;

- настольно-печатные игры;

- словесные игры.

Слайд 8

В  дидактических играх с предметами, направленных на ознакомление детей с родным городом, могут использоваться народные игрушки и реальные предметы народной культуры. Мы организуем  сюжетно-дидактические игры (дети входят в роли продавца, покупателя, парикмахера, доктора) и игры-инсценировки, игры с природным материалом (семена растений, листья, разнообразные цветы, камешки, ракушки), которые  позволяют закрепить знания детей об окружающей их природной среде, непосредственно соприкоснуться  с природой родного города. Это игра и «Чудесный мешочек», и  «Скажи какой?», и «Найди, о чем я расскажу» и т.п.

Слайд 9

Следующий вид дидактических игр, словесные, тоже могут быть использованы при ознакомлении детей с родным городом. Эти игры построены на словах и действиях играющих. В таких играх дети учатся, опираясь на имеющиеся представления об особенностях родной страны, о разнообразии народностей, своеобразии природы, углублять эти знания, так как здесь требуется использование приобретенных ранее знаний в новых связях, в иных обстоятельствах. Дети должны самостоятельно решать разнообразные мыслительные задачи: описывать отличительные особенности самых известных зданий города, отгадывать по описанию центры культуры города, находить признаки сходства и различия в особенностях городских улиц, группировать предметы по различным свойствам, признакам и др. Для детей пятого года жизни используются различные виды дидактических  пособий, позволяющих опираться на слуховое, а также зрительное восприятие. В старшем дошкольном возрасте, когда у детей начинает активно формироваться логическое мышление, словесные игры чаще используют в целях формирования мыслительной деятельности, самостоятельности в решении задач. Словесные игры наиболее сложны для детей, но необходимы для их всестороннего и полного развития.

При ознакомлении детей с родным городом больше возможностей у настольно-печатных дидактических игр, так как они разнообразны по видам. Это парные картинки, лото, домино, разнообразные картинки, мозаика, лабиринт. К тому же эти дидактические игры представляют собой наглядные модели.

На  следующих слайдах представлены дидактические игры, разработанные и изготовленные нами, которые пополнили среду группы. Слайд 10,11,12,13,14,15

Слайд 16

Данное направление работы по патриотическому воспитанию детей мы считаем очень необходимым. Дети нашей группы 4 – 5 лет лишь только в начале своего пути – пути знаний о  своей малой Родине. Поэтому о результатах работы пока говорить сложно, предстоит большая работа по ознакомлению детей с Котовском и наша дидактическая копилка еще будет пополняться новыми материалами.

Слайд 17

Эффективность использования дидактических пособий, материалов и  игр обеспечивается при условии их объединения в единую систему и соблюдения выделенных принципов построения: специальном отборе, видоизменении, создании новых по содержанию игр, учете механизма формирования потребности; дифференцированном подходе к детям; проецировании педагогического влияния; поэтапной реализации всех серий игр. Таким образом, целесообразность использования дидактических пособий и материалов, игр при формировании знаний о родном городе у детей  дошкольного возраста, заключается в том, что дети непосредственно в игровой деятельности, незаметно для себя, смогут приобрести и закрепить знания о родном городе, в игровых действиях смогут проявить свое эмоциональное отношение к нему. Использование данных игр в воспитательно - образовательном процессе с детьми в детском саду и индивидуально с ребенком позволит также решать и задачи патриотического воспитания.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Использование дидактических материалов, пособий при обучении дошкольников истории родного города Выполнила: воспитатель Жабина Елена Юрьевна

Слайд 2

“Ты вспоминаешь не страну большую, Которую изъездил и узнал. Ты вспоминаешь Родину такую, Какой её ты в детстве увидал” Константин Симонов

Слайд 3

Академик Д.С. Лихачёв отмечал: «Любовь к родному краю, родной культуре, родной речи начинается с малого – с любви к своей семье, к своему жилищу, к своему детскому саду. Постепенно расширяясь, эта любовь переходит в любовь к родной стране, к её истории, прошлому и настоящему, ко всему человечеству»

Слайд 4

В се дидактические материалы подразделяются на: Предметно-образные пособия включают в себя натуральные (к примеру, гербарии, коллекции минералов, чучела животных) и объёмно-образные дидактические материалы (модели, макеты, муляжи и др.) Знаковые дидактические материалы - это предметные и сюжетные картинки, разнообразные карточки, портреты, аппликации, фото, фильмы, стенды, плакаты, мультимедийные презентации и другой демонстрационный материал.

Слайд 6

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 8 «Рябинка» г. Котовска Тамбовской области КАРТОТЕКА ИГР ПРИ ОБУЧЕНИИ ДЕТЕЙ ИСТОРИИ РОДНОГО ГОРОДА ГРУППА №8

Слайд 7

игры с предметами и игрушками Используя разнообразный материал, дидактические игры принято условно делить на три основные вида словесные игры настольно-печатные игры

Слайд 9

Словесные игры наиболее сложны для детей, но необходимы для их всестороннего и полного развития. «Где что можно делать?» «Какая, какой, какое?» «Вредные – полезные советы» «Отгадай-ка» «Радио» «Где был Незнайка?» «Похож – не похож» «Кому что нужно?» «Назови одним словом» «Помощники» «Раздаем имена» «Продолжи» «Так бывает или нет?» «Котовские загадки» «Один – много» «Скажи со словом «городской» «Кто подберет больше слов» «Узнай по описанию» «Времена года в городе» «Достопримечательности города Котовска» «Вот моя улица, вот мой дом». «Интервью». «Город будущего» «Четвертый лишний» «Кем я буду?» Альбом « Город Котовск» «Скажи городу комплимент»

Слайд 10

игра «СОБЕРИ ГЕРБ» игра «РАСКРАСЬ ГЕРБ» Цель: овладение знаниями о символике города путем сбора целого из частей, подбора цветовой гаммы рисунка. игра «КОМУ, ЧТО НУЖНО ДЛЯ РАБОТЫ» Цель: формирование представлений дошкольников о труде людей разных профессий . игра «ПОСАДИ ЦВЕТОК У…» (музея, на площади и т.д.) Цель: формирование у детей умения различать и называть достопримечательности, здания, виды Котовска. игра «НАРЯДИ НЕВАЛЯШКУ» Цель: овладение знаниями о символике города путем развития сенсорных представлений.

