Конспект НОД по нравственно патриотическому воспитанию «Белгородчина- малый уголок великой России»
план-конспект занятия (старшая группа)

Кошелькова Светлана Александровна

Тема: «Белгородчина- малый уголок великой России».

Цель: Познакомить дошкольников  с историей традиционных промыслов Белгородчины.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект НОД по нравственно патриотическому воспитанию.

Тема: «Белгородчина- малый уголок великой России».

Цель: Познакомить дошкольников  с историей традиционных промыслов Белгородчины.

Задачи: 

Развивающие:

  • Развивать познавательный интерес к народному творчеству, к родной природе, к окружающему миру.
  • Развивать умение видеть и понимать красоту окружающей жизни, творить красоту своими руками.

Образовательные:

  • Формировать у дошкольников интерес к образцам декоративно – прикладного искусства и художественным промыслам.
  • Формировать культуру бережного отношения к родному краю.

Воспитывающие:

  • Воспитывать у дошкольников любовь к родной земле, уважение к традициям Белгородчины, её культуре и людям труда.
  • Воспитывать чувство ответственности и гордости за достижения родного края.

Материалы и оборудование: Заготовка сундуков, гуашь, кисти, салфетки, непроливайка с водой для каждого ребенка, магнитофон, записи оркестра народных инструментов, «русская изба».

Ход НОД.  Орг. момент. 

Воспитатель в народном костюме встречает детей:

- Здравствуйте девицы да добры молодцы. Поклон вам люди добрые.

Эмоциональная настройка. 
Воспитатель: Я кудельку пряла, вас в гости ждала. Посмотрите, у меня в руке клубочек, но не простой, а волшебный. Мы будем передавать его друг другу и вложим в него наше хорошее настроение. Передавая, называйте свои имена, так мы с вами познакомимся. (Дети передают клубочек друг другу из рук в руки). А теперь возьмитесь за руки и закройте глаза. Посмотрите, что стало с нашим клубочком? Мы передали ему наше хорошее настроение, и он стал большим. И так как наш клубочек волшебный, он будет сегодня нашим помощником.

Ой, а куда это он меня ведет? (на столе лежит карта Белгородской области)

Дети, что это такое? (ответы детей)

Правильно – это карта нашей области. А как называется наша область? (ответы детей)

Правильно, Белгородская область. Наша область очень большая, она поделена на районы.

А в каком районе вы живете? (ответы детей)

Правильно, дети мы с вами живем в Валуйском районе.

Дети, я живу в поселке Уразово. А вы где живете? (ответы детей)

А давайте – ка попросим наш волшебный клубочек показать наш район на карте.

- Ты катись, катись клубок, через запад на восток. Покажи нам все дорожки, где прошли бы наши ножки. (находят на карте Валуйский район, показывает Уразово и Валуйки)

Поселок Уразово и город Валуйки является частицей нашего края.

Как называется наш край? (Белгородчина).

 Ребята, любой край, город, даже небольшое село, по - своему неповторимы. Красота родных мест надолго сохраняется в душе человека. В каждом месте своя природа, свои традиции, свой быт.

- Ребята, как вы уже знаете, русский человек всегда очень много работал. Даже на гулянье или на посиделки девушки не ходили без работы, руки всегда были заняты делом. А ну-ка, вспомните поговорки о труде.

- Труд человека кормит, а лень портит.

 - Какова пряха, такова на ней и рубаха.

 - Кто любит трудиться, тому без дела не сидится.

 - Скучен день до вечера, коли делать нечего.

 - Землю красит солнце, а человека - труд.

- Какие замечательные поговорки.

Как вы думаете, о чем мы с вами сегодня поговорим?

- Правильно, сегодня речь пойдет о труде народа. Только о труде народа в старину.

(Воспитатель роняет клубочек, который катится в избу)

Давайте пройдем за клубочком. Куда мы попали? (ответы детей). Правильно, мы с вами попали в старинную избу. Посмотрите, что вы здесь видите? (предметы быта домашнего обихода). Из чего сделаны предметы обихода? (дерево, глина, железо, ткань), Все эти предметы были сделаны руками людей.

