Конспект образовательной деятельности "Россия - Родина моя"
план-конспект занятия

Гуламова Галина Александровна

Цель - сохранение национальных традиций, приобщение детей к истокам народной культуры.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nod_rossiya.docx20.67 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности

по социально-личностному развитию детей № 46 «Снегири»

«Россия – Родина моя»

конспект непосредственно образовательной деятельности

старшая группа

Автор:

Гуламова Галина Александровна, воспитатель

2018 год, Канск

Цель: сохранение национальных традиций,  приобщение детей к истокам русской народной культуры, воспитание у детей умения эстетически воспринимать произведения народного творчества, развитие умения исполнительской деятельности.

Задачи:

- познакомить детей с фольклорным наследием русского народа;

- познакомить со старинным бытом, существовавшим на Руси;

- познакомить с пословицами и поговорками;

- обогащать словарный запас детей разнообразными художественными эпитетами;

- познакомить с русскими народными инструментами;

- сделать платковую куклу.

Ход образовательной деятельности.

Звучит фонограмма русского народного наигрыша, воспитатель, одетый в народный костюм вместе с детьми, входит в зал.

Воспитатель:        Чем дальше в будущее входим,

        Тем больше прошлым дорожим

        И в старом красоту находим,

        Хоть новому принадлежим.

        Слава нашей стороне,

        Слава русской старине!

        И про эту старину

        Я рассказывать начну,

        Чтобы дети знать могли

        О делах родной земли.

    - Рассаживайтесь, милые детушки, поудобнее. А собрались мы здесь сегодня восславлять Родину нашу, позабавиться, да потешиться, воспевая наше Отечество. Наше Отечество, наша родина как зовется?

-   Верно, Отечеством мы зовем Россию потому, что в ней жили испокон веков отцы и деды наши. А Родиной зовем потому, что мы в ней родились, и все здесь родное: и язык наш, и рябинушка кудрявая, и реченька быстрая, и травушка шелковая. Какие добрые слова можно сказать о Родине нашей?

Девочка.

        Вижу чудное приволье, вижу нивы и поля –

        Это русское раздолье, это русская земля!

Мальчик.

        Вижу горы и равнины, вижу реки и моря –

        Это русские картины, это Родина моя!

Воспитатель:  Недаром говорят, что Родина, как и мама, у человека одна.

     Крепко любили свою Родину русские люди и сложили о ней много пословиц. Знаете ли вы их?

Дети произносят, пословицы, выученные на предыдущих занятиях:

  • Родина любимая  - что мать родимая.
  • Человек без Родины, что соловей без песни.
  • Своя земля и в горсти мила.
  • На родной сторонушке рад своей воронушке.
  • Родной куст и зайцу дорог.

Воспитатель: Русский народ славен дружбой и силой. Почему говорят, что он радушный и гостеприимный? (ответы детей)

- Дружный и отзывчивый – это как понимать? (ответы детей)

- Правильно, делали одно дело. Одному человеку справиться трудно было. И никто никогда в помощи не отказывал. Поэтому избы были красивые, жилось в них хорошо. Как называлась самая лучшая комната в избе? (ответы детей)

- Кого в ней принимали?

- Как гости в избу входили?

- Отгадайте мою загадку: «Стоит терем, в тереме ящик, в ящике – мучка, в мучке – жгучка» (печь)

     Правильно. В избе – печь, в печи – зола, в золе – жар.

Дети читают стихи о печке.

Ребенок.

        Как уютно в нашей горнице!

        Спозаранку печка топится.

        Котик лапкой умывается,

        Наша сказка начинается.

Ребенок.

        На дровах огонь, пламя шустрое,

        О тебе рассказ, печка русская.

        Вьется из трубы дым чуть свет,

        Печки нет в избе, значит, жизни нет.

Воспитатель: Почему так говорили: «Печи нет – жизни нет»?

                                         Русской печки нет добрее,

        Всех накормит, обогреет,

        Варежки сушить поможет,

        Ну, а  деток спать уложит.

        И сверчок поет где-то рядышком

        Хорошо с тобой, печка - матушка!

 - Левый от печки угол называли «красным», красивым. Это было особое место для гостей. Русский народ славился гостеприимством, и по этому поводу им было придумано много поговорок.

Игра «Я начну, а ты – закончи»

Описание.

Ведущий кидает одному из детей мячик и произносит начало поговорки, а ребенок, поймав мяч, должен закончить поговорку.

  • «Для дорогого гостя – и ворота настежь».
  • «Хозяин весел – и гости рады».
  • «Много гостей – много новостей».
  • «Что есть в печи – на стол мечи».
  • «С миру по нитке – нищему рубашка».
  • «Как аукнется, так и откликнется».
  • «Не имей сто рублей, а имей сто друзей».

Воспитатель:

- Соберутся гости, и начинается  гуляние. На гуляниях всегда было очень весело: музыканты инструменты брали и весело играли. А ну, кто хочет гостей повеселить, бери инструменты да выходи вперед!

Оркестр на инструментах.

Воспитатель:

  -  Музыканты, молодцы! Так весело играли, что и нам теперь не сидится на месте. Я вам предлагаю поиграть немного, поразмять ножки молодые.

Игра «Скок – скок – поскок»

        Скок, скок – поскок,

        Молодой дроздок

        По водичку ходил,

        Коромысло носил.

        Да неловко ступил

        Сапожок водой залил.

        Зацепил ногой ведро –

        Все вокруг залило.

        Испугался дроздок

        И пустился наутек

Дети разбегаются, а «дроздок» их ловит.

Воспитатель: Надо полечить дрозда, к больной ножке приложить подорожник, травку целебную.

- Правда, без больницы люди жили. Знахари больных лечили: от озноба – зверобоем, от зубов льняным настоем, от ожогов бузиной, а от ран – землей родной! А вы знаете, что в крапиве витаминов больше, чем в моркови и ягодах облепихи?

- А вот послушайте загадку:

        Деревянная подружка,

        Без неё мы – как без рук,

        На досуге – веселушка

        И накормит всех вокруг.

        Кашу прямо носит в рот

        И обжечься не дает. (Деревянная ложка)

Воспитатель:

    -  Сама не ест, а всех кормит. Это тоже про ложку. Ложки вырезали из липы. Затем их расписывали и раскрашивали. Видите, какими они стали яркими и красивыми. Ложку даже использовали как музыкальный инструмент.

 А теперь покажем  нашим гостям, что ложка и веселиться помогала.

Дети исполняют танец с ложками

 Воспитатель:

- Вот какие молодцы, ребята! А какие вы еще знаете народные инструменты.

- Правильно, а теперь, коли охота, выходите поиграть. Кто считалочку расскажет, и водящего покажет?

Один из ребят произносит одну из считалочек, разученных  ранее, и выбирает «дрозда».

Игра «Ворон»

        Ой, ребята, та-ра-ра.

        На горе стоит гора,

        А на той горе дубок,

        А на дубе – воронок.

        Ворон в красных сапогах,

        Позолоченных серьгах.

        Черный ворон на дубу.

        Он играет во трубу.

        Труба точенная, позолоченная,

        Труба ладная, песня складная.

Воспитатель:

      - В те стародавние времена дети тоже любили поиграть. Были у них и свои игрушки. Это были луки, скакалки, музыкальные свистульки и другие. Но все же некоторые игрушки дошли до нас с тех времен. Например, мяч. Только выглядел он несколько иначе. Его шили из тряпок и из кожи, выплетали из полос лыка, набивали шерстью, мхом, волосом, нередко добавляя туда и маленькие камушки или горошины, чтобы мяч «звучал». А как вы думаете, были в то время куклы?  (Ответы детей)

Правильно. Кукла имелась в каждой семье. Девочка сама шила её. Так училась заниматься рукоделием: шить, вышивать. Но только у тех кукол не было лиц. Раньше считалось, что если у куколки будут глаза, нос, рот, то в неё может переселиться душа ребенка.

Воспитатель: Наши куклы не имеют лица, не раскрашены, давайте  нарисуем им лицо, раскрасим, а затем дадим им имена.

    Дети подходят к столам, на которых размещены заготовки для куколок, и занимают свои места. Воспитатель показывает последовательность изготовления куколок. Дети повторяют за ним.

После того, как куколки будут готовы, дети дают им имена.

Воспитатель:         Времена теперь другие,

                               Как и мысли, и дела –

                               Далеко ушла Россия

                             От страны, какой была!

                               Умный, сильный наш народ

                               Далеко глядит вперед,

                               Но преданья старины

                               Забывать мы не должны!

Воспитатель приглашает детей посидеть у старинного самовара и попить чай.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект образовательной деятельности в области "Познание" "Россия - Родина моя!"

Конспект непосредственно образовательной деятельности в области "Познание" "Россия - Родина моя!" с использованием ИКТ....

Конспект образовательной деятельности "Россия -Родина моя!"

Интеграция образовательных областей "Познание", "Социализация", "Художественное творчество"...

Конспект непосредственно – образовательной деятельности «Родина моя - Россия» для детей подготовительной группы

Цель: Углублять и уточнять представления о Родине — России.Задачи:Физическое развитие:  «Здоровье»: Благотворно влиять на работу зрительных анализаторов (укрепление глазных мышц и снятия на...

Конспект непосредственно – образовательной деятельности «Родина моя - Россия»

Конспект непосредственно – образовательной деятельности  «Родина моя - Россия»для детей подготовительной группыВоспитатели:         Боброва И.Ю....

Конспект образовательной деятельности на тему: «Моя Родина» к инновационному проекту «Моя малая Родина»

Цель: Продолжить работу по формированию нравственно-патриотических чувств детей младшего дошкольного возраста через приобщение их к истории родного города.Задачи:Образовательные задачи:Продолжать форм...