«Неизведанный космос или почему луна не падает?"
план-конспект занятия (старшая группа)

Мотина Оксана Николаевна

Конспект непосредственно – образовательной деятельности с детьми старшей группы на тему: «Неизведанный космос или почему луна не падает?»

Скачать:


Предварительный просмотр:

АНО ДО «Планета детства «Лада»

ДС № 99 «Капелька»

Конспект непосредственно – образовательной деятельности

 с детьми старшей группы

на тему: «Неизведанный космос или почему луна не падает?»

КМО для воспитателей I и высшей категории, воспитателей по развивающему обучению  на тему: «Реализация регионального компонента средствами детской проектной деятельности»

Подготовил: воспитатель Мотина О.Н.

г.о. Тольятти, 2013-2014 уч.год

Программное содержание:

ОО  «Познавательное развитие»

  • Развивать познавательно-исследовательский интерес  в области знаний о космосе, формируя умение делать выводы в ходе опытно – экспериментальной деятельности, расширяя знания о Луне – как естественном спутнике Земли;
  • продолжать формировать интерес к малой родине, рассказывая о достопримечательностях и замечательных людях – прославивших свой край (Самара – космическая);  
  • развивать логическое мышление, умение анализировать (работа на интерактивной доске).

ОО «Социально – коммуникативное развитие»

  • Воспитывать дружеские взаимоотношения, закреплять умение подчиняться правилам в групповых играх;
  • стимулировать общение между детьми, развивать умение принимать новый взгляд на обсуждаемый вопрос.

ОО «Художественно – эстетическое развитие»

  • Развивать творческую самостоятельность, побуждая к активным действиям в процессе игры на самодельных шумовых инструментах, соблюдая при этом общую динамику и темп.

Материалы и пособия:

Разрезные картинки (наземный, воздушный транспорт), мячики на нитке (для проведения опыта), коллекция автомоделей ВАЗа, мультимедийная презентация «Тольятти – ВАЗ», «Самара – космическая», «Луна», картинки – о космосе, интерактивная игра «Полет в космос», самодельные шумовые музыкальные инструменты.

Ход занятия:

СЛАЙД № 1.Познавательное занятие на тему: «Неизведанный космос или почему луна не падает?»

Воспитатель: Сегодня мы с вами узнаем много интересного, обо многом интересном поговорим, а чтобы узнать о чем пойдет речь для этого я вам предлагаю  разгадать ребус.

Интерактивная игра «Разгадай ребус» На доске изображены картинки – предметов и таблица, по первым буквам названия предметов мы разгадаем заданное слово. Для этого нужно выбрать на игровом поле нужную букву и вставить по порядку в таблицу.

 (Тигренок, ракета, апельсин, ноутбук, самолет, платье, окно, роза, трактор). 

Воспитатель: Что получилось? (транспорт).

Молодцы ребята, разгадали ребус, значит, о чем мы с вами будем говорить? (О транспорте).

Сегодня речь пойдет о разных видах транспорта.

Воспитатель: А сейчас я предлагаю вам разделиться на две команды и подойти к столу. Вы видите здесь множество картинок.

Д/и «Транспорт».  Умение классифицировать виды транспорта: воздушный, наземный.

Воспитатель: Ребята, задание будет таким: нужно разложить картинки по видам транспорта. Одна команда выбирает транспорт, который относиться к наземному,  а вторая команда выбирает воздушный транспорт. (Выполняют задание)

Воспитатель: Ребята, посмотрите, правильно ли выполнено задание? Проверьте друг друга.

Воспитатель:  А сейчас я предлагаю вам сесть на стульчики. Внимание на экран.

СЛАЙД  № 2. «Тольятти»

Воспитатель: Ребята, посмотрите, какой город изображен на экране? (Тольятти)

Воспитатель: Ребята, а вы знаете, чем прославился наш город на всю Россию? (Выпускают машины, есть автозавод…)

Воспитатель: В нашем городе Тольятти есть Волжский Автомобильный Завод (ВАЗ)  

СЛАЙД № 3. Собирают легковые автомобили

Здесь собирают легковые автомобили. Модели, каких автомобилей, собранных на нашем заводе вы можете назвать? (ответы детей).

Воспитатель: Наш Волжский автомобильный завод является достопримечательностью города Тольятти всей Самарской области.

СЛАЙД № 4. Самара

Воспитатель: Ребята, посмотрите на экран – вы узнаете, что это за город? (ответы детей). Правильно, это город Самара. Я расскажу вам, чем прославился на весь мир этот город.

СЛАЙД № 5. Аэрокосмический университет.

Воспитатель: В Самаре есть Аэрокосмический университет, где учёные и студенты разрабатывают новые ракеты.

СЛАЙД № 6. Завод «Прогресс»

Воспитатель:  А еще в Самаре есть  большой завод «Прогресс».

СЛАЙД № 7. На заводе строят ракеты, собирают двигатели к ним.

Воспитатель:  На заводе строят ракеты и собирают двигатели к ним. Самара считается космической столицей нашей страны.

Воспитатель:  Как вы думаете, куда нас может доставить  ракета?  (в Космос, на Луну, на Марс).

СЛАЙД № 8. Луна. 

Воспитатель. Молодцы, ребята, а сейчас я расскажу вам о Луне.

СЛАЙД № 9. Земля. 

Вы догадались, что это за планета? Это – наша планета Земля – мы на ней живем. А этот небольшой шарик в уголке – это Луна!

СЛАЙД № 10. Естественный спутник земли. 

Воспитатель: Ребята, вы узнаете, что изображено на экране? (Земля, Луна…). Да, действительно, это Луна.  ЛУНА - естественный спутник Земли. Она в четыре раза меньше нашей планеты. Луна движется вокруг Земли, а  Земля  вокруг  Солнца.

СЛАЙД № 11.

Воспитатель: Вот как выглядит Луна, если к ней подлететь поближе.

Ребята, скажите, а Луна похожа на Землю? (…..).

Воспитатель: Да, действительно, Луна совсем не похожа на Землю.

СЛАЙД № 12.

 Когда мы смотрим на небо, нам кажется, что Луна светит, но на самом деле это не так – она лишь отражает свет Солнца. С планеты Земля  виден только освещенный участок Луны.

СЛАЙД № 13.

 В течении месяца Луна меняется – то становится совсем невидимой – это называется новолуние

СЛАЙД № 14.

То превращается в круг – наступает полнолуние, видите полную луну.

Воспитатель:    Ребята, а как вы думаете, Луна гладкая или не ровная? (….)

Воспитатель:    Совершенно верно,  лунная поверхность не ровная.

СЛАЙД № 15.

Воспитатель:    Первым это обнаружил итальянский учёный Галилео Галилей, это было очень давно.

СЛАЙД № 16.

Воспитатель:    Поверхность Луны покрыта мельчайшим песком – лунной пылью, есть  тёмные  пятна, есть и светлые области.

СЛАЙД № 17.

Воспитатель:    На поверхности Луны есть лунные кратеры – это ямы. Как вы думаете, от чего они образовались?  (…).

Воспитатель:    На самом деле, они образовались от падения огромных камней – метеоритов.

СЛАЙД № 18.

Воспитатель:    Есть там горы и лунные моря, правда воды в них ни капли нет. Это твердые и довольно ровные участки поверхности.

СЛАЙД № 19.

Воспитатель:    На  Луне нет воздуха. А как вы считаете? На Луне есть жизнь? (…).

Воспитатель:     Правильно, там нет растений и животных. Там стоит полная тишина, раз нет воздуха, нельзя услышать и звуки. Даже метеориты на Луне падают бесшумно.

Воспитатель. Ребята Луна такая большая, а на Землю не падает? Как вы думаете почему? (ответы детей)

Воспитатель: Всё и всегда падает вниз на Землю: и капли дождя и невесомые снежинки, а громадная Луна висит в небе и падать не собирается.

Сейчас мы с вами проделаем небольшой опыт, и вы поймёте, почему Луна на землю не падает. (Воспитатель предлагает детям подойти и встать по кругу). Для опыта нам потребуется обыкновенный мячик, к которому привязана нитка. Представьте, что  мячик   - это “Луна”, а, РЕБЁНОК, который держит за нитку шарик - “Земля”.  

А теперь хорошенько раскручиваем за нитку мячик. Мячик раскручиваем медленно, потому что Луна  по Орбите движется не заметно. Ты  чувствуешь, как натянулась нитка? Мячик прямо из рук вырывается. (…).

Воспитатель:  Луна старается «оборвать нитку» и «сбежать».

Настоящую Луну привязывает к Земле «сила притяжения».  Это и есть “нитка”, за которую она “держит” Луну и не даёт ей улететь прочь.

Воспитатель:   Объясните,  почему всё-таки Луна не падает?

Перестань раскручивать мячик, останови свою “Луну”. Что произошло? (Мячик  упал).

Воспитатель:   Видишь, как только мячик перестает  двигаться, так сразу падает, представь, если оборвется нитка, что произойдет с мячиком? Точно также обстоит дело с настоящей Луной. Как только настоящая Луна перестанет вращаться вокруг нашей планеты Земля, так немедленно «сила притяжения» “приземлит” ее, притянет к Земле.

Таким образом, ребята, Луна вращается вокруг Земли, Все дело в движении, как только Луна перестанет вращаться вокруг Земли, так сразу пропадет «сила притяжения».  

Воспитатель:  А сейчас, ребята,  давайте вспомним, что мы с вами знаем о космосе. Я предлагаю игру  «Космическая  карусель». (Дети делятся на пары, разбирают картинки с изображением планет).

Воспитатель:    Ребята, не забывайте, что действовать надо по сигналу. (Идет игра). Какие планеты вы узнали?

Воспитатель:    Сейчас ребята меняемся местами. (Дети разбирают картинки с изображением космического транспорта).

Какой космический транспорт вы можете назвать?

Воспитатель:  Ребята, а сейчас я предлагаю  вами поиграть в игру «Собираемся в полёт», для этого вам необходимо сесть на стульчики и посмотреть на экран.

Интерактивная игра «Собираемся в полёт»

  1. Как готовимся в полёт? (заниматься спортом, учиться, правильно питаться, лежать на диване)
  2. На чём полетим? (вертолёт, воздушный шар, ракета, самолёт)
  3. Что оденем? (ботинки, куртку, брюки, скафандр)
  4. Что возьмём с собой? (кошку, фотографию семьи, кастрюлю, тюбики с едой)
  5. Собираясь в полёт необходимо: заниматься спортом, учиться, правильно питаться, ракета, скафандр, фотография семьи, тюбики с едой.

Воспитатель:  Ребята послушайте, какие  загадочные звуки издает Вселенная.  

Воспитатель:   Я предлагаю вам подыграть  «Звукам космоса» на шумовых музыкальных инструментах.

Воспитатель:  Молодцы! Какая красивая и удивительная получилась музыка! Вам понравилось? (…собирают инструменты).

Воспитатель:   Посмотрите, что я для вас приготовила (показать тетрадку). Мы сегодня много узнали о Луне и я предлагаю вам понаблюдать за Луной дома и зарисовать в тетрадке обо всем, что узнаете нового.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия "Неизведанный космос"

Занятие для детей старшей группы.Вызвать интерес к космическому пространству, расширять представления детей о профессии летчика – космонавта, воспитывать уважение к профессии, развивать воображение, ф...

Проектная деятельность. "Этот неизведанный космос"

Материал содержит описание пректа и фотографии, на которых отражены отдельные этапы проекта и  итоговое мероприятие: совместный детско-родительский досуг "Лучшие знатоки космоса"...

Проект "Этот неизведанный космос"

Проект "Этот неизведанный космос"...

Конспект НОД "Неизведанный космос"

Расширить знания и представления детей о космосе....

Рекомендации по лексическим темам (Я и мое тело, Юрий Гагарин - наш герой, Этот неизведанный космос, Мебель)

Рекомендации по лексическим темам (Я и мое тело, Юрий Гагарин - наш герой, Этот неизведанный космос, Мебель)...

Разработка плана детского проекта "Неизведанный космос"

план детского проекта "Неизведанный космос"...

Презентация детского проекта "Неизведанный космос"

Презентация детского проекта "Неизведанный космос"...