В нашем крае жил и живет трудолюбивый народ. Какими только ремеслами не занимались люди.

- А что такое ремесло? (Это слово обозначает разные виды работ, в основном рукодельное мастерство).

       Белгородчина издавна была известна своими ремеслами. Одним из таких ремесел было гончарное ремесло.

Гончарное искусство изначально развивалось как ремесло, служившее для изготовления емкостей для приемов пищи или сосудов, в которых хранятся сыпучие и жидкие материалы. Изделия эти изготавливались из глины, обрабатывались на специальном гончарном круге, затем готовое изделие обжигали в печи, после чего они становились крепкими и не боялись огня в них готовили пищу.

Центром гончарного ремесла на Белгородчине являлся Борисовский район, где по сей день проживают талантливые умельцы, и существует довольно крупный завод по производству глиняных и керамических изделий. (показ изделий гончаров)

На Белгородчине было развито и кузнечное ремесло.

-А как вы думаете, что делали кузнецы? (ответы детей)

Белгородские кузнецы снабжали землепашцев косами и серпами, воинов - оружием, создавали такие необходимые для хозяйства вещи как ключи, ножи, иглы, рыболовные крючки, замки и многое другое. Также изготовлялись различные украшения и амулеты.

У кузнеца была кропотливая и нелегкая работа. Работать ему приходилось у горячей печи – горн. Разогретое железо клали на наковальню и молотом формировали изделия. Горячее железо легко гнулось в руках умелого мастера. (показ изделий кузнецов)

Наряду с гончарным, кузнечным ремеслом, было еще плетение из лозы.

Плетение - это одно из старинных ремёсел. Плетение из лозы, ивы и бересты древнее ремесло, возникшее намного раньше гончарного дела.

Изделия из лозы очень прочные и при этом лёгкие и удобные.

-Для чего применяли изделия из лозы? (ответы детей)

Правильно, плетёные изделия широко применяют в домашнем обиходе.

Наш край с давних времен славился своими мастерами по плетению корзин, ажурных оплеток для бутылей и посуды, подставок (показ изделий из лозы).

 Не могли обходиться крестьяне без предметов домашнего обихода. А какие вы знаете эти предметы домашнего обихода? (Ответы детей.) Ложки, миски, корыта, столы, мебель, одежда. А вот такую загадку вы отгадаете?

Есть у бабушки-старушки

Очень маленький секрет:

Все она упрямо прячет, 

Чтоб не смог добраться внук. 

Есть у бабушки в светелке

 Ветхий старенький…

Ответ: Сундук

Ой, дети, посмотрите, наш клубочек привел нас к сундуку. Давайте обратим внимание на сундучок.

 В старину особое внимание уделялось изготовлению сундуков.  (Дети рассматривают сундучок.)

− Ребята, как вы думаете, для чего использовались сундуки? (Ответы детей.)

В сундуках хранились драгоценности, ценные вещи. Изготавливали их, в основном, из дерева, с крышкой и замком. Сундуки могли быть разных размеров. При изготовлении сундука требовалась работа нескольких мастеров. Сам сундук мастерил плотник. Замки и ручки для сундука изготавливал кузнец. Сундук мог быть просто белым, а были сундуки, украшенные богатой резьбой и росписью. Роспись сундуков называлась малярным ремеслом.

Давайте с вами рассмотрим  расписной сундук. Каждый мастер придумывал свой узор.

Как вы думаете, каким ремеслом  мы сейчас с вами можем  заняться?  (Ответы детей.)

Правильно, мы с вами будем заниматься малярным ремеслом.

А чем занимается мастер малярного ремесла? (Ответы детей.) Правильно, росписью. Мы с вами и будем расписывать сундуки.

Но прежде, чем преступить к работе, нам нужно размяться.

Физкультминутка:

Хоровод.

