Проект по нравственно-патриотическому воспитанию «Родной свой край люби и знай!»
проект (средняя группа)

Егорова Оксана Вениаминовна

Проект по нравственно-патриотическому воспитанию  «Родной свой край люби и знай!»

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное  бюджетное дошкольное образовательное учреждение

д/с «Теремок » г. Цимлянска

Проект по нравственно-патриотическому воспитанию

«Родной свой край люби и знай!»

                                                                                                           Подготовила

                                                                                                           Егорова О.В.

Цимлянск 2019 г

                 Проект по нравственно-патриотическому воспитанию

«Родной свой край люби и знай!»

 «Я узнал, что у меня

Есть огромная семья:

И тропинка, и лесок,

В поле - каждый колосок,

Речка, небо голубое-

Это все мое, родное!

Это Родина моя!

Всех люблю на свете я!»

                                (В. Орлов)

 

 

                                                        АКТУАЛЬНОСТЬ

Родина, Отечество. … В корнях этих слов близкие каждому образы: мать и отец, родители, те, кто дает жизнь новому существу. Воспитание чувства патриотизма у дошкольников – процесс сложный и длительный. Любовь к близким людям, к детскому саду, к родному городу и родной стране играют огромную роль в становлении личности ребенка.

В последние годы идет переосмысление сущности патриотического воспитания: идея воспитания патриотизма и гражданственности, приобретая все большее общественное значение, становится задачей государственной важности. Современные исследователи в качестве основополагающего фактора интеграции социальных и педагогических условий в патриотическом и гражданском воспитании дошкольников рассматривают национально – региональный компонент. При этом акцент делается на воспитание любви к родному дому, природе, культуре малой Родины.

Знакомство детей с родным краем: с историко-культурными, национальными, географическими, природными особенностями формирует у них такие черты характера, которые помогут им стать патриотом и гражданином своей Родины. Ведь, яркие впечатления о родной природе, об истории родного края, полученные в детстве, нередко остаются в памяти человека на всю жизнь.

Поэт Симонов в стихотворении “Родина” пишет:

“Ты вспоминаешь не страну большую, которую изъездил и узнал.

Ты вспоминаешь Родину такую, какой её ты в детстве увидал”

И действительно, как не велика наша страна, человек связывает свое чувство любви к ней с теми местами, где он родился, вырос; с улицей, по которой ходил не раз; с двором, где посадил первое деревце.

                                 

                                               ПОЯСНИТЕЬНАЯ ЗАПИСКА

Патриотическое воспитание детей является одной из основных задач дошкольного учреждения. Чувство патриотизма многогранно по содержанию – это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, и ощущение своей неразрывности с окружающим миром, и желание сохранять и приумножать богатство своей родины.

По этому нашей задачей, как педагогов, является: воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице , городу, стране; формирование бережного отношения к природе и всему живому; воспитание уважения к труду; развитие интереса к русским традициям и промыслам; формирование элементарных знаний о правах человека; расширение представлений о городах, знакомство детей с символами государства (герб, флаг, гимн); развитие чувства ответственности и гордости за достижения страны; формирование толерантности, чувства уважения к другим народам, их традициям. Данные задачи решаются во всех видах детской деятельности: на занятиях, в играх, в быту.

Патриотическое воспитание ребенка - сложный педагогический процесс. В основе него лежит развитие нравственных чувств. Чувство Родины начинается у ребенка с отношений к семье, к самым близким людям: к матери, отцу, бабушке, дедушке – это корни связывающие его с родным домом и ближайшем окружением. Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой малыш, чуму он изумляется и что вызывает отклик в его душе. И хотя многие впечатления не осознаны им глубоко, но пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль в становлении личности патриота.

У каждого народа свои сказки и все они передают от поколения к поколению нравственные ценности: добро, дружбу, взаимопомощь, трудолюбие. Произведение устного народного творчества не только формирует любовь к традициям своего народа, но и способствует развитию личности в духе патриотизма.

Немалое значение для воспитания у детей интереса и любви к родному краю имеет ближайшее окружение. Постепенно ребенок знакомится с детским садом, своей улицей, городом, а затем и страной, ее столицей и символами.

 ЦЕЛЬ ПРОЕКТА:

Проект направлен на формирование нравственно- патриотического отношения и чувства сопричастности к семье, городу, стране, природе, культуре на основе историко-национальных и природных особенностей родного края и страны. Воспитание чувства собственного достоинства как представителя своего народа, уважение к прошлому, настоящему, будущему своего края и страны. Применение эффективных методов и требований в условиях детского сала.

