Лэпбук по обучению детей татарскому языку "УМК буенча Лэпбук"
учебно-методическое пособие (старшая группа)

Анисимова Людмила Владимировна

Лэпбук, как средство обучения второму государственному языку.

Обучение детей татарскому языку в детском саду – одна из самых актуальных проблем дошкольного образования Татарстана. Хорошее владение татарским языком как средством общения - веление сегодняшнего дня: оно необходимо не только для успешной учебы в дальнейшем, но и для интеллектуального и нравственного становления дошкольников. Цель пособия «Лэпбук» УМК «Буенча Лэпбук»: закрепить в режимных моментах и в игровой деятельности лексический минимум по обучению детей татарскому языку, предусмотренный учебно-методическим комплектом (УМК).


 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pasport_k_lepbuku_po_obucheniyu_detey_rodnomu_yazyku.docx351.09 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждениеhttps://ds02.infourok.ru/uploads/ex/1104/00062b83-78dbc30d/img6.jpg

«Десткий сад общеразвивающего вида № 9» НМР РТ

ПАСПОРТ ЛЭПБУКА

“УМК БУЕНЧА ЛЭПБУК”

                                                               Подготовила: воспитатель МБДОУ № 9

                                                                                  Анисимова Людмила Владимировна

                                                        Республика Татарстан

г.Нижнекамск

2018 г.

http://pedsovet.su/_ld/365/33170998.jpg

Аннотация к Лэпбуку по обучению детей родному (татарскому) языку УМК «Буенча Лэпбук»

 (возрастная группа: дети старшего дошкольного возраста 6-7 лет)

Лэпбук, как средство обучения второму государственному языку.

Обучение детей татарскому языку в детском саду – одна из самых актуальных проблем дошкольного образования Татарстана. Хорошее владение татарским языком как средством общения - веление сегодняшнего дня: оно необходимо не только для успешной учебы в дальнейшем, но и для интеллектуального и нравственного становления дошкольников.

Цель пособия «Лэпбук» УМК «Буенча Лэпбук»: закрепить в режимных моментах и в игровой деятельности лексический минимум по обучению детей татарскому языку, предусмотренный учебно-методическим комплектом (УМК).

Задачи:

- формировать умение и навыки правильно составлять предложения на татарском языке;

- задавать вопросы, говорить слова;

-  развивать память, мышление, связную речь;

-  воспитывать интерес к изучению татарского языка.

Преимущества Лэпбука в учебном процессе.

1. Он помогает ребенку по своему желанию организовать информацию по изучаемой теме и лучше понять и запомнить материал.

2. Это отличный способ для повторения пройденного. В любое удобное время ребенок просто открывает Лэпбук и с радостью повторяет пройденное.

3. Лэпбук хорошо подойдет для занятий индивидуально, так и в групповой форме.

Варианты использования

Лэпбук  многофункционален, он состоит из нескольких игр, которые несут определенную цель. В кармашки можно класть различный материал в соответствии с темой, и каждый раз ребенок будет узнавать новые слова, закреплять изученные и открывать для себя еще не изученный материал.

Можно выбрать задания с простейшими видами заданий - кармашки с карточками овощей и фруктов, членами семьи, животными, например, а детям хорошо справившимися с усвоенными знаниями, можно предложить задания, подразумевающие умение считать, читать, описывать на татарском языке.

Комплект дидактических игр, входящих в Лэпбук

  1. Дидактическая игра «Нишли?» (Что делает?»)

Активные слова: Бу кем? Нишли?- Что делает? Йоклый- спит, утыра- сидит.

Цель. Закрепить умение правильно отвечать на вопрос “Что делает?” (Нишли?).Упражнять в составлении предложений , состоящих из существительного и глагола  в правильном склонении.

Ход игры. Участвуют 4-5 игроков. Ведущий показывает карточки, с изображением какого – либо движения людей или животных - дети должны называть движение, что они делают.http://pedsovet.su/_ld/365/33170998.jpg

1 вариант. Карточки у ведушего. Он показывает рисунок, спрашивает: “Это кто?” (Бу кем?), «Он что делает?» (Ул нишли?).  Правильно ответивший ребенок получает карточку. Кто соберет карточек больше всех - будет победителем.

2 вариант.  Дети сами выбирают карточки и составляют предложения по рисунку. Ребенок оценивается исходя из количества слов в предложении (чем больше, тем лучше). 

2.Дидактическая игра  «Без циркта»

(«Мы в цирке»)

Активные слова: бүре- волк, керпе- ёж. Кем?- кто? Нәрсә?- что?

В татарском языке слова, обозначающие животных  и птиц, отвечают на вопрос нәрсә?- что? Но в сказках часто употребляется вопрос кем?- кто?

Цель: учить отвечать на вопрос “Что?”- “Нәрсә?”

Задачи: закреплять слова животных на татарском языке, развивать внимание, мышление.

Ход игры. Игра проводится в форме диалога.

Игровая ситуация: “Циркка барабыз”. Педагог: “Мы с тобой идём в цирк. Какие животные есть в цирке? (Педагог  спрашивает, ребёнок показывает и называет животных).

  1. Дидактическая игра  «Безнең дуслар”

(“Наши друзья”)

Активные слова: тавык, әтәч (курица, петух)

Цель: развивать знания о домашних животных на татарском языке, учить отвечать на вопрос Что?  (Нәрсә?), Какой(ая)?(Нинди?), Нишли? (Что делает?), учить вести диалог на татарском языке.

Ход игры: проводится в форме диалога. Игровая ситуация № 1: “Бу нәрсә?- “Это что?” (“Это кто?”)http://pedsovet.su/_ld/365/33170998.jpg

Педагог:  К нам из цирка пришли домашние птицы. Какие? Давай вместе с тобой вспомним. (показывая на петуха): Бу нәрсә?http://pedsovet.su/_ld/365/33170998.jpg

Ребёнок: Бу әтәч. C:\Users\User\Pictures\петух.jpgC:\Users\User\Pictures\курочка.jpg

Вместе: Әтәч. Әтәч. Әтәч.

Педагог: Бу нәрсә?

Ребёнок: Бу тавык.

Вместе: Тавык. Тавык.

Педагог: Әтәч нинди?

Ребёнок: Әтәч матур, зур.

Педагог: Тавык нинди?

Ребёнок: Тавык матур, кечкенә.

           Игровая ситуация № 2.

Педагог: Петухи и курицы птицы необыкновенные, они умеют рассказывать о том, что делают. Петушок прыгает, как он скажет об этом.

Ребёнок: Мин әтәч. Мин сикерәм (йөгерәм, ашыйм, эчәм, утырам, уйныйм).

Повторяйте вместе с детьми слова песни“Әйдәгез  биибез”(Давайте потанцуем).

http://pedsovet.su/_ld/365/33170998.jpg

4. Диактическая игра “Кибет” (“Магазин”)

Активные слова: “исәнме”, “сиңа нәрсә кирәк?”, “чәй (ипи, алма)”. “сай бул”

Цель: формировать у детей интерес к общению на татарском языке, познанию нового посредством использования знаний детей по УМК.

Задачи: закрепить у детей общаться с педагогом и друг с другом, использовать вежливые слова на татарском языке;  развивать диалогическую речь; закрепить умение правильно произносить существительные, прилагательные, называть цвет, размер, количество по татарски.

Ход игры: игру можно проводить в виде диалога меңду взрослым и ребенком (детьми) Игровая ситуация :“Сиңа нәрсә кирәк?”- “Что тебе надо?”

Педагог  в роли продавца: В магазине есть чәй, сөт, ипи, кәбестә, бәрәңге помидорлар, кофе, сок,  пицца.

Педагог: Исәнме, Аня!

Аня: Исәнме, Алия Апа!

Педагог:Сиңа нәрсә кирәк?

Ребёнок: Чәй (ипи, алма) кирәк.

Родитель: Мә, чәй.

Ребёнок: Рәхмәт.

(Разговор продолжается по этому же образцу, можно поменяться ролями)

5.Дидактическая игра “Саннар” (“Числа”)

Активные слова: «ничә?», счет на татарском язык ев пределах 10.

Цель: закрепить знания детей по теме :"Саннар- Счёт"

Задачи: обогащать и активизировать словарь детей за счет слов: бер, 2-ике, 3-өч,4- дүрт,5- биш, 6-алты,7-җиде,8- сигез, 9-тугыз, 10-ун); закреплять умение отвечать на вопрос: Ничә? Развивать навыки порядкового счета. Воспитывать целеустремленность в достижении конечного результата.

Ход игры.Вариант игры № 1 :

Педагог выбирает любую цифру на картинке и спрашивает: Ничә? Ребенок отвечает. Педагого просит «Подбери картинку к цифре 1».  Ребенок достает из кармашка соответствующую картинку и произносит на татарском языке. Педагог просит: «Сосчитай, сколько яблок  нарисовано на картинке? («бер!») и т.д.

http://pedsovet.su/_ld/365/33170998.jpg

6. Дидактическая игра “Нишлисең?” (“Что делаешь?”. Диалог).

Активные слова: «нишлисең?», “ашыйм”, “эчәм”, “чәк-чәк”, “өчпочмак”, “тәмле”.

Цель: формирование умения отвечать на вопросы « Что делаешь?» (Нишлисең?»)

Задачи: активизировать лексику татарского языка, развивать внимание, память, речь, прививать культуру общения.

Ход игры. Игру можно проводить в форме диалога, используя телефон и карточки в кармашке.

Разговор по телефону- “Телефоннан сөйләшү”.http://pedsovet.su/_ld/365/33170998.jpg

Педагог: Катя исәнме! Син нишлисең? (“ашыйм”, “эчәм” повторяется).

Ребёнок: Исәнме Люда! Мин чәк-чәк (өчпочмак) ашыйм.

Педагог: Чәк-чәк (өчпочмак) тәмле(ме)?

Ребёнок: Әйе, тәмле, баллы. Сау бул, Люда.

Педагог: Сау бул, Катя.

7.Дидактическая игра “Турында сөйлә туган шәһәр”

(“Расскажи о родном городе”)

Активный словарь: “шәһәр”, “урам”, “кибет”, “парк”, Кинотеатр “Джалиль”, Сквер Лемаева, Ледовый дворец “Нефтехимик”, Музей  и т.д.

Цель: воспитывать любовь к родному городу, к Родине, внимательно слушать взрослых и сверстников; вызвать желание рассказывать о родном городе.

Задачи: продолжать развивать навыки общения, творческие, композиционные способности, воображения воспитанников, формировать умение выразительно читать стихи. Повысить уровень патриотического воспитания путем изучения истории нашей страны.

8. Диактическая игра “Тап код” (“Подбери код”)

Цель: учить  детей считать в предлах 10 по - татарски.

Задачи:обогащать словарный запас, развивать память, внимание.

Ход игры: педагог показывает цифры – это код замка,  ребенок должен запомнить и назвать. Например; 135 (бер, өч, биш). Если ребенок назвал правильно замок открывается.

9. Татарлар милли кием. Буялышлар.

(Раскраски орнаментов национальной одежды).

Активный словарь: түбәтәй, алъяпкыч, читек, калфак, камзул

Цель: познакомить детей разновидностями татарского орнамента и его особенностями, с разновидностями татарского орнамента и его особенностями.

Задачи: развивать творческие способности детей. Ввести в словарь детей новые слова: “ичиги, шаровары, калфак, тюбетейка, камзол”.

Раскраски орнаментов национальной одежды дети могут раскрашивать в свободной деятельности. Педагог может рассказать детям об истории становления татарской национальной одежды, о быте и культуре, творчестве нации.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированное занятие по развитию речи и обучению детей татарскому языку во второй младшей группе по теме "Домашние животные и их детеныши"

Занятие проводится во второй младшей группе по «Программе воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой. На занятии применен метод сравнения ...

Конспект занятия по обучению детей татарскому языку "В огороде"

Конспект занятия по обучению детей татарскому языку в старшей группе. Знакомство с новыми словами по теме "Овощи"и  закрепление изученных слов....

Конспект занятия по обучению детей татарскому языку для детей 4-5 лет «Осенние богатства»

Конспект занятия по обучению детей татарскому языку для детей 4-5 лет «Осенние богатства»Задачи:Образовательные: активизировать и расширять словарный запас ребенка; учить детей связному описанию...

од по обучению детей татарскому языку на тему "Путешествие в школу" для детей 6-7 лет

Цель: Научить детей понимать и общаться на татарском языке.Задачи:1. Образовательные:- закреплять знания пройденного материала;-учить детей применять свои знания в общении.2. Развивающие:- совер...

«Обучении детей татарскому языку по УМК «Говорим по-татарски» (по обучению детей татарскому языку 4-7 лет) посредством познавательно-исследовательской деятельности »

ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПЛАН ПОВЫШЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО УРОВНЯ воспитателя (по обучению детей татарскому языку)первой  кв. категории на межаттестационный период на 2018-2023 г. Ахметовой Гульгены Му...

План самообразования воспитателя (по обучению русскому и татарскому языкам) по теме: " Использование игровых технологий в обучению детей татарскому языку".

План самообразования воспитателя (по обучению русскому и татарскому языкам) по теме: "Использование игровых технологий в обучению детей татарскому языку"....