Посреди двора березка ненаглядная стоит

и зелеными глазами очень ласково глядит

Мы вокруг нее гуляем, тихо ветви шелестят

Ветерочек  их качает, приглашает к ней ребят

Подойдем к березке ближе и тихонько отойдем

Мы прощаемся с березкой и поклон ей низкий шлем.

Теперь мы смело можем заняться делом. Займите свои рабочие места.

Какой предмет домашнего обихода находиться у вас на столе? (Ответы детей.)  Это сундучок. И  мы сегодня побудем мастерами малярного ремесла и расписывать сундук.

 Но прежде всего мы должны повторить правила безопасной работы. (Дети рассказывают о правилах.)  Аккуратно обращаться с кистью, стараться, чтобы краска не попадала на кожу.

Спину держите ровно, не делайте резких движений.

Я напомню вам правила рисования красками.

Правила рисования краской.

  1. Кисть нужно держать между тремя пальцами за железным наконечником.
  2. Чтобы рисовать тонкую линию, кисть нужно держать палочкой вверх и касаться бумаги только концом кисти.
  3. Вести линии нужно сразу, не останавливаясь.
  4. Чтобы убрать лишнюю воду с кисти, пользуйтесь салфетками.

Теперь можно приступать к работе. (под музыку народных инструментов)

В старину у мастеров вся работа лучше спорилась под песни. Мы будем работать под музыку народных инструментов.

− Сундучки «расписаны». Пора расставить их в избе.

- Ой, а что это мне шепчет наш клубочек? (прислушивается)

-А, подарок?

- Клубочек предлагает подарить расписанные сундучки нашим гостям.

Дети дарят сундучки гостям.

 - А оставшиеся сундучки давайте поставим в избу. Посмотрите, как нарядилась наша изба от ваших расписных сундучков.

Дети, давайте станем в круг. (передавая клубочек задает детям вопросы)

Какие ремесла являются традиционными для нашего края? (гончарный, кузнечный, малярный…)

А каким ремеслом занимались мы?

Какие предметы быта вы знаете?

А для чего предназначен сундук?

Как вы думаете, мы с вами хорошо справились с работой?

Я тоже так считаю, вы по - праву можете считаться мастерами своего дела.

Давайте положим наш волшебный клубочек в сундук, чтобы он сохранил наше хорошее настроение до следующей встречи.

 Порадовали меня, спасибо!
               Заходите еще ко мне на огонек в следующий раз, 
               Буду рада видеть вас! (кланяется, уходит)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по нравственно – патриотическому воспитанию: «Моя малая Родина»

Продолжаю знакомить с символикой Республики Татарстан, родного поселка, любить свой край....

конспект НОД по нравственно-патриотическому воспитанию "Экскурсия в музей Великой отечественной войны"

Использование данного материала способстует развитию у детей патриотических чувств через знакомство с героическим прошлым нашей страны. Занятие может потребовать специальной подготовки (в зависимости ...

Конспект НОД по нравственно-патриотическому воспитанию детей Тема: «Государственные символы России – флаг, гимн, герб»

Программное содержание:1. Расширять представления детей о многообразии стран, наций их населяющих, закреплять умение находить на карте Россию, столицу страны.2. Закрепить и обобщить знания детей о гос...

Конспект занятия по нравственно-патриотическому воспитанию во второй младшей группе «Россия – Родина моя» (символика, столица, областной центр) Воспитатель : Заикина Елена Леонидовна

Конспект занятия по нравственно-патриотическому воспитанию во второй  младшей группе  «Россия – Родина моя» (символика, столица, областной центр) Воспитатель : За...

Конспект занятия по нравственно-патриотическому воспитанию «Моя малая родина» для детей подготовительной к школе группы

Конспект  занятия  по нравственно-патриотическому  воспитанию  «Моя   малая   родина»для   детей  подготовительной  к  школ...

Конспект занятия по нравственно-патриотическому воспитанию на тему: «Герои Великой Отечественной войны»

Воспитание гражданственности и патриотизма, духовно-нравственных ценностей у детей старшего дошкольного возраста....