Методический семинар для педагогов ДОО "Лэпбук, как средство формирования обобщения знаний о родном крае"
методическая разработка (старшая группа)
Методический семинар для педагогов ДОО "Лэпбук, как средство формировнаия и обобщения знаний о родном крае"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskiy_seminar_lepbuk.docx | 21.11 КБ |
Предварительный просмотр:
Методический семинар по теме
«Лэпбук, как средство обобщения знаний о родном крае»
Разработала: Сахно Алёна Викторовна, старший
воспитатель МКДОУ детский сад «Солнышко»
Система современного дошкольного образования в соответствии с ФГОС переориентирована на включение в воспитательно-образовательный процесс национально-регионального компонента. Знания о родной природе, культурном, историческом наследии родного края помогают детям ощутить и сознать свою принадлежность к малой Родине, своему дому, обеспечивая при этом развитие общечеловеческих и национальных ценностей ребенка.
Знания детей о родном крае довольно специфичны (история, культура, быт, традиции), большие по объему, поэтому сложны для восприятия. Следовательно, возникают проблемы с обобщением, систематизацией и усвоением материала.
Возникает вопрос: как систематизировать всю эту информацию, ничего не забыть, не пропустить главного? Эта проблема привела меня к поиску метода, который помог бы детям эффективно усваивать материал разной сложности и объема.
Такой инновационной технологией работы с информацией является использование лэпбука, который с каждым днем набирает все большую популярность.
Для того, чтобы показать эффективность использования технологии лэпбука в работе по обобщению знаний детей о родном крае, мы выделили следующие задачи:
- Теоретически обосновать использование технологии лэпбука при формировании представлений о родном крае;
- Представить систему работы по созданию лэпбука, направленного на формирование знаний о родном крае;
- Обосновать целесообразность и эффективность применения данной системы работы через презентацию ее результатов.
Впервые создавать лэпбуки начали американцы. Первый, кто использовал его в дошкольной педагогике -Татьяна Пироженко.
Лэпбук отвечает требованиям ФГОС дошкольного образования и обеспечивает:
- возможность учитывать индивидуальные способности детей (задания разной сложности);
- разнообразие игровых заданий;
- интегрирование разных видов детской деятельности (речевую, познавательную, игровую);
- возможность структурировать сложную информацию;
- компактное хранение (большое количество разных заданий и игр в одной папке);
- вариативность использования заданий;
- возможность постоянного обновления, дополнения информации.
В зависимости от назначения, лэпбуки бывают:
учебные;
игровые;
поздравительные;
праздничные;
автобиографические (папка-отчет о каком-то важном событии из жизни знаменитых людей).
В зависимости от формы, бывают:
стандартная книжка с двумя разворотами;
папка с 3-5 разворотами;
книжка – гармошка;
фигурная папка.
Рекомендуемый возраст занятий с лэпбуком — 5 лет и старше. Дети 7-8 лет уже могут самостоятельно разрабатывать и изготавливать свои собственные лэпбуки.
Создание «лэпбука» является одним из видов совместной деятельности взрослого и детей. А может быть еще и формой представления итогов проекта или тематической недели.
Лэпбук это не только мощный справочный инструмент и особая форма организации учебного материала, это, прежде всего, основа партнерской проектной деятельности взрослого с детьми (педагога с воспитанниками, родителя с ребенком). Основа лэпбука создается педагогом и дополняется, совершенствуется вместе с детьми и их родителями. В результате такой работы получается отлично проработанный исследовательский проект.
Работа по созданию лэпбука проходит поэтапно.
- Первый этап – выбор темы и составление плана. (1-5 дней).
Начинаем мы с выбора темы и составления плана. Темы лэпбуков определяются на основе программы авторской программы А. В. Сахно «Родино – моя малая Родина». Когда мы выбрали тему, составляем план-макет (о чем мы хотим в этой папке рассказать), раскрывающий ее. Для этого мы с детьми, в - первую очередь, проводим «Мозговой штурм», здесь принимаются все идеи, даже самые невероятные, затем они анализируются и выбираются наиболее реалистичные.
2. Второй этап - сбор информации (1-2 недели).
Чтобы наполнить папку разнообразным содержанием необходимо собрать информацию и материал. Информация должна затронуть все образовательные области, поэтому содержание лэпбука, должно отражать материал по пяти направлениям. Для сбора информации мы используем следующий алгоритм:
Ребенок-воспитатель | Ребенок-ребенок | Ребенок – родитель |
НОД, беседы; Наблюдения, экскурсии; Просмотр медиопрезентаций; Игровая деятельность; Досуговая деятельность. | Выбор иллюстративного материала; Рассматривание альбомов, книг; Самостоятельная изодеятельность; Самостоятельная игровая деятельность; Коммуникация и т.д. | Чтение художественной и познавательной литературы; Просмотр познавательных телепередач, мультфильмов; Информация в Интернете; Прогулки; Видео- и фотосъемка; Участие в оформлении мини-музеев по краеведению. |
3. Создание макета и оформление (1-5 дней).
После сбора информации приступаем к изготовлению и оформлению лэпбука. Весь материал размещается в кармашках, блокнотиках, мини-книжках, книжках-гармошках, вращающихся кругах, конвертиках и т.д. К этой деятельности могут привлекаются все: дети, родители, воспитатели, специалисты детского сада и т.д.
Заниматься по тематической папке желательно постепенно: одно занятие – одно задание. Такая необычная подача материала обязательно привлечёт внимание ребёнка, и он ещё не раз возвратится к ней, чтобы полистать - поиграть, а вместе с ней повторить пройденный материал.
Для системной работы по ознакомлению дошкольников с родным краем был составлен перспективно - тематический план работы по составлению лэпбуков.
- «Мое родное село - Родино» (октябрь);
- «Животные нашего края» (декабрь)
- «Традиции нашего края» (апрель);
- «Растения нашего края» (июнь).
Эффективность применения технологии лэпбук для обогащения знаний детей о родном крае определялась с помощью метода индивидуальной беседы.
Для выявления особенностей представлений детей о национальной культуре использовался метод индивидуальной беседы.
Критериями оценки знаний, стали следующие показатели:
1. Представления детей о родном крае (растительный и животный мир)
2. Проявление интереса к объектам родного края (достопримечательности)
3. Использование представлений о родном крае в самостоятельной деятельности и игре.
По результатам диагностики можно отметить, что значительно повысился уровень знаний о родном крае у воспитанников с 20% до 60%.
Исходя из полученных результатов, направленных на определение уровня знаний детьми о родном крае, можно судить о том, что разработанная нами система по использованию лэпбуков для обогащания и обобщения знаний о родном крае дает положительный результат.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Перспективный план работы по формированию у детей среднего дошкольного возраста знаний о родном крае
Система работы по формированию представлений детей о природе края, культуре, быте народов Севера (ханты и манси), поможет привить детям любовь к родному краю и интерес к его прошлому....
Перспективный план по формированию у детей старшего дошкольного возраста знаний о родном крае
Цель предлагаемый занятий: формирование представлений детей о природе края, культуре, быте народов Севера (ханты и манси), воспитание любови к родному краю и интерес к его прошлому,...
Презентация "Формирование у детей старшего дошкольного возраста системных знаний о родном крае"
В данной презентации отображена система работы фо формированию знаний о родном крае, его достопримечательностях....
Ознакомление детей дошкольного возраста с творчеством И.Данилова как средство расширение знаний о родном крае.
Ознакомление детей дошкольного возраста с культурой народов Якутии – это средство образования в их создании знаний об окружающем мире, об окружающих людях. Эти знания необходимы для формирования...
Консультация для воспитателей "Формирование знаний о родном крае через экологические игры"
Игра – это ведущая деятельность детей в период дошкольного детства, она обогащает и развивает личность, поэтому она должна, так же широко использована в экологическом воспитании, как и в других ...
Методическая разработка для педагогов "Новые формы работы при ознакомлении детей с родным краем"
Знакомить детей с культурой, природным богатством нашего края, заинтересовать их в изучении истории своей Малой Родины эффективно через использование новых форм работы – инновационных технологий...
Проект по формированию знаний о родном крае «Путешествие по лесам Новосибирской области»
Родная природа - это могущественный источник, из которого ребенок черпает многие знания и впечатления. Поддерживая искренний интерес ребенка к окружающему, следует помнить о воспитании береж...