Слайд 11

игра «УЗНАЙ ГЕРБ» Цель: создание условий для получения знаний о гербе родного города. игра «НАЙДИ ОТЛИЧИЯ» (старый и новый город) Цель: овладение приемами сравнения современных и старинных зданий и сооружений города. игра «ЛОГИЧЕСКАЯ ЦЕПОЧКА» (мир профессий и организаций города) Цель: формирование знаний об организациях города и людях, работающих в них. игра «ДВЕРНАЯ СКВАЖИНА» Цель: формирование у детей умения различать и называть достопримечательности, здания, виды Котовска.

Слайд 12

игра «ЧТО СНАЧАЛА, ЧТО ПОТОМ» (продукция предприятий города) Цель: освоение умения составлять последовательные ряды производства продукций предприятий города Котовска.

Слайд 13

игра «НАЙДИ ПАРУ» Цель: создание условий для увеличения активного словарного запаса детей при изучении видов родного города. игра «ЧТО, ГДЕ ПРОИЗВОДИТСЯ» Цель: овладение приемами соотношения предприятия города и производимой им продукции. игра «ЖИЛОЕ – НЕЖИЛОЕ» Цель: овладение умениями различать изображенные здания города по их назначению. игра «СДЕЛАЕМ ГОРОД ЛУЧШЕ!» Цель: формирование чувства ответственности за судьбу своей малой Родины.

Слайд 14

игра «НАЙДИ ЖИВОТНОЕ ПО ТЕНИ» (животные Тамбовского края) Цель: овладение детьми представлениями о птицах, зверях, рыбах нашего края. игра «ГЕОГРАФИЧЕСКАЯ МАТРЕШКА» Цель: формирование понятий о планете, стране, городе и их взаимном расположении. игра «ВРЕМЕНА ГОДА В КОТОВСКЕ» Цель: овладение детьми знаний о временах года путем анализа фото города Котовска.

Слайд 15

игра «ЛАБИРИНТ» Цель: овладение детьми знаний о родном городе с помощью приемов ориентировки в пространстве. игра «ЧЕТВЕРТЫЙ ЛИШНИЙ» Цель: овладение детьми знаний о родном городе, используя приемы анализа и синтеза. игра «КАК ЗОВУТ ТЕБЯ ДЕРЕВЦЕ?» игра «С КАКОГО ДЕРЕВА ЛИСТОК?» (деревья Тамбовского края) Цель: формирование умений называния характерных особенностей разных видов деревьев, растущих в городе. игра «КОТОВСКОЕ ЛОТО» Цель : создание условий для знакомства детей с достопримечательностями, зданиями, видами Котовска.

Слайд 16

Перспективы работы Продолжать расширять и конкретизировать знания детей о родном городе, крае, его традициях, промыслах Пополнять дидактическую копилку новыми материалами Создать совместно с родителями макет города «Мой родной город»

Слайд 17

Средь сосен и дубов, среди берёз - Расти и процветай, наш город, наш Котовск! Ты наша крепость среди бурь и гроз - Благословен будь, город наш - Котовск!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на педагогическом совете «Использование игровых технологий в организации работы ранней профориентации дошкольников» (презентация проекта «Все профессии важны, все профессии важны» для детей среднего возраста)

Выступление на педагогическом совете «Использование игровых технологий в организации работы ранней профориентации дошкольников» (презентация проекта «Все профессии важны, все профессии важны» для ...

Выступление на педагогическом совете. Использование средств ИКТ в работе с дошкольниками на занятии по ФЭМП.

Выступление на педагогическом совете.Использование средств ИКТ в работе с дошкольниками на занятии по ФЭМП....

Выступление на педагогическом совете: «Использование малых фольклорных форм в проектной деятельности по развитию связной речи дошкольников»

Одним из недостаточно изученных вопросов педагогики является фольклорное творчество, которое в прошлом нашего народа имело большое значение.Ссылка на проект по данной тематике:https://nsportal.ru/det...

Выступление на педагогическом совете "Значение дидактических игр в трудовом воспитании дошкольников."

Значение дидактических игр в трудовом воспитании дошкольников.    "Самое большое богатство, которое отец можетоставить сыну в наследство, научить его трудиться". К Д. Ушинский...

Выступление на педагогическом совете.Использование интерактивного метода «Сторителлинг» для развития речи и воображения дошкольников с задержкой речевого развития.

Выбирая тему по самообразованию,я обратила внимание на иновационную технологию  «Сторителлинг». Она заинтересовала меня тем, что позволяет расширить возможности для коррекции р...

Выступление на педагогическом совете " Использование дидактических игр в развитие речи детей 1,5-3 лет"

Речь - это одно из важнейших приобретений в жизни человека. Именно приобретений, потому что речь не дана нам от рождения. Должен пройти какой-то временной промежуток, чтобы ребёнок начал произносить с...