ЗАДАЧИ ПРОЕКТА:

•         воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице, городу через все виды детской деятельности;

•         расширение представлений о городах России;

•         знакомство детей с символами государства (герб, флаг, гимн);

•         развитие чувства ответственности и гордости за достижения страны;

•         развитие интереса к русским традициям, обычаям, промыслам;

•         формирование толерантности, чувства уважения к другим народам, их традициям;

•         формирование нравственно-патриотических чувств посредством ознакомления детей с произведениями пейзажной живописи, народного декоративно-прикладного искусства и архитектуры;

•         формирование эмоционального отклика и тепла, бережного, заботливого отношения к природе и всему живому, к предметам и явлениям окружающей действительности.

 Тип  проекта:  тематический.

Срок проекта:  долгосрочный

Участники проекта: педагоги, дети, родители

 Система и последовательность работы по нравственно-патриотическому воспитанию детей:
-Семья 
- Детский сад 
- Родная улица 
- Родной город 
- Страна, ее столица, символика 

Тематическое планирование способствует эффективному и системному усвоению детьми знаний о своей стране, родном крае, той местности, где они живут.

 Формы работы

с детьми:

Беседы;

занятия;

 рассматривание семейных альбомов, иллюстраций;

заучивание стихов, пословиц, поговорок про семью;

 творческая речевая деятельность;

утренники, развлечения, конкурсы;

 дидактические и сюжетно-ролевые игры по проекту;

 сочинение рассказов и сказок о семье;

создание мини-проектов;

с родителями.

Беседы, консультации, родительские собрания по темам проекта;

 анкетирование;

 дни открытых дверей;

Фотоконкурсы;

праздники;

                                                              Сентябрь

                                                   «Моя семья»

1 Беседа на тему «Я горжусь трудом своих родителей».

Цель: закрепить знания о труде родителей дома и на работе, воспитывать чувства любви, уважения и заботы; расширять представления о профессиях.

2 Дидактические игры «Для чего человеку имя», «Как тебя зовут по-другому».

Цель: формировать положительное отношение к сверстникам, развивать слуховое внимание, воспитывать дружеские отношения между детьми в процессе общения.

3 Рисование на тему «Я и моя семья».

Цель: вызвать у детей желание отражать в рисунке свои впечатления и представления. Воспитывать любовь и уважение к членам своей семьи.

4 Работа над понятиями: семья, фамилия, имя, отчество.

Цель: познакомить со значением имен детей, родителей; объяснить понятие имя, отчество, фамилия.

5Работа с родителями: «Генеалогическое древо»

Цель: создать генеалогическое древо своей семьи.

                                                                  Октябрь

                                        «Я люблю свой детский сад.

1 Беседа на тему «Наши добрые дела»

Цель: углубить представление детей о доброте как о ценном, неотъемлемом качестве человека; совершенствовать коммуникативные навыки (умение выслушивать товарища, искренне высказывать свое мнение,)

2 Рисование на тему «Там, где я живу, красиво»

Цель: Развивать у детей способности эмоционально-эстетического восприятия окружающего мира.

3 Составление схемы «Я иду в свой детский сад»

Цель: учить запоминать дорогу в детский сад, называть его адрес.

4 Работа с родителями: Консультация на тему «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольника»

                                                       Ноябрь

                            «Я живу на земле Донской»

1 Игра – путешествие «Я живу на земле Донской»

Цель: Воспитывать любовь к родному краю и чувство гордости за него.

2 Рассматривание картинок «Донской край»

Цель: Вызывать чувство восхищения красотой родного края.

3 Беседа на тему «Красная книга области»

Цель: Формировать у детей ответственное и доброе отношение к родной природе. Сформировать убеждение о бесценности природы и подвести к выводу о необходимости ее оберегать.

4 Прогулка «Белая берёза под моим окном»

Цель: расширять знания детей о русской березе, ее особенностях, полезных и целебных свойствах, строении дерева; формировать экологические знания.

5.Изготовление лепбука «Растительный и животный мир Донского края»

Цель: углубить знания о растительном и животном мире Донского края

6 Работа с родителями: Консультация на тему "Мама, папа, я - дружная семья"

                                                          Декабрь

                                «Наша Родина – Россия»

1 Беседа на тему «Я люблю тебя, Россия»

Цель: уточнить, углубить знания и представления о России (территория, президент, столица, язык).

