Конспект занятия «Экспедиция по озеру Байкал»
план-конспект занятия (старшая группа)

Доскальчук Татьяна Константиновна

Конспект занятия в старшей группе, разработан в социоигровой технологии. На протяжении всего занятия дети путешествуют по станциям, узнавая что - то новое об озере Байкал. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ekspeditsiya_po_ozeru_baykal.docx23.98 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия в старшей группе «Экспедиция по озеру Байкал»

Подготовил воспитатель Доскальчук Татьяна Константиновна

Цель: систематизировать знания детей об озере Байкал, его обитателях через организацию экспериментальной деятельности.

Задачи: формировать умение в ходе экспериментирования получать новые знания, делать выводы, обобщения, активизировать словарь по теме, формировать умение изготавливать коллаж, развивать умение делиться на компании и работать в них, воспитывать интерес к окружающему миру, бережное отношение к природе.

Материалы: иллюстрации Байкала, фото рыб, иллюстрации животных, презентация «Подводный мир Байкала», заготовки для коллажа (изображения животных и рыб), ватман, бумажные салфетки для аппликации, клей, руль для импровизации путешествия на автобусе, конверт с загадками, мнемотаблицы для рассказывания про животных, фишки разного цвета, видеопрезентация  «Виды транспорта», интерактивная игра «Найди лишнее», музыка «Шум воды», вода для экспериментирования, соль, сахар, лимон, стаканы, ложки, камни разной величины, цвета.

Предварительная работа: отгадывание загадок, рассматривание альбомов, чтение сказок про Байкал, просмотр видеофильма «Флора и фауна Байкала».

Методы и приёмы: Игровой, наглядный, практическая деятельность детей, вопросы к детям, интерактивная игра.

Ход занятия.

1 часть. Вступление.

- Приветствие: «Здравствуй, добрый человек!» Дети стоят в кругу, поворачиваются друг к другу, прикасаясь ладошками, и проговаривают слова: «Здравствуй, добрый человек!»

Цель: способствовать созданию благоприятной обстановки в группе, побуждать детей здороваться с детьми и взрослыми.

- Ребята, мне сегодня позвонили из научного центра и сообщили, что они набирают группу ученых для экспедиции по Байкалу.

- А кто знает, что делают ученые в экспедиции. (Занимаются исследованиями, получают знания)

2 часть. Основная.

- Поедем? А на чем? Дети выбирают вид транспорта. Предлагается презентация транспорта: автобус, яхта, вертолет… Дети объясняют, почему выбирают тот или иной транспорт.

Слайд №1 «Транспорт»

Тогда в путь!

- Давайте сначала повторим правила поведения во время поездки!

Дети вместе с воспитателем отправляются в экспедицию по Байкалу на автобусе. (Включается звук мотора)

Первая остановка: Подводный мир Байкала. (Щука, окунь, омуль, осетр, хариус, голомянка).

Слайд № 2. «Подводный мир Байкала»

- Ребята, мы прибыли на первую остановку «Подводный мир Байкала».

- Что мы можем здесь узнать, о ком получить знания?

- Нам предлагают познакомиться с жителями подводного мира.

- А как мы можем узнать об обитателях Байкала? (Посмотреть книги, энциклопедии)

- А нам приготовили про жителей Байкала видеопрезентацию, загадки. Готовы знакомиться.

Во время презентации дети называют знакомых рыб самостоятельно, а которых не знают, называет воспитатель.

После просмотра презентации, детям загадываются загадки.

  1. Убеждался и не раз ты,

Что хвосты у них, как ласты.

Хоть безногие они.

Но попробуй, догони! (Рыбы)

  1. Серебрист, подвижен, гибок,

Он вкуснее многих рыбок

Дает ухе особый вкус

Байкальский… (Хариус).

  1. Опасней всех она

Хитра, прожорлива, сильна,

Притом такая злюка,

Конечно это… (Щука)

  1. Драчун и забияка,

Живет в воде.

Колючки на спине,

Его и щука не проглотит. (Окунь)

  1. Бледно-розова, нежна

Холодная вода нужна,

А на солнце рыбка тает,

Рыбьим жиром истекает. (Голомянка)

Называется рыба.

Небольшой рассказ про рыбу. (Подготовленный ребенок)

- Поехали дальше. Дети собираются все вместе в импровизированном автобусе и поехали дальше ко второй остановке. (Включается звук мотора)

Вторая остановка: Вода Байкала. Экспериментирование с водой, камнями.

- Ребята, мы уже с вами узнали, что в Байкале живут разные рыбы, а что нужно, чтобы рыбы могли жить в Байкале? (Чистая вода)

Давайте пройдем в лабораторию и изучим воду Байкала.

- Кто знает, какая вода в Байкале? (Чистая, пресная, не имеет вкуса, запаха)

Проверим.

Опыт. «Безвкусная вода»

Материалы: различные емкости для воды, чистая питьевая вода, чистые стаканы, чайные ложки, соль, сахар, лимон.

Ход опыта.

В стакан налить чистую питьевую воду и попробовать вкус. Какая на вкус вода? Добавить в воду немного соли и размешать, снова попробовать. Что изменилось, какая на вкус стала вода? Добавить в другой стакан немного сахара, размешать и попробовать. Куда исчез сахар? Какая вода стала на вкус? Изменился ли цвет воды с добавлением сахара, соли? Почему? В третий стакан налить чистую воду, попробовать и добавить несколько капель лимонного сока. Попробовать, что изменилось?

Дети проговаривают выводы. Рассказывают последовательность опыта по схемам.

Вода прозрачная, в ней растворяются различные вещества, и она приобретает вкус растворенного вещества.

- А кто знает, чем покрыто дно Байкала? (Камнями, песком)

- А хотите ли вы узнать много интересного про камни? Тогда давайте проведем следующий опыт.

Опыт с камнями.

Какие бывают камни?

Цели: Сформировать представление о разнообразности видов камней, свойствах камня, учить классифицировать по различным признакам.

Ход опыта.

Ребята, внимательно рассмотрите камни, какие они? (Разные, большие и маленькие, красивые, блестят)

А какие камешки вам нравятся больше? Найдите самый красивый для вас камешек. Обоснуйте свое мнение. (Гладкий и цветной, большой, на нем есть полосочки, круглые, маленькие, большие)

- А теперь закройте глаза и на ощупь выберите самый гладкий, круглый камень. Внимательно его рассмотрите. Вы знаете, как он называется? (Дети затрудняются ответить)

Этот камень называется морской галькой. Как вы думаете, почему у него нет острых углов? А раньше были? (Дети затрудняются ответить)

Предлагаю взять несколько камешков в ладошки потрясти их. Что вы чувствуете? (Как они стучат)

- А почему они стучат? (Потому, что мы их трясем)

- А что с ними происходит в море? (Они там стучат и бьются)

Вывод: Вода двигает камни, сталкивает их друг с другом; они трутся о песок. Острые углы постепенно стачиваются, камни становятся округлыми, гладкими.

Третья остановка. Животный мир Прибайкалья.

Мы уже познакомились с подводным миром Байкала, узнали, что в Байкале самая чистая вода, узнали какие камни на дне Байкала.

- А как вы думаете, кто живет вокруг Байкала? (Животные)

- Каких животных вы  знаете? (Дети называют животных)

- Как мы можем узнать про животных? (Посмотреть энциклопедии) 

Интерактивная игра «Найди лишнее животное». Слайд 3

- Ребята, посмотрите, нам здесь что-то приготовили. Посмотрим.

Детям предлагается поиграть в необычную игру. На экране появляются животные: три, которые живут в Прибайкалье, а одно лишнее, которое живет на других континентах. Нужно найти лишнее и нажать на кнопку, если ответ правильный, то он исчезнет с экрана, а если нет, то останется на экране, и нужно будет выбрать правильный ответ.

Следующее задание «Расскажи про животное».

Сейчас нужно рассказать про животное. А помогут нам таблицы – подсказки.

- Ребята, для того, чтобы справиться с данным заданием,  давайте разделимся на две компании. Одна компания будет рассказывать про одно животное, а другая – про другое животное. Помогут нам разделиться фишки разного цвета.

Дети в своих компаниях выполняют задание и представляют его друг другу.

- Ребята, чтобы выбрать, кто будет рассказывать, выберете себе в своей компании одного человека. Рассказывающий выбирается по считалке.

Завтра с неба прилетит

Синий-синий-синий кит.

Если веришь — стой и жди

А не веришь — выходи.

Четвертая остановка.  «Увлекательная мастерская».

На память о нашей экспедиции нам предлагается сделать два коллажа: «Животные Прибайкалья», «Подводный мир Байкала». Для этого давайте сначала разделимся на две команды, а помогут нам фишки. (На подносе коричневые и голубые фишки) 

Дети проходят к столу с материалами и выполняют свои коллажи. Дети с голубыми фишками будут делать коллаж «Рыбы Байкала», а с коричневыми – «Животные Прибайкалья».

Во время работы воспитатель постоянно напоминает о времени выполнения.

3 часть. Заключение.

- Вот и подошла наша экспедиция к концу.

- Что мы узнали нового?

Давайте возьмем наши работы с собой и поедем домой в наш детский сад, покажем их родителям и детям в нашем саду, чтобы они тоже познакомились с миром Байкала.

 Возвращение детей в реальность.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД "Путешествие на озеро Байкал"

Непосредственно – образовательная деятельность в подготовительной группе (6-7 лет) по формированию у дошкольников целостной картины мира с использованием информационных технологий по теме: «Путешестви...

конспект интегрированного занятия "Здравствуй озеро Байкал"

конспект интегрированого занятия по окружающему миру и физической культуре для детей подготовительной группы...

Конспект НОД: Какого цвета озеро Байкал?

quot;Какого цвета озеро Байкал?"...

Конспект НОД по НРК теме: «Часть нашей Малой Родины –озеро Байкал» (ПОДВОДНОЕ ЦАРСТВО БАЙКАЛА)

Конспект открытого занятия по теме: «Часть нашей Малой Родины –озеро Байкал»(ПОДВОДНОЕ ЦАРСТВО БАЙКАЛА)...

Конспект занятия «Жемчужина Сибири — озеро Байкал»

Конспект занятия «Жемчужина Сибири — озеро Байкал»для детей 4-5 лет дошкольного возраста...

Конспект занятия Экспедиция на Северный полюс для старшего дошкольного возраста

Цель: укреплять и сохранять здоровье детей, создавать условия для формирования и совершенствования умений и навыков в основных видах движений.Задачи:1. Создать атмосферу радости и эмоционального ...