Статья "Тема родного края с тихах местных поэтов при работе с детьми старшего возраста"
статья (старшая группа)

Фазлиахметова Танзиля Линнуровна

"Тема родного края с тихах местных поэтов при работе с детьми старшего возраста"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tema_rodnogo_kraya_v_stihah_mestnyh_poetov.docx23.73 КБ

Предварительный просмотр:

Тема родного края в стихах местных поэтов при работе с детьми старшего возраста.

1.У каждого человека есть свой любимый город, поселок, село, чаще им является то место, где человек родился или провел много времени. Любовь к родине начинается с любви к своему городу, селу, окружающим людям, к природе. Быть патриотом - значит ощущать себя неотъемлемой частью Отечества. Это сложное чувство возникает еще в дошкольном детстве, когда закладываются основы ценностного отношения к окружающему миру и воспитания любви к своим ближним, к детскому саду, родным местам, родной стране.

2.Формирование у детей дошкольного возраста системы знаний о родном крае является одним из условий духовно-нравственного становления личности. Кроме того, краеведческий материал расширяет кругозор детей, развивает интеллект, становится основой, фундаментом понимания детьми других, более далеких краев и областей. Необходимо развить у детей познавательный интерес к родному краю, желание узнать как можно больше о своей «маленькой Родине». Любовь к малой Родине связана у ребенка с тем местом, где он родился и живет.

3. «Маленькая Родина ребенка - это все, что его окружает: это семья, и природа, и памятные места, и известные люди. В том числе и поэты. Стихи о родном крае являются обязательным элементом обучающей программы. Начиная с дошкольного возраста, дети знакомятся  с природой и животными, обитающими в родном краю, благодаря стихам наших русских поэтов.  

4. Зачем это делается? Прежде всего, по той причине, что стихи о родном крае детям нужны для осознания и понимания необходимости любить свою Родину во всех ее проявлениях. Маленькому ребенку трудно понять, что представляет собой обширное понятие "Родина", зато очень легко описать свой дом, свою семью, улицу, на которой он живет, свой родной город.

5. Все эти вещи, называемые серьезным термином "малая родина", для ребенка, на самом деле, являются той ключевой отправной точкой, из которой вырастает патриотизм. Тяжело вырасти патриотом, если не любишь своих друзей и близких, свой дом и родную природу. В этом контексте становится предельно понятно, что стихи о родном крае детям жизненно необходимы в качестве путеводной звезды и поддержки в тех чувствах, что они испытывают относительно Родины во всех смыслах этого феномена.

6. Стихи о родном крае детям – это те же стихи про Родину, но находящиеся в более узких, ограниченных рамках, ведь термином "Родина" может обозначаться не только родная страна, но и целая планета, а вот слово "родной край" более ограничено – оно подразумевает только ту местность, в которой человек родился и вырос? Стихи о родном крае детям могут быть написаны про город или про деревню, про родную природу или про чувства, испытываемые человеком к малой родине (например, когда он покидает родные места, переезжая в другое место).

7.  Город наш славен не только большими запасами каменного угля, основное его богатство – люди. Яркие, талантливые, влюблённые в своё дело и глубоко любящие свою землю. К их числу, без сомнения, относятся поэты. Имена многих из них известны далеко за пределами нашего города: Баритко Людмила Анатольевна,  Горипякин Анатолий Иванович, Гусев Владимир Иванович, Долганов Виктор Иванович, Едигарова Нина Никитична 
Красова Нина Антоновна
, Минькова Валентина Алексеевна, Масловская Юлия Анатольевна, Михайлов   Юрий Михайлович, Сергеев Алексей Николаевич, Корыткина Нина Парфёновна.

 8.Благодаря их активной жизненной позиции и стремлению сделать мир чище и добрее город наш развивается духовно, рождая всё новые поколения одарённых березовчан. В своей работе по ознакомлению детей с родным краем я  знакомлю их со стихами поэтов – берёзовцев.

9. Сегодня я остановлюсь на творчестве Поэта Леонида  Гержидовича. Его  можно назвать певцом природы. Любовь к родной сибирской природе, боль за все живущее на земле прошли красной нитью через все творчество поэта, начиная с самых ранних стихов. В своих первых стихах Леонид Михайлович воспевает  в основном  красоту окружающей природы.