2 Дидактическая игра «Кто живёт в нашем крае»

Цель: Обобщить знания детей о  животном мире родного края.

3 Беседа «Государственная символика России»

«Государственный флаг РФ».

Цель: познакомить с Государственным флагом РФ, назначении, символике цветов и их взаиморасположении.

 «Государственный герб России».

Цель: познакомить с изображением Государственного герба РФ, формировать элементарные представления о происхождении и функции герба России, о символическом значении цветового сочетания и образов в нем.

«Государственный гимн России»

Цель: познакомить с государственным гимном России и правилами его использования, рассказать о его происхождении, назначении, содержании.

4 Рассматривание иллюстраций «Москва – столица нашей Родины»

Цель: Знакомить детей с достопримечательностями Москвы.

5 Изготовление лепбука  «Моя родина Россия»

Цель: воспитывать у  детей  любовь к своей Родине .

6 Работа с родителями: Акция "Золотой ключик к сердцу ребенка"(первый этап)

Цель: - укреплять добрые, ласковые отношения родителей с детьми, научить родителей не стесняться любить своих детей. 

                                                                    Январь

                                              «Краса ненаглядная»

1 Беседа на тему «Народно-прикладное искусство России»

Цель: Расширить представление детей о народных промыслах. Воспитывать интерес к народному быту и изделиям декоративно-прикладного искусства.

2 Лепка дымковской игрушки «Свистулька»

Цель: научить детей изготовлять дымковскую игрушку - свистульку.

3 Рисование «Матрёшка»

Цель: познакомить детей с народной игрушкой – матрёшкой,формировать эмоциональную отзывчивость на восприятие деревянной матрешки, как символ русского народного искусства.

4.Аппликация «Гжельская роза»

Цели: познакомить  с Гжельской росписью, особенностью промысла ,научить выполнять узоры в технике Гжельской росписи, сформировать навыки составления декоративной композиции.

5.Рисование «Семикаракорская роспись»

Цель: Познакомить детей с изделиями декоративно-прикладного искусства родного края, познакомить с  Семикаракорской росписью.

6 Изготовление лепбука «Народные промыслы России»

Цель: познакомить детей с русскими народными промыслами, систематизировать знания детей о русском прикладном искусстве.

7 Работа с родителями: Акция «Золотой ключик к сердцу ребенка» (второй этап)

Цель: - укреплять добрые, ласковые отношения родителей с детьми, научить родителей не стесняться любить своих детей. 

                                                              Февраль

                                  «День защитника Отечества»

1 Беседа на тему «Нет - войне »

Цель: Формировать у детей  патриотические чувства,  воспитывать  любовь и уважения к защитникам Родины .

2 Рассматривание иллюстраций «Военная техника на боевом посту»

Цель: закрепить знания о военной технике.

3 Открытое занятие на тему : "Солдатом быть - Родине служить"

Цель: закреплять представления о том как русские люди защищали свою родину, воспитывать уважение к памяти героев, гордость за свою страну.

4 Ручной труд : «Подарок для пап и дедушек»

Цель: прививать желание заботиться о своих близких и родных.

5 Работа с родителями: конкурс армейских фотографий пап : «Есть такая профессия – Родину защищать».

6 Изготовление лепбука «23 февраля»

Цель: Формировать у детей представления о Российской Армии.

7 Конкурс поделок на тему : "Военная техника"

Цель: воспитывать у детей и родителей желание что-то придумывать и творить вместе.

                                                                         Март

                           «Мамы всякие нужны, мамы всякие важны»

1 Беседа на тему «Мама – самое прекрасное слово на земле»

Цель: воспитывать доброе, внимательное, уважительное отношение к маме, стремление заботиться и помогать ей.

2 Составление рассказов из личного опыта «Моя мама лучше всех»

Цель: Воспитывать любовь и уважение к матери, стремление помогать ей, заботиться о ней.

3 Рисование «Портрет моей мамы»

Цель: вызвать у детей желание отражать в рисунке свои впечатления и представления. Воспитывать любовь и уважение к своей маме.

4 Чтение стихов о маме

Цель: Учить выражать положительные эмоции (радость, восхищение) при чтении стихотворения о маме.

5 Работа с родителями: праздник «Тепло материнского сердца»

                                                                      Апрель

                                «Широк и могуч Дон - Батюшка».

1 Беседа о реке Дон, показ иллюстраций и фотографий о красоте реки.

Цель: дать представление о реке Дон, ее растительном и животном мире. Учить соблюдать правила поведения на водоемах.

2 Рисование на тему «Дон – Батюшка

Цель : создание условий для передачи движения воды в рисунке.

3 Аппликация «Подводное царство»

Цель: продолжать формировать знания детей о подводном мире; учить детей передавать в аппликации не только форму, но и пластику предмета, и его характер с помощью мелких деталей. Упражнять в выполнении аппликации из яичной скорлупы, выполнять коллективную работу.

4 Беседа на тему «Как мы отдыхали на реке»

Цель:

5 Работа с родителями: благоустройство территории и посадка цветов совместно с родителями и детьми.

                                                                        Май

                                             «Этот день победы»

1 Беседа на тему «Этих дней не смолкнет слава»

Цель: Воспитывать патриотические чувства. Создать у детей настроение сопереживания прошедшим событиям Великой Отечественной войны. Расширять представления, знания детей о Великой Отечественной войне, празднике Победы; побуждать уважительно относиться к подвигу наших соотечественников.

2 Ручной труд  «Изготовление книги о войне»

Цель:

3 Слушание и пение фронтовых песен; заучивание стихов о войне.

Цель: формировать патриотические чувства. Воспитывать эмоционально-положительное отношение к воинам, желание быть на них похожими.

4 Изготовление лепбука «9 мая»

Цель: Расширять представления, знания детей о Великой Отечественной войне, празднике Победы.

5 Работа с родителями: выставка совместных рисунков детей и родителей по военной тематике.

 

                                                      ЗАКЛЮЧЕНИЕ

       В настоящее время этот проект актуален и особенно труден, требует большого такта и терпения, так как в молодых семьях вопросы воспитания патриотизма не считаются важными, и зачастую вызывают лишь недоумение.

Привлечение семьи к патриотическому воспитанию детей требует от воспитателя особого такта, внимания и чуткости к каждому ребенку. Добровольность участия каждого — обязательное требование и условие данного проекта.

Центральную роль в гражданском обществе занимает личность гражданина.

Ключевую роль играет семья, т.к. именно семья выполняет ряд связанных с потребностями личности и общества функций: репродуктивную, воспитательную, хозяйственно-экономическую, духовно-эмоциональную и др.

Формирование патриотических чувств проходит эффективнее, если установить тесную связь с семьёй. Позиция родителей является основой семейного воспитания ребёнка. С малых лет ребёнок может ощутить причастность к жизни своего народа, почувствовать себя сыном не только своих родителей, а и всего Отечества. Это чувство должно возникнуть ещё до того, как ребёнок осознает понятия «родина», «государство», «общество».

Ко всему прочему патриотическое воспитание формирует в будущем человеке любовь к другим людям, учит помогать людям, воспитывает в человеке благородство. Поэтому сегодня первоочередная задача всех педагогов воспитывать в детях любовь к родине, к своему городу, к своей семье и друзьям, учить помогать друг – другу, в общем, воспитать настоящего достойного человека – гражданина Российской Федерации.

Одним из решений патриотического воспитания становится организация единого воспитательно-образовательного пространства для воспитанников, которое поддерживается в ДОУ и семье.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект - презинтация по нравственно патриотическому воспитанию. Родной свой край люби и знай!

Основные Задачи проекта: -обеспечить историческую преемственность поколений, сохранение, распространение и развитие национальной культуры, воспитание бережного отношения к историческому и к...

Долгосрочный проект по нравственно - патриотическому воспитанию"Родной свой край, люби и знай".

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №24 Аленький цветочек»  Проект по нравственно-патриотическому воспитанию «Родной свой край люби и знай!» Бубно...

Презентация "Проект по нравственно-патриотическому воспитанию "Родной свой край люби и знай!"

Тематическое планирование по нравственно-патриотическому воспитанию для детей старшего дошкольного возраста...

Презентация "Проект по нравственно-патриотическому воспитанию "Родной свой край люби и знай!"

Тематическое планирование по нравственно-патриотическому воспитанию для детей старшего дошкольного возраста...

Программа по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников «Родной свой край люби и знай!»

Проблема патриотического воспитания подрастающего поколения сегодня одна из наиболее актуальных. Будущее страны зависит от духовного потенциала подрастающего поколения: его ответственности, честности,...

Краткосрочный проект в старшей группе ДОУ "Родной свой край люби и знай!"

Краткосрочный проект в старшей группе ДОУ "Родной свой край люби и знай!", презентация, фотоотчет...