Методический семинар для педагогов ДОО "Лэпбук, как средство формирования обобщения знаний о родном крае"
методическая разработка (старшая группа)

Сахно Алёна Викторовна

Методический семинар для педагогов ДОО "Лэпбук, как средство  формировнаия и обобщения знаний о родном крае"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskiy_seminar_lepbuk.docx21.11 КБ

Предварительный просмотр:

Методический семинар по теме

«Лэпбук, как средство обобщения знаний о родном крае»

                                                                                                   Разработала: Сахно Алёна Викторовна, старший

                                                                                                  воспитатель МКДОУ детский сад «Солнышко»

 

Система современного дошкольного образования в соответствии с ФГОС переориентирована на включение в воспитательно-образовательный процесс национально-регионального компонента. Знания о родной природе, культурном, историческом наследии родного края помогают детям ощутить и сознать свою принадлежность к малой Родине, своему дому, обеспечивая при этом развитие общечеловеческих и национальных ценностей ребенка.

Знания детей о родном крае довольно специфичны (история, культура, быт, традиции), большие по объему, поэтому сложны для восприятия. Следовательно, возникают проблемы с обобщением, систематизацией и усвоением материала.

Возникает вопрос: как систематизировать всю эту информацию, ничего не забыть, не пропустить главного? Эта проблема привела меня к поиску метода, который помог бы детям эффективно усваивать материал разной сложности и объема.

Такой инновационной технологией работы с информацией является использование лэпбука, который с каждым днем набирает все большую популярность.

Для того, чтобы показать эффективность использования технологии лэпбука в работе по обобщению знаний детей о родном крае, мы выделили следующие задачи:

  1. Теоретически обосновать использование технологии лэпбука при формировании представлений о родном крае;
  2. Представить систему работы по созданию лэпбука, направленного на формирование знаний о родном крае;
  3. Обосновать целесообразность и эффективность применения данной системы работы через презентацию ее результатов.

Впервые создавать лэпбуки начали американцы. Первый, кто использовал его в дошкольной педагогике -Татьяна Пироженко.

Лэпбук отвечает требованиям ФГОС дошкольного образования и обеспечивает:

- возможность учитывать индивидуальные способности детей (задания разной сложности);

- разнообразие игровых заданий;

- интегрирование разных видов детской деятельности (речевую, познавательную, игровую);

- возможность структурировать сложную информацию;

- компактное хранение (большое количество разных заданий и игр в одной папке);

- вариативность использования заданий;

- возможность постоянного обновления, дополнения информации.

В зависимости от назначения, лэпбуки бывают:

учебные;

игровые;

поздравительные;

праздничные;

автобиографические (папка-отчет о каком-то важном событии из жизни знаменитых людей).

В зависимости от формы, бывают:

стандартная книжка с двумя разворотами;

папка с 3-5 разворотами;

книжка – гармошка;

фигурная папка.

Рекомендуемый возраст занятий с лэпбуком — 5 лет и старше. Дети 7-8 лет уже могут самостоятельно разрабатывать и изготавливать свои собственные лэпбуки.

Создание «лэпбука» является одним из видов совместной деятельности взрослого и детей. А может быть еще и формой представления итогов проекта или тематической недели.

Лэпбук это не только мощный справочный инструмент и особая форма организации учебного материала, это, прежде всего, основа партнерской проектной деятельности взрослого с детьми (педагога с воспитанниками, родителя с ребенком). Основа лэпбука создается педагогом и дополняется, совершенствуется вместе с детьми и их родителями. В результате такой работы получается отлично проработанный исследовательский проект.

Работа по созданию лэпбука проходит поэтапно.

  1. Первый этап – выбор темы и составление плана. (1-5 дней). 

Начинаем мы с выбора темы и составления плана. Темы лэпбуков определяются на основе программы авторской программы А. В. Сахно «Родино – моя малая Родина». Когда мы выбрали тему, составляем план-макет (о чем мы хотим в этой папке рассказать), раскрывающий ее. Для этого мы с детьми, в - первую очередь, проводим «Мозговой штурм», здесь принимаются все идеи, даже самые невероятные, затем они анализируются и выбираются наиболее реалистичные.

2.  Второй этап - сбор информации (1-2 недели).

Чтобы наполнить папку разнообразным содержанием необходимо собрать информацию и материал. Информация должна затронуть все образовательные области, поэтому содержание лэпбука, должно отражать материал по пяти направлениям.  Для сбора информации мы используем следующий алгоритм:

Ребенок-воспитатель

Ребенок-ребенок

 Ребенок – родитель

НОД, беседы;

Наблюдения, экскурсии;

Просмотр медиопрезентаций;

Игровая деятельность;

Досуговая деятельность.

Выбор иллюстративного материала;

Рассматривание альбомов, книг;

Самостоятельная изодеятельность;

Самостоятельная игровая деятельность;

Коммуникация и т.д.

Чтение художественной и познавательной литературы;

Просмотр познавательных телепередач, мультфильмов;

Информация в Интернете;

Прогулки;

Видео- и фотосъемка;

Участие в оформлении мини-музеев по краеведению.

3. Создание макета и оформление (1-5 дней).

После сбора информации приступаем к изготовлению и оформлению лэпбука. Весь материал размещается в кармашках, блокнотиках, мини-книжках, книжках-гармошках, вращающихся кругах, конвертиках и т.д. К этой деятельности могут привлекаются все: дети, родители, воспитатели, специалисты детского сада и т.д.

Заниматься по тематической папке желательно постепенно: одно занятие – одно задание. Такая необычная подача материала обязательно привлечёт внимание ребёнка, и он ещё не раз возвратится к ней, чтобы полистать - поиграть, а вместе с ней повторить пройденный материал.

Для системной работы по ознакомлению дошкольников с родным краем был составлен перспективно - тематический план работы по составлению лэпбуков.

- «Мое родное село - Родино» (октябрь);

 - «Животные нашего края» (декабрь)

- «Традиции нашего края» (апрель);

- «Растения нашего края» (июнь).

Эффективность применения технологии лэпбук для обогащения знаний детей о родном крае определялась с помощью метода индивидуальной беседы.

 Для выявления особенностей представлений детей о национальной культуре использовался метод индивидуальной беседы.    

Критериями оценки знаний, стали следующие показатели:

1.  Представления детей о родном крае (растительный и животный мир)

2.  Проявление интереса к объектам родного края (достопримечательности)

3. Использование представлений о родном крае в самостоятельной деятельности и игре.

По результатам диагностики можно отметить, что значительно повысился уровень знаний о родном крае у воспитанников с 20% до 60%.

Исходя из полученных результатов, направленных на определение уровня знаний детьми о родном крае, можно судить о том, что разработанная нами система по использованию лэпбуков для обогащания и обобщения знаний о родном крае дает положительный результат.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективный план работы по формированию у детей среднего дошкольного возраста знаний о родном крае

Система работы по формированию представлений детей о природе края, культуре, быте народов Севера (ханты и манси), поможет привить детям любовь к родному краю и интерес к его прошлому....

Перспективный план по формированию у детей старшего дошкольного возраста знаний о родном крае

Цель предлагаемый занятий: формирование представлений детей о природе края, культуре, быте народов Севера (ханты и манси), воспитание лю­бови к родному краю и интерес к его прошло­му,...

Презентация "Формирование у детей старшего дошкольного возраста системных знаний о родном крае"

В данной презентации отображена система работы фо формированию знаний о родном крае, его достопримечательностях....

Ознакомление детей дошкольного возраста с творчеством И.Данилова как средство расширение знаний о родном крае.

Ознакомление детей дошкольного возраста с культурой народов Якутии – это средство образования в их создании знаний об окружающем мире, об окружающих людях. Эти знания необходимы для формирования...

Консультация для воспитателей "Формирование знаний о родном крае через экологические игры"

Игра – это ведущая деятельность детей в период дошкольного детства, она обогащает и развивает личность, поэтому она должна, так же широко использована в экологическом воспитании, как и в других ...

Методическая разработка для педагогов "Новые формы работы при ознакомлении детей с родным краем"

Знакомить детей с культурой, природным богатством нашего края, заинтересовать их в изучении истории своей Малой Родины эффективно через использование новых форм работы – инновационных технологий...

Проект по формированию знаний о родном крае «Путешествие по лесам Новосибирской области»

Родная природа - это могущественный источник, из которого ребенок черпает многие знания и впечатления. Поддерживая искренний интерес ребенка к окружающему, следует помнить о воспитании береж...