Принимаю всякую тропинку,

Понимаю волка и лису.

И без дела малую былинку

Не сомну в обжитом мной лесу.

Добрая и близкая родня мы:

Я, и ель, и зяблик, и карась –

В этой грозной жизни между нами

Крепкая легла взаимосвязь.

9. В своих первых стихах Леонид Михайлович воспевает  в основном  красоту окружающей природы. Но, проработав много лет в лесном хозяйстве, стал замечать - тайга постепенно пустеет. Все меньше и меньше  становится  в лесу зверей, птиц, растений. И в  душе поэта поселилась боль за происходящее  и  ответственность за будущее сибирского леса. Болью пронизано и его выступление на Чивилихинских чтениях, посвященное исчезновению в Кузбассе кедровых деревьев. По мнению Гержидовича, кедр разумное и в какой-то мере даже мистическое дерево и требует к себе достойного внимания. А бездушное  отношение к окружающей природе ведет к тому, что в Кузбассе  появляются  горы разрезовских отвалов в тех местах,  где еще недавно шумела тайга, от которой  остаются  лишь  названия деревень и поселков: Кедровка, где давно нет ни  одного   кедра,  Пихтовка  без единой пихты…

Не уйти,

Никуда  мне не деться,

Плоть моя отстоялась, как соль,

Подступили под самое сердце

Неизбывная совесть и боль.

Его поэзия  – это восхищение и скорбь в первую очередь по тайге – былой, нынешней и будущей. С миром  тайги у  поэта  свои,  особые отношения. Здесь он  видит постоянное  движение   жизни, чувствует   гармонию во всем и  принимает все как есть. 

9.  Яркой страницей  в творчестве Гержидовича стоят детские  стихи. Писать для детей, да еще стихи – удается не всем   поэтам.  А Леонид Михайлович  не просто пишет стихи для детей. Он приглашает маленького читателя совершить прогулку по сибирскому лесу и доверительно рассказывает о его забавных жителях в своих книгах, вышедших  в  серии "Детские книжки Кузбасса": «Приглашаю в лес гулять» и «Как дела, лесной народ?».
Разные обитатели  населяют лес в его книжках. Здесь своей особой жизнью живут не только пронырливая ласка,  юркий бурундучок,  мышка-домоседка, трудолюбивый  бобер, хищная рысь и добродушный медведь, но и птицы,  цветы, грибы. Каждый обитатель леса занят своим делом. И  поэт с любовью и юмором рассказывает о  них:

Чтобы вдруг не заболеть –
Этакий обжора! –
За обедом съел медведь
Сорок мухоморов.
Мимо волк бежал в ложок
И сказал: – Послушай!
А не много ли, дружок,
Ты лекарства скушал?
Снегири рябину ели –
Нет вкуснее ужина!
Даже брюшки покраснели
От такого кушанья. 

10. Стихи Гержидовича, написанные для детей, очень выразительны, легко воспринимаются и находят живой отклик в сердце ребенка. А еще его стихи  познавательны, содержат интересные сведения о животном и растительном мире, который окружает нас. Задорно и весело  рассказывает    он  детям об  окружающем мире. Но самое главное – это то, что   стихи Леонида Михайловича учат ребенка понимать родную природу и сочувствовать всему живому. До всего есть дело  маленькой пронырливой ласке, она  всюду сует свой нос, за что и получила прозвище всюдувлазка:        

 Мышка выстроила дом –
Ласка жить решила в нем!
- Убирайся, мышка,
Это мой домишко!
К белке влезла на осинку,
Зайцу прыгнула на спинку:
- Будь лошадкой, зайка,
Ну-ка, покатай-ка!
 Вот такая ласка,
Ласка – всюдувлазка…

11. В.А. Сухомлинский утверждал, что «детство - каждодневное открытие мира и поэтому надо сделать так, чтоб оно стало, прежде всего, познанием человека и Отечества, их красоты и величия. Базовым этапом формирования у детей любви к Родине следует считать накопление ими социального опыта жизни в своем городе (селе, поселке), усвоение принятых в нем норм поведения, взаимоотношений, приобщение к миру его культуры. Любовь к Отчизне начинается с любви к своей малой родине - месту, где родился человек». Поэтому необходимо с раннего возраста прививать детям любовь к своему родному краю посредством музыки